На рубеже IV века до н. э. в Древней Греции философ Платон задумал идею полноценного перевоспитания своих соотечественников. Его система воспитания, основанная на традициях, в рамках реалий можно назвать революционной, предусматривающий перекройку всех сфер жизни, и самого мышления, итогом которого должен был стать новый государственный порядок.
Этот новый государственный порядок, по мысли автора, держался бы на строго регламентируемом поведении совершенного гражданина и определенного набора социальных мероприятий, возведённых в ранг политически важных, обязательных в исполнении.
Основу социального устройства общества по Платону составляет человек, его «верное» воспитание. Надо понимать, что обращение Платона к данной проблеме происходит на рубеже IV века до н. э., когда греческий полис переживает кризис. Идея общественного переустройства развивалась Платоном в «Государстве», дорабатывалась в «Законах» и некоторых других сочинениях, под воздействием реалий того времени, что усложняет построение определенной схематизации воззрений мыслителя.
В «Государстве» Платон раскрывает суть своего первого общественного переустройства. Воспитание в данном проекте нацелено лишь на «Стражей» — замкнутое аристократическое сословие, выходцам из которого суждено стать правителями или воинами. И воспитанию тут отводится формирование навыков управления и защиты. Однако в другом проекте, раскрываемом в «Законах», воспитание по мысли Платона должно уже охватывать как можно больше граждан полиса, для формирования их полноценными законопослушными гражданами, независимо от их профессий и социального статуса. Различия объясняются, в первую очередь, трансформациями самого Античного полиса, когда власть уже ни есть показатель аристократического происхождения, демагог-популист, или воин с сверх полномочиями в политической и общественной жизни у власти, реалия того времени. Это ни свойственно древнегреческой традиции, и Платон как их защитник пытается остановить с его точки зрения гибельный процесс путем перевоспитания общества. Так же в «Законах» Платон говорит о важности воспитания мужчин и женщин всех возрастов: «Законодателю следует позаботиться о … воспитании, как мужчин, так и женщин, от ранних лет до зрелых-вплоть до старости» [4].
Воспитание гражданина, по мнению Платона возможно через воспитание души и тела, душу воспитает — мусическое воспитание, а тело гимнастическое. Кроме того, анализируя воззрения автора, можно выделить не акцентированные самим Платоном воспитания: религиозное и трудовое, которое присутствует в разной мере, о чем пойдет речь ниже.
Воспитание, Платон предлагает начинать с детских лет: «…во всяком самое главное — это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного. Тогда вернее образуется, и укореняться те черты, которые кто-либо желает там запечатлеть» [2, III, 377 a, в] Мыслитель приводит возрастную градацию обучения, подразделяя обучающихся по возрастам:
1. От рождения до трех лет
2. От 3 до 6 лет
3. От 6 до 10 лет
4. От 10 до 18 лет
5. От 18 до 30 лет
6. От 30 до 60 лет
Основными мусическими качествами, которыми должен овладеть человек в первом проекте: рассудительность и мужество — бесстрашие, а во втором — рассудительность, мужество, и «божественный страх» — стыдливость. Воспитание начинается ещё с утробы, данное время можно назвать «материнским воспитанием». Образ жизни матери важен, до появления на свет малыша мать должна придерживаться специального режима. Будучи беременной, мать должна гулять [2,VII,789 е], избегать излишеств в удовольствии и мрачного расположения духа [2,VII,792 е].
После появления на свет, дитя начинает познавать мир, и первое с чем он сталкивается — это информация. По мысли Платона от качества данной информации во многом зависит нравственное и духовное воспитание будущего гражданина. Однако с какой информацией может работать ребёнок первых двух возрастов от 0 до 6 лет. По мнению Платона наиболее удобно для воспитания мусических качеств у молодого поколения — ненавязчивые сказки-мифы, в пример можно привести поэмы Гесиода и Гомера. Однако многие сказки по мысли Платона «порочны» и несут дурное, к примеру, изъять из поэм [2, III,386 с — 387, а, с, 388, a-d] «сетования и жалобные вопли прославленных героев». Произведения должны воспитывать Лучших — «рассудительными» [2, III,389 с — 390, а] «воздержанными» [2, III,390 b-d] не слишком возбудимыми. Порочные сказки должны быть под запретом. Касательно мифов, Платон говорит, что рассказчиками мифов должны выступать те пожилые граждане, которые уже не в состоянии петь. Здесь можно дополнить картину социальной ответственности старших перед подрастающим поколением, которую вводит Платон обязательной. Дети обязаны быть послушными по отношению к старшим, а взрослые должны быть совестливы: «Не золото надо завещать детям, а высокую совестливость, это станет возможным, если Старшие станут стыдиться перед младшими в своих поступках», «как бы из молодых людей не увидел и не услышал с их стороны какого-либо скверного поступка или слова» [2, V, 729 b, c].
Таким образом, Платон предлагает использовать следующий набор методов воспитания: убеждение, внушение, метод примера.
Следующая информация которая может встретиться гражданам это музыка и песнопения в общем. Музыка по воззрениям, древних греков была способна оказывать глубокое влияние на человека, достаточно вспомнить мифы о сиренах, чье пение заставляло людей впадать в подобие транса. Музыка по мнению Платона может помогать воспитывать воина, защитника от того в употреблении остаться должны лишь «дорейская и фригийская песня» [2, III,399 а-с], а изнеживающая и песня застольная (ионийские, лидийские) должны изгоняться, наряду с печальными песнями, так свойственные — смешанным лидийским, и строгим лидийским.
Среди инструментов, так же должно была произойти реформа, мелодии должны быть простыми, воинственными, для создания таких музыкальных композиций подходящими признавались: лира, кифара, пастушеские свирели, а многострунные и многогармоничные инструменты, и флейта должны были быть изгнаны.
Музыка должна воспитывать умеренность и сплоченность, от того в арсенале культуры Платон оставляет хороводное пение и пляски. Хороводы и пляски, по мнению Платона одновременно и гимнастическое и мусическое воспитание. В русле мусического воспитания Платон выделяет пляски для развития нравственности, и пляски для воспроизведения языка музыки и развития благородства [2, III, 795 d, e], «пляски помогают сохранять величественность и благородство», некоторые воспроизводят «движение красивых тел», «мужественной и рассудительной души» [2, III, 814 e] особым типом пляски люди почитают богов — «эммелия». Пляска это не просто увеселение, а труд по мысли Платона, они вносят ритм и гармонию в жизнь взрослого человека, и успокоение в молодое существо, которое так важно [2, VII,815d, е].
Так же важна песня, что поётся молодыми людьми, ведь принцип песни равен по своему воздействию сказке, что напевает мать своему ребенку. И от того, по мнению Платона, песня, как и миф должна воспитывать законопослушность, учить что верно, а что ложно. Песни Платон подразделяет на мужские и женские, юношеские и зрелые, так как молодым больше интересны забавы [2, II, 659 е].
Хороводная культура, состояла из образования трех возрастных хороводов — 1 образовывали дети и отроки от 6 до 18 лет, 2 — о т 18 до 30, а третий от 30 до 60 лет. Таким образом, все граждане полиса оказывались в замкнутом кольце традиций и полисного единства.
После усваивания мифом и музыкального воспитания следовала игра, особый период воспитания. Вот, что сам Платон говорит по этому поводу: «Я утверждаю, ни в одном государстве никто не знает, что характер игр сильно влияет на установление законов и определяет, будут они прочными или нет. Дети, играя в одни и те же игры, и забавляясь этим, в конце концов, приучаются исполнять строго правила игры, это в дальнейшем станет воспитанием к законности в молодых гражданах (3, VII, 425 а). «Если же дети с самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому искусству они привыкнут к законности» (2, IV, 425 а). Для заинтересованности Платон вводит метод соревнования в первую очередь в плясках и хороводах. Ибо соперничество от его мысли позволяет выявлять лучших, заставляет стремиться к развитию.
Второй составляющей воспитания по мысли Платона является — гимнастическое воспитание.
Цель гимнастического воспитания — развить «проворность» [2, II,37 b], «умение упорно сражаться» («пылкость духа», отвагу и мужество [2, III, 410 b].
По мысли Платона, гимнастические упражнения должны быть просты, ведь именно простота способствует здоровью тела, учитывая рассмотренное отношение к мусическому воспитанию, то простота гимнастических упражнений свидетельствует об их отобранной, в первую очередь, для развития воинских качеств. Только в рамках гимнастических упражнений. Платон указывает на то, что данные занятия ведут «к уравновешенности души». Вероятно, это связано с тем, что гимнастические упражнения призваны были развивать не только физическую выносливость, но и отвагу, и мужество, нравственность категории мусического воспитания.
До зачатия, вовремя его и в период беременности женщин следует вести воздержанный образ жизни, но подвижный. В рамах гимнастического воспитания это приучит дитя к движению. От 0 до трех лет в первой категории гражданина — Платон рекомендует носить детей к святилищам и в храмы [2, VII,789, е].
Исследователь Н. И. Новосадский, анализируя данную рекомендацию, видит причину в том, что храмы богов у греков были часто в окружении священных рощ, и свежий воздух благотворно бы сказывался на здоровье детей.
С шести лет начинается подготовка к военному делу сначала в виде игры. Здесь проявляются половые различия, однако девочка может продолжить гимнастическое обучение, если захочет. Основные навыки, которым придет овладеть в рамках данной категории это — стрельба из лука, различные метания, упражнения с лёгким и тяжёлым орудием, строевая подготовка, умение походной жизни, разбитие лагеря [3, VII, 813, d, e].
Кроме этого детям в данный период надлежит упражняться в поведении война, к примеру, «во время шествий и торжественных процессий в честь всех богов, надлежит украшаться оружием, сидеть на коне, и плясать…» [3, VII, 796 c]. Так ребенок приобщается к жизни взрослого гражданина.
Гимнастическое воспитание развивается по пути милитаризации. От простого перечисления рассмотрения гимнастических занятий Платон в «Законах» переходит к тотальной подготовке полиса к воинской жизни. «По всей стране граждане, — по мнению Платона, должны подражать военным действия, бороться за захват каких-либо мест, организовывать засады и т. д. Таким образом, все государство, пока оно существует все время должно подготовляться к настоящему бою». Даже если это грозит гибелью кому — нибудь из граждан [3, VIII, 830 в 831 а]. Платон говорит: «Каждый упражняется не на войне, а в мирной жизни» [3, VIII,829 b] на основе ежедневной практики.
Для развития ловкости и двигательной техники Платон намеревался приспособить «хороводы и всю вообще гимнастику» [3, VIII,830 d].
В гимнастическом смысле хороводы образуются из тех же групп населения, что в мусическом воспитании. Один вид пляски, по Платону, служит «развитию ловкости и красоты членов и частям самого тела с помощью подобающих каждому из них сгибаний и разгибаний» [3, VII,795 d, e], другой вид пляски — пляска воина — «пирриха» [3, VII,815 a] подготавливает тело к воинской службе. Девушкам, к примеру, Платон предлагал заниматься плясками в полном вооружении, принятые на Крите и Спарте. [3, VII, 796, b, 813 e]. Кулачные бои, хороводы, пляски, дополнялись борьбой, все эти действия, должны строиться на состязательном характере, позволяющим выявлять пригодность к ратному труду [2, VIII, 832 e 834 b]. Таким образом, состязания, ранжированные по возрасту, в итоге должны завершаться поощрением лучших, и порицанием худших. [2, VIII, 828 b, e].
Гимнастическое воспитание — тренировки, соревнования, празднества призваны задавать общий ритм, и этим сплачивать полис в единый организм, и одновременно во всех смыслах подготавливать защитника родины.
Своеобразным скреплением граждан в проекте «Законы» отмечаются — симпосии, пиры. По мнению Платона его можно использовать как в гимнастическом, так и в мусическом воспитании, ибо добродетели они (симпоссии) развивают одинаковые. Размышление об употреблении вина в трудах Платона четко не структурированы. Имеются лишь частные замечания. С одной стороны, «после употребления вина человек можете менее всего владеть собой [3, I, 845 e], однако это правитель может использовать в благих целях для себя, дабы распознать природные качества человека» [3, II, 652 a]. «Души, пьющих становятся податливей, и законодатель, если умеет, может их «воспитывать и лепить» [3, II,671, c, d]. «Законодатель, может сделать их совестливыми, если пьющие показывают себя чрезмерно отважными» [3, II, 671 с, d]. С другой стороны, может сделать их бесстрашными, поставив их «лицом к лицу со множеству страхов» против множества страхов или же, рассудительными, посредством длительной тренировки в совместных попойках [3, I, 648 c].
Платон считал, что в симпоссиях, не стоит принимать участие детям и молодым. Ни к чему добавлять к огню огонь. От 30 уже можно вкушать вино, а сорокалетние уже могут участвовать на симпоссиях. Ведь Дионис даровал людям вино, как лекарство от угрюмой старости. «Вино дано как лекарство, для того, чтобы тело было здоровым и сильным» [3, II, 672 d].
Симпоссии, конечно несут госпитальную функцию, однако, Платон отмечает много отрицательных черт, в первую невоздержность в вине, которую стоит избегать женщинам в период зачатия [3, II, 674, VI, 775 d]. «Пить до опьянения — не подобает никогда, за исключением празднеств в честь бога — дарителя вина» [3, VI, 775 b]. Умный правитель, по мнению Платона, должен распознавать меру и верно использовать положительные качества и нейтрализовать отрицательные, дабы «лекарство не стало ядом».
Своеобразное отношение Платона к употреблению вина некоторые исследователи усматривают в личном жизненном опыте мыслителя. Однако, тут же можно усмотреть и исторические реалии того времени, греки употребляли вино, однако только разбавленное, по их мнению пить не разбавленное вино, было тяжёлым социальным проступком. И народы, которым греки завозили свои вина, не знавшие специфику употребления греками своего продукта, пили его не разбавленным и от того пьянели и теряли человеческий облик, были презираемы самими греками. Рассматривая спартанские симпатии Платона, стоит отметить, что в самой Спарте употребление вина вело к снижению боеспособности и от того, распространение не получило, но в целях отучения своих молодых спартанцев от пристрастия к вину, в Спарте устраивали своеобразное посвящение. Так Спартанцы ставили столы, с обильной пищей и неразбавленным вином, потом отбирались рабы, которые не ели и не пили. В определённое время, их выпускали к этому столу, и когда, те входили в аппетит, приводили маленьких спартанцев. Пьяные лица, специфическое поведение рабов, в молодом возрасте ярко запечатлевалось в памяти юных. Позорность в отсутствии умеренности в вине, служило лучшим уроком в воспитании подрастающего поколения. Вероятнее такие малые факты из реалий того времени и сформировали специфическое отношение Платона к употреблению вина.
Здоровый образ жизни у Платона преподносится, как обязанность каждого, только понимается различно. Платон разрабатывал идею об идеальной стратификации общества, разделения всего общества на 3–4 сословия с четкими функциями и набором им свойственных черт. В самом низу находились те, чья порода, выражается в вожделеющем начале — они способны только трудиться и спариваться, их удел подчиняться прочим сословиям. Выше люди страстного начала, их удел защита полиса, выше находятся, те, кто рожден править, просвещенный правитель или философ который совмещает и божественные и политические функции. От того общество поделившись на страты и должно жить, приняв данный порядок, как должное. В идеальном обществе каждый обязан трудиться в рамках своей природы, и должен делать это осмысленно, признавая такой порядок, гражданин полиса ни должен роптать или осуждать кого-либо. Словом, довольный своею жизнью гражданин делает то, что у него лучшего всего получается на благо всему миру. Идеальное устройство, где труд необходим и почетен до той поры, пока ты не пожелаешь выйти за рамки самой системы. Философы, по мысли Платона находятся на верху общества, как люди думающие, занимающиеся политикой — словом элита.
На сегодняшний день идеи воспитания Платона живы, и во многом лежат в основе современной педагогики. Методы наглядности, убеждения, семейное и общественное воспитание присутствует, основные положения гимнастического и мусического воспитания восприняты человечеством, и встречаются повсеместно, где бы ни вставал вопрос: Чему и как учить, что развивать в молодом поколении? По сему, можно утверждать что система взглядов предложенная в трудах Платона оказалась жизнеспособна и стала по настоящему составной частью сокровищницы человеческой цивилизации.
Литература:
1. Платон Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3. / под ред. Е. Городецкого. М., 1971.
2. Платон Государство / под ред. Дамте Д. С. Академический проект. 2015.
3. Платон. Законы / Платон — М.: Книга по Требованию, 2011. — 44 с.
4. Платон – Творения Платона. Т.1-1923-1929 Т.1 С.26