Социокультурная характеристика преподавательниц женских учебных заведений г. Иркутска первой половины XIX – начала XX в. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2012)

Статья просмотрена: 639 раз

Библиографическое описание:

Пихтина, Л. С. Социокультурная характеристика преподавательниц женских учебных заведений г. Иркутска первой половины XIX – начала XX в. / Л. С. Пихтина. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 46-51. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1294/ (дата обращения: 11.12.2024).

Женское образование Сибири, в силу ряда причин, установилось значительно позже столичного. Первые учебные заведения в Иркутске появляются в 30-40-е гг.XIX в. Женские учебные заведения Иркутска представлены Сиропитательным домом, Девичьим институтом, двумя гимназиями имени почетного гражданина города И.С. Хаминова и частными гимназиями.

Социокультурная характеристика дает четкое представление о преподавательницах Иркутска XIX – начала XX века. Именно благодаря ей стало возможным получить сведения о столь неосвещенной стороне женского образования – социокультурной сфере жизни педагогов. С помощью данного анализа удалось выявить уровень полученного образования педагогов, их возраст, занимаемые должности, выяснить опыт работы, продолжительность педагогической деятельности. Также был рассмотрен количественный и сословный состав учительниц разных учебных заведений, сделаны выводы по семейному положению, религиозному отношению.

Из исследованных материалов архивов, газет я могу охарактеризовать триста преподавательниц, которые трудились в женских учебных заведениях в XIX – начале XX вв. Характеристика начинается с учительниц, преподававших с 1838 г. Из них 240 человек (80%) работали на государственной службе и 60 (20%) - в частных учебных заведениях города.

Самым первым учебным заведением для девочек в Иркутске был Сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой. Источники позволяют выявить 55 женщин от общего числа, служивших в разные годы на протяжении всего периода деятельности заведения. В связи с отсутствием исчерпывающих данных, касающихся полученного образования, я могу охарактеризовать 40 девушек (73%) из 55. Из них 12 человек (30%) окончили свое родное учебное заведение, столько же были приезжими и образование получили за пределами города Иркутска. Среди учебных заведений, которые они окончили, наиболее часто встречаются: Патриотический институт, Московские и Петроградские Высшие женские курсы. 8 девушек (20%) были выпускницами первой Иркутской женской гимназии имени И.С. Хаминова. 4 человека (10%) вышли из стен Девичьего Института, 3 (7,5%) окончили Епархиальное училище, наконец, одна девушка (2,5%) окончила курс второй женской гимназии.

Среди 55 женщин-педагогов Сиропитательного дома в качестве надзирательниц трудилось 18 женщин (33%), воспитательниц было 15 человек (27%), из числа начальниц мне удалось охарактеризовать 12 человек (22%), наконец, из учителей 10 девушек (18%). Часть педагогических кадров данного заведения - 28 человек (51%) были местными, чуть меньше - 27 женщин (49%) приезжими. Из 12 начальниц лишь три были местными: одна окончила курс Девичьего Института, две – первую женскую Иркутскую гимназию.

Из 14 педагогов, данные относительно семейного положения которых были выявлены, 13 являлись замужними дамами.

Что касается происхождения, то из 55 женщин, можно охарактеризовать 20, то есть 36%. Наибольшее число педагогов вышли из семей чиновников, как военных, так и гражданских. Данная категория насчитывает 40%. На втором месте учителя из мещанского сословия – 30%. По 10% было встречено дочерей священников и крестьян. Из купеческих семей всего 5%, столько же из цеховых.

Рассматривая в целом стаж всех педагогических работниц, можно увидеть, что срок службы колеблется от 1 года до 13 лет, средний срок –5-8 лет.

Педагогический коллектив Девичьего института представляют 84 человека или 28% от общего числа всех исследованных. Охарактеризованные женщины трудились в институте в разные годы на протяжении всего периода деятельности заведения. Надо сказать, что Девичий институт один из первых женских учебных заведений города, и поэтому значительная часть их относится к приезжим женщинам. В Иркутске только-только появилось женское образование и, конечно, в связи с отсутствием местных педагогов, были присланы дамы со столичным образованием, хорошим воспитанием и опытом работы. Они являлись образцом для подражания и дальнейшего распространения женского образования. Выпускницы Института Восточной Сибири перенимали навыки своих наставниц и реализовывали их в своей педагогической практике.

Из педагогических работниц Девичьего Института, 50 человек (60%), занимали должность классных дам, 26 человек (30%) являлись учителями, 8 человек (11%) - начальницами.

Анализ полученного образования вызвал некоторые затруднения, так как не у всех девушек были найдены данные относительно оконченного учебного заведения. В связи с этим по данному критерию можно охарактеризовать 70 человек из 84, что составляет 83%. 45 девушек из 70 (64%) окончили свой родной институт, 25 человек (36%) были приезжими и получили образование за пределами Иркутска. В числе таких учебных заведений встречаются Петербургский Екатерининский Институт, Павловский Институт, затем Петроградские Высшие женские курсы, а так же Мариинский Институт благородных девиц. 7 из 8 начальниц за все годы существования заведения были приезжими – это почти 90%. Всего одна начальница Моллериус А.П. – самая последняя, была местной. Она являлась супругой иркутского губернатора. Прослужила она всего три года, в связи с прекращением работы института. Охарактеризовать можно 35 классных дам из 50, то есть 70%. Среди них приезжих было 10 – это 29%, местных 25 человек –71%. Среди учителей местных 20 человек (77%) из 26, приезжих 6 (23%).

Таким образом, определенная часть педагогического коллектива Девичьего института Восточной Сибири имела столичное образование и педагогический стаж. Все они ранее работали в столичных институтах и были приглашены в Иркутск. За 50 лет институт окончили 668 девушек. По окончанию курса девушки имели право заниматься педагогической деятельностью. Институтки были мною замечены не только среди учительниц Девичьего института, но и других учебных заведений Иркутска, а так же за его пределами. Почти из каждого выпуска 1-3 выпускницы оставались в Институте пепиньерками, а затем занимали должность классных дам или учительниц. Из 668 выпускниц мне удалось найти информативные данные примерно о 45 выпускницах, то есть почти о 7% из всех окончивших Девичий институт за все годы его существования.

Среди подвергшихся исследованию, 8 человек из 15, чье семейное положение удалось охарактеризовать, были замужем (53%), 7 женщин (47%) – не замужем.

Средний срок службы в целом всех педагогов института от 1 года до 10 лет, но встречается и более продолжительный стаж, например, 20-26 лет.

Средний возраст 40 из 84 педагогов Института, данные о возрасте которых были найдены, 20-29 лет. В основном, в таком возрасте состояли на службе местные девушки, они начинали педагогическую деятельность почти сразу после окончания курса обучения. Приезжие, предполагаю, были более старшего возраста – 35-50 лет, так как за плечами у них были годы работы в столичных и других учебных заведениях.

Что касается сословной принадлежности, то девушки в большинстве имели благородное происхождение. Среди них большая часть относится к семьям чиновников. Присутствуют девушки из купеческих семей, их родители относились к купцам 1-й и 2-й гильдий. Есть небольшое количество дочерей священнослужителей.

Что касается продолжительности службы классных дам, то во вторую половину XIX века она значительно снизилась. Для того чтобы узнать причину этого явления, я сравнила службу этой категории работников образования в первой и второй половине века. Служба женщин первой половины продолжалась в среднем 15-20 лет. Средний срок службы представителей второй половины составлял 2-5 лет. Объясняю я это тем, что в это время на данную должность поступают выпускницы Девичьего института. Причиной недолговременной службы классных дам можно считать карьерный рост. Начиная с должности классных дам Девичьего института, девушки, обретя навыки и опыт, становились начальницами Сиропитательного дома, и появившихся позже гимназий как. Второй причиной считаю то обстоятельство, что все они были молоды (20-25 лет) и, выходя затем замуж, оставляли службу. Причину участившегося выхода классных дам замуж надо искать в том, что в Иркутске контингент классных дам института представлял собой наиболее образованную и воспитанную часть женской молодежи. Причиной недолговременной службы приезжих второй половины XIX века можно считать то, что классные дамы, приезжавшие на службу в Иркутск из Европейской России, покидали свои семьи, тяготясь разлукой, стремились перейти на службу в менее отдаленные от них учебно-воспитательные заведения, что им нередко удавалось. Вот главные причины, вследствие которых продолжительность службы классных дам в институте Восточной Сибири была не велика.

В 1860 г. открывается первая Иркутская женская гимназия И.С. Хаминова. Из всех педагогов этой гимназии мне удалось более глубоко и информативно охарактеризовать 57 человек, работающих в разные годы на протяжении всего периода существования учебного заведения.

Из них 32 человека, то есть 56% от общего числа работниц гимназии занимались преподавательской деятельностью. 15 человек (26%) относились к классным надзирательницам, 7 девушек (12%) работали воспитательницами. Из начальниц удалось охарактеризовать троих – 5%.

Из всего педагогического коллектива гимназии 26 человек (46%) были выпускницами самой гимназии. 17 человек (30%) были приезжими. 8 (14%) получили свое образование в Девичьем институте. Из выпускниц второй женской Иркутской гимназии можно отметить 3 человек (8%). 3 девушки (5%) окончило курс Епархиального училища и Александринского приюта.

Среди 32 учительниц гимназии 12 приехали из других городов. По 8 человек выпустилось из Девичьего Института и первой женской гимназии. Молоденькие выпускницы, окончили курс обучения и сразу остались работать в родной гимназии. Из 15 классных надзирательниц 12 - выпускницы первой гимназии, 2 - приезжие, 1 – Епархиального училища. Все 7 воспитательниц вышли из стен 1-й Хаминовской гимназии. Из трех начальниц одна была выпускницей Девичьего института, а две другие были присланы из столицы.

Относительно второй женской Иркутской гимназии были выявлены характеристики 44 педагогических работников. Из них более 36% отмечены как выпускницы самой гимназии – 16 человек. 27% были неместными и приехали в Иркутск из других городов – 12 женщин. 23% (10 человек) окончило первую женскую гимназию. Выпускниц Девичьего института найдено 4 человека (9%). 2 девушки (5%) окончили курс Епархиального училища.

Среди 38 членов педагогического коллектива, информацию о занимаемых должностях которых удалось отыскать, было 19 учителей. Следовательно, половина охарактеризованной части коллектива занимались учительской деятельностью. Среди 38 педагогов больше всего выпускниц первой гимназии имени Хаминова и приезжих женщин - по 40% на каждую категорию. Оставшиеся 20% распределяются между выпускницами второй гимназии Хаминова, Девичьего института. Не намного меньше, чем учителей было найдено надзирательниц – 17 женщин из 38 (45%) занимали эту должность. Здесь доля приезжих минимальна, а большинство составляют выпускницы обеих женских гимназий. Немного встречено выпускниц института благородных девиц и Епархиального училища. Из начальниц можно охарактеризовать двух женщин (5%), обе окончили курс обучения в Девичьем Институте (Теплова Е.Г., Шулепникова Е.М.).

Данных о преподавательницах частных гимназий не слишком много. 60 человек (20%) из 300 исследованных относились к педагогам частных гимназий. В гимназии Некрасовой преподавало 54 человек (90%), в гимназии Лятоскович – 3 (5%) , Гайдук – 3 (5%). В связи с наличием малочисленных характеристик педагогических коллективов разных частных учебных заведений, я объединила их в одну группу. Из 60 педагогов частных гимназий наиболее высокий процент составляют преподавательницы, получившие образование в первой гимназии имени Хаминова - 22 человека (37%), на втором месте приезжие, которые окончили столичные и другие учебные заведения - это 21 человек (35%). 11 человек (18 %) - выпускницы гимназии Некрасовой. Реже встречаются выпускницы Девичьего Института всего 3 девушки (5%) , второй гимназии Хаминова – 2 человека (3%) и Епархиального училища - всего одна девушка (2%).

Самый большой показатель - 37 человек (62%) относится к деятельности в роли преподавателя, второй распространенной должностью, по моим подсчетам, была должность воспитателя – 20 человек (33%). 2 женщины (3%) являлись начальницами и 1 человек (2%) - надзирательницей.

Что касается продолжительности педагогической службы, то средней является цифра от 1 года до 14 лет. Встречается стаж и 23-25 лет. Касаясь возраста педагогов данной гимназии, однозначно можно заметить, что все приезжие деятельницы были старше 30 лет, а местные девушки – 18-25 лет.

Таким образом, из перечисленных 300 представительниц женских средних учебных заведений Иркутска, государственных служащих составляет 80% и 20% педагогов частных гимназий. Наибольшее количество педагогов, рассмотренных мной, относится к преподавателям Девичьего Института – 28% - 84 человека, 18% или 55 человек - Сиропитательного Дома, 20% или 60 человек составляют педагоги частных гимназий, 19% (57 человек) трудились в стенах первой и 15% (44 человека) – второй женской городской гимназии. Образовательный уровень педагогов определялся учебным заведением, которое они окончили. Таким образом, из 300 человек более глубокую характеристику относительно полученного образования, я могу дать 271 женщине или 90%. Из 271 исследованной 87 женщин (32%), приехали в Иркутск из других городов. Среди учебных заведений, которые окончили приезжие педагоги, наиболее часто встречаются Патриотический Институт, Петербургский Екатерининский, Павловский Институт, Московские, Петроградские Высшие женские курсы, кроме этого Екатерининская женская гимназия, Петербургское Александринское училище. Из учебных заведений других городов отмечу выпускниц Омской, Варшавской, Киевской женских гимназий. Встречаются выпускницы заграничных учебных заведений. К таким заведениям относятся Варшавский Александро-Мариинский институт, Парижские курсы, Одесская и Киевская женские гимназии. Среди Иркутских учебных заведений на первом месте были выпускницы первой женской гимназии Хаминова – 66 человек или почти 25%. Выпускницы данной гимназии занимают абсолютное большинство среди работниц гимназий. На втором месте выпускницы Девичьего института - 64 человека из 271, что составляет 24%. Как показывает исследование, выпускниц Девичьего института больше всего среди педагогических работниц государственных учебных заведений. Среди коллективов частных гимназий девушек, окончивших Девичий институт, мной было найдено всего трое. Окончивших курс второй женской гимназии могу назвать 22 человека (8%). 12 человек или около 4% относятся к выпускницам Сиропитательного дома, которые были встречены только среди педагогов данного учебного заведения. Подобная ситуация и с выпускницами частной гимназии Некрасовой. Окончивших курс был охарактеризовано 11 человек (4%), и среди педагогических коллективов других учебных заведений представительницы данной гимназии мной обнаружены также не были. Меньше всего выпускниц Епархиального училища – 9 человек (3%).

Самым распространенным учебным заведением, где исследуемые девушки получили свое образование, были Хаминовские гимназии и Девичий Институт Восточной Сибири. Того и следовало ожидать, учитывая направленность учебных заведений. Девичий институт самое первое учебное заведение для девочек в Иркутске, после Сиропитательного дома. Он существует больший срок, чем все остальные, поэтому имеет и большое число педагогических работниц, вышедших из его стен. Сиропитательный дом не давал права преподавать, он лишь давал первоначальные поверхностные знания и обучал ремеслу, чтобы девочки-сироты имели возможность прожить своим трудом в дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому количество выпускниц Сиропитательного дома, в дальнейшем занявшихся педагогической деятельностью, было минимально. Гимназии относились к открытым учебным заведениям, куда был свободный доступ всем слоям без ограничения, в отличие от Девичьего Института. 8-й класс Гимназии Хаминова давал выпускницам звание и право заниматься педагогической практикой. Следовательно, в гимназии Хаминова был больший набор и больший выпуск, и, соответственно, большее количество педагогических работниц. К тому же, ко времени открытия Хаминовских гимназий – это 60-70-е годы, женское образование крепко укрепилось и стало очень востребовано. Родители уже не боялись отдавать своих дочерей на учение. Женское образование стало не возможностью, а необходимой потребностью времени.

Большая часть из исследованных приезжих преподавала в Девичьем Институте и частной гимназии Некрасовой. Немного меньше в гимназиях Хаминова, а наименьшее количество трудилось в Сиропитательном заведении. Надо сказать, что в Девичьем институте больше всего приезжих женщин выполняли функцию классных дам и начальниц, учителей было меньше в два раза. В Сиропитательном доме больше всего приезжих на должности смотрительниц. Среди гимназий Хаминова и частной гимназии Некрасовой самая распространенная должность учителя. Надзирательницы и начальницы из столичных дам составляют совсем небольшой процент. Это может быть связано с ростом численности местной интеллигенции. Педагогов, окончивших местные учебные заведения, в эти годы становится все больше, и именно они начинают занимать эти должности. В связи с этим приезжих дам становится уже меньше.

В основном все приезжие женщины были не слишком молодыми– 35 лет и старше. За плечами у них был опыт работы в столичных учебных заведениях. Все они приезжали в Иркутск по распоряжению ведомства императрицы Марии. Местные учительницы были молоденькими, часто начинали свою педагогическую деятельность сразу после окончания курса обучения в 17-19 лет.

По сословному происхождению, большая часть из всех исследованных педагогов относилась к семьям чиновников - примерно 60%-70%, около 1\4 вышли из семей духовного звания и купцов. Доля выходцев из мещанских семей совсем невелика.

Данные о вероисповедании 54 женщин из 300, что составляет 18%, позволяют сделать следующие выводы. 94% - 52 женщины были православного вероисповедания, 4% - католического и всего 2% протестантского - лютеранки.

Таким образом, была дана социокультурная характеристика 300 преподавательницам женских учебных заведений Иркутска XIX – начала XX века. Состояние источников не позволяет в полной мере проследить изменения этих социокультурных характеристик на протяжении всего рассматриваемого периода, поэтому отследить динамику изменений задачей не ставилось.


Литература:

1. Быкова В.П. Записки старой смолянки/В.П. Быкова. – С-П.: Тип. Сиб. Акц. Общ-ваЕ.Евдокимова. – 1899. – ч.2. – 396 с.

2. Воспоминания А.В.Богодаровой // Резонанс. - 1992 г. - №2. - с.1-3

3. Отчет по управлению Иркутского Сиропитательного Дома Ел. Медведниковой за 1899 г. // Иркутск. - 1900 г. – 23 с.

4. Очерк деятельности Иркутского Сиропитательного дома и краткий отчет учрежденного при нем банка с 1888-1913 гг., Ирк.: Электро-типография И.А.Белоголового, 1913. – 32 с.

5.Памятная книжка Иркутской губернии. – Иркутск, 1911. – 306 с.

6. Памятная книжка Иркутской губернии. – Иркутск, 1914 . – 206 с.

7.Памятная книжка Иркутской губернии на 1863 г. – Ирк.: типография губернского правления, 1863 г. – 182 с.

8. Памятная книжка Иркутской губернии на 1870 г. – Ирк.: Типография Н.Н. Синицына, 1870 г. – 82 с.

9. Памятная книжка Иркутской губернии на 1891 г. – Ирк.: Губернская типография, 1891 г. – 102 с.

10. Памятная книжка Иркутской губернии на 1902 г. - Ирк.: губернская типография, 1902 г. - 235 с.

11. Памятная книжка Иркутской губернии 1914 г. – Иркутск, 1914 г. – 289 с.

12. Памятная книжка Управления Гражданскими учебными заведениями Вост. Сиб. на 1899-1900 учебный год, Иркутск, Паровая типо-литография П.И.Макушина, 1900 г. - 306с.

13. Памятная книжка Управления Гражданскими учебными заведениями Вост. Сиб. На 1900-1901 учебный год,Иркутск, Пароваятипо-литография П.И.Макушина, 1901 г. - 329с.

14. Правила и программы Иркутской женской прогимназии И.С. Хаминова/Иркутск: Типография газеты Вост. Обозр.- 1889. - 94 с.

15. Тамм Л.И. Записки иркутянки/ Л.И.Тамм. - Иркутск, 2007 г. – ч.1-3. - 734с.

16. ГАИО, ф. 64, оп. 1, д. 5.

17. ГАИО, ф. 64, оп. 1, д. 49.

18. ГАИО, фонд 64, оп. 1, д. 72.

19. ГАИО, фонд 64, оп. 1, д. 87.

20. ГАИО, фонд, 66, оп. 3, д. 40.

21. ГАИО, фонд 66, оп. 3, д. 41.

22. ГАИО, фонд 66, оп. 3, д. 69.

23. ГАИО, фонд 66, оп. 3, д. 70.

24. ГАИО, фонд 124, оп. 1, д.339.

25. ГАИО, фонд 124, оп. 1, д. 630.

26. ГАИО, фонд 124, оп.1, д. 632.

27. ГАИО, фонд 125, оп. 1, д. 138.

28. ГАИО, фонд 125, оп. 1, д. 154.

29. ГАИО, фонд 125, оп. 2, д. 20.

30. ГАИО, фонд 156, оп. 1, д. 6.

31. ГАИО, фонд 156, оп. 1, д. 10.

32. ГАИО, фонд 156, оп. 1, д. 39.

33. ГАИО, фонд 156, оп. 1, д. 64.

34. ГАИО, фонд 480, оп.1, д. 31.

35. ГАИО, фонд 480, оп. 1, д. 141.

36. Дулов А.В. Девичий институт// Сибирь. - 1999. - №6. - с. 144-150

37.Дунаева А.П. Первые директрисы Иркутского Девичьего института и декабристы / Сибирь и декабристы. Выпуск №6. Иркутск: Иркутский музей декабристов, 2009 – с. 187 – 198

38. Исторический очерк деятельности Иркутского Института Императора Николая I / Иркутск. - 1896 г. - 91с.

39. Лисичникова А.В. Учителя Иркутска (вторая половина XIX в.)// Педагогика. - №6. – 2000 г. – с. 77-80

40. Рабецкая З.И. Е.М.Шулепникова – пример преданного служения педагогическому делу/ З.И.Рабецкая//Женщина в Истории России XVIII – XXI вв: 8-е Щаповские чтения. – Иркутск. – Оттиск, 2010 г. - с. 60-65

Основные термины (генерируются автоматически): Девичий институт, Иркутск, выпускница, быль, гимназия, Епархиальное училище, заведение, девушка, приезжий, женская гимназия.

Похожие статьи

Освещение деятельности женского общественного движения в советских женских журналах 30-х гг. XX в.

Осмысление феномена мещанства в русской культуре XIX — нач. XX вв.

Краткий анализ промышленных заведений Нижегородской губернии XIX-XX вв.

Вопросы воспитания и обучения в наследии русских педагогов конца XIX — начала XX веков

Проблемы классического образования во взглядах русских общественных деятелей середины XIX века

Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской губернии в конце XIX — начале ХХ в.

Повседневная жизнь женщин Кубани в период революции и Гражданской войны (1917–1922 гг.): историографический обзор

Исторические аспекты использования женского труда в сфере государственного аппарата управления России в начале XX века

Состояние преступности против личности в Симбирской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.

Организационное устройство мест заключения и система тюремного управления в Российской империи в конце XIX — начале XX вв.

Похожие статьи

Освещение деятельности женского общественного движения в советских женских журналах 30-х гг. XX в.

Осмысление феномена мещанства в русской культуре XIX — нач. XX вв.

Краткий анализ промышленных заведений Нижегородской губернии XIX-XX вв.

Вопросы воспитания и обучения в наследии русских педагогов конца XIX — начала XX веков

Проблемы классического образования во взглядах русских общественных деятелей середины XIX века

Культурная жизнь жителей уездных городов Енисейской губернии в конце XIX — начале ХХ в.

Повседневная жизнь женщин Кубани в период революции и Гражданской войны (1917–1922 гг.): историографический обзор

Исторические аспекты использования женского труда в сфере государственного аппарата управления России в начале XX века

Состояние преступности против личности в Симбирской губернии во второй половине XIX — начале XX вв.

Организационное устройство мест заключения и система тюремного управления в Российской империи в конце XIX — начале XX вв.