Трансформация представлений российских политиков об идеальном человеке в 1917–1938 гг. | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

II международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Челябинск, май 2013)

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Бабич Е. С. Трансформация представлений российских политиков об идеальном человеке в 1917–1938 гг. [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 34-37. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3661/ (дата обращения: 22.10.2018).

На протяжении различных эпох у различных народов существовал замысел построения идеального общества, своего рода идеального социального порядка, а проект идеального человека всегда являлся главной составной частью таковых социальных утопий. В конце XIX начале XX в. идеи о создании идеального общества и идеального человека были особенно популярны благодаря публикации трудов Чарльза Дарвина о естественном отборе, развитию медицины, успехам в генетике, популярности материализма и атеизма. В России это привело к тому, что генетика вторгалась в пределы религиозно-философских построений и идеологической доктрины, в виде евгенистических теорий. Некоторые из этих идей вновь обсуждаются в русле концепций особого пути и специфики России. Поэтому изучение и интерпретация идеологии и практики «формирования нового человека» будет полезна для расширения представления о них и для осмысления современных культурных практик адептов «революционного человека».

Идея стремления к социальному и экономическому равенству людей была особенно популярной для России первой трети XX века, в этот период разрабатывались проекты по созданию новых людей и нового антикапиталистического мира. Основными инициаторами и разработчиками концепции «нового человека» в послереволюционной России были Николай Бухарин, Лев Троцкий, Анатолий Луначарский и др. В своих разработках они конструировали модели человека в зависимости от собственных представлений о трудах К. Маркса, об атеизме и сверхчеловеке, о роли и месте человека в обществе, ближайших целей РКП(б).

Историография заявленной проблемы еще только складывается. Прежде всего, отметим работы О. А. Устинова [11], С. Г. Новикова и О. С. Забелинской [8]. Авторы рассмотрели основные характеристики идеального человека, условия его создания, причины подобных воззрений Н. И. Бухарина и А. В. Луначарского. Из философских работ выделим труды Г. Юдина [12] и А. Малахова [7]. Они делали акцент на философско-этическую составляющую проблемы, рассматривая сотворение «нового человека» в СССР в общемировом контексте. Интерес представляет и работа М. Геллера [3], особое место, в которой уделено именно воздействию роли государства на выработку у советского человека определённых качеств. Большое внимание автор уделяет анализу целей и способов идеологического влияния на граждан СССР. Вместе с тем приходится констатировать отсутствие исторических работ, освещающих весь комплекс проблем «формирования нового человека» в Советской России 1917–1938 гг.

В статье рассматривается трансформация идей о «новом человеке» в трудах политических деятелей России в 1917–1938 годов. При этом особое внимание уделяется трактовке физических и психических качеств человека, представлениям об идеале, норме и патологии людей.

Представления о модели «нового человека» в России после Октябрьского переворота 1917 были неоднородны, и менялась со временем. В 1920-е годы в ходу была модель «революционера-разрушителя старого мира». Лев Давидович Троцкий широко пропагандировал этот идеал в своих речах. В середине 1920-х г., в связи с провозглашением «строительства социализма», на смену модели революционера пришла модель «созидателя нового мира». Постулируется необходимость в «индустриальном человеке», «научно-организованном человеке» (НОЧ), «усовершенствованном коммунистическом человеке» (УСКОМЧЕЛ). Тогда от человека требовалась идейность, энергия и инициатива. Эти модели разрабатывались Николаем Ивановичем Бухариным и Анатолием Васильевичем Луначарским. Лев Давидович Троцкий также уделял внимание пропаганде идеального «коммунистического человека» будущего. Однако в дальнейшем Иосиф Сталин внес такие коррективы в эти идеи, что они изменили свою сущность.

Как уже отмечалось, первой моделью нового человека в России после Октябрьского переворота был идеал революционера. Её автором был Лев Давидович Троцкий (1879-1940). Он указывал, что задачей 1920-х еще не являлось воспитание или создание лабораторным путём человека будущего, гражданина коммуны. И в связи с этим он предлагал сформировать «конкретного человека нашей эпохи, который должен еще только бороться за создание условий, из которых вырастет гармонический гражданин коммуны» [9]. На данном этапе Троцкий предлагает создавать борцов, революционеров, которые были бы конкретно историческим, следовательно, временным типом [9]. Среди качеств, которые следовало формировать революционеру Л. Д. Троцкий выделял одновременное развитие телесных и духовных способностей, начитанность, ведение революционной деятельности, а также необходимость наличия друзей-революционеров за рубежом [9]. По его мнению революционер, был связан только с рабочим классом, имел свои особые психологические черты, качества ума и воли. Революционер, во-первых, не должен боятся применять беспощадное насилие; во-вторых, быть свободным от внутренних предрассудков религиозного, национального характера, то есть быть атеистом и интернационалистом; в-третьих, обладать мужеством в физическом смысле (не имел права быть трусом) и мужеством в идейном смысле (дерзание в действии, решимость на дела, опыт которых еще не проверен); в-четвёртых, он должен быть готовым ко всему. Внешний физический облик модели революционера Л. Д. Троцкий представлял как немного улыбающегося, худощавого, небольшого и подвижного, одновременно нервного и в то же время твёрдо уверенного и спокойного человека [9]. Безусловно, такая модель была создана Троцким для достижения определенной цели. Однако он и утверждал, что эта модель «революционера» была лишь временным идеалом. Действительным идеальным человеком будущего он считал более высокий общественно-биологический тип. Он писал, что это должен был быть гармонично развитый человек в физическом, психологическом и моральном аспектах. Среди таких качеств он выделял красоту, силу, ум, гармонично сложенное тело, ритмичные движения, музыкальный голос, равномерность развития, талантливость и одарённость. Обязательным было умение овладевать собственными чувствами и инстинктами, под этим Троцкий подразумевал подчинение разуму и воли процессов дыхания, кровообращения, пищеварения и оплодотворения в собственном организме человека. Так же идеал Л. Д. Троцкого должен быть обязательно здоров и не религиозен [10, с. 177–197].

В 1930-е годы в СССР среди партийных деятелей и марксистов различных направлений была популярной модель «созидателя нового мира». Среди наиболее известных разработчиков этой моделей были Николай Иванович Бухарин (1888–1938) и Анатолий Васильевич Луначарский (1875–1933).

Под идеальным человеком, в гуманистическом и антропологическом смысле Н. И. Бухарин понимал развитие полноценного, всесторонне развитого, «самого трудящегося коллективизированного человека» [1, с. 77,226]. Именно гармонично развитая личность в физическом, моральном и умственно-психологическом плане воспринимается Бухариным как целостный человек. Он выделял такие качества как интеллект, воля, доброта, добродетельность, способность человека приносить пользу обществу, быть производителем, держать баланс между гедонизмом и аскетизмом, быть высокоморальным [2, с. 390,479]. По мнению Н. И. Бухарина личность обязательно должна обладать красотой. С эстетической точки зрения смысл ее заключался в повышении эмоционального жизненного тонуса. Идеалом мужской и женской красоты он считал наиболее яркое выражение внешних черт чувственного образа, воплощающих идеальные характеры и качества. Это, прежде всего ум, мужество, благородство, нежность, сексуальные положительные черты [2, с. 479]. Он писал, что человек должен быть трудящимся, образованным и работоспособным, универсальным в своём развитии физических и умственных качеств [1, с. 71,86]. Также быть свободным во всех аспектах развития, в независимости от половой и национальной принадлежности [1, с. 203]. Личность по Бухарину является противоположностью «серому человеку», проектируемая им личность обладает культурностью, общественной активностью, целостностью, объединяющей интеллект и характер. Такая личность обладает и страстностью, героизмом, готовностью идти на риск, отвагой, инициативностью, упорством, смелостью, мужественным хладнокровием или страстью в достижении поставленной цели [1, с. 158,162]. У Бухарина не идёт речь об образовании стандартизированных, так сказать, «средних», «гармоничных личностей», у которых есть всего понемножку (немного эстетической красоты, немного добра, немного здоровья) [1, с. 103–104]. Основными критериями отличия личности от стандартного идеального человека по Н. И. Бухарину является вдохновение, фантазия и особенно талант. Именно таланту он уделял особое внимание, так как по его словам герои СССР это люди — таланты в своей области [1, с.70].

Среди разработчиков моделей «строителей нового мира» выделялся глава Наркомата просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Он пропагандировал воспитательный проект формирования «нового человека», призванного реализовать план индустриальной модернизации страны [8, с. 10–13]. А. В. Луначарский, как и Н. И. Бухарин ориентировался на антропологический идеал человека, и на личность. Однако для Луначарского были характерны особое внимание к вопросам морали, этики, культуры [6, с. 290]. Именно поэтому его идеалу «нового человека» подобен богочеловек Ницше, то есть обожествление всего самого лучшего в человеке, всех наивысших достижений человечества. Среди важных качеств он отмечал любовь к идеям, внимательность, человеколюбие, дух солидарности, индивидуализм как разнообразие, уникальность способностей, ставил задачу быть мастером своего дела, подчеркивал преданность идее, общим задачам и своему делу. Он так же указывал на необходимость отзывчивости, внимательность к другим людям, призывал вести здоровый, активный, трудолюбивый образ жизни, предлагал развивать универсальность интересов, возможностей и познаний, заинтересованность [5, с. 292]. Особенно важным было и то, что он выдвигал требования быть честным, трудолюбивым, миролюбивым, обязательно толерантным человеком с сильной волей [5, с. 291–292].

Все эти качества и характеристики проектировались Луначарским в период форсированной модернизации, требовавшей подчинить интересы индивида потребностям социума, ради победы в гонке с индустриальным Западом. Таким образом, идеал «нового человека», проектировавшийся Н. И. Бухариным и А. В. Луначарским, сочетал в себе антропоцентризм, дополненный социоцентризмом, с ориентиром на личность и подкреплённый утилитарными соображениями.

С установлением в партии единоличной власти Сталина модель формируемого человека меняется. И. В. Сталин исповедовал совершенно другие представления о людских ресурсах и нуждах партии. Его идеал «советского человека», заключался в деятельности на благо государства, этот человек должен был быть частью рабочей массы, он должен чувствовать себя «винтиком» гигантской машины государства [3, с. 9–11]. В противоположность антропологической ориентации на развитие личности был принят новый идеал — человека-исполнителя. Идеалом стал человек подчинённый дисциплине, которую государство поддерживает наказаниями [11, с. 118]. Формировался человек, чувствующий себя лишь незаметной деталью чего-то большего и более важного [3, с. 34–36]. Важнейшими качествами «советского человека» пропагандировались коммунистическая идейность, партийность, преданность идеалам партии, труд как цель и смысл жизни, коллективизм, беспредельная преданность социалистической многонациональной Родине. В пропаганде на первый план выдвигается необходимость формирования ответственности за страну, грамотность и начитанность, неприхотливость готовность к трудностям и жертвам [3, с. 28–32]. В литературе уже указывалось, что такой человек обладает идеалогизированным сознанием, испытывал страх от бесчисленных запретов и дефицита [3, с. 29–31].

Таким образом, все рассматриваемые идеи объединяло единство содержания, потому как целью было и оставалось создание инструмента для строительства нового мира, или новой власти. Каждая из таких моделей «Советского человека», включая временные, и непризнанные правящей партией, содержат как основную черту — чувство принадлежности к государству, ощущение себя частицей государственной машины, членом коллектива. Модель «социалистического человека» была неоднородной и содержала внутреннюю дифференциацию, которая зависела в первую очередь от проводимого политического курса партии, который менялся со временем, а так же от различий в трактовках понятий «социализма» и «коммунизма» у различных политических деятелей. Именно поэтому провозглашались различные типы «социалистического человека».

В первой трети ХХ века во многих странах для характеристики идеального человека использовались идеи о комфортной, счастливой и долгой жизни [12, с. 521]. Такие ценности вступали в противоречие с реальным «советским человеком», им стал безликий исполнитель, часть общей массы, подчинённый одной дисциплине, конформист. Однако для абсолютного большинства была также характерна вера в коммунистическое будущее, романтизм и представление о приоритете общественных интересов над личными. Такая раздвоенность сознания будет важной чертой «советского человека».

Литература:

1.                 Бухарин, Н. И. Социализм и его культура [Текст]: произведение / Н. И. Бухарин // Тюремные рукописи Н. И. Бухарина: в 2-х книгах. — М.: АЙРО-ХХ, 1996. — Кн. 1. — С. 50–216.

2.                 Бухарин, Н. И. Философские арабески [Текст]: произведение / Н. И. Бухарин // Тюремные рукописи Н. И. Бухарина: в 2-х книгах. — М.: АЙРО-ХХ, 1996. — Кн. 2. С. 220–528.

3.                 Геллер, М. Машина и винтики: История формирования советского человека [Текст]: монография / М. Геллер. — М.: МИК, 1994. — 336 с.

4.                 Луначарский, А. В. Мораль и свобода [Текст]: статья / А. В. Луначарский // Красная новь. — М.: Красная новь, 1923. — № 7. — С. 130 –136.

5.                 Луначарский, А. В. О воспитании и образовании [Текст]: сборник / сост., Г. Д. Днепров, К. С. Ершова, Ф. С. Озерская; ред. Н. В. Кондашова /А. В. Луначарский. — М.: Педагогика, 1976. — 631 с.

6.                 Луначарский А. В. Этюды критические и полемические [Текст]: произведение / А. В. Луначарский. — М.: Изд. журн. «Правда», 1905. — 410 с.

7.                 Малахов А. Брак рода человеческого [Текст]: статья / А. Малахов // Вопросы культурологии. — М.: Панорама, 2006. — Т. 12. — С. 41- 44.

8.                 Новиков, С. Г., Забелинская, О. С. Разработка А. В. Луначарским идеала «Нового человека»: ретроспективный взгляд [Текст]: статья / С. Г. Новиков, О. С. Забелинская // Учебный эксперимент в образовании. — Саранск, Изд-во МГПИ, 2011. — № 4 — С. 10–14.

9.                 Троцкий, Л. Д. Задачи коммунистического воспитания [Эл. ресурс]: [речь от 18 июня 1923г.] // www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl965.htm [дата обращения: 1.03.2013].

10.             Троцкий, Л. Д. Искусство революции и социалистическое искусство [Текст]: произведение / вступ. ст. Ю. Борев // Литература и революция — М.: Политиздат, 1991. — 400 с.

11.             Устинов, О. А. Реконструкция Антропологического идеала К. Маркса в поздних работах Н. Бухарина [Текст]: статья / А. О. Устинов // Вестник Университета Российской академии образования. — М.: ПОЛИМАГ, 2006. — № 4. — С. 116–119.

12.             Юдин, Б. Г. Сотворение трансчеловека [Текст]: статья / Б. Г. Юдин // Вестник РАН. — М.: Наука, 2007. — Т. 77. — № 6. — С. 520–527.

Основные термины (генерируются автоматически): советский человек, идеальный человек, Россия, модель, качество, идеал, особое внимание, Октябрьский переворот, идеальное общество, социалистический человек.

Похожие статьи

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства...

Социальные идеалы «Справедливый человек» и «гуманный человек» включает в себя

Н. Ф. Хилько. Духовно-нравственный потенциал детского кино и телевидения в России: теория

Основные термины (генерируются автоматически): идеал, социальный идеал, качество...

К вопросу о месте марксизма в обществоведении

В частности, Великая Октябрьская социалистическая революцияреволюция отнюдь не пролетарская.

Почему сознание этих людей никак не соответствовало условиям их бытия – бытия советского человека?

Роль рабочей молодежи в истории России в 20–30-е годы XX века

В связи с этим, советское правительство обращает особое внимание на техническую

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства советского и

Так вот, численность промышленных рабочих перед революцией составляла около 2 млн человек.

Максим Горький. Жизнь и творчество под призмой эмиграции

Идеалы, под которыми боролись против самодержавия оказались забыты сразу после того как оно рухнуло.

В писателе словно жили два человека: публицист и художник.

писатель, СССР, Советский Союз, пьеса, граница, глава СССР, Россия, советская действительность...

Революция 1917 года: взгляд через 100 лет | Статья в журнале...

Эти идеалы заложены в менталитете, в общественном сознании наших людей, а значит, у России есть историческая возможность быть и

Рассматривая место Октябрьской революции 1917 года в процессе обновления России, следует отметить, что прежнее, Временное...

Проблемы развития культуры в современной России, ее...

Культура — понятие многогранно и многоаспектно. В отношении русских и советских людей это понятие аккумулирует в себе историю развития общества, культуру быта, научную сторону деятельности общества, воспитание, образование, культуру общения.

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

Сериал показывает не реального, а идеального советского милиционера, образ

идеал, социальный идеал, качество личности, воспитание детей, экранный образ киноискусства

Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918–1928 годах.

Эволюция общественных настроений и массового сознания...

Считалось, что, так как в Советском Союзе построено социалистическое общество, все усилия надо было направить на строительство коммунизма.

Мироощущение советских людей в 50-е гг. было связано с высокой степенью оптимизма, искренней убежденностью и неиссякаемой...

Особенности ценностной парадигмы субкультуры русской...

Вместо идеала «правовой личности» европейского типа образ мысли российской интеллигенции порождает другой идеал

русская интеллигенция, интеллигенция, общество, русская культура, друг друга, субкультура, Россия, отдельный человек, остальное общество, субкультура...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства...

Социальные идеалы «Справедливый человек» и «гуманный человек» включает в себя

Н. Ф. Хилько. Духовно-нравственный потенциал детского кино и телевидения в России: теория

Основные термины (генерируются автоматически): идеал, социальный идеал, качество...

К вопросу о месте марксизма в обществоведении

В частности, Великая Октябрьская социалистическая революцияреволюция отнюдь не пролетарская.

Почему сознание этих людей никак не соответствовало условиям их бытия – бытия советского человека?

Роль рабочей молодежи в истории России в 20–30-е годы XX века

В связи с этим, советское правительство обращает особое внимание на техническую

Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства советского и

Так вот, численность промышленных рабочих перед революцией составляла около 2 млн человек.

Максим Горький. Жизнь и творчество под призмой эмиграции

Идеалы, под которыми боролись против самодержавия оказались забыты сразу после того как оно рухнуло.

В писателе словно жили два человека: публицист и художник.

писатель, СССР, Советский Союз, пьеса, граница, глава СССР, Россия, советская действительность...

Революция 1917 года: взгляд через 100 лет | Статья в журнале...

Эти идеалы заложены в менталитете, в общественном сознании наших людей, а значит, у России есть историческая возможность быть и

Рассматривая место Октябрьской революции 1917 года в процессе обновления России, следует отметить, что прежнее, Временное...

Проблемы развития культуры в современной России, ее...

Культура — понятие многогранно и многоаспектно. В отношении русских и советских людей это понятие аккумулирует в себе историю развития общества, культуру быта, научную сторону деятельности общества, воспитание, образование, культуру общения.

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

Сериал показывает не реального, а идеального советского милиционера, образ

идеал, социальный идеал, качество личности, воспитание детей, экранный образ киноискусства

Государственный политический контроль за населением Советской России в 1918–1928 годах.

Эволюция общественных настроений и массового сознания...

Считалось, что, так как в Советском Союзе построено социалистическое общество, все усилия надо было направить на строительство коммунизма.

Мироощущение советских людей в 50-е гг. было связано с высокой степенью оптимизма, искренней убежденностью и неиссякаемой...

Особенности ценностной парадигмы субкультуры русской...

Вместо идеала «правовой личности» европейского типа образ мысли российской интеллигенции порождает другой идеал

русская интеллигенция, интеллигенция, общество, русская культура, друг друга, субкультура, Россия, отдельный человек, остальное общество, субкультура...

Задать вопрос