Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР
Авторы: Стрельцов Роман Вячеславович, Бураков Александр Юрьевич, Синагатов Рустам Сабитович
Рубрика: 3. История отдельных стран
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 26.03.2016
Статья просмотрена: 674 раза
Библиографическое описание:
Стрельцов, Р. В. Становление войск внутренней охраны Республики РСФСР / Р. В. Стрельцов, А. Ю. Бураков, Р. С. Синагатов. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10128/ (дата обращения: 26.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы, связанные со становлением войск внутренней охраны Республики РСФСР (ВОХР), раскрывается их организационно-штатная структура и задачи возлагаемые на ВОХР.
Ключевые слова: войска, охрана, снабжение, вооружение, имущество, управление, батальон.
В 1919 г. были созданы войска внутренней охраны Республики (войска ВОХР). Порядок службы в войсках ВОХР, их строевая подготовка, организация, комплектование и снабжение устанавливались по нормам и положениям Военного ведомства. Войска ВОХР состояли из бригад, полков, батальонов, эскадронов, батарей и команд различного назначения. К началу 1920 г. в них имелось 6 артиллерийских батарей, которые придавались тем формированиям войск ВОХР, которые направлялись на фронты гражданской войны. На местах части войск ВОХР были сведены в секторы, районы и участки. Территория сектора совпадала, как правило, с территорией военного округа, а границы районов определялись границами губерний. В сектор входило несколько бригад, каждая из которых обслуживала отдельную губернию. Во главе управления сектора стоял начальник, который имел права начальника дивизии.
Для частей ВОХР, состоящих в распоряжении ЧК, была издана инструкция, где в частности указывалось, что командиры батальонов «следят за сохранностью оружия, снаряжения и имущества» [1, 83].
Снабжение войск ВОХР осуществлялось органами военного снабжения через Управление снабжений войск ВОХР, которое в марте 1920 г. упраздняется, и снабжение войск ВОХР возлагается на центральное управление снабжения (ЦУС) с подчинением начальников снабжения секторов ВОХР центральному управлению снабжения по специальности. Для снабжения войск ВОХР военным имуществом образуется особая часть снабжения ВОХР: «Для снабжения войск ВОХР военным имуществом в составе моброцуса образовать особую часть снабжения ВОХР согласно объявленному при сем штату и положению».
Рис.1 Состав внутренних войск РСФСР в 1919–1920 гг.
В период реорганизации специальных войск в войска ВОХР и в ходе выполнения боевых задач снабжение войск осуществляется централизованным и децентрализованным способом. Существовали определенные проблемами в снабжении необходимыми материальными средствами. Так, в докладной записке заместителя председателя ВЧК в Реввоенсовет Республики отмечалось, что «На наши же обращения в Центральное управление снабжения, это последнее предложило нам обращаться на места в Совдепы, которые отказываются снабжать предметами довольствия или за фактическим неимением таковых, или же за отсутствием соответствующих указаний и распоряжений из центра. Такие же ответы дают и губвоенкомы» [2, 213].
Следует отметить, что при появлении у белогвардейцев на вооружении танков, в войсках ВОХР были организованы занятия по устройству танков, возможностью и способам борьбы с ними. На каждый батальона было выдано по три брошюры «Что такое танки и как с ними бороться».
Вооружение происходило образцами, не предназначенными для снабжения Красной Армии. Так, Постановление Реввоенсовета республики от 26 ноября 1919 г «О пополнении войск ВОХР, занимающихся продовольственной работой» требовало: «Передать в распоряжение войск внутренней охраны всего до 20 000 винтовок из числа трофейного оружия, имеющегося на фронтах и не предназначенного на вооружение Красной Армии, а также винтовки, коими вооружена милиция». Отмечалось также, что «остро стоит вопрос о снабжении войск внутренней службы вооружением. На требование об отпуске оружия для формируемых взамен переброшенных на Украину и Кубань батальонов, предназначенных для обслуживания губчека, последовал отказ с указанием, что впредь до выполнения программы снабжения Запфронта ничего дано не будет» [3, 90].
«По данным учета на 25 января 1920 г. в войсках ВОХР значилось: винтовок 3-линейных — 7386; винтовок прочих — 75345; пулеметов — 473; орудий — 10; револьверов — 3392; шашек, сабель — 2275». И это на более чем 100 000 человек. Оружия явно не хватало. По состоянию на 1 января 1920 г. в войсках ВОХР было 6 батарей: «в Московской губернии было 2 артбатареи, в Уфимской губ. — 1 батарея, по одной батарее в батальонах обслуживающих Смоленскую, Ярославскую и Саратовскую губернии».
Планы снабжения войск ВОХР военным имуществом утверждает «главный начальник снабжения» по соглашению с начальником войск ВОХР. Временно устанавливается следующий порядок истребования имущества: «На основании сводных требований управлений снабжения секторов ЦУСом при составлении общего плана выделять соответственную часть имущества для удовлетворения войск ВОХР, каковую часть и передавать подлежащим окружным довольствующим управлениям исключительно для отпуска частям ВОХР с воспрещением из высылаемого в потребность войск ВОХР имущества удовлетворять потребность каких бы то ни было частей и учреждений других ведомств. Это имущество может храниться на складах окружных управлений вместе с имуществом, подлежащим выдаче другим частям, но до момента выдачи должно держаться на особом учете».
Таким образом, войска ВОХР стали снабжаться через особую часть снабжения и окружные довольствующие управления с соответствующих окружных складов.
В апреле 1920 г. войска ВОХР стали резервом действующих армий и подлежали, за исключением частей обслуживающих ВЧК, реорганизации по штатам Красной Армии. Комплектование войск производилось исключительно Народным комиссариатом по военным делам по плану, составленному начальником войск ВОХР и утвержденному Советом Труда и Обороны [4].
Начальник снабжений войск ВОХР подчинялся непосредственно Военному совету внутреннего военного округа и пользовался правами начальника снабжений армий и флота. При начальнике снабжений состояли помощники, на которых возлагалось заведование отдельными отраслями управления, причем один из помощников является во всех подлежащих случаях заместителем начальника снабжений. Управление снабжений подразделялось на отделы, а они — на отделения.
Для подготовки младшего комсостава для войск ВОХР Республики в июне 1920 г. организуются бригадные школы, «которые должны быть вооружены винтовками одного образца, каковые надлежит передать школам на постоянный учет; для обучения переменного состава в школе иметь винтовки разных систем, ручные гранаты, бомбометы и другое огнестрельное оружие, существующее в Красной Армии, а так же все учебные пособия». Части ВОХР, ведущих борьбу с бандитизмом, снабжались «боеприпасами и другими боевыми материалами, из армейских баз в необходимом для них количестве». Однако, следует отметить, что они очень слабо были вооружены пулеметами: «части ВОХР, выполняющие почти всю работу по борьбе с бандитизмом, крайне слабо вооружены пулеметами. Так, на 500 человек приходился один пулемет».
Таким образом, войска внутренне охраны Республики выполняли задачи по охране важных государственных объектов, несли конвойно-караульную службу и во многом заложили основу современных внутренних войск.
Литература:
- Внутренние войска Советской республики. Документы и материалы. М., «Юридическая литература», 1972. — с. 83.
- Иванов В. С., Стрельцов Р. В., Костин А. М. Техническое обеспечение внутренних войск в дореволюционный период до 1917 года / Научный альманах, 2016. № 1–3 (15). С. 213–216.
- История внутренних войск. Том 2 (1917–1941 гг.). Издание 2-е, дополненное: Военно-исторический труд. — М.: Редакция журнала «На боевом посту» внутренних войск МВД России, 2013. — с. 90.
- Приказ чрезвычайного уполномоченного совета Рабоче-Крестьянской Обороны по снабжению Красной Армии и Красного Флота о реорганизации органов снабжения войск ВОХР № 382, г. от 15 марта 1920 г.
Похожие статьи
Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.
Образование и функционирование Народного комиссариата государственной безопасности СССР
В статье приводится документальное обоснование этапов формирования Народного комиссариата государственной безопасности, изменение его структуры и рассматривается роль в обеспечении национальной безопасности Советского Союза.
Задачи и структура Министерства внутренних дел РФ
В данной статье рассматриваются понятие Министерства внутренних дел РФ, его структура, органы внутренних дел, их назначение, направления деятельности полиции, основные задачи.
Росгвардия: целесообразное решение или стратегическая ошибка?
В статье рассматривается Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия) как вновь образовавшаяся силовая структура, не имеющая аналогов. Рассмотрены основные задачи Росгвардии и ее структура. Выделены актуальн...
Система планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации: цель, задачи, функции
В статье рассматриваются вопросы анализа системы планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ее основные элементы и актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения ее функцион...
Методика обоснования мероприятий повышения эффективности функционирования объектов хранения материально-технических средств войск национальной гвардии Российской Федерации
Статья содержит информацию о возможных путях и способах повышения эффективности функционирования объектов хранения материальных средств.
Обоснование предложений по внедрению новых образцов технических средств помывки личного состава
Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса разработки и внедрения новых образцов технических средств служб тыла в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Задачи и функции военной полиции
В статье рассмотрены основные задачи и функции военной полиции. Изучены основные направления деятельности военной полиции согласно Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Установлено, что военная полиция выполняет ряд задач, связ...
Пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел
В статье дано определение управленческой деятельности в системе органов внутренних дел, выявлена специфика этой деятельности. Рассмотрены стадии управления, общие и специальные функции управления в ОВД, основные формы и методы управления, а также пут...
Реализация организационно-правовых принципов прохождения государственной службы в органах внутренних дел
В статье рассматриваются особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел, изучаются основные организационно-правовые принципы прохождения государственной службы в органах внутренних дел и особенности их реализации.
Похожие статьи
Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.
Образование и функционирование Народного комиссариата государственной безопасности СССР
В статье приводится документальное обоснование этапов формирования Народного комиссариата государственной безопасности, изменение его структуры и рассматривается роль в обеспечении национальной безопасности Советского Союза.
Задачи и структура Министерства внутренних дел РФ
В данной статье рассматриваются понятие Министерства внутренних дел РФ, его структура, органы внутренних дел, их назначение, направления деятельности полиции, основные задачи.
Росгвардия: целесообразное решение или стратегическая ошибка?
В статье рассматривается Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия) как вновь образовавшаяся силовая структура, не имеющая аналогов. Рассмотрены основные задачи Росгвардии и ее структура. Выделены актуальн...
Система планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации: цель, задачи, функции
В статье рассматриваются вопросы анализа системы планирования и организации снабжения материальными средствами в войсках национальной гвардии Российской Федерации, ее основные элементы и актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения ее функцион...
Методика обоснования мероприятий повышения эффективности функционирования объектов хранения материально-технических средств войск национальной гвардии Российской Федерации
Статья содержит информацию о возможных путях и способах повышения эффективности функционирования объектов хранения материальных средств.
Обоснование предложений по внедрению новых образцов технических средств помывки личного состава
Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса разработки и внедрения новых образцов технических средств служб тыла в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Задачи и функции военной полиции
В статье рассмотрены основные задачи и функции военной полиции. Изучены основные направления деятельности военной полиции согласно Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Установлено, что военная полиция выполняет ряд задач, связ...
Пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел
В статье дано определение управленческой деятельности в системе органов внутренних дел, выявлена специфика этой деятельности. Рассмотрены стадии управления, общие и специальные функции управления в ОВД, основные формы и методы управления, а также пут...
Реализация организационно-правовых принципов прохождения государственной службы в органах внутренних дел
В статье рассматриваются особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел, изучаются основные организационно-правовые принципы прохождения государственной службы в органах внутренних дел и особенности их реализации.