Выявление проблем реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 31.10.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Чебанов, Г. К. Выявление проблем реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации / Г. К. Чебанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118812/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье предлагается рассмотреть основные проблемы реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная служба, служебная деятельность, административно-правовой статус, государственно-служебная деятельность, государственный аппарат.

Первой и самой важной проблемой является то, что понятие «административно-правовой статус государственного служащего» не разработано теоретически. В нашей стране пока нет единого подхода к понятию «административно-правовой статус государственного служащего». Самый главный закон, который регулирует деятельность государственных служащих в настоящее время это Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], в котором закреплены основы административно-правового статуса государственных служащих.

Российская Федерация представляет собой одну из немногих стран, где отсутствуют четко прописанные законодательные процедуры, касающиеся раскрытия и закрытия информации о деятельности государственных органов. Это создает значительные проблемы для граждан, желающих получить доступ к важной информации, касающейся работы власти. Процесс получения такой информации часто оказывается сложным и запутанным. Государственные органы, как правило, предоставляют значимую для общества информацию с опозданием, а в некоторых случаях и вовсе отказываются ее раскрывать. Это может быть связано с тем, что практически любая информация, касающаяся деятельности государственных структур, может быть классифицирована как конфиденциальная. В результате, граждане сталкиваются с серьезными трудностями в реализации своего конституционного права на получение информации. Кроме того, стоит отметить, что отсутствие прозрачности в работе государственных органов может привести к снижению доверия со стороны общества. Люди начинают сомневаться в добросовестности и открытости власти, что может негативно сказаться на общественном климате и уровне гражданской активности. В таких условиях формируется атмосфера недоверия, где граждане не могут быть уверены в том, что их интересы учитываются.

На основе этого можно выделить еще одну важную проблему, связанную с административно — правовым статусом государственного и муниципального служащего, это информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями.

Государственно-служебная деятельность рассматривается в настоящее время , как правовой институт государства, призванный обеспечить организацию, практическое осуществление его задач, функций, и общественную безопасность, так как государственный аппарат проявляет себя как единый общественно-государственный информационный центр в интересах служебной деятельности своих служащих. Без них он остается общей схемой и мертвой конструкцией. Речь идет о задачах, которые решаются в интересах модернизации государственного аппарата и без решения, которых немыслимо регулирование инновационно-служебной деятельности.

Также необходимо отметить, что в отечественной юридической литературе, несмотря на некоторые общие формулировки, не сложилось понимание сущности правового регулирования служебной деятельности. В целом отсутствует рассмотрение контрольной, антикоррупционной функции этой деятельности. С этой точки зрения административно-правовое регулирование — это результативное, организующее и консолидирующее воздействие норм административного права на общественные отношения в сфере деятельности государственной службы, ее служащих посредством системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения права) и нравственных начал, подчиненных интересам обеспечения общественной безопасности.

Анализ общих служебных прав государственных служащих в сфере управления показывает, что они в большинстве случаев состоят из таких элементов, как новые права и обязанности: правомочия содержания совершать определенные политикой модернизации действия или воздерживаться от их совершения; правомочия требовать реализации своих информационных прав от нанимателя; правомочия информационного характера обращаться в случае необходимости за государственной защитой инновационной деятельности служащих; правомочия, возникшие на этой основе, пользоваться новыми социальными благами. К таковым, например, относятся: право на обеспечение информацией, необходимой для исполнения должностных обязанностей, наряду с правом на отдых, правом на оплату труда; антикоррупционные обязанности служащих; право и обязанность на инновационное развитие профессионализма и компетентности государственных служащих.

В целом становятся реальными субъективные права государственных служащих на участие в управлении процессами, поскольку они фиксируются в самых различных законодательных и подзаконных актах. При этом, разумеется, какие-то права имеются у всех без исключения государственных служащих, а какими-то наделены только некоторые из них.

Вместе с тем, представляется целесообразным выделять в отдельную группу обязанностей ограничения, налагаемые на государственных служащих в связи с использованием инновационной и закрытой служебной информации, которые налагаются на государственных служащих в связи с замещением соответствующих должностей.

Однако если инновационность, равно как и информационность, есть всеобщие свойства служебной деятельности, то, все же следует связывать специфику их взаимодействия с системой и структурой органов государственной власти. Действительно, государственная служба имеет организационную структуру, принципиально отличную от других правовых, социальных институтов, подчиненную интересам правового обеспечения государственно-служебной деятельности.

Также приходится констатировать, что современное законодательство о государственной и муниципальной службе пошло по пути не только единства, но и расхождения этих институтов, пассивного и в ряде случаев безучастного отношения к их институциональному, инновационному и информационно-правовому характеру.

В условиях стремительного развития технологий и постоянных изменений в обществе, необходимость в модернизации государственной службы становится все более актуальной. Существующее законодательство о государственной службе, безусловно, играет важную роль, однако для эффективного управления в инновационном государстве требуется более гибкое и современное регулирование. В этой связи принятие нового законодательного акта, который будет направлен на улучшение и модернизацию служебной деятельности, представляется не только целесообразным, но и необходимым шагом. На первом этапе можно рассмотреть возможность принятия базового федерального закона, который будет охватывать основные аспекты публично-инновационной деятельности государственных служащих. Этот закон должен установить общие принципы и рамки, в которых будет происходить взаимодействие различных видов публичной службы. Он должен учитывать не только текущие реалии, но и перспективы развития, чтобы обеспечить адаптацию государственных служащих к новым условиям работы. Важным аспектом такого закона станет акцент на внедрение инновационных технологий в процессы государственного управления, что позволит повысить эффективность и прозрачность работы органов власти. Следующим шагом в этом направлении может стать разработка более детализированного и комплексного документа, например, кодекса профессиональной деятельности государственных служащих. Этот кодекс должен включать в себя не только этические нормы и стандарты поведения, но и конкретные рекомендации по внедрению инновационных практик в повседневную работу. Он также может содержать положения о профессиональном развитии и обучении государственных служащих, что будет способствовать повышению их квалификации и готовности к изменениям. Важно отметить, что процесс модернизации государственной службы не может быть успешным без активного участия самих государственных служащих. Их мнение и опыт должны быть учтены при разработке новых законодательных инициатив. Кроме того, необходимо обеспечить открытость и доступность информации о процессах модернизации, чтобы общество могло активно участвовать в обсуждении и формировании новых норм и стандартов. Таким образом, модернизация государственной службы через принятие нового законодательства — это многоступенчатый процесс, который требует тщательной проработки на всех уровнях. Это позволит создать инновационное государство, способное эффективно реагировать на вызовы времени и потребности граждан.

Литература:

1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, служащий, административно-правовой статус, служебная деятельность, государственно-служебная деятельность, государственный аппарат, российская Федерация, инновационное государство, общественная безопасность, процесс модернизации.


Похожие статьи

Задать вопрос