Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства советского и современного периода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Георгиевская, Д. А. Эволюция социальных идеалов экранных образов киноискусства советского и современного периода / Д. А. Георгиевская, С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37681/ (дата обращения: 19.03.2024).



В статье отражены социальные идеалы экранных образов детского и юношеского киноискусства советского и современного периода, раскрыто понятие социальных идеалов. Приведен ряд архетипов идеалов советского и постсоветского кинематографа, приведены примеры раскрытия перечисленных прообразов.

Ключевые слова: социальные идеалы, экранные образы, экранные герои, киноискусство, советский период, постсоветский период, эволюция социальных идеалов российского кинематографа.

Актуальность данной проблемы подчеркивается тем, что в настоящее время происходит модификация содержательной основы социальных идеалов экранных образов киноискусства. Следует отметить, что наш век ведет за собой изменение ценностных ориентаций личности в восприятии кинопроизведений. Киноискусство является важным социальным институтом, в связи с тем, что активно влияет на жизнь человека, как зрителя и его социализацию, способствуя формированию сознания человека. Кино выполняет функции проводника социального опыта на протяжении всей жизни личности, приобщает к ценностям и нормам общества.

Если провести грань между киноискусством второй половины прошлого века и нынешнего времени, то можно увидеть процесс эволюции киноиндустрии, как в положительную динамику, так и в отрицательную. Так, например, дети дошкольного возраста второй половины прошлого тысячелетия при ответе на вопрос: «Кем они хотят стать, когда вырастут?» — выбирали следующие варианты ответов: пожарный, милиционер, врач, учитель, парикмахер, воспитатель. Причины выбора детьми этих профессий связаны с тем, что в советском кинематографе отражалось, что все эти герои-люди — честные, умные и достойные граждане своей страны. Общество данными профессиями гордилось, поддерживались рабочие семейные династии. При этом дети «засматривались» мультфильмами «Дядя Стёпа — милиционер», 1964 года выпуска и «Доктор Айболит», 1984 года выпуска. В настоящее время в современных отечественных фильмах артисты, сыгравшие роли простых людей чаще всего показываются как люди неуспешные в жизни, профессия их не является престижной, современными детьми и подростками они не выбираются и не являются значимыми, не входящими в число так называемых «социальных идеалов». Термин «социальные идеалы» по мнению составителей энциклопедии В. Л. Абушенко, А. А. Грицанова, Г. М. Евелькина — это «представление о совершенном состоянии социальных объектов, отражающее наиболее значимые ценности культуры, являющиеся критерием оценки реальности и ориентиром деятельности индивида и социальных групп» [2]. Таким образом, социальные идеалы экранных образов киноискусства складываются из иерархичной лестницы героев киноискусства, которые сопрягаются с определенными ценностными ориентациями молодежи. Рассматривая проблемы, затронутые нами в статье, приведем ряд архетипов идеалов советской культуры: «герой труда», «защитник Отечества», «мудрый отец», «семьянин», «справедливый человек», «гуманный человек». Данные формулировки отображают ценностные ориентации и социальные установки, формирующиеся посредством киноискусства в советском обществе.

Социальный идеал «Герой труда» — построен на приоритетной ценности профессиональной деятельности человека, труда и является неотъемлемым свойством полноценной личности. В данном прообразе рассматривались не только труженики и передовые рабочие с большим трудовым стажем, но и труженики советской деревни. Данный архетип отражается в картинах «Трактористы», 1939 года выпуска — картина, в которой женщина, Марьяна Бажан, ломая стереотипы, является руководителем женской тракторной бригады и Героем Труда Советского Союза.

Социальные идеалы советского времени формировались не только в кинокартинах, но и посредством мультипликации. Например, сказка «Двенадцать месяцев», 1972 года несет в себе бесценные нравственные идеи, помогая маленькому зрителю ориентироваться в мире человеческих отношений. В традициях народа здесь раскрыт образ главной героини — падчерицы (сильная, добрая, смелая, трудолюбивая). Мультипликационный фильм «Золушка», 1947 года отображают важные качества личности главной героини — упорство, трудолюбие, понимание, эмпатию, скромность и терпимость. Произведение показывает, что лишь данные качества личности помогли девушке изменить свою жизнь. В данном случае «сказка используется как некое «Педагогическое пособие по разрешению трудных и неразрешимых ситуаций» предоставляемое специалистом или родителем» [1, C. 897].

В социальном идеале «Защитник Отечества» отражается ценность патриотического величия силы и могущества экранных героев, которым подражают в обычной жизни многие поколения мальчишек. Это социальный идеал сконцентрировал в себе следующие гражданские качества: мужество, сила духа, патриотизм, воинская честь и достоинство, «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» (В. Даль). Кинопроизведение «Летят журавли», 1957 года экранизирует глубину и чистоту чувств, мужественный характер людей, которых «не сломал» дух войны. Данный фильм с удивительной эмоциональной силой рассказывает о простых людях, в судьбы которых безжалостно вторглась война. Следовало бы привести следующие кинопроизведение — это «А зори здесь тихие...», 1972 года, в котором отображено, что не только мужчины, но еще и девушки и женщины участвуют в неравных военных боях наравне с мужчинами, защищая свою Родину. Художественный фильм «В бой идут одни «старики», 1973 года повествует зрителю размах войны, беспощадные бои русского народа с фашистскими захватчиками, радость первой победы над врагом, величие братства, скрепленного кровью и горечь утраты. Данные кинопроизведения несут в себе достойные подвиги дедов и отцов, которые совершали высоконравственные поступки во имя своего гражданского долга, тем самым формируя образ современника того времени.

Социальные идеалы «Мудрый отец» и «Семьянин» в советском кинематографе ярко был отражен в виде идеала гуманного и нравственного человека, который построен на взаимопонимании, дружбе и любви, лежавших в основе взаимоотношений в обществе, в семье. Свое воплощение он находил в доброте, уважении к себе и другим, добросовестности, великодушии, ответственности за воспитание детей. Названные архетипы в киноискусстве рассматривали проблемы мира подростков и молодежи, проблемы «отцов и детей», проблемы семьи и брака, и всего общества в целом. Примером данного прообраза является художественный фильм — «Евдокия», 1961 года, который является редким примером картины исключительно о крепкой семье, любви, показывает пример «настоящей женщины» и «настоящего мужчины». Фильм показывает идеал мужчины (надежный, добрый, понимающий, решительный, тактичный и внимательный) и женщины (заботливой, хозяйственной, порядочной); идеал семьи, которая сталкиваясь с любыми трудностями, всегда остается крепкой и дружной. Картина отражает воспитание детей, при котором дети сами выбирают свою судьбу, и, несмотря на иные желания родителей — они приемлют выбор своих детей.

Социальные идеалы «Справедливый человек» и «гуманный человек» включает в себя воплощение духовных ценностей как неотъемлемых частей менталитета советского человека, формируя всесторонне развитую личность, в которой соединяются ответственность, уважение к людям, высокая нравственность, добро и справедливость. В киноискусстве советского времени существовали и противоположные архетипы — «антиидеалы», которые воспроизводили в себе недостатки жизни общества [3].

С изменением социально-экономических и политических воззрений, ценностных переориентаций в обществе происходит серьезная динамика изменений социальных идеалов отечественного киноискусства. При этом можно выделить параллель личных качеств героев советского и современного кино, в связи с измененной иерархией ценностей. Нами был проведен опрос юношей и девушек в возрасте 15–17 лет для выявления социальных идеалов экранного искусства в современном обществе. Были выделены следующие идеалы («успешный бизнесмен», «супермен») и качества личности («мобильный человек», «успешность», «креативность», «самодостаточность») в кинопроизведениях современного периода. Из этого анализа получаем, что «герой труда» — «успешный бизнесмен» — этот прообраз изменен в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией в стране, то есть если соотносить советский и современный кинематограф, то, трудовой героизм в экранизации фильмов подменяется успешным бизнесом и карьерным ростом. Проводя параллель между «защитником Отечества» и «суперменом», очевидно, что современный идеал отражает сверхвозможности личности. Но, кроме положительных социальных идеалов, существует совокупность «антиидеалов», в результате которых зритель стирает грань «добра и зла», «можно-нельзя», «нравственно-безнравственно», тем самым нарушая баланс восприятия экранной информации и формирования социальных идеалов у современных подростков и молодежи.

Таким образом, социальные идеалы вскрывают проблемы состояния общественного сознания и поведения личности, показывает иные образцы и модели социально-конструктивного поведения, которые должны менять общество к лучшему через положительные социальные образы.

Литература:

  1. Георгиевская Д. А. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста/ Д. А. Георгиевская, С. П. Акутина // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 896–899; С. 897.
  2. Социология: Энциклопедия/Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин и др. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. — 1312 с.
  3. Н. Ф. Хилько. Духовно-нравственный потенциал детского кино и телевидения в России: теория, история и современность: Монография. — Омск, 2011. — 88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): идеал, качество личности, социальный идеал, воспитание детей, главная героиня, ряд архетипов идеалов, советский кинематограф, советское время, современный период, экранный образ киноискусства.


Ключевые слова

киноискусство, социальные идеалы, экранные образы, экранные герои, советский период, постсоветский период, эволюция социальных идеалов российского кинематографа

Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал советских...

сравнительный анализ, советский кинематограф, российский кинематограф, социально-педагогический потенциал.

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи.

Социальные функции кинематографа | Статья в журнале...

Доктор социологических наук при НИИ киноискусства М. И. Жабский определял

Основные термины (генерируются автоматически): кинематограф, общество, функция, массовая информация, социальное управление, советский период, деструктивное воздействие...

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

С советского времени до наших дней кардинально изменилось мнение о педагогической

Главная героиня фильма, Марина Максимовна, учительница литературы и классная

В современном кинематографе фигурирует образ неуспешного, нищего, эмоционально...

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

Прежде всего, милиционер советского времени — это тип героя в мирное время, борец за высокий общественный идеал советского общества, «рожденный революцией» (перефразируя название фильма «Рожденная революцией» (1977–1979 гг...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как...

А установка на нравственный идеал – не что иное, как стремление вызвать зрителя на размышления, побудить к деятельности.

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме.

Воспитательный потенциал киноискусства для современных...

Рассматриваются возможности использования киноискусства в качестве дополнительного инструмента для духовно-нравственного воспитания современных

В последнее время мы можем наблюдать очень интересную тенденцию в сфере современного кинематографа.

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Монтаж — главное, основное, специфическое средство киноискусства, бесконечно могучее, богатое, впечатляющее.

Эти качества кино были оценены и зрителями, и художниками.

Ж. Т. Тощенко Философские проблемы в современном кинематографе Москва 2008 г.

Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи

Молодые люди значительное количество времени проводят в социальных сетях.

Кинематограф представляет ценность для воспитания и формирования личности не только как одно из лучших

Воспитательный потенциал киноискусства для современных подростков.

Похожие статьи

Социально-педагогический потенциал советских...

сравнительный анализ, советский кинематограф, российский кинематограф, социально-педагогический потенциал.

Социально-педагогический потенциал киноискусства в формировании гражданского мировоззрения современной молодежи.

Социальные функции кинематографа | Статья в журнале...

Доктор социологических наук при НИИ киноискусства М. И. Жабский определял

Основные термины (генерируются автоматически): кинематограф, общество, функция, массовая информация, социальное управление, советский период, деструктивное воздействие...

Образ учителя в русском кинематографе | Статья в журнале...

С советского времени до наших дней кардинально изменилось мнение о педагогической

Главная героиня фильма, Марина Максимовна, учительница литературы и классная

В современном кинематографе фигурирует образ неуспешного, нищего, эмоционально...

Образ сотрудника органов внутренних дел в кинематографе

Прежде всего, милиционер советского времени — это тип героя в мирное время, борец за высокий общественный идеал советского общества, «рожденный революцией» (перефразируя название фильма «Рожденная революцией» (1977–1979 гг...

Социально-нравственная эффективность киноискусства как...

А установка на нравственный идеал – не что иное, как стремление вызвать зрителя на размышления, побудить к деятельности.

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме.

Воспитательный потенциал киноискусства для современных...

Рассматриваются возможности использования киноискусства в качестве дополнительного инструмента для духовно-нравственного воспитания современных

В последнее время мы можем наблюдать очень интересную тенденцию в сфере современного кинематографа.

Развитие киноискусства и философия кинематографа

Монтаж — главное, основное, специфическое средство киноискусства, бесконечно могучее, богатое, впечатляющее.

Эти качества кино были оценены и зрителями, и художниками.

Ж. Т. Тощенко Философские проблемы в современном кинематографе Москва 2008 г.

Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи

Молодые люди значительное количество времени проводят в социальных сетях.

Кинематограф представляет ценность для воспитания и формирования личности не только как одно из лучших

Воспитательный потенциал киноискусства для современных подростков.

Задать вопрос