Система воспитания Платона и современность
Автор: Мигурская Полина Евгеньевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2021)
Дата публикации: 03.02.2021
Статья просмотрена: 1108 раз
Библиографическое описание:
Мигурская, П. Е. Система воспитания Платона и современность / П. Е. Мигурская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 59-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16375/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье анализируется система воспитания Платона, выявляются ее исторические корни. Помимо этого, обосновывается актуальность рассматриваемой педагогической модели для современного отечественного образовательного пространства.
Ключевые слова: Античность, Платон, образование, пайдейя, мусическое воспитание, гимнастическое воспитание, гармонично развитая личность.
В настоящее время изучение системы воспитания и образования, созданной известным античным философом Платоном, представляется наиболее важным.
Как известно, национальный проект «Образование», утвержденный в 2018 году, позиционирует, в качестве одной из задач воспитания, формирование гармонично развитой личности. Однако если мы обратимся к истории европейской педагогики, то увидим, что данное положение было успешно претворено в жизнь на территории Древней Греции в период высокой классики.
Сосредоточенность античной культуры на человеке порождает мысль о его совершенстве, поэтому эллины отводят воспитанию особое место. Помимо этого, образованность воспринимается как необходимое и неотъемлемое качество достойного гражданина полиса. Лишиться возможности и права стать образованным рассматривается как одно из зол. По словам древнегреческого историка Плутарха, победители из города Милета наказывали детей побежденных, введя для них запрет на обучение грамоте и музыке.
В этом культурно-образовательном контексте и появляется понятие «пайдейя» — путь достижения духовного и физического идеала, который следует пройти человеку посредством обретения мудрости, мужества, справедливости, умеренности и других нравственных, воинских, гражданских, интеллектуальных добродетелей.
Причем, древнегреческая образовательная практика открывает два альтернативных подхода к реализации намеченной цели — это афинская и спартанская модели воспитания. Философ, взяв за основу афинский вариант, а также лучшие элементы спартанского, создает уникальный педагогический проект, что позволяет говорить о фактическом построении системы образования в современном понимании.
Однако следует подчеркнуть, что структура образовательного пространства, выстроенная Платоном, имеет более глубокие исторические корни, которые тесно переплетаются с предшествующей философской мыслью Античности. Так, можно отметить влияние на эволюцию взглядов мыслителя таких деятелей, как Гераклит из города Эфес, Пифагор Самосский, афинский мудрец Сократ и другие.
Вместе с тем, делу воспитания и обучения подрастающего поколения философом придается исключительное значение. Так, в одном из диалогов он утверждает: «Начало — самое важное во всяком деле, в особенности для всего молодого и нежного, так как тогда главным образом оно формируется и на каждого налагается тот отпечаток, который хочет наложить на него воспитатель» [1, с. 198].
Но прежде всего древнегреческий мыслитель заботится о гармоничном развитии души и тела. Причем, для тела лучшее — «это гимнастическое воспитание, а для души — мусическое» [7, с. 139]. Однако совершенный дух способствует формированию тела, поэтому «воспитание мусическое будет у нас предшествовать гимнастическому» [7, с. 140].
Базис же начального этапа системы образования юных жителей Аттики составляло чтение, письмо, счет и пение, которое «находилось в тесной связи с музицированием» [5, с. 455]. Платон отмечает необходимость подобных занятий. Так, например, он утверждает следующее: «обучение у кифариста, влияя на личность в целом, способствует приучению молодых к «владению собой», делает их более культурными, поселяя в их душах эвритмию и гармонию» [3, с. 68].
Кроме этого, значимость музыкального воспитания, которую признавал античный философ, определялась и той исключительной ролью, что музыка «…играла в жизни Эллады: ей приписывались воспитательные, магические и даже врачебные функции» [2, с. 14]. Музыка звучала на протяжении всего жизненного пути человека, являлась его спутницей, начиная «с рождения и кончая смертью, сопровождала его в битве с врагами и в пиршестве с друзьями и т. д». [2, с. 8].
«Конструктом восприятия музыки древним греком являлась вера в ее божественное происхождение» [4, с. 25], в способность проникать в глубь души, благотворно воздействуя на нее. Индивид, воспитанный посредством музыки, будет стремиться к прекрасному, наполняться им, становиться более совершенным; а «безобразное он правильно осудит и возненавидит с юных лет, раньше даже, чем сумеет воспринять разумную речь» [7, с. 168].
Рассуждая о вопросах гимнастического воспитания, мыслитель подчеркивает, что оно не рассматривается независимо от духовной компоненты, которая играет направляющую роль. Именно поэтому, по его мнению, так важна забота о телесном развитии воспитанников: пренебрежение им ведет к изнеженности и чрезмерной душевной чувствительности; или же, наоборот, может повлиять на формирование таких черт характера, как суровость и жестокость. Причем, Платон неоднократно подчеркивает, что гимнастика предполагает систематическую заботу не только о телесной крепости, но и физическом здоровье вообще.
Однако только при условии гармоничного развития духовной и физической составляющих, душа человека скромна и мужественна одновременно.
При этом по мысли философа, правильно выстроенное образовательное пространство представляет собой некую целостность, охватывающую всю жизнь индивида, то есть речь идет о педагогизированном обществе, которое способно создать условия для непрерывного воспитания человека.
Таким образом, изучение системы воспитания и образования Платона, направленной на формирование гармонично развитой личности, использование ее наработок представляется значимым для решения задач, стоящих перед современным образованием в целом.
Литература:
- Жураковский, Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпросса РСФСР, 1940. — 471 с.
- Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. Т. 3. — М.: Изд-во АСТ, 2000. — 624 с.
- Марру, А.-И. История воспитания в Античности (Греция) / Пер. с франц. А. И. Любжина. — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1998. — с. 425.
- Мигурская, П. Е. Место музыки в древнегреческом обществе периода высокой классики // История и археология: материалы V Междунар. науч. конф. — Краснодар: Новация, 2018. — 44 с.
- Музыкальная энциклопедия / глав. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. — М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1976. — 552 с.
- Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/
- Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во Мысль, 1999. — 656 с.