Автор: Усольцев Денис Эдуардович

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.06.2016

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Усольцев Д. Э. Проблемы развития культуры в современной России, ее исторические вехи // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1590-1593.



Культура — понятие многогранно и многоаспектно. В отношении русских и советских людей это понятие аккумулирует в себе историю развития общества, культуру быта, научную сторону деятельности общества, воспитание, образование, культуру общения. Сам термин «Культура» имеет греческие корни и происходит от глагола возделывать, встречается в 234–149г. до н. э. в трактате о земледелии Марка Порци Катона Старшиего [9]. Культура является предметом изучения философии, истории, культурологии и других наук.

Разносторонний смысл слово «культура» приобрело благодаря деятельности человека. С древних времен человек занимался производительной деятельность, по началу необходимой для его жизни. Постепенно разные продукты его производства, обозначая проявления человеческой деятельности, стали приобретать очертания предметов быта, на которых в свою очередь в последствии остался отпечаток прежней жизни.

Культура русской народности развивалась благодаря ремеслу и торговли. Многообразие национальностей повлияло на характер и мировоззрение народа. На богатство, своеобразие русской культуры, повлияли многие факторы — мировоззрение народа, его образ и условия жизни, природа и ее климатические особенности, роскошность и необъятность родных просторов, сложившийся уклад быта русского человека. Развитие русской, отечественной науки, экономический рост и улучшение благосостояния людей стали определенной ступенью культурного развития населения нашей страны. Духовные процессы дали ключ к ее пониманию и осмыслению.

Культура является неотъемлемой частью общественно-экономического и естественно-исторического процессов, поэтому прослеживается четкая связь между формированием культурных ценностей и изменениями в обществе. Производительные силы общества расширяют власть над природой [5, c. 43], что в свою очередь дает толчок к накоплению культурного наследия.

Дефиниция культуры требует четкой конкретизации. Одна из задач теоретического исследования — подчинить основной смысл изучаемых явлений и процессов анализу современного и прошлого. Поэтому необходимо поставить сущность семантики культуры на философские рельсы и изучить действительность культурного процесса общечеловеческих и духовных ценностей. Определяя содержание культуры, общечеловеческих ценностей, можно отметить важность их присутствия в духовной и моральной жизни русских людей. Специфическая манера жить и думать отличает русских от других национальностей. Русская культура — это не только литература, наука, это еще и деятельность, поведение, мышление человека или общества, которые осуществляются по определенным правилам и вследствие определенных причин. Существует несколько классификаций культурных ценностей. Максаковский В. Л. в разряд «Культурных ценностей» относит археологические памятники первобытных времен и Древнего мира, памятники архитектуры, разнообразные памятные места, связанные с деятельностью и жизнью известных людей или с важными историческими событиями [6].

Философ и исследователь М. Каган относил к культурным ценностям произведения разных видов народного творчества: материально-художественные (прикладное искусство, архитектура и зодчество); материально-предметные (скульптура, художественная фотография, живопись и графика); музыкальное творчество (инструментальная и вокальная музыка); словесное творчество (публицистика, художественная литература, фольклор и ораторское искусство), произведения пластико-динамического искусства [8].

Предположим, что развитие, формирование и накопление культурных ценностей русских людей можно разделить на пять периодов:

‒ первобытный;

‒ древнерусский;

‒ дореволюционный;

‒ советский;

Лабиринт ‒ постсоветский.

Каждый этап характеризуется пересмотром семантики и содержания культурных ценностей. В первобытном обществе, можно сказать, это был процесс неосознанный и стихийный, подчиняющийся элементарным жизненным рефлексам выжить, согреться, насытиться. Тем не менее, древний человек, оставив наскальную «живопись», повествовал о своем быте, развитии, совершенствовании.

В Древней Руси продолжилось развитие человеческого общества. Это период варварских войн, жестокости, насилия с одной стороны и создание новых моральных, материальных, духовных благ. Накапливались материальные блага, создавался русский фольклор, развивались культура, ремесло, искусство, зарождалась наука.

Дореволюционная Россия — это период интенсивного развития сельского хозяйства, производства, подъем науки и образования. Продукты и средства труда, по выражению Маркса — безжизненная груда вещей. Чтобы эти вещи выполняли свое предназначение, необходим контакт с живой силой [5, с.45]. Живой силой явились русские люди.

Советский период — период единой идеологи, взглядов, моральных ценностей, единомыслия, бурного роста экономики, производства. Не приходится доказывать, какое значение в жизни людей сыграло правление государством советскими лидерами, что безусловно оставило отпечаток на семантике жизненных ценностей.

Во все периоды присутствовали своеобразные факторы, которые и определяли смысл жизни, духовные, материальные богатства, культуру общества.

Резкая «смена полюсов» в нашей стране произошла после свершения Великой октябрьской революции. На смену буржуазного строя пришел социализм. Вера в светлое будущее одухотворяла людей. Возникали разного рода движения рабочих масс (Стахановское движение). «Социалистическая индустриализация ускоряла культурную революцию, формирование новой интеллигенции, обеспечивала повышение материального и культурного уровня всех трудящихся». [1,с.3]. Статистические данные по народному хозяйству свидетельствовали об увеличении в 1927 г. валовой продукции всей промышленности СССР по сравнению с 1913 годом на 13 %, металлургической — на 46,9 %, химической — на 34,7 %. («СССР за 15 лет. Статистические материалы по народному хозяйству». Москва. — 1932г. С. 38,81.). Основной задачей партии была индустриализация нашей страны, создание обеспеченной культурной жизни для народа, что играло огромное значение для решения хозяйственно-политических задач. Не щадя своего здоровья, сил, рабочие люди перевыполняли планы, надеясь на улучшение жизни. У них была вера. У нынешнего большинства молодежи ее нет. Они не знают, что будет завтра, чем будут заниматься в недалеком будущем. С одной стороны это оправдано социально незащищенностью молодежи. Если в стране советской, как бы там ни было, заботились о трудоустройстве, об «…устранении безработицы, удовлетворения потребностей рабочих и крестьян, их дальнейшего культурного роста» [1, с. 29], о здоровье населения, их социокультурном развитии, то в настоящее время отдано на откуп каждого.

В связи с этим вопрос о смысле культурных ценностей наиболее остро стоит в наше время.

Европа, по словам Данилевского Н. Я., никогда не хотела мириться с могущественным соседом — Россией, не признавала своей и видела в ней чуждое и враждебное начало, потому что Россия «…не может служить для нее простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т. д., материалом, который можно бы формировать и обделывать по образу и подобию своему, как прежде было надеялась, как особливо надеялись немцы, которые, несмотря на препрославленный космополитизм, только от единой спасительной германской цивилизации чают спасения мира». [2, с.14].

В дальнейшем империалистические страны пытались помешать существованию молодой советской республики, построению социализма в ней. «Вопросы внутреннего развития Советского Союза не были изолированы от международной обстановки» [1, с. 4].

Любые значимые события в жизни людей всегда вносят свои коррективы в их образ жизни, оказывают влияние и на формирование культуры. Цепочка событий в жизни русских людей, установление советской власти в стране, расширение границ нашего государства за счет присоединения и образования молодых республик, победа в Великой отечественной войне, повлекли за собой процесс переосмысления культурных ценностей. Единой ценностью для советского народа было дело коммунистической партии — бессмертное дело социалистического строительства, что подталкивало людей на самоотверженный труд.

Современное молодое поколение мало знакомо с ценностями советской России, советского строя. Русский человек проявляет духовность в отношении науки, искусства, в практическом осуществлении своих идеалов правды, свободы, общественного благоустройства и личного благосостояния [2, с. 31].

К сожалению, влияние событий двух прошедших десятилетий в нашей стране повлекли за собой негативные последствия в обществе. Как пишет Дерлугьян Г. «Двадцатый век — совершенно исключительный период в истории идей. Такого бурного и широкого разлива не случалось никогда и, больше никогда не случится. Сегодня мы переживаем затянувшийся период безыдейности, но что последует за ним?» [3].

Лабиринт Отсутствие четко выработанной идеологии отразилось на поколении молодых людей ХХI века, что можно продемонстрировать результатами анализа учебных программ различных ВУЗов и социологического опроса студентов. Изучение многих исторических вех, закономерностей не включено в программу обучения. Нишу недостающих знаний заполнили только лишь современные политико-экономические и криминальные события и происшествия. Разрушение национального достоинства и самосознания. Как показал социологический опрос студентов N –го ВУЗа, не знание истории выражается в грубом невежестве, низком уровне образованности и свидетельствует о свершившейся и задуманной подмене культурных ценностей современной молодежи. К примеру, на вопрос анкеты, когда произошла социалистическая революция, ответы были невразумительными и расплывчатыми. Разброс в датах был в пределах 10 лет. Это были 20 –е и 30-е годы. Респонденты с трудом вспомнили, кто явился вождем трудового пролетариата, и что произошло в процессе революции. К сожалению, кто такой В. И. Ульянов — студенты не ответили. Фамилия Крупской Н. К. отождествилась лишь с название университета им. Н. К. Крупской, и то было добавлено — «кажется». О «сталинских временах», «хрущевской оттепели», слышали не многие, получая информацию в основном из средств массовой информации. Соответственно — какие события происходили в определенные периоды никто ничего не знает. Бессмысленно спрашивать о временах правления русских царей и советских лидеров. Наводящие вопросы только могут натолкнуть на примерные ответы. Преобладание наглядно-действенного мышления у современной молодежи, недооценка правовых норм влечет за собой своеобразие формирования русской культуры. Процесс перестройки сознания длительный и сложный, зависящий от многих факторов: социально-экономического, политического, а между тем и воззрение на культуру общества вызывает глубокую противоречивость в русской культуре.

Потеря национальной идеи и утрата русской культуры влечет за собой раздвоенность и внутренний раскол в обществе.

Литература:

  1. Александров П. А. Пятнадцатый съезд в КП (б). Госполитиздат Москва. — 1961. С. 3.
  2. Данилевский Н.Я.Россия и Европа. М., 2008.
  3. Дерлугьян Г. // «Идейная эволюция столетия крайностей», 2011. [Электронный ресурс].-URL: http://expert.ru/expert/2011/01/dejnaya-evolyutsiya-stoletiya-krajnostej
  4. Каган М. С. Философия культуры. Учебное пособие. Санкт-Петербург,1996 г.
  5. Леонтьев Л. А. О работе К. Маркса «К критике политической экономии» 1859–1959 С. 43. Изд-во: Государственное издательство политической литературы. Москва — 1959.
  6. Максаковский В. Л. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. -1998. — 416 с,
  7. «СССР за 15 лет. Статистические материалы по народному хозяйству». Москва. — 1932г. С. 38,81.).
  8. http://культурные-ценности.рф/
  9. ru.wikipedia.org
Основные термины (генерируются автоматически): культурных ценностей, русских людей, жизни русских людей, русской культуры, культурных ценностей русских, классификаций культурных ценностей, формированием культурных ценностей, народному хозяйству», содержания культурных ценностей, мировоззрение народа, смысле культурных ценностей, жизни людей, переосмысления культурных ценностей, культурных ценностей современной, Культура русской народности, культуру общества, семантике жизненных ценностей, моральной жизни русских, общечеловеческих ценностей, утрата русской культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос