Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Морозова М. А., Полетаева О. В. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современности // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 51-52. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1680/ (дата обращения: 17.12.2018).



Есть в нашей жизни соизмеримые ценности, а есть несоизмеримые. Можно рассуждать о том, что лучше. Но есть вещи, которые ни с чем невозможно ни сопоставлять, ни сравнить. Это Родина, Отечество, сыновья верность, преданность той земле, где ты родился.

Родина, Отечество…. В корнях этих слов близкие каждому образу: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Язык в данном случае отражает самое важное в сознании народа. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы патриотического воспитания в детском саду, встанем на путь, указанный родным языком — главным инструментом человеческой культуры.

Для каждого из нас Родина начинается с чего-то маленького, как будто бы невзрачного и неприметного, в жизнь каждого из нас навсегда входит что-то единственное и неповторимое, как грудь матери, как ее ласковое прикосновение, как родное слово. Это наш родной уголок, воплощающий в себя живой образ нашего Отечества. Смысл нашего патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в нашу душу, волнует нас всю жизнь.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания чувства любви к Отечеству.

Наследовать — значит делать своим, осваивать наследие — то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дельнейшем творческом созидании.

Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

С чего начинается Родина для ребенка? Конечно же, с родного дома. Родной дом — сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, где он живет; его первых друзей; родную природу. Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родная улица, детский сад, родной город (село), позже — не только малая (родной край), но и большая многонациональная Родина — Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля — наш общий родной край. Развитие любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Недаром психолог-педагог В. Д. Колесов в число психологических оснований нравственности включает сформированный с детства эмоционально насыщенный образ родного дома. Поскольку образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать, поэтому важно определить особую роль матери в жизни ребенка. Поэтому задача педагогов — необходимость воспитания у дошкольников любви к матери (бытует мнение, что это чувство развивается само собой), формирование представлений о ее нелегком труде.

Родной дом — это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Как воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание поддерживать чистоту и порядок в нем? Для решения этой задачи необходимо формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.

Воспитатели ДОО и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, что повысит эффективность работы. Также в ДОО и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с ребенком, их активное вовлечение в педагогический процесс, а также организация предметно-развивающей среды на территории ДОО и в семье.

Сегодня вопросы патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.

Литература:

  1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская -М.: Педагогика 1990.
  2. http://www.nggpc.ru
  3. Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. — Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  4. http://paidagogos.com
  5. http://www.labirint.ru
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, родной дом, детский сад, ребенок, дом, жизнь, родная культура, родная природа, эвристическая среда.

Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Привитие любви к родному городу — одна из ступеней...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник. Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

патриотическое воспитание, национальная культура, ребенок, русский народ, народ, родной край, Российская Федерация, дошкольный возраст, дошкольный период, духовная жизнь. Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная земля, детство, старый Оскол. Похожие статьи. Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...»

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс, достопримечательность города, бросовый материал. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое...

детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников... родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Привитие любви к родному городу — одна из ступеней...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник. Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Дошкольное воспитание № 6–2003 год. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» стр. 45. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

патриотическое воспитание, национальная культура, ребенок, русский народ, народ, родной край, Российская Федерация, дошкольный возраст, дошкольный период, духовная жизнь. Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

ребенок, родной город, Великая Отечественная война, нравственно-патриотическое воспитание, история, культура.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

родной край, любовь, ребенок, детский сад, родной город, город, родная культура, родная земля, детство, старый Оскол. Похожие статьи. Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край люби...»

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей...)

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание.

Совместная работа ДОУ и семьи по ознакомлению с родным...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс, достопримечательность города, бросовый материал. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...»

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое...

детский сад, родной край, родитель, беседа, Россия, родина, рисование, Работа, патриотическое воспитание, семья.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников... родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос