Место музыки в древнегреческом обществе периода высокой классики
Автор: Мигурская Полина Евгеньевна
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
V международная научная конференция «История и археология» (Краснодар, февраль 2018)
Дата публикации: 06.02.2018
Статья просмотрена: 354 раза
Библиографическое описание:
Мигурская, П. Е. Место музыки в древнегреческом обществе периода высокой классики / П. Е. Мигурская. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 25-26. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/290/13754/ (дата обращения: 17.12.2024).
Конструктом восприятия музыки древним греком являлась вера в ее божественное происхождение. Возможно, этим определялась та исключительная роль, которую она играла в жизни Эллады: ей приписывались «воспитательные, магические и даже врачебные функции. Так, как успокоительная и уравновешивающая гармония» [2, с. 14] воспринималась музыка Аполлона и муз вообще.
Мифологическая компонента считалась одной из базовых элементов сознания эллина. Она характеризовала способ духовного освоения мира, как на индивидуально-личностном, так и на коллективном уровне. Миф (греч. Μύθος — сказание, предание) объяснял этот мир, его происхождение, определял место в нем богов и людей, был способом моделирования окружающего пространства.
В этой культурной традиции существовали циклы преданий, повествующих о происхождении музыкальных инструментов, генезисе музыки, ее составляющих. Ряд сказаний был посвящен и Фебу, искусно поющему златокудрому богу. Он признавался покровителем музыкантов, певцов и вообще всех, кто связан с музыкальным искусством.
Однажды Мусагет принял облик дельфина и направил корабль критских моряков к выбранному им месту, которое, в честь священного животного, назвали Дельфы. Здесь ими был построен храм, где бывшие мореплаватели стали исполнять обязанности жрецов, и впервые запели хоровые гимны, посвященные богу-покровителю со словами благодарности, — пеаны. Эти песнопения представляли собой «истинно эллинскую музыку: величественную, спокойную и благородную. В ее основе лежало глубоко религиозное чувство уважения к отечественным богам» [1, с. 31]. Они исполнялись под аккомпанемент струнных инструментов: кифары, форминкса или лиры. Аполлон изображался с одним из этих инструментов. Позднее аполлоновская музыка сопровождала традиционные религиозные ритуалы.
Помимо этого, музыка звучала на протяжении всего жизненного пути человека, являлась его спутницей, начиная «с рождения и кончая смертью, она была одним из предметов его занятий в палестре, сопровождала его в битве с врагами и в пиршестве с друзьями и т. д». [2, с. 8].
Песни раздавались во время бытовых обрядовых церемоний, во время жатвы, сбора винограда, его выжимании, размалывании зерна, печении хлеба, при черпании воды и т. д. Исполнялись они коллективно. Состав древнегреческого обрядового хора дифференцировался по гендерному или возрастному признаку. На празднествах слышались хоры девушек, женщин, мальчиков, мужей, старцев, вступающих в состязание (греч. Άγων — соревнование, состязание) между собой.
Однако, известно, что в Элладе распевались и законы. Это был тот случай, когда в Спарте вспыхнули ожесточенные раздоры. Для преодоления возникших противоречий были приняты определенные постулаты. Они координировали взаимоотношения индивидов, служили гарантом их безопасности от каких-либо своеволий, при этом, учитывались права и желания лаконцев. Однако провозглашенные предписания еще следовало трансформировать в действующие реалии. С этой целью обратились за помощью к песне.
Известный древнегреческий музыкант Терпандр создал для текста законов достойное музыкальное обрамление. «Это должна была быть яркая и образная музыка, помогающая проникновению в суть законоположений и приемлемая для всех возрастов и самых разнообразных вкусов» [1, с. 210]. Жители Лаконии повсеместно распевали их, воспринимая как незыблемые указания, руководства, ориентированные на регламентацию норм жизни людей.
Можно констатировать, что в данных условиях государство, обратившись к музыке, смогло найти возможность разрешения сложной политической ситуации. Музыка выполнила задачи, поставленные перед ней.
Вместе с тем, «особенное значение придавалось музыке, как средству воспитания» [2, с. 6] подрастающего поколения. На музыкальном воспитании, в первую очередь, строилась система общественного образования древних греков.
Величайший античный мыслитель Платон утверждал, что для тела существует гимнастика, для души же — музыка, при этом воспитание мусическое должно предшествовать гимнастическому, ибо «оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее ее затрагивает» [5, с. 120]. Этот принцип являлся базовым в афинской модели образования. Ее целью было воспитание гармонично развитого человека, свободной творческой личности, активно включенной в полисный уклад жизни.
Основу начального обучения юных жителей Аттики, помимо чтения, письма и счета, составляло пение, которое «находилось в тесной связи с музицированием» [4, с. 755]. Платон подчеркивал важность подобных занятий. Например, отмечал он, «обучение у кифариста, влияя на личность в целом, способствует приучению молодых к «владению собой», делает их более культурными, поселяя в их душах эвритмию и гармонию» [3, с. 68]. Музыкальное же образование, пояснял далее философ, значимо и для всей нравственной сферы.
Таким образом, музыка пронизывала собой все аспекты структуры государства эллинов: сопровождала традиционные религиозные и бытовые обряды, играла основополагающую роль в воспитании подрастающего поколения, решала политические вопросы. Она занимала специфическое место в жизни Древней Греции периода высокой классики, что являлось культурологической константой, имманентно присущей общественной жизни в целом.
Литература:
- Герцман, Е. В. Музыка Древней Греции и Рима / Е. В. Герцман. СПб.: Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 1995. — с. 334.
- Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. Т. 3. Издательство: АСТ, Фолио, 2000. — 624 с.
- Марру, А.-И. История воспитания в Античности (Греция) / А.-И. Марру. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1998. — с. 425.
- Музыкальная энциклопедия / глав. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1976. — 552 с.
- Платон. Государство / Платон. — М.: Академический проект, 2015. — 398 с.