Проблемы взаимоотношения законодательной и президентской власти в России
Авторы: Ефимов Денис Александрович, Аминов Ильдар Ринатович
Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 01.11.2015
Статья просмотрена: 2131 раз
Библиографическое описание:
Ефимов, Д. А. Проблемы взаимоотношения законодательной и президентской власти в России / Д. А. Ефимов, И. Р. Аминов. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9078/ (дата обращения: 17.12.2024).
Важную роль в нашей стране занимает проблема установления и урегулирования системы сдержек и противовесов законодательной и президентской власти, что бы реализовать демократический принцип разделения властей как на федеральном так и на региональном уровне, без этого не возможно всестороннее развитие России.
Вопрос взаимодействия президентской власти и законодательной усложняется тем, что в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ не относится не к одной из ветвей власти. Но мы можем сделать вывод проанализировав круг полномочий президента, что президентская власть несомненно близка к исполнительной. Поэтому в последующем мы будем иногда отождествлять президентскую власть с исполнительной в тех случаях где это уместно.
В учебной и научной литературе ведутся споры какая из ветвей власти — исполнительная, в том числе президентская, или законодательная — играет более важную роль при построении демократической системы управления государством [1].
Часть ученых считают, что исполнительная ветвь власти стоит выше над остальными ветвями власти и президент и правительство способны самостоятельно определять для себя объем полномочий [2]. Другая часть ученых считают, что главенствующую роль должны занимать государственные законодательные органы власти. Как минимум требуется самостоятельность и независимость от исполнительной власти, чтобы реализовывать принцип разделения власти [3].
Именно законодательная власть в России (наряду с президентом) избирается напрямую населением, она более независима от других ветвей власти. Например, судьи высших судов назначаются парламентом по представительству главы государства, а все остальные судьи федеральных судов — президентом единолично. Очень важно более оптимально построить взаимоотношение президента с представительной властью с целью планомерного развития страны [4, с.39].
При раскрытии данной темы мы сталкиваемся с рядом проблем, которые рассмотрим далее.
- Федеральное собрание РФ поставлено в зависимость от президента и правительства, так как: президент назначает выборы депутатов Государственной думы; президент имеет право роспустить Государственную думу (КРФ, ст. 111,117); президент подписывает федеральные законы и обладая правом вето; закон о федеральном бюджете подается на рассмотрение только Правительством РФ; действующий состав Государственной думы и Совета Федерации больше чем на 2/3 состоят из депутатов политической партии «Единая Россия», контролируемой Президентом РФ [5, с.56].
- Конституцией РФ и действующим законодательством закреплено, что Федеральное собрание осуществляет большую часть своих полномочий совместно с Президентом РФ: во-первых, это полномочия вопросов кадровых, например, назначение Председателя Центрального банка РФ; во-вторых, это деятельность законотворческая; в-третьих, процесс введения военного и чрезвычайного положения; в-четвертых, это введения войны и заключение мира [6, с.70].
- Федеральное собрание реально не может осуществлять свои полномочия по контролю за деятельность главы государства. Контроль за Правительством РФ Государственной думой может быть блокирован грозой роспуском (частями 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ). Процедура отрешения от должности президента очень затруднительная [7,с.25].
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2005 № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального собрания Российской Федерации» деятельность президента не подлежит парламентскому расследованию. Тогда не ясно, как Государственная дума будет иметь возможность обнаружить признаки преступления в деятельности главы государства упомянутые в ч. 1 ст. 93 Конституции РФ., не проводя расследований. Представляется, что выше упомянутый ФЗ надлежит оспорить в Конституционном суде РФ. Стоит признать не конституционными ограничения на проведение парламентского расследования в отношении деятельности президента. Иначе возможность отрешения Президента РФ от должности можно считать фикцией [8, с.33].
- Счетная палата РФ лишена контроля за бюджетными средства и средствами внебюджетных фондов используемых Правительством РФ и главой государства. Выносимые предписания и представления счетной палатой РФ в соответствии с Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» носят характер рекомендательный и могут быть в суде обжалованы.
- Федеральное собрание РФ имеет ряд конкурирующих полномочий с президентом, а именно:
в области нормотворчества указного так как отсутствует в Конституции РФ и в законодательстве четкое разграничение, какие области правовых отношений могут регулироваться только федеральными законами, а какие — распоряжениями и указами главы государства (в Конституции РФ довольно точно закреплены случаи, требующие принятия федеральных конституционных законов). Споры о компетенции между парламентом и президентом в соответствии со ст. 125 Конституции РФ могут быть разрешены только Конституционным судом РФ, который в свою очередь легализовал «указное нормотворчество» президента, приняв во внимание наличие скрытых полномочий, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ [9, с.219]. Из-за этой ситуации мы имеет большое количество подзаконных актов Президента и Правительства.
в части возможности освобождения от должности Генерального прокурора РФ. Предусмотренное ч. 1 ст. 102 Конституции РФ право Совета Федерации Федерального собрания РФ освобождать от должности Генерального прокурора РФ было отменено решением Конституционного суда РФ и сейчас освобождает от должности Генерального прокурора исключительно Президент РФ [10].
Мы считаем, что решение имеющихся проблем связанных со взаимодействием президентской и законодательной власти в России потребует некоторое количество мероприятий.
Во-первых, для восстановления системы сдержек и противовесов следует закрепить законодательстве различные способы контроля парламента над деятельностью Президента и правительства. Должна появиться возможность осуществления парламентского расследования в отношении деятельности президента, для этого необходимо внести изменения в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2005 № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального собрания Российской Федерации». Должна появиться возможность выражать недоверие отдельным министрам и руководителям ведомств, для чего необходимо внести изменения в Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Должа появиться возможность представления Президенту Федеральным собранием (либо Государственной думой) кандидатур на замещение должностей федеральных министров, руководителей служб и агентств (необходимо внесение дополнений в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Во-вторых, следует предоставить Государственной думе право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о федеральном бюджете, для того чтобы, мотивировать правительство подготавливать более совершенные проекты федерального бюджета на конкурсной основе, для чего необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 114 Конституции РФ и законодательство. Следует закрепить в Конституции РФ право Государственной думы представлять президенту кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. Необходимо закрепить в основном законе страны право Государственной думы и Совета Федерации осуществлять выборы Председателя Центрального банка РФ и Генерального прокурора России из числа кандидатур самостоятельно для этого выбранных. Следует предоставить Совету Федерации право избирать судей Конституционного, Верховного судов Российской Федерации как из кандидатур, представляемых Президентом РФ, так и из числа кандидатур самостоятельно подбираемых.
В-третьих, необходимо наделить контролирующими полномочиями Федеральное Собрание Российской Федерации на региональном и федеральном уровне. Есть необходимость конкретно определить правовой статус органов парламентского контроля и закрепить его в основном законе. Есть необходимость дать возможность Уполномоченному по правам человека в России вести контроль за деятельность главой государства, что бы он соблюдал права и свободы человека и гражданина, для этого необходимо предоставить органу парламентского контроля возможность обращаться с соответствующими запросами в Конституционный суд РФ, внеся изменения в ч. 1 ст. 125 Конституции РФ. Следует увеличить полномочия Счетной палаты РФ, дав ей возможность проверять нормативно правовые акты президента и правительства в сфере вопросов бюджета, финансов, налогов, а также проводить обязательную финансово-правовую экспертизу проектов федерального бюджета предоставляемых Правительством России в Государственную думу и отчетов об его исполнении по запросу Федерального Собрания. Нужно увеличить количество органов парламентского контроля, закрепив в Конституции РФ, например, должность Уполномоченного по правам ребенка (использовав опыт субъектов Российской Федерации, например, Краснодарского края) [11].
В-четвертых, следует устранить соответствующие конкурирующие полномочия парламента и Президента РФ. Для ограничения возможности принятия Президентом указов по регулированию общественных отношений, которые желательно регулировать только законами, необходимо закрепить в Конституции РФ предметы сферы общественных отношений, которые обязательно подлежат регулированию законодательством. Для установления недвусмысленного положения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ, следует конкретно определить полномочия Совета Федерации в этом вопросе. Необходимо изменить пункт «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ следующим образом: «назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и исполняющего обязанности Генерального прокурора Российской Федерации из числа кандидатур, подбираемых Советом Федерации самостоятельно либо представленных Президентом Российской Федерации». Это даст возможность генеральному прокурору России стать реально независимым от исполнительной и президентской власти. Иначе следует оценить институт прокурора как несамостоятельный, его независимость фиктивной от исполнительной власти.
Есть другой вариант — это вернуться к практике царской России, когда должность генерал-прокурора с должностью министра юстиции были совмещены (это приведет в соответствие с реальностью юридический статус главного прокурора РФ), тем более такая практика встречается во многих странах на сегодняшний день [12, с.123].
Литература:
- Постановление КС РФ от 30.04.1996 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 “О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации” и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом».
- Постановление КС РФ от 01.12.1999 № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела».
- 3 Закон Краснодарского края от 26.06.2002 № 498-КЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае».
- Артемьева Д. А., Аминов И. Р. Проблемы взаимодействия населения и местной власти. Х Международная научно-практическая конференция «правовая Россия: теория и практика». Москва: Издательство «Перо», 30 ноября 2014 г. С.39–43.
- Аминов И. Р. О фундаменте национальной безопасности России // Вестник Башкирского института социальных технологий. Серия «Юриспруденция». — 2015. — № 2 (27) C. 56–62.
- Аминов И. Р. Конституционно-правовое обеспечение самоопределение народов в Российской Федерации // Вестник Башкирского института социальных технологий. Серия «Общественные науки». — 2014. — № 4 С. 69–72.
- Атзитарова Р. Н., Аминов И. Р. Абсентеизм: проблемы и пути его преодоления // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной юриспруденция». Воронеж: ИЦРОН, 8 декабря 2014 г. С. 23–26.
- Гончаров В. В. Взаимодействие и совершенствование законодательной (представительной) и исполнительной власти в России // Юридический мир. 2008. № 6. С. 31–34.
- Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. 5-е изд., перераб. и доп. — М., 1996. С. 219.
- Булаков О. Н. Представительная власть в системе разделения властей // Законодательство и экономика. 2004. № 8.
- Котенков А. А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента Российской Федерации и Государственной думы Федерального собрания в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 10.
- Ласкина Н. В. Прокурорский надзор: Учеб. пособие для вузов. — М., 2006.