Библиографическое описание:

Морозова М. А., Полетаева О. В. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современности // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 51-52.



Есть в нашей жизни соизмеримые ценности, а есть несоизмеримые. Можно рассуждать о том, что лучше. Но есть вещи, которые ни с чем невозможно ни сопоставлять, ни сравнить. Это Родина, Отечество, сыновья верность, преданность той земле, где ты родился.

Родина, Отечество…. В корнях этих слов близкие каждому образу: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Язык в данном случае отражает самое важное в сознании народа. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком — главным инструментом человеческой культуры.

Для каждого из нас Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного, в жизнь каждого из нас навсегда входит что-то единственное и неповторимое, как грудь матери, как ее ласковое прикосновение, как родное слово. Это наш родной уголок, воплощающий в себя живой образ нашего Отечества. Смысл нашего патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в нашу душу, волнует нас всю жизнь.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания чувства любви к Отечеству.

Наследовать — значит делать своим, осваивать наследие — то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дельнейшем творческом созидании.

Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

С чего начинается Родина для ребенка? Конечно же, с родного дома. Родной дом — сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, где он живет; его первых друзей; родную природу. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родная улица, детский сад, родной город (село), позже — не только малая (родной край), но и большая многонациональная Родина — Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля — наш общий родной край. Развитие любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Недаром психолог-педагог В. Д. Колесов в число психологических оснований нравственности включает сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома. Поскольку образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать, поэтому важно определить особую роль матери в жизни ребенка. Поэтому задача педагогов — необходимость воспитания у дошкольников любви к матери (бытует мнение, что это чувство развивается само собой), формирование представлений о ее нелегком труде.

Родной дом — это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Как воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание поддерживать чистоту и порядок в нем? Для решения этой задачи необходимо формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.

Воспитатели ДОО и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, что повысит эффективность работы. Также в ДОО и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с ребенком, их активное вовлечение в педагогический процесс, а также организация предметно-развивающей среды на территории ДОО и в семье.

Сегодня вопросы патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская -М.: Педагогика 1990.
  2. http://www.nggpc.ru
  3. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. — Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  4. http://paidagogos.com
  5. http://www.labirint.ru
Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, родного дома, образ родного дома, патриотического воспитания дошкольников, патриотического воспитания чувства, методы патриотического воспитания, патриотического воспитания детей, проблемам патриотического воспитания, Патриотическое воспитание, Патриотическое воспитание дошкольников, родной край, родному дому, Родной дом, детском саду, патриотического становления, Этика коммунистического воспитания, ценностей родной культуры, общий родной край, большая многонациональная Родина, насыщенный образ родного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос