Конституционный строй — центральный институт российского права и правовой интеграл демократической сущности публичной власти | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 27.09.2016

Статья просмотрена: 2247 раз

Библиографическое описание:

Югов, А. А. Конституционный строй — центральный институт российского права и правовой интеграл демократической сущности публичной власти / А. А. Югов. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 30-37. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/223/11068/ (дата обращения: 17.12.2024).



О соотношении понятий «конституционный строй» и «Основы конституционного строя».Принятый на Всероссийском референдуме и, следовательно, выражающий консолидированную волю российского народа Основной Закон страны в качестве первоочередной задачи в главе первой первого раздела закрепляет Основы конституционного строя. И это закономерно. Приоритетное положение этого конституционного института объясняется тем, что его нормы имеют определяющее значение для понимания и функционирования всех других правовых институтов. Поэтому представляется исключительно важным выяснить, в чём проявляется сущность, содержание и форма конституционного строя. Решение же этой задачи изначально требует предварительного ответа на вопрос о соотношении понятий «конституционный строй» и «Основы конституционного строя».

Ознакомление с обширной литературой по вопросу о понимании и содержании конституционного строя России показывает, что авторы не всегда одинаково определяют его наименование, что, скорее всего, отражает разную оценку места этого института в правовой системе страны в целом. В ряде работ речь идёт только об «Основах конституционного строя», где внимание акцентируется на первой главе Основного Закона РФ [1], но значительно чаще этот же институт рассматривается как “конституционный строй» [2], то есть вся совокупность правовых норм закрепляющих самые главные высшей юридической силы принципы и ценности, которые обязательны для позитивного развития всех других общественных отношений, независимо от того, в каких источниках они содержатся. Однако встречающиеся в литературе различия в наименовании этого института не должны закрывать от нас главного его содержания, которое заключается в том, что конституционный строй это ведущий и головной институт не только отрасли конституционного (кратологического) права, но и юридический интеграл демократической сущности всей системы общественных отношений. Исключительно отчётливо выразил такое понимание конституционного строя Д. А. Керимов, по мнению которого конституционный строй — это «система господствующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощающих суверенитет народа, свободы и права человека и определяющих сущность общества в целом» [3, с.258]. На практике это, в частности, проявляется в том, что с помощью и посредством правовых норм данного института устанавливаются и закрепляются основные принципы организации и функционирования официальной публичной власти. Такие принципы публичной власти как цивилизованный характер власти, гуманный характер власти, демократический характер власти, идея разделения властей, идея конституционализма и законности, принцип идеологического и политического многообразия.

Сравнительное осмысление научно-теоретических разработок, в которых освещаются вопросы «конституционного строя» и «Основ конституционного строя» и их сопоставление с принципами конституционного строя, закреплёнными в первой главе Основного Закона России 1993 года, приводит выводу о том, что принципиального различия между понятиями «конституционный строй» и «Основы конституционного строя» — нет. Использование термина «Основы» обусловлено, по всей видимости, тем, что исследование в конкретном излагаемом варианте ограничено только той частью этого института, которая представлена в тексте Основного Закона. В связи с этим важно уточнить наименование этого института в учебной литературе. Предпочтение необходимо отдать наименованию «Конституционный строй» с тем, чтобы представление о нём было наиболее полным и не ограничивалось только первой главой Конституции РФ, хотя, конечно, она имеет доминирующее значение для понимания сущности этого феномена. В процессе изучения следует обратить внимание на такие вопросы, как использование его названия с позиций широкого подхода, место данного института в системе отрасли конституционного права и среди других институтов правовой системы в целом, особый характер общественных отношений составляющих предмет правового регулирования, специфические особенности по юридической форме и содержанию, практика реализации правовых норм.

Сущность конституционного строя России. Сущность конституционного строя в реальной политической практике объективирована через его основные черты, которые в своей совокупности составляют универсальную форму отражения, развития и удовлетворения высших интересов личности, общества и государства во всех сферах социума.

Системное исследование этих основных черт, которые пронизывают весь спектр социальной, экономической и духовно-нравственной жизни общества, убеждает в том, что на основе действующей Конституции РФ и конституционного законодательства в России утверждается конституционный строй цивилизованных, гуманных, демократических, динамичных и правовых отношений.

Цивилизованный характер общественных отношений, определяющих сущность конституционного строя, означает, что, во-первых, Основной Закон России делает однозначный и отчётливый выбор между добром и злом в пользу добра. Идеалы добра и справедливости закрепляются в Преамбуле Конституции РФ в качестве основополагающих ценностей, которые определяют сущность этого правового акта и устанавливаемых им институтов. Что вполне объяснимо. Во все времена этика оказывала решающее влияние на развитие общественной жизни, в том числе на право. Суть этого влияния в том, что общее понимание добра и зла консолидирует общество, сплачивает людей и формирует прочный моральный фундамент государственности; и, наоборот, отсутствие такого понимания или извращённые представления о добре и зле порождают конфликты и споры и разрушают общественные и государственные структуры. Согласно этой нравственной позиции конституционными устоями общества признаются такие поведенческие правила, как «делай людям добро» и «поступай так, как бы ты хотел, чтоб другие относились к тебе». Во-вторых, Конституция провозглашает верность идеалам социальной справедливости, которая предполагает создание материальных и юридических условий для достойного и благополучного развития каждой личности и общества в целом. В-третьих, признаётся правовое равенство всех населяющих Россию народов. В-четвёртых, общечеловеческие нравственные ценности, в том числе уважение человеческого достоинства, недопустимость совершения антизаконных действий, признание равноправия всех форм собственности и другие защищаются как нравственная основа конституционного строя. В-пятых, общепризнанные принципы и нормы международного права определены как органическая составная часть российской правовой системы.

Гуманный характер конституционного строя означает, что, во-первых, человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство законодательно провозглашены высшей ценностью общества. По Российской Конституции гуманное общество — это такое общество, которое осознаёт свою ответственность за каждого человека. Интересы человека в таком обществе превыше всего, а личность воспринимается как эпицентр общественного мироздания. Во-вторых, милосердие понимается как реальное и конкретное проявление добра, внимания и заботы общества по отношению к конкретному человеку. В-третьих, законодательно запрещены жестокие меры наказания. В частности, часть 2 статьи 21 Конституции РФ гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». В-четвёртых, конституционно закреплена обязанность государства обеспечивать социальную защиту населения. Реализация этого института требует от всех государственных органов и организаций и общественных формирований постоянной заботы о слабо защищённых группах населения (престарелых, инвалидах, детях, больных). В-пятых, Российская Конституция содержит отказ от законодательного закрепления исключительного или привилегированного положения какой-либо одной социальной группы или отдельных объединений граждан.

Демократизм российского конституционного строя проявляется в том, что в социальной практике, в том числе в сфере государственного управления, как основополагающие идеи реализуются следующие положения: во-первых, вся власть в стране принадлежит народу. Народ является единственным источником любой власти в обществе, ему принадлежит первичная суверенная политическая воля, которая лежит в основе официальной публичной власти, в том числе государственной и муниципальной власти. Согласно части 4 статьи 3 Конституции РФ «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Во-вторых, признаётся свобода политического развития, в том числе свободные выборы и свобода деятельности политических партий и общественных движений на основе и в соответствии с законом. В-третьих, утверждается принцип свободного экономического развития, в том числе свободное использование труда и свобода предпринимательства. В-четвёртых, признаётся и гарантируется свобода самоопределения и самоуправления народов-этносов, свободное этнокультурное развитие всех этнических сообществ. В-пятых, каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В-шестых, законом жизни демократического общественно-политического строя России является гласность и учёт общественного мнения в политической практике.

Динамизм конституционного строя РФ отчётливо обнаруживается в том, что, во-первых, ему объективно присущи дифференциация и разнообразие общественных интересов, их противоборство, что и является движущей силой социального прогресса. Во-вторых, функционирующие в российском обществе социальная, экономическая и политическая системы обладают не только интегрирующими, но и дифференцирующими функциями. Так, единство и разнообразие функций политической системы проявляется в том, что единая суверенная воля народа, как источник публичной власти, не отрицает, а допускает возможность существования различных политических партий, которые ведут борьбу за обладание государственной властью. В-третьих, динамизм конституционного строя находит своё выражение в поступательной смене форм общественно-политического развития. Конкретно это проявляется, например, в постоянном изменении социальной структуры общества, в наполнении его новыми социальными группами населения ведущими общественно-полезную деятельность, такими как фермеры, предприниматели, коммерсанты, кооператоры и так далее.

Правовой характер российского конституционного строя следует понимать таким образом, что составляющие его общественные отношения отражают приверженность данного общества идеалам конституционализма и законности. В соответствии с этим свойством конституционного строя социальная жизнь в обществе протекает в соответствии и при строгом соблюдении таких важнейших положений, как: 1/ Приоритет Конституции РФ в существующей законодательной системе; 2/ Верховенство закона среди других нормативно-правовых актов; 3/ Законность, понимаемая как обязательное соблюдение закона и как необходимое условие нормального социального и экономического развития общества; 4/ Правовая справедливость как требование безусловного и честного исполнения предписаний закона и других законодательных актов всеми гражданами и должностными лицами; 5/ Легитимность законодательных установлений, то есть: а/ официальное опубликование законов и иных нормативно-правовых актов, б/ нравственный характер законов и подзаконных актов, в/ достаточное социально-экономическое обоснование правовых актов, г/ оптимальное сочетание в законе противоборствующих интересов; д/ разумное соотношение в правовом акте между сущим и должным, желаемым и возможным.

Содержание конституционного строя Россиипредставляет собой сложное явление современной общественно-политической жизни, которое имеет два аспекта: социальный и правовой.

Социальное содержание конституционного строя отражает фактическую конституцию и включает в себя реально и объективно существующие принципы и ценности, которые решающим образом определяют развитие общества в целом.

Систему основных принципов общественного развития России в настоящее время составляют такие идеи, как: 1) Принцип народного суверенитета (ст. 3 Конституции РФ); 2) Признание и защита прав человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ); 3) Принцип верховенства права, то есть идея правового государства (ст.ст.1, 4 и 15 Конституции РФ); 4) Принцип разделения властей (ст. ст. 5,10 и 11 Конституции РФ); 5) Принцип свободного развития институтов гражданского общества (ст.ст. 13, 30 и другие статьи Конституции РФ); 6) Принцип свободного экономического развития (ст. 8 Конституции РФ); 7) Принцип равноправия и самоопределения народов (часть 3 статьи 5 Конституции РФ); 8) Идея соблюдения общепризнанных принципов международного права (часть 4 ст.15 и ст. 79 Конституции РФ).

В числе высших общедемократических ценностей действующее конституционное законодательство устанавливает такие, как: 1.Признание человека высшей ценностью общества (ст.2 Конституции РФ); 2) Равенство всех перед законом и судом (ст.19 Конституции РФ); 3) Свобода мысли и слова, как проявление духовной свободы личности (ст.29 Конституции РФ); 4) Свободные выборы как основа легитимной публичной власти (часть 3 ст.3 Конституции РФ); 5) Равноправие всех форм собственности (часть 2 ст.8 Конституции РФ); 6) Культурное разнообразие, включающее в себя идеологический, политический, религиозный, этнический и языковой плюрализм (ст.ст. 13, 14, 26 и др. Конституции РФ). Наряду с этим в части 3 статьи 55 Конституции РФ в качестве общедемократических ценностей, которые имеют безусловно принципиальное значение для положительного и прогрессивного поступательного развития российского общества, определены такие институты и социальные состояния, как защита основ конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, обеспечение обороны страны и безопасность государства.

Принципы и ценности, составляющие социальное содержание конституционного строя, объединяют интересы и цели всех участников конституционно-правовых отношений, и в первую очередь обеспечивают согласованное и гармоничное взаимодействие трёх главных субъектов конституционного права — личности, общества и государства.

Правовое содержание конституционного строяне одинарно, оно представляет собой головной и центральный особо сложный политико-правовой институт, нормы которого устанавливают и закрепляют самые важные и наиболее существенные отношения во всех сферах общественной жизни и содержат гарантии, обеспечивающие реальное осуществление народом принадлежащей ему всей полноты власти.

Исключительные глубина и масштабы правового регулирования этого института обуславливают специфику и особенности его структурной организации. Структура конституционного строя широко дифференцирована и указывает на конкретные сферы высшего законодательного регулирования тех общественных отношений, которые составляют основное содержание народовластия. Важнейшими составными частями этого суперсложного института являются такие, тоже достаточно сложные, институты, как: 1) Конституционные основы народовластия; 2) Конституционные основы свободы личности; 3) Конституционные основы устройства и развития государства; 4) Конституционные основы гражданского общества; 5) Конституционные основы внутренней политики; 6) Конституционные основы внешней политики; 7) Конституционные основы оборонной политики; 8) Конституционные основы национальной политики и так далее в разрезе основных форм общественного развития.

Нельзя не обратить внимание на то, что новейшая практика конституционного регулирования общественных отношений подтверждает предлагаемый нами вариант структуризации правового содержания этого института. Так, например, Конституция Республики Тыва, принятая на референдуме 6 мая 2001 года, содержит не только главу с названием «Основы конституционного строя» (глава 1), но и включает в своё содержание несколько глав, в которых содержание конституционного строя закрепляется применительно к различным сферам общественной жизни, — это такие главы как: «Основы социальной политики» (глава 5), «Основы экономической политики» (глава 6), «Основы финансовой политики» (глава 7), «Основы экологической политики» (глава 8).

В ограниченных рамках научного сообщения представляется возможным более подробно раскрыть только содержание первичной основы конституционного строя, какой является институт народовластия.

Народовластие, то есть народный суверенитет — это такой уникальный феномен современной общественно-политической жизни, который формируется, оформляется и существует как результат проявления и реализации суверенной общей политической воли граждан соответствующего государства.

Опираясь на известные теоретические разработки [4] и практику реализации российского законодательства о публичной власти можно прийти к выводу, что в свете современных научных представлений народный суверенитет имеет три смысловых значения:

Во-первых, это доминирующая идея современного прогрессивного политического и правового мировоззрения в сфере представлений об организации официальной публичной власти, которая отражается в философских учениях, политических теориях, взглядах политиков и ученых.

Во-вторых, это конституционный принцип демократического общественно-политического развития, утверждающий всевластие народа и предполагающий определяющее значение воли народа для формирования и развития всех политико-правовых институтов.

В-третьих, это важнейший политико-правовой институт конституционного права, нормы которого содержатся в действующей Конституции РФ, в признаваемых Российским государством международно-правовых актах о правах человека и гражданина, в федеральных и региональных законах о порядке подготовки и проведения выборов в представительные органы публичной власти и в целом ряде других российских законов, имеющих конституционное значение.

Регулируемое правовыми нормами данного института реальное содержание народного суверенитета трёхмерно. Во-первых, это определенное состояние народа как социальной общности, а именно состояние его независимости и самостоятельности. Во-вторых, это совокупность политико-правовых свойств власти народа, которые реализуются им в различных формах. В числе составляющих фактическое содержание народного суверенитета свойств власти народа большинство исследователей называют единство власти народа, верховенство власти народа, полноту власти народа, неограниченность власти народа и неотчуждаемость власти народа [5, с.134–136]. В-третьих, это процесс реализации народом принадлежащих ему суверенных прав: процесс, который предполагает активную деятельность данной социальной общности в конкретных организационных, политических и правовых формах.

В конституционно-правовой науке наибольшее внимание уделяется раскрытию фактического содержания народного суверенитета. В имеющихся исследованиях раскрывается конкретное содержание всех названных выше свойств власти народа, составляющих содержание суверенитета.

Единство власти народа означает, что единым и единственным источником официальной публичной власти в обществе является суверенный народ, как совокупность всех граждан данного государства. Это значит, что в основе всех публично-властных отношений лежит общая, согласованная и интегрированная воля народа. Особенно отчётливо единство власти народа проявляется во время проведения свободных выборов в представительные органы публичной власти, создание которых становится возможным только в случае совпадения воли абсолютного или относительного большинства избирателей соответствующей территории.

Верховенство власти народа проявляется в том, что народ через правовые акты определяет весь строй конституционных отношений; устанавливает форму государства; формирует органы публичной, в том числе государственной власти и контролирует их деятельность. Юридическим выражением верховенства власти народа является верховенство закона над другими правовыми актами.

Полнота власти народа указывает на то, что народ непосредственно или через представительные органы сам осуществляет весь объём принадлежащей ему власти. О полноте власти народа свидетельствует тот факт, что народ является источником народного и государственного суверенитета.

Неограниченность власти народа реализуется в том, что воля народа, выражающая его суверенитет, охватывает все без исключения сферы общественной жизни. В этом смысле воля народа универсальна, постоянна и вездесуща. Неограниченность власти народа формирует такое качественное состояние народного суверенитета, которое нельзя ограничить, сузить или уменьшить. Неограниченность власти народа указывает и на всеобщность юридических актов исходящих от народа. Все организации, должностные лица и иные субъекты правоотношений обязаны уважать и соблюдать интересы народа, выраженные в законах.

Неотчуждаемость власти народа заключается в том, что народ никому не передаёт свою суверенную политическую волю, а осуществляет её сам в определённых организационных формах. Согласно Российской Конституции никакая часть общества, никакая отдельная организация и никакое отдельное лицо не могут присвоить себе исключительную власть в государстве. А узурпация официальной публичной власти считается тягчайшим преступлением. Ярким примером неотчуждаемости власти народа является ситуация, при которой органы государства осуществляют государственную власть на основе доверия народа выраженного на выборах, но при этом народ, сохраняющий суверенитет за собой, контролирует деятельность органов государства. То есть народ во время выборов передаёт представительным органам не суверенитет, а только права на временное использование властных функций.

Несомненная ценность действующей Российской Конституции состоит в том, что, определяя своё отношение к проблемам власти и народного суверенитета, она решает вопрос о конституционных формах демократии, то есть способах осуществления народного суверенитета. Обладающий суверенитетом российский народ в соответствии с частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации осуществляет принадлежащую ему власть как непосредственно, то есть через институты прямой демократии, так и через своих выборных представителей, то есть посредством опосредованной демократии. Таким образом, можно утверждать, что действующая федеральная Конституция предусматривает две основные конституционные формы демократии: первая форма — прямая или непосредственная, а вторая — представительная или опосредованная.

Первая форма конституционной демократии, то есть прямое народовластие реализуется через такие институты как референдумы, выборы, отзыв выборных должностных лиц, народная правотворческая инициатива, общие собрания граждан, публичные слушания, наказы избирателей и так далее.

Вторая форма конституционной демократии, то сеть представительное народовластие реализуется через избираемые народом представительные учреждения. Это законодательные представительные органы государственной власти Российской Федерации и законодательные представительные органы государственной власти субъектов федерации, а также представительные органы муниципальных образований в системе местного самоуправления.

Наряду с фактическим или материальным содержанием, которое проявляется в свойствах публичной власти, народный суверенитет имеет отчётливо выраженное юридическое содержание. Его составляют суверенные права народа.

В числе суверенных прав, составляющих юридическое содержание народного суверенитета, которые народ реализует в процессе осуществления народовластия, необходимо выделить: а) право на осуществление публичной власти; б) право на государственную территорию Российской Федерации; в) право на принятие законов и решение важных вопросов государственной и местной жизни; г) право на свободное экономическое развитие; д) право на свободное духовное развитие.

В результате системного осмысления определённых выше свойств власти народа и способов её реализации — народный суверенитет можно определить как реализованную народом волю по неограниченному управлению всеми сторонами жизни общества в установленных законом организационно-правовых формах.

На современном этапе общественного развития России очень важно обратить внимание на гарантии реализации суверенных прав народа. Такими гарантиями выступают установленные в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве экономическая, социальная, политическая, духовно-нравственная и правовая основы развития российского общества. Они же служат основами реальной и полной демократии.

Экономическую основу народного суверенитета составляют земля и другие природные ресурсы, являющиеся достоянием всего российского народа, а также свобода экономического выбора, свобода экономической деятельности, свободный труд, принцип справедливой оплаты труда (равная оплата за равный труд).

Содержание социальной основы народного суверенитета составляют такие компоненты, как социальный мир и согласие, социально-экономическая свобода личности, тождество общественных и межличностных отношений, равные юридические возможности для развития всех членов общества, сотрудничество и равные правовые условия развития всех социальных слоев и групп населения.

Политическая основа народного суверенитета — это свобода проявления политической воли через институты прямой демократии, признание за гражданами права избирать и быть избранными в органы публичной власти, свобода объединения в политические партии, общественные движения, союзы граждан; суверенное право народа на контроль за деятельностью органов власти; свобода митингов, демонстраций и уличных шествий.

Составными частями духовно-нравственной основы народного суверенитета являются законодательно признаваемая терпимость инакомыслия, свобода совести, свобода печати, свобода мысли и слова, право народа на пользование достижениями культуры, свобода творчества и преподавания, нравственный характер законов.

Правовая основа народного суверенитета состоит из таких феноменов, как конституционное закрепление принадлежности народу всей власти; верховенство закона в системе нормативно-правовых актов; обязанность правового государства соблюдать законы и обеспечивать права граждан; конституционно-правовое признание и защита естественных прав человека; юридические гарантии основных прав и свобод.

Юридическая форма конституционного строя, как правового института особого назначения, отличается тем, что образующие этот институт нормы содержатся в правовых актах, которые либо по своей юридической силе превосходят обычные и текущие правовые акты, либо в силу своей политической и социальной ценности имеют основополагающее и директивное значение. На «ключевой» и определяющий характер юридической формы конституционного строя указывает также значительное разнообразие источников, в которых содержатся нормы данного института. В их числе кроме Конституции РФ следует указать такие, как: 1) Общероссийские декларации — Декларация о государственном суверенитете РСФСР, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Декларация о языках народов России; 2) Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов федерации; 3) Международно-правовые акты, например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах и другие; 4) Федеральные конституционные законы, например, ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и другие; 5) Федеральные законы имеющие характер кодифицированных актов, например, ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и другие; 6) Основные Законы субъектов Российской Федерации.

Составляющие правовой институт конституционного строя России правовые нормы имеют своим целевым назначением разрешить целый ряд первоочередных задач. Во-первых, определить содержание политической философии, которая декларирует теоретические основы понимания всех общественно-политических и правовых институтов Российского государства, в том числе и институтов, составляющих отрасль конституционного права;

Во-вторых, сформулировать и установить основные принципы внутренней и внешней политики Российской Федерации;

В-третьих, закрепить гарантии необратимости поступательного развития в российском обществе идей демократии, гуманизма и законности;

В-четвёртых, гарантировать условия стабильного развития в России политической, экономической и правовой системы;

В-пятых, отразить и зафиксировать приверженность Российского государства общепризнанным признанным принципам международного права.

Успешное развитие институтов конституционного строя Российской Федерации обеспечивается гарантиями, которые установлены в тексте самого Основного Закона 1993 года. В числе таких генеральных гарантий, обеспечивающих незыблемость и нерушимость конституционного строя Российской Федерации, действующая федеральная Конституция определяет следующие положения:

Первое: Согласно части 2 статьи 80 Основного Закона самым главным гарантом Конституции РФ и конституционного строя является Президент Российской Федерации.

Второе: Согласно части 2 статьи 16 Конституции РФ никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ;

Третье: Согласно части 5 статьи 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность любых общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя;

Четвёртое: Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ в целях защиты основ конституционного строя права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены на определенный срок федеральным законом;

Пятое: Согласно части 1 статьи 77 Конституции РФ субъекты Российской Федерации устанавливают собственную систему органов государственной власти самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ;

Шестое: Согласно части 1 статьи 135 Основного Закона России положения главы первой Конституции РФ, закрепляющие основы конституционного строя, в принципе не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а изменить эти положения можно только путём принятия новой Конституции;

Седьмое: В соответствии со статьями 102 (пункт «ж»), 125 и 128 Конституции РФ создан и успешно функционирует Конституционный Суд РФ, важнейшей задачей которого является защита конституционного строя России.

Системное исследование сущности, содержания и формы конституционного строя убедительно доказывает, что вся власть в нашей стране принадлежит многонациональному российскому народу, который осуществляет её свободно и независимо в интересах благополучия и достойного существования каждого человека и гражданина.

Литература:

1. Бутусова Н. В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования // Вестник Московского ун-та. Серия11. Право. 2003. № 6; Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. Понятие, содержание, вопросы становления. М.: 1994.

2. Авакьян С. А. Понятие конституционного строя / Конституционное право России. Т.1. М.: Юрист,2005. С.321–331; Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России. Под ред. В. О. Лучина. М.: 2003; Мамонов В. В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. № 10; Бондарь Н. С. Конституционный строй как государственно-правовое выражение гражданского общества России // Конституционное развитие России. Саратов. Межвузовский сборник научных статей. 2003. Вып.4.

3. Керимов Д. А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М.: 2008.

  1. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципе политического права. М.; 1983; Ленин В. И. Материалы по пересмотру программы (май) // Полн. собр. соч. Т. 32; Денисов А. И. Общая система социалистической демократии. М., 1975; Григорян Л. А. Народовластие в СССР. М., 1972; Безуглов А. А. Суверенитет советского народа. М., 1975; Ржевский В. А. Общественно-политический строй СССР как воплощение суверенитета советского народа. Ростов н/Д., 1974; Кабышев В. Т. Народовластие развитого социализма. Саратов, 1979; Скуратов Ю. И. Народный суверенитет развитого социализма (конституционные вопросы). Красноярск, 1983.
  2. Конституционное право. Учебник для бакалавров. Отв. редактор В. И. Фадеев. М.: ООО «Проспект», 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): конституционный строй, Конституция РФ, народный суверенитет, Российская Федерация, институт, публичная власть, том, народ, принцип, часть.

Похожие статьи

Принцип разделения властей — важнейший атрибут демократического правового государства

Конституция Российской Федерации как основной нормативно-правовой акт социального государства

Конституционный принцип ориентации правового статуса личности на общепризнанные международно-правовые стандарты в области прав человека

Народовластие, народный суверенитет и демократия в рамках социалистической и либеральной концепций демократии

Защита прав и интересов собственника — необходимое условие осуществления права собственности

Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации

Юридическая форма социальных прав как признак российского социального государства

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации

Роль конституционных (уставных) судов в реализации принципа разделения властей в субъектах РФ

Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности

Похожие статьи

Принцип разделения властей — важнейший атрибут демократического правового государства

Конституция Российской Федерации как основной нормативно-правовой акт социального государства

Конституционный принцип ориентации правового статуса личности на общепризнанные международно-правовые стандарты в области прав человека

Народовластие, народный суверенитет и демократия в рамках социалистической и либеральной концепций демократии

Защита прав и интересов собственника — необходимое условие осуществления права собственности

Конституционные принципы независимости и несменяемости судей как основа правового статуса судьи Российской Федерации

Юридическая форма социальных прав как признак российского социального государства

Конституционно-правовой механизм обеспечения единства правового пространства Российской Федерации

Роль конституционных (уставных) судов в реализации принципа разделения властей в субъектах РФ

Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности