Исторические аспекты женской благотворительности России в XVIII — XIX вв. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щукина, Т. В. Исторические аспекты женской благотворительности России в XVIII — XIX вв. / Т. В. Щукина, Л. А. Севостьянова, А. Н. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28.1 (132.1). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36798/ (дата обращения: 16.04.2024).



Статья посвящена истории развития женской роли в благотворительной деятельности XVIII — XIX вв. Раскрыты основные особенности становления женского меценатства в России, прослежена история создания известных учебных заведений, образовавшихся в результате женской благотворительности XIX в.

Ключевые слова: благотворительность, женское образование, российское меценатство.

Известно, что благотворительность — это оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается, выраженная как в коллективных формах (фонды, организации), так и в виде индивидуального меценатства. Основной чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и содержания помощи.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год — дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей — о любви к ближнему своему — на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным. Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.

Великий князь Ярослав Владимирович внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников.

Со временем сферы благотворительности расширялись и к середине XVIII в. достигла значительных показателей.

Однако во времена петровской России доминировала точка рения, согласно которой во всевозможных сферах деятельности могут профилировать только мужчины. Женщины не заслуживали особого рассмотрения, и с точки зрения гендерного аспекта, уступали мужчинам в проявлении инициативы, касающейся непосредственного активного участия в различных сферах деятельности.

Между тем, императрица, супруга императора Павла I, Мария Федоровна, отличалась особыми организаторскими способностями и внесла огромный вклад в развитие социальной работы.

В период восшествия на русский престол Павла, Мария Федоровна, не играла никакой роли в русской политике и даже была устранена от воспитания своих детей, которых Екатерина II взяла к себе и занималась руководством в их воспитании. После трагической гибели мужа Павла I, в царствование своего сына Александра I, Мария все свои силы отдала делу благотворительности [2].

Начиная свою деятельность в сфере воспитания и благотворительности, Мария Федоровна приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением, ежегодно вкладывая в него значительную сумму из собственной казны. Именно создание института благородных девиц заложило фундамент женского образования в России.

В 1798 г. Мария Федоровна основала женское отделение при созданном Павлом Петровичем Военно-сиротском доме, который затем был переименован в Павловский институт. В данном учебном заведении функционировало два отделения: одно для детей благородного происхождения — дворян, другое — для детей солдатских.

В этом же году императрица основала училище Ордена святой Екатерины, в устройстве организации которого были привлечены женщин аристократического круга. По примеру католических стран Европы стали создаваться учреждения, которые были проникнуты духом милосердия. В данный период были созданы духовные общины, которые заботились о больных, голодающих и сиротах, а также вели просветительскую работу среди неграмотного населения.

Мария Федоровна в качестве основной цели видела распространение в России женского образования и воспитания и в 1802 г. в Москве под ее попечительством был образован Екатерининский институт, средства на содержание которого были взяты из казны частных пожертвований. Сюда принимались дочери бедных дворян. Для девочек же недворянского происхождения при Московском Екатерининском институте в 1805 году было создано отделение, получившее название Мещанского училища (впоследствии — Александровский институт).

В итоге своей деятельности, Мария Федоровна создала систему учебно-воспитательных учреждений, рассчитанных на прием представителей разных сословий. В образовавшихся учебно-воспитательных заведениях начальству предписывалась забота о трудоустройстве выпускниц, определения их в замужество, а также ходатайство по делам воспитанниц и после выпуска их из заведения.

Продолжила дело Марии Федоровнысупруга Императора Александра, I Елизавета Алексеевна, получившая у современников известность «благотворителя, скромного не делами, а поведением» [1].

Свою деятельность в сфере благотворительности Императрица начала в 1812 года. Указом от 29 декабря 1812 года, в котором учреждала женское Патриотическое общество для «вспомоществования бедным, от войны пострадавшим», ставшее старейшей и наиболее влиятельной в России женской общественной организацией. Общество ставило перед собой задачи оказания материальной помощи разорённым войной, содействия госпитализации больных, устроения детей бедных родителей в училища, предоставления нуждающимся жилья и помощи в обучении.

В 1816 году Патриотическое общество расширило свои благотворительные функции за счёт оказания помощи престарелым, увечным, вдовам и вступивших в ополчение. Для детей, не имевших семьи, были созданы частные школы, также называвшиеся патриотическими. Одним из результатов деятельности Патриотического общества явилось открытие сиротского училища для воспитания дочерей погибших на войне штаб- и обер-офицеров в 1822 году оно получило название Патриотического института.

Женские учебные заведения, известные как дома трудолюбия в Петербурге, Полтаве и Москве, также находились под покровительством Елизаветы Алексеевны. Их задачей было «воспитание бедных девиц, предпочтительно сирот свободного состояния, чтобы дать им возможность со временем содержать себя трудами, почему и обучение их должно состоять преимущественно в женских рукоделиях». Воспитанницы оставались в домах трудолюбия до 20-летнего возраста, после чего отпускались к родителям или родственникам; сиротам подыскивались подходящие места трудоустройства.

После смерти императрицы люди узнали о многих раздававшихся ею пенсиях и пособиях. Золотые украшения её, на 1 300 000 рублей ассигнациями, были выкуплены, и сумма эта была обращена на развитие Патриотического института и Дом трудолюбия в Санкт-Петербурге [3].

В 1847 году указом Николая I Санкт-Петербургский, Московский и Симбирский Дома трудолюбия были переименованы в Елизаветинские училища, — в честь их покровительницы Елизаветы Алексеевны.

Первой вступила в Патриотическое общество, после его открытия в 1812 г. жена московского генерал-губернатора Д. В. Голицына, светлейшая княгиня Татьяна Васильевна Голицына. При участии княгини Голицыной в 1825 году был основан Дом трудолюбия, позднее преобразованный в Елизаветинский институт благородных девиц, который позволял получать образование дочерям младших офицеров и чиновников. В 1837 году Татьяна Васильевна основывает Благотворительное общество, которое в числе прочего занялось устройством в Москве школ рукоделия для девочек [4].

За заслуги в области меценатства и благотворительности, Татьяна Владимировна была провозглашена кавалерственной дамой ордена Святой Екатерины 2 степени.

Еще одной представительницей благого дела, получившая орден св. Екатерины 1 класса стала статс-дама, графиня Юлия Фёдоровна Баранова — сестра министра Императорского двора графа В. Ф. Адлерберга [5].

В 1818 году Юлия Фёдоровна была назначена главной воспитательницей к новорожденному великому князю Александру Николаевичу, этим выбором единолично руководила императрица Мария Фёдоровна. Позднее, в 1824 году Баранова была назначена к княжнам Марии и Ольге.

Может сложиться впечатление, что благотворительностью среди женщин могли заниматься только коронованные особы, однако это не соответствует исторической правде [8]. Примеров участия среднего сословия в деле женской благотворительности множество, но мы сделаем акцент на деятельности Тенишевой Марии Клавдиевны.

Уже в те юные годы Мария Клавдиевна активно занималась музыкой и вокалом, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Она с успехом выступала на сцене, исполняя арии и романсы. Стала профессиональной певицей, пыталась устроиться на профессиональную сцену, прослушивалась в Мамонтовской опере, но неудачно. Однако это ее не остановило — она продолжала участвовать в концертах. Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начала коллекционировать произведения русской и европейской графики, предметов народного быта.

Судьбоносным в ее жизни стала встреча с Н. В. Тенишевым крупнейшим российским промышленником, субсидировавшим строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. Добившись развода от первого мужа, она вступила в брак, который открыл перед ней двери в светское общество. В. Н. Тенишев дал жене, помимо своей фамилии, духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки [6].

Первым ее дело стало открытие бесплатного ремесленнического училища для подростков, где они обучались слесарно-модельному, токарному по металлу и дереву и слесарно-кузнечному делу.

Затем ей была организована студия, помещение которой была ее собственная мастерская, для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств, где преподавателем был сам Репин.

Делом всей жизни М. К. Тенишевой стало Талашкино, где она реализовала мечту об «идейном имении», основами которого должны были стать просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как «жизнетворческой силы». Мария Клавдиевна создала в этом месте совершенно особую творческую атмосферу, своеобразный дух русского стиля, не подражая древности, а лишь вдохновляясь прошлым, воплотившимся в древнерусском искусстве. Это и привлекало сюда многих художников, музыкантов и ученых.

В 1894 году Тенишева создает сельскохозяйственную школу нового типа с образцовым учебным хозяйством, где ребенок не просто получал знания, а воспитание шло на облагораживание души маленького человека, развитие в нем скрытых дарований и талантов.

Под ее руководством, совместно с участием Н. К. Рериха, был построен Храм Духа, где она пыталась соединить образы русской старины, впечатления, вынесенные из своих путешествий по Русскому Северу, с силуэтами местной природы. В общей сложности Храм строился двенадцать лет и украшался грандиозными мозаиками Рериха и его росписями. Здание воплощало в себе все виды искусства, процветавшие в Талашкине. Оба создателя Храма стремились не только к художественному синтезу, но и к синтезу религиозному.

Замужество дало княгине возможность удовлетворить ее страсть к коллекционированию. Начиная с 1897 г., Тенишева проводила выставки своих коллекций в различных местах. Так, в 1897 она устроила выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею. В 1906 она помогла С. П. Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причем важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. В 1907 году коллекции Тенишевой выставили в Лувре, это событие вызвало огромный резонанс во всей Европе [7].

Она выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906–1908), Союзе декоративных искусств. В 1914 показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Впоследствии, Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.

В итоге, благотворительская деятельность Тенишевой Марии Клавдиевны, направленная на просветительские цели, способствовала обогащению настоящей русской культуры, она прославила свою малую родину и Отечество в целом, посредством реализации всех ею задуманных планов.

Благодаря меценатской деятельности вышеперечисленных особ, в России был открыт ряд таких образовательных учреждений, как Воспитательное общество благородных девиц, Екатерининский институт, Елизаветинский институт, ремесленническое училище для подростков и др. Они заложили основу для развития женского образования, медицинского обслуживания и внесли значительный вклад в развитие культурно-духовой жизни страны.

Литература:

  1. Комлева Ю. Императрица Елизавета Алексеевна: «Благотворитель, скромный не делами, а поведением» [Текст] / Ю. Комлева// Православный вестник. — 2015. № 117. — С 5.
  2. Костин Б. Ведомство императрицы Марии [Текст] / Б. Костин // Согласие. — 1993. № 504. С. 15–21.
  3. Российский государственный исторический архив (далее РГИА). Ф.535, Оп.1. Д. 51.
  4. РГИА. Ф.1656, Оп. 1. Д.404.
  5. РГИА. Ф. 159, Оп. 1. Д. 5.
  6. РГИА. Ф. 776. Оп. 8. Д. 1151
  7. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни [Текст] / М. К. Тенишева.- Л., 1991

8. Щукина Т. В. Развитие донского бизнеса: гендерный аспект [Текст] / Т. В. Щукина // Инновации в сфере жизнедеятельности человека XXI века: материалы международного форума. –Ростов н/Д: ГинГо, 2015. — Вып. 1. С. 28–30.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, женское образование, Дом трудолюбия, Мария, Патриотическое общество, Воспитательное общество, Екатерининский институт, Елизаветинский институт, Патриотический институт, профессиональная певица.


Ключевые слова

благотворительность, женское образование, российское меценатство

Похожие статьи

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад...

Она, окончив Петербургский Екатерининский Институт, работала в Петербургском воспитательном доме, Патриотическом институте и Московском Елизаветинском институте. С 1854 г. стала начальницей Девичьего Института.

Развитие профессиональной педагогической подготовки...

Воспитательное общество, педагогическая деятельность, профессиональная педагогическая деятельность, класс, Москва, заведение, девица, период времени, Петербург, Павловский институт.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе. Автор: Шлыков Артем Владимирович.

Результаты опроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 году показали, что среди

Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения.

Из истории женского образования в России. Смольный институт...

Смольный институт – первое женское учебное заведение.

Основные термины (генерируются автоматически): смольный институт, Воспитательное Общество, возраст, девица, воспитанница, Устав, Россия, Воскресенский монастырь, Мещанское училище, женское...

Социокультурная характеристика преподавательниц женских...

Женское образование Сибири, в силу ряда причин, установилось значительно позже столичного. Первые учебные заведения в Иркутске появляются в 30-40-е гг.XIX в. Женские учебные заведения Иркутска представлены Сиропитательным домом, Девичьим институтом...

Патриотическое воспитание студенческой молодежи...

Актуальность и необходимость решения проблем среди студенческой молодежи по патриотическому воспитанию во многом определяется тем, что воспитательное воздействие социальных институтов нашего общества слабо организовано...

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего...

Библиографическое описание: Понкратова З. А. Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального

Целью применения многообразных воспитательных методик является воспитание уважения к окружающему обществу и формирование...

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях...

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современности. Авторы: Морозова Мария Александровна, Полетаева Ольга Владимировна. Рубрика: Дошкольное образование.

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад...

Она, окончив Петербургский Екатерининский Институт, работала в Петербургском воспитательном доме, Патриотическом институте и Московском Елизаветинском институте. С 1854 г. стала начальницей Девичьего Института.

Развитие профессиональной педагогической подготовки...

Воспитательное общество, педагогическая деятельность, профессиональная педагогическая деятельность, класс, Москва, заведение, девица, период времени, Петербург, Павловский институт.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе. Автор: Шлыков Артем Владимирович.

Результаты опроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 году показали, что среди

Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения.

Из истории женского образования в России. Смольный институт...

Смольный институт – первое женское учебное заведение.

Основные термины (генерируются автоматически): смольный институт, Воспитательное Общество, возраст, девица, воспитанница, Устав, Россия, Воскресенский монастырь, Мещанское училище, женское...

Социокультурная характеристика преподавательниц женских...

Женское образование Сибири, в силу ряда причин, установилось значительно позже столичного. Первые учебные заведения в Иркутске появляются в 30-40-е гг.XIX в. Женские учебные заведения Иркутска представлены Сиропитательным домом, Девичьим институтом...

Патриотическое воспитание студенческой молодежи...

Актуальность и необходимость решения проблем среди студенческой молодежи по патриотическому воспитанию во многом определяется тем, что воспитательное воздействие социальных институтов нашего общества слабо организовано...

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего...

Библиографическое описание: Понкратова З. А. Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального

Целью применения многообразных воспитательных методик является воспитание уважения к окружающему обществу и формирование...

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях...

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современности. Авторы: Морозова Мария Александровна, Полетаева Ольга Владимировна. Рубрика: Дошкольное образование.

Похожие статьи

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад...

Она, окончив Петербургский Екатерининский Институт, работала в Петербургском воспитательном доме, Патриотическом институте и Московском Елизаветинском институте. С 1854 г. стала начальницей Девичьего Института.

Развитие профессиональной педагогической подготовки...

Воспитательное общество, педагогическая деятельность, профессиональная педагогическая деятельность, класс, Москва, заведение, девица, период времени, Петербург, Павловский институт.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе. Автор: Шлыков Артем Владимирович.

Результаты опроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 году показали, что среди

Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения.

Из истории женского образования в России. Смольный институт...

Смольный институт – первое женское учебное заведение.

Основные термины (генерируются автоматически): смольный институт, Воспитательное Общество, возраст, девица, воспитанница, Устав, Россия, Воскресенский монастырь, Мещанское училище, женское...

Социокультурная характеристика преподавательниц женских...

Женское образование Сибири, в силу ряда причин, установилось значительно позже столичного. Первые учебные заведения в Иркутске появляются в 30-40-е гг.XIX в. Женские учебные заведения Иркутска представлены Сиропитательным домом, Девичьим институтом...

Патриотическое воспитание студенческой молодежи...

Актуальность и необходимость решения проблем среди студенческой молодежи по патриотическому воспитанию во многом определяется тем, что воспитательное воздействие социальных институтов нашего общества слабо организовано...

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего...

Библиографическое описание: Понкратова З. А. Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального

Целью применения многообразных воспитательных методик является воспитание уважения к окружающему обществу и формирование...

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях...

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современности. Авторы: Морозова Мария Александровна, Полетаева Ольга Владимировна. Рубрика: Дошкольное образование.

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад...

Она, окончив Петербургский Екатерининский Институт, работала в Петербургском воспитательном доме, Патриотическом институте и Московском Елизаветинском институте. С 1854 г. стала начальницей Девичьего Института.

Развитие профессиональной педагогической подготовки...

Воспитательное общество, педагогическая деятельность, профессиональная педагогическая деятельность, класс, Москва, заведение, девица, период времени, Петербург, Павловский институт.

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе

Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе. Автор: Шлыков Артем Владимирович.

Результаты опроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 году показали, что среди

Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения.

Из истории женского образования в России. Смольный институт...

Смольный институт – первое женское учебное заведение.

Основные термины (генерируются автоматически): смольный институт, Воспитательное Общество, возраст, девица, воспитанница, Устав, Россия, Воскресенский монастырь, Мещанское училище, женское...

Социокультурная характеристика преподавательниц женских...

Женское образование Сибири, в силу ряда причин, установилось значительно позже столичного. Первые учебные заведения в Иркутске появляются в 30-40-е гг.XIX в. Женские учебные заведения Иркутска представлены Сиропитательным домом, Девичьим институтом...

Патриотическое воспитание студенческой молодежи...

Актуальность и необходимость решения проблем среди студенческой молодежи по патриотическому воспитанию во многом определяется тем, что воспитательное воздействие социальных институтов нашего общества слабо организовано...

Актуальность патриотического воспитания в системе среднего...

Библиографическое описание: Понкратова З. А. Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального

Целью применения многообразных воспитательных методик является воспитание уважения к окружающему обществу и формирование...

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях...

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современности. Авторы: Морозова Мария Александровна, Полетаева Ольга Владимировна. Рубрика: Дошкольное образование.

Задать вопрос