Баренцев Евро-Арктический регион: традиции женского воспитания и образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.10.2014

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Новикова, В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: традиции женского воспитания и образования / В. Н. Новикова, Л. Ю. Баскова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 524-527. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13059/ (дата обращения: 25.04.2024).

В статье рассматриваются традиции женского воспитания и образования на Севере Европы. Особое внимание уделяется положению женщины на Архангельском Севере и в Швеции XIXвека.

Ключевые слова:развитие женского образования, традиционное воспитание, северные страны, семья, идеал воспитания

Россия, как и весь мир, живет в эпоху социально-экономических перемен. Современный этап развития страны характеризуется различными тенденциями как негативного, так и позитивного характера. Отмечается возрастание роли женщины в общественной жизни, рост национального самосознания, усиливается роль религии. Вместе с тем, происходит снижение общекультурного уровня населения, возникают межнациональные конфликты, снижается ценность человеческой жизни. В условиях усугубляющегося кризиса особое внимание исследователей привлекает поиск ценностных оснований для разработки модели устойчивого развития общества, с учетом специфики региональных социокультурных традиций. Аккумулируя особенности уклада, образа жизни, традиции и культуру того или иного региона, образование и воспитание служат гарантом, и, в тоже время, критерием его устойчивого развития. Особая роль, в этом отношении, принадлежит образованию и воспитанию женщин.

Научный интерес к изучению данной проблемы подтверждается наличием защищенных диссертационных работ (Н. В. Голикова, А. Е. Демидовская, С. В. Заозерская, М. А. Калинина, Т. В. Касимова, С. С. Щекина, и др.), посвященных анализу историко-педагогического опыта воспитания с позиций взаимовлияния этнопедагогических культур. В проведенных исследованиях доказано, что в большинстве северных стран образование и воспитание человека основывались на системе нравственных ценностей: ценность семьи как основы жизнеустройства; ценность нравственных качеств личности; ценность знания и труда, честность и коллективизм как ведущие принципы построения межличностных отношений и т. д. Центральное место в этой системе занимало глубокое уважение к женщине в силу ее предназначения в формировании нравственности общества и семьи. Образ женщины как хранительницы семейных традиций имел большое педагогическое значение, так как являлся основой семейного воспитания, определял образ жизни, передачу подрастающим поколениям производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями [2, с. 49–53]

Анализ архивных материалов, историко-педагогических условий показал, что к XIX веку в большинстве стран Европейского Севера сложились своеобразные социокультурные условия для развития образования и воспитания, как в целом, так и женского, в частности. К данным условиям могут быть отнесены: промысловая специфика экономики, обусловившая долгое отсутствие мужчин в доме; развитие морской торговли; тесные связи между странами Скандинавского региона, объяснявшиеся близостью расположения, общностью исторических и культурных традиций; совместное сосуществование представителей разных конфессий (помимо православных здесь проживали представители римско-католического, евангелическо-лютеранского, иудейского и магометанского вероисповеданий); распространенность грамотности (например, по данным переписи 1897 г. процент грамотных женщин Архангельской губернии составлял в селах — 8,6 %, в городах — 43,4 %); особое уважение, которым пользовалась женщина, ее высокий нравственный авторитет и т. д. Так, в работах И. С. Кона указывается, что на Русском Севере жесткий патриархальный порядок всегда сочетался с феминным национальным характером и синдромом «сильной женщины» [6]. С одной стороны, она находится в зависимом положении от мужа или отца, чьей воле должна беспрекословно подчиняться, с другой — сохранялась роль «большухи» в крестьянских семьях, которая пользовалась авторитетом у остальных членов семьи. Согласно исследованиям Т. С. Буториной, С. Ю. Мосягиной, С. С. Щекиной, в ряде регионов, в том числе в Поморье, «женщины и девушки в решении хозяйственных и бытовых дел были самостоятельнее, чем в других районах дореволюционной России». Женщина «была не просто хранительницей домашнего очага, быта, а воспринималась олицетворением всех нравственных достоинств» [8, с. 13].

XIX век, как в России, так и в большинстве северных европейских стран, ознаменовался развитием женского образования, позволил участвовать в общественных мероприятиях, осваивать новые специальности. Основной задачей женского образования являлось «воспитание добрых жен и полезных матерей семейств», что нашло отражение в содержании образования, его гуманитарной направленности, обязательном обучении рукоделию и ведению домашнего хозяйства, как в светских, так и в духовных женских учебных заведениях. К концу XIX в. содержание цели женского образования становилось все более широким и ориентировалось на развитие личности женщины, ее подготовку к профессиональной деятельности. Яркой иллюстрацией этого тезиса может служить анализ деятельности двух наиболее крупных учебных заведений г. Архангельска: Мариинской женской гимназии и епархиального училища. Основу воспитания в Мариинской женской гимназии составляло духовно-нравственное совершенствование личности, включавшее формирование религиозных и патриотических чувств, приобщение к труду, культурным ценностям, здоровому образу жизни. На уроках рукоделия гимназистки приобретали знания, умения, навыки, необходимые в будущей семейной жизни; воспитывались трудолюбие, аккуратность, усидчивость.

Целью создания епархиального училища было образование «девиц духовного звания — будущих жен священников, матерей семейств», «чтобы отсюда выходили образованные жены священнослужителей епархии и помощницы им в деле народного учительства» [4, с. 63]. Нравственное воспитание было призвано укреплять воспитанниц в сознании безусловной обязательности евангельского нравственного закона. В девочках воспитывали вежливость, скромность, почтительность перед старшими, дружелюбие и искреннее обращение с подругами, ласковость и снисходительность к младшим и слабым [4, с. 89].

Преобладание крестьянского населения в большинстве стран северной Европы, решающее влияние традиций, уклада жизни сельской семьи на общественное сознание обусловили интерес ученых к изучению региональной и национальной специфики воспитания девочек (девушек), принадлежащих к данному сословию.

Общность ценностных оснований женского воспитания в разных странах доказывается в ряде исследований. Так, в работе Н. В. Голиковой показано, что воспитание девочек в крестьянской семье Олонецкой губернии базировались на идеалах христианской жизни: любви к Богу и ближнему как самому себе. Вступление в брак рассматривалось как неизбежность, как моральный долг перед Богом, семьей и родом. Женщина без мужа не имела самостоятельной ценности. Согласно народным воззрениям, основным качеством, определявшим характеристику женщины-хозяйки в Олонецкой губернии, являлось трудолюбие. Семейное воспитание девочки осуществлялось в соответствии с идеалом женственности, выраженном в эстетических категориях. Воспитание эстетикой быта с детства приобщало к нравственным ценностям: женщина — хранительница рода и семейных традиций. Основное внимание уделялось формированию умения воспринимать, творить красоту; наиболее востребованными были такие характеристики женщины-матери как верность, уважение к отцу, мужу и старшим, чадолюбие, милосердие, жертвенность [3].

Специфика женского воспитания в скандинавских странах отражает исторически сложившийся уклад и образ жизни крестьянской семьи, систему ценностей, близких по содержанию традициям воспитания на Русском Севере. М. А. Калинина указывает, что характерными чертами этнопедагогического идеала норвежской женщины являлись: чистота души, понятие чести, чувство свободы и независимости, высокое чувство справедливости и ответственность, способность к самопожертвованию ради семьи, к защите семейного очага и семейных традиций [1, с.32–33].

По мнению В. Н. Новиковой, в шведском обществе ценились физическая красота женщины, ее ум, гордость, иногда даже заносчивость, решительность, практическая сметка и умения. Главными женскими качествами, которыми должна была обладать добропорядочная жена, наряду с честностью, чистотой сердца и мыслей, считались целомудрие и добродетель. В систему ценностей в свете христианской идеологии Лютера, как для мужчины, так и для женщины входили Набожность, Вера, Надежда, Усердие, Щедрость, а также самая важная и наиболее ценная добродетель — Верность супругу или супруге.

Отношения в крестьянской семье базировались на безусловном авторитете мужа. Однако, такие «типично мужские» качества как ум и сообразительность и у женщин не считались предосудительными, их поддерживали и восхваляли до тех пор, пока она проявляла их в помощи мужу, пока жена не претендовала на первенство в семье. Согласно церковным предписаниям именно от добродетельных взаимоотношений мужа и жены зависел порядок, единство взглядов и спокойствие в семье. Независимая, непокорная, строптивая жена бросала вызов, прежде всего, церковным заповедям, нарушая единодушие, мир и согласие в доме. Таким образом, ответственность за духовное единство, эмоциональную близость семьи целиком лежала на женщине.

Как и в большинстве северных стран, центральную позицию шведская женщина занимала в домашнем хозяйстве. Искусно управляя делами, хозяйка могла заслужить авторитет в семье, уважение среди соседей и добрую репутацию в приходе, поэтому главное внимание в воспитании девочек уделялось практике ведения хозяйства. Достижения в работе во многом определяли домашний статус девушки (женщины). В этой связи, шведки были совершенно самостоятельны в экономических делах: они брали и отдавали в займы, покупали и продавали имущество без вмешательства со стороны супругов. Несмотря на то, что данная ситуация противоречила нормам закона, она была вызвана повседневной необходимостью, отсутствием мужчин в долгих поездках на ярмарки, их занятостью ремеслами и рыбной ловлей. Таким образом, шведская крестьянка выступала как правомочный член общества, обладала повышенным уровнем правоспособности, независимости и самостоятельности [7].

Сходное ценностное содержание традиций женского воспитания обнаруживается в немецкой народной педагогике. Ключевой педагогической идеей семейного воспитания являлся идеал добродетельной матери: жены, воспитательницы детей и хорошей хозяйки дома. В качестве ведущих определялись морально-нравственные составляющие женского характера (целомудрие, скромность, сдержанность, любовь к порядку и т. д.); комплекс важных для женщины приобретенных знаний и умений (в области ведения домашнего хозяйства, музыки, литературы, искусства, иностранных языков); требования, предъявляемые в отношении физического развития. Большое значение придавалось реализации женщиной социальных ролей по отношению к обществу и семье [5, с. 163].

Таким образом, северная женщина выполняла в семье основные социальные роли: жены — хозяйки — матери. Как от жены от нее ожидали верности, любви и уважения к супругу, поддержания гармонии в семейных отношениях. Роль хозяйки ассоциировалась с хранительницей домашнего очага, способной умело распоряжаться домашними ресурсами и осуществлять значительный вклад в бюджет семьи. Функция женщины как матери включала в себя рождение и заботу о детях, обучение их практическим навыкам, развитие физических и умственных способностей, необходимых в последующей трудовой и социальной деятельности.

Обобщая материалы исследований, посвященных женскому воспитанию и образованию в северных странах, следует отметить, что характерными чертами собирательного этнопедагогического идеала женщины являлись: чистота души, понятие чести, чувство свободы и независимости, мужественность и бесстрашие, высокое чувство справедливости и ответственности, способность к самопожертвованию ради семьи, к защите семейного очага и семейных традиций, трудолюбие и изобретательность. Созданный северными народами этнопедагогический идеал женщины способствовал формированию у девочек-девушек образцов поведения, норм человеческих взаимоотношений, понятий, представлений о себе, рядом живущих, добре и зле; сохранению основных общечеловеческих ценностей, таких как Родина, Человек, Труд, Любовь, Семья. Сущностной чертой воспитания женщин выступала нравственная составляющая, отражающая как социальные роли женщины в семье и обществе, так и личностные черты матери, жены и хозяйки дома. Ведущими ценностными ориентирами женского образования и воспитания являлись христианские добродетели (любовь, милосердие, долготерпение, уважение и почитание ближних, радостное отношение к жизни и др.), идеи гуманизма, осознания уникальности каждого человека.

Таким образом, схожие черты социокультурной среды на Русском Севере, в Швеции и Норвегии, способствовали созданию во многом аналогичной культурно — духовной ценностной основы в традициях женского воспитания. Центральное место в них занимали такие смысложизненные вопросы, как нравственные качества личности, приоритет семьи, уважительное отношение к старшим и благоговейное отношение к женщине.

Литература:

1.      Буторина Т. С. Женское воспитание в норвежской крестьянской семье XIX века / Т. С. Буторина, М. А. Калинина. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. — 56 с.

2.      Буторина Т. С. Педагогическая регионология / Т. С. Буторина. — Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2000. — 67 с.

3.      Голикова Н. В. Женское воспитание в крестьянской семье Олонецкой губернии второй половины XIX — начала XX века: учеб. пособие / Н. В. Голикова; М-во образования и науки РФ, ФГБОУВПО «КГПА». — Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2012. — 60 с.

4.      Заозерская С. В. Развитие женского образования на Архангельском Севере во второй половине XIX — начале XX веков: монография / С. В. Заозерская, Т. С. Буторина. — Архангельск, 2007. — 164 с.

5.      Касимова Т. В. Идея добродетельной матери в педагогике Германии второй половины XVIII века: Дис. … канд. пед. наук / Т. В. Касимова. — Архангельск, 2002. — 196 с.

6.      Кон И. С. Сексуальная культура XXI века / И. С. Кон // Педагогика. — 2003. — № 4.

7.      НовиковаВ. Н. Традиции женского воспитания в народной педагогике Швеции XIX в. / В. Н. Новикова // Перспективы науки. — 2012. — № 9 [36]. — С. 41–45.

8.      Семья в современном социуме (конец XX — начало XXI вв.): Монография в 2-х частях / под ред. Т. В. Лодкиной. — Вологда: ИЦ ВГМХА, 2006. — Ч. II. — 294 с.

Основные термины (генерируются автоматически): женское воспитание, женское образование, женщина, семья, домашнее хозяйство, крестьянская семья, образ жизни, Русский Север, традиция, Мариинская женская гимназия.


Ключевые слова

семья, традиционное воспитание, развитие женского образования, северные страны, идеал воспитания

Похожие статьи

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

У истоков женского образования в России. Автор: Кацалова Наталья Федоровна.

Добряков А.Русская женщина в домонгольский период. - Спб. – 1864.

Баренцев Евро-Арктический регион: традиции женского воспитания и образования.

Традиции организации эстетической среды в частных женских...

Взметнули гимназисты…» В частной женской гимназии М. А. Стоюниной (она была открыта в 1881 году в Санкт-Петербурге) существовали свои традиции, связанные с женской гимназической формой.

Южно-русский литературно-научный вестник»).

Из истории женского образования в России. Смольный институт...

Баренцев Евро-Арктический регион: традиции женского воспитания и образования. Становление отечественного женского образования в XI — первой половине XVIII вв.: историко-педагогический анализ. Вся её жизнь в искусстве: высшее учебное заведение.

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

Ключевые слова: семья, воспитание, дети, культура, успех. Эвены — коренные малочисленные народы Севера.

В результате непродуманной политики перевода в оседлый образ народов ведущих кочевой образ жизни, прервало преемственность народного воспитания детей в...

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Финансирование гимназии, женского училища и части приходских училищ осуществлялось за счет

Училище в 1874 году стало Мариинской женской гимназией г. Архангельска.

Училище было рассчитано на 20 учеников из бедных семей. Принимались дети от 13 до 15 лет.

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад...

Становление женского образования Иркутска было важным социокультурным явлением городской жизни.

1 апреля 1855 г. Дорохова была назначена начальницей Нижегородского Мариинского института.

Гендерный подход к изучению специфики формирования морали...

Ведь образ жизни «женщин-викторианок» значительно отличался от образа жизни «мужчин-викторианцев».

Задачами воспитательного процесса в школе и семье он называл задачу привития истинных моральных и нравственных ценностей, а также «воспитание настоящего...

Повседневная жизнь знати в России в XVII веке | Молодой ученый

К примеру обычай мужчинам обедать отдельно от жены и детей говорит о господстве патриархальных тенденций в жизни семей и

Совершенно определенно источники XVII в. говорят о четком делении женских головных уборов на девичьи и замужних женщин.

Семья: вчера, сегодня…завтра?

Древнерусская традиционная семья. Описание семейных обычаев древних славян впервые в русской истории встречается у

После революции 1917 года и захвата власти большевиками в советской России широкое распространение получили идеи женского равноправия и...

Похожие статьи

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

У истоков женского образования в России. Автор: Кацалова Наталья Федоровна.

Добряков А.Русская женщина в домонгольский период. - Спб. – 1864.

Баренцев Евро-Арктический регион: традиции женского воспитания и образования.

Традиции организации эстетической среды в частных женских...

Взметнули гимназисты…» В частной женской гимназии М. А. Стоюниной (она была открыта в 1881 году в Санкт-Петербурге) существовали свои традиции, связанные с женской гимназической формой.

Южно-русский литературно-научный вестник»).

Из истории женского образования в России. Смольный институт...

Баренцев Евро-Арктический регион: традиции женского воспитания и образования. Становление отечественного женского образования в XI — первой половине XVIII вв.: историко-педагогический анализ. Вся её жизнь в искусстве: высшее учебное заведение.

Народное воспитание детей эвенов | Статья в журнале...

Ключевые слова: семья, воспитание, дети, культура, успех. Эвены — коренные малочисленные народы Севера.

В результате непродуманной политики перевода в оседлый образ народов ведущих кочевой образ жизни, прервало преемственность народного воспитания детей в...

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Финансирование гимназии, женского училища и части приходских училищ осуществлялось за счет

Училище в 1874 году стало Мариинской женской гимназией г. Архангельска.

Училище было рассчитано на 20 учеников из бедных семей. Принимались дети от 13 до 15 лет.

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад...

Становление женского образования Иркутска было важным социокультурным явлением городской жизни.

1 апреля 1855 г. Дорохова была назначена начальницей Нижегородского Мариинского института.

Гендерный подход к изучению специфики формирования морали...

Ведь образ жизни «женщин-викторианок» значительно отличался от образа жизни «мужчин-викторианцев».

Задачами воспитательного процесса в школе и семье он называл задачу привития истинных моральных и нравственных ценностей, а также «воспитание настоящего...

Повседневная жизнь знати в России в XVII веке | Молодой ученый

К примеру обычай мужчинам обедать отдельно от жены и детей говорит о господстве патриархальных тенденций в жизни семей и

Совершенно определенно источники XVII в. говорят о четком делении женских головных уборов на девичьи и замужних женщин.

Семья: вчера, сегодня…завтра?

Древнерусская традиционная семья. Описание семейных обычаев древних славян впервые в русской истории встречается у

После революции 1917 года и захвата власти большевиками в советской России широкое распространение получили идеи женского равноправия и...

Задать вопрос