Автор: Шатрова Анастасия Леонидовна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (8) август 2009 г.

Статья просмотрена: 555 раз

Библиографическое описание:

Шатрова А. Л. «Социальная защита» – понятие и смысл // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 95-97.

Понятие социальной защиты можно рассматривать с позиций исследования нескольких наук:

–  социологи рассматривают социальную защиту как систему обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;

– демографы рассматривают это как систему, способствующую поддержанию демографической ситуации в стране, обеспечению необходимого благосостояния и здоровья нации;

– в экономической науке социальная защита изучается с позиции обеспечения населения материальными средствами, предотвращения бедности, а также права на поддержку человека на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него причинам.

В полном понимании смысла термина «социальная защита» есть некоторые разночтения.  Часто, в научных публикациях и литературе, социальная защита ассоциируется с материальной помощью, преимущественно в отношении наименее социально защищенных слоев населения [1, с. 39]. При этом недостаточно уделяется внимание тому, что социальная защита эффективна, в случае если она обеспечивает не только материальное благосостояние, но и экономическую самостоятельность, социальный статус личности, здоровье и душевный комфорт. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальная защита это многогранное понятие и материальная помощь и поддержка рассматривается, как только одна из форм социальной защиты.

Социальная защита тесно связана с уровнем жизни, который по рекомендации ООН включает в себя следующие определения:

– демографические условия;

– здоровье нации;

– фонды потребления и накопления;

– условия занятости и организации труда;

– образование;

– жилье, со степенью благоустройства;

– социальное обеспечение;

– человеческие свободы.

Объективная необходимость в социальной защите обусловлена, прежде всего, самой природой человека – как биологического вида. Человека – как индивидуума социального с существующей взаимозависимостью от внешних факторов, производственной и природной среды, возраста, здоровья, трудоспособности.

Сфера  социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе [2, с. 152]. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Именно поэтому важность социальной сферы нельзя недооценивать.

В большинстве стран под воздействием наступившего экономического кризиса происходит изменение социальной политики к новым социально – экономическим реалиям. Изменения происходят при устоявшейся десятилетиями системе ценностей и отношений государства и индивидуума.

Практически сразу после второй Мировой войны в странах Запада сложилась определенная система обязательств государства перед своими гражданами, которая как показало время, является наиболее привлекательной для граждан Арабского мира и жителей Восточной Европы, которые миллионами мигрировали в страны Запада. В России же, как и в бывших Союзных республиках СССР социальная политика государства строилась с разрушения сложившейся за годы советской власти системы защиты населения, дискредитации у большинства зрелого населения системы жизненных ценностей, обесценения трудового потенциала (значимости рабочих профессий). В довершении к вышесказанному, допущенные просчеты при проведении приватизации и акционировании достояния Государства привели к резкой имущественной дифференциации, разделившей общество на сверхбогатых и малоимущих. При этом существенным является имущественное положение трудоспособного населения, которое можно разделить на несколько групп, отличающихся по величине доходов: около 2-3% богатых, 5 -10% - обслуживающих богатый слой, около 40-50% - работающих на различных производствах, примерно 30% - работающих в сфере обслуживания и силовых структурах, около 10% - не работает и составляют социальное дно. У этих различных слоев общества формируются разные системы ценностей, приоритеты, предпочтения, разные мотивации к труду, нормы стереотипа общественного поведения. Исходя из вышеизложенного, проблема социальной защиты населения государством  в России стоит острее, чем в странах Запада, так как слишком быстрый переход от плановой экономики к рыночной, переориентация от социализма к капитализму не добавил оптимизма и уверенности в завтрашнем дне основной массе граждан России.

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Она осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу. Социальную защиту принято рассматривать в двух аспектах:

В широком смысле - характеризуется как политика обеспечения социально-экономических прав и гарантий человека в области уровня жизни населения. А также как процесс согласования интересов общества и государства.

Узкий подход. Социальная  защита - это система мер, обеспечивающая социальную защищенность не трудоспособным слоям населения, а социально – уязвимым слоям населения.

В концепции системы социальной защиты населения в Российской Федерации отражены правовые категории, определяющие сущность основ социальной защиты населения [3, с. 71-72]:

·         Социальные права народа;

·         Система социальной защиты;

·         Государственный социальный  стандарт;

·         Социальное государство;

·         Социальные гарантии;

·         Социальное право;

·         Социальные услуги.

Рассмотрим одну из правовых категорий, определяющую сущность основы социальной защиты. Социальные услуги Государства обществу – это установленная Федеральным законом совокупность общественных благ, предоставление которых гарантирует Государство гражданам в зависимости от их  социально-правового статуса и уровня доходов за счет средств бюджета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетных социальных фондов на основе доступности «безвозмездности» данных благ каждому гражданину. В то же время, в финансировании и предоставлении социальных услуг возрастает роль коммерческих и некоммерческих организаций. В этих условиях очень важно чтобы не произошла окончательная  подмена государственных функций, обязательств, обязанностей коммерческими услугами, оплачиваемыми населением.

Для предотвращения этого необходимо законодательно регламентировать функции, формы, методы и подходы в сфере социальной защиты населения, а также откорректировать и закрепить критерии оценки деятельности качества и количества социальных услуг, предоставляемых населению с бизнес структурами и государственными органами.

При этом попытаться четко регламентировать грани двух, казалось бы, взаимоисключающих подходов к социальной защите.

Первый подход – заключается в том, что человека обязано защищать Государство;

Второй подход – человек должен защищать себя сам. 

Только расставив приоритеты между этими подходами, определив степень ответственности и обязанностей в системе «Государство – Человек» – можно и нужно разработать теорию конституционных основ социальной защиты, а также формы и порядок ее применения на практике.

Одним из основных средств социальной защиты должна быть возможность для всех трудоспособных граждан самостоятельно получать доход (обеспечение права на труд). Государство обязано способствовать во – первых, посредством внедрения новых программ в области профессиональной переподготовки высвобождаемого трудоспособного населения, во вторых создавать новые рабочие места, инвестируя средства в развитие сельского хозяйства, организацию государственных предприятий по глубокой переработке углеводородного сырья, улучшенной переработке железных и цветных руд, станкостроению, машиностроению, предприятий инфраструктуры и дорожного строительства.

Не менее важным средством социальной защиты должно стать унифицированное подравнивание доходов человека, проводящееся через систему компенсационных выплат на протяжении всей его жизни, в зависимости от жизненных обстоятельств и в соответствии с установленным прожиточным минимумом.

Следует также вернуться к системе прогрессивного налогообложения на доходы граждан, что приведет к наполняемости бюджета и обеспечению социальной справедливости.

 

Список использованных источников:

  1. Пронина Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения / Л.И. Пронина. – М.: Экономика, 1990. – С. 38 – 42.
  2. Бессчетнова О.В. Социальная политика и социальная защита в России [Текст]: сущность и перспективы развития / О.В. Бессчетнова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – № 16. – С. 150 – 155.
  3. Лебедева Н. 122-й закон: правовые и социальные последствия [Текст] / Н.Лебедева // Человек и труд. – 2005. – № 4. – С. 70 – 74.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной защиты, социальной защиты населения, социальная защита, социальной политики, основ социальной защиты, социальной защите, Понятие социальной защиты, трудоспособного населения, форм социальной защиты, проблема социальной защиты, системы социальной защиты, социальной защиты должна, Система социальной защиты, средством социальной защиты, слоям населения, основы социальной защиты, сфере социальной защиты, Социальная защита, Социальная защита населения, системы защиты населения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос