Библиографическое описание:

Бувайлик С. И., Столяров Д. А. Социальная защита работающего населения в Российской Федерации XXI века [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 105-107. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12133/ (дата обращения: 13.12.2017).



В статье рассматривается некоторые аспекты социальной защиты работающего населения в Российской Федерации, на основе нормативно-правовых актов и анализе статистических данных. Проведен анализ одной из проблематик концепций индивидуальности социальной защиты работающего населения.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, политика, работник, Российская Федерация, социальная защита

The article discusses some aspects of social protection of the working population in the Russian Federation, normative legal acts and analysis of statistical data. The analysis one of the problems of the concepts of individuality and social protection of the working population.

Keywords: normative-legal acts, policy, worker, Russian Federation, social protection

Социальная защита работающего населения находится в России в стадии реформирования, и ее развитие всецело зависит от социальной политики государства. Государственная социальная политика, как представляется, должна быть направлена на улучшение социально-экономического положения отдельных социальных групп и повышения качества и уровня жизни общества в целом. Развитие и преобразование социальной политики зависит от комплекса факторов, включающего в себя: трудовые отношения (страхование); защиту малоимущих слоев населения; доход населения; здравоохранения; область инфраструктуры.

Цель данной политики заключается в улучшение жизни, здоровья, дохода, а также в создании и поддержании благоприятной атмосферы в обществе. Одним из направлений деятельности в этом направление является страхование «граждан от возможного уменьшения уровня доходов и снижения жизненного уровня» [1, с. 146]. Государство реализует это направление деятельности через федеральные, региональные и местные органы власти. Контроль в области социальной защиты относится к компетенции Министерства труда и социальной защиты, органам социальной защиты и подведомственным им организациям.

Основы социальной политики в области защиты работающего населения в целом и в частности закреплены в нормативно-правовых актах. В ч. 3 статье 37 Конституции РФ прописано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера труда оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» [2].

Российская Федерация в силу своего статуса выступает в качестве социального государства, для которого в числе приоритетов на первых позициях значится задача по обеспечению достойной жизни граждан, которая выражается в гарантированности минимального размера оплаты труда и развитии системы социальной службы.

Весомую роль в социальной защите работающего населения играют международно-правовые соглашения. Например, в ноябре 2016 года Россия и Международная организация труда подписали программу сотрудничества, в котором были определены основные приоритеты сотрудничества на 2017–2020 годы:

– Расширение возможностей занятости и повышение производительности труда;

– Сотрудничество в области социального страхования и пенсионного обеспечения;

– Обеспечение соблюдения норм на рабочих местах и достойных условий труда» [3].

На сегодняшний день в России действует большое количество нормативно-правовых актов, ориентированных на международные соглашения. Однако детальной проработки вопроса по-прежнему не существует. Отчасти это можно объяснить тем, что в данный момент государство в большей степени уделяет внимание внешней политике. Статистика показывает, что «к концу первого квартала 2016 года насчитывалось 22,7 млн., человек с доходом ниже прожиточного минимума» [4], в конце 2015 года численность составила 14,4 млн. В январе 2016 года активное население составило «52 % от всего населения страны, 4,4 млн. являются безработными» [5].

Социальную защиту можно рассмотреть, в широком смысле, на конституционном уровне, и в частном порядке, в рамках реализации прав и свобод работников. В основе социальной защиты не должно быть принципа оказания помощи на предприятие только определенным категориям (слоям) работников. В Российской Федерации на предприятиях (организациях) социальная помощь должна быть направлена на каждого работника, т. е. должен преобладать принцип индивидуальности «социальная защита является системой мер, осуществляемых как государством, так и предпринимателями» [6, с. 50]. Развитие данного направления будет способствовать решению социальных, экономических проблем. Это позволяет предположить, что будут гарантированы права на достойный уровень жизни.

Концепцию индивидуальности социальной защиты работника сложно реализовать в Российской Федерации на данном периоде времени. Проблема, возможно, может выражаться в самом государстве, профсоюзах, хотя основная цель данной объединения является, как прописано в статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» «создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов» [7], работодателе, работнике. Для многих не секрет, что практически на многих предприятиях не соблюдается требования к условиям труда. Возможно, связано с тем, что в большом темпе внедряются новые технологии. Это позволяет предположить, что непрофессиональное обращение с данными технологиями стало опасной для здоровья и жизни людей.

Участились производственные травмы, по мнению министерства труда и социальной защиты «более 75 % несчастных случаев вызваны причинами организационного характера и так называемым «человеческим фактором» (неудовлетворительной организацией производства работ, нарушениями требований охраны труда, недостатками в обучении, нарушениями трудовой дисциплины)» [8]. Социальная защита работников на предприятии выражается в большинстве случаев через коллективный договор, самый весомый нормативный акт — это трудовой договор, в котором прописано социальная система обеспечения прав работников, исходя из этого, прописана ответственность работодателя за непредставленные социальные экономические гарантии.

Социальная защита работника осуществляется, как со стороны государства, так и со стороны работодателя (предприятия, организации). Социальная защита является мотивирующим методом для улучшения производительности труда. Одной из проблем Российской Федерации является, то, что работник имеет социальные гарантии в большей степени на бумаге. Принятия новых нормативно-правовых актов не улучшит положения, а наоборот принесут некоторые негативные аспекты. Решение возможно при максимальном использовании всеми органами страховых программ по развитию социальной защиты работающих, «настоящему, чтобы обернуться будущим требуется вчера» [9, с. 4].

Литература:

  1. Нечуйкина Е. В. Социальная защита: понятие, категории, терминология // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 49 С.145–147;
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398;
  3. URL: http://www.rosmintrud.ru/social/social/326/ (дата посещения 13.02.2017);
  4. URL: http://www.rbc.ru/society/17/06/2016/5764115c9a7947690a403410 (дата посещения 13.02.2017);
  5. URL: https://iom.anketolog.ru/2016/03/03/opredelen-sostav-trudosposobnogo-naseleniya-rossii-v-2016-godu (дата посещения 13.02.2017);
  6. Мнацаканян Элита Геннадьевна Совершенствование социальной защиты работника в процессе достижения достойного труда // Государство и право в XXI веке. 2016. № 1 С.46–51;
  7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, N 12, 20.01.199;
  8. URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/206 (дата посещения 14.02.2017);
  9. Крашенинников Павел 12 апостолов права. — М.: Статут, 2015. — 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной защиты, Социальная защита, Российской Федерации, индивидуальности социальной защиты, социальной политики, нормативно-правовых актов, social protection of, аспекты социальной защиты, социальной защиты работника, органам социальной защиты, «О профессиональных союзах, области социальной защиты, концепций индивидуальности социальной, основе социальной защиты, развитию социальной защиты, социальной политики государства, производительности труда, оплаты труда, преобразование социальной политики, Основы социальной политики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос