Политическая ситуация Кокандского ханства в 50–60-х годах XIX века
Автор: Топилдиев Носиржон Рахимжонович
Рубрика: 3. История отдельных стран
Опубликовано в
III международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 26.02.2015
Статья просмотрена: 6365 раз
Библиографическое описание:
Топилдиев, Н. Р. Политическая ситуация Кокандского ханства в 50–60-х годах XIX века / Н. Р. Топилдиев. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/129/7340/ (дата обращения: 21.11.2024).
Проанализированы события и тенденции политической жизни Кокандского ханства и его взаимоотношения с соседними государствами накануне его завоевания Российской империей.
В 1709 г. с помощью влиятельной знати ханский престол государства в Ферганской долине созданного привилегированной среди мусульман кастой ходжа, занял предводитель племени Минг — Шахрухбий. Из Эски Кургана резиденция правителя была переведена в Коканд, с тех пор ханство стало называться Кокандским. При Шахрухбие города Ош, Узгенд, Ходжент были еще независимыми, а северная граница государства простиралась до Наманганского Шахидана. После смерти Шахрухбия в 1721 г. престол был передан одному из его сыновей — Абдурахимбию. После него правителем стал Абдулкаримбай ибн Шахрухбий (1734–1750). Его сын Абдурахман правил всего 9 месяцев, затем его назначили хакимом Маргилана, а ханом стал второй сын Абдурахимбия — Эрдонабий (Абдулкаюмхан, 1750–1762), а после него правил Сулейманхан ибн Шадибий ибн Шахрухбий, Абдулхамидхан ибн Абдурахимхан «Нарбатыр» — Нарбутабий, Алимхан (1798–1810). 6 февраля 1810 г. на престол Кокандского ханства взошел Умархан Мухаммад Абдулхамид (Нарбутахан) Бахадыр.
В годы правления Умархана границы Кокандского ханства простирались достигли на севере до Туркестана и Дашти-кипчака, на западе — до Самарканда, на юге — до Кухистана и Куляба, Гиссара и Шахрисабза, а на востоке — до Восточного Туркестана. В Кокандском государстве активизировались общественно-экономические процессы, в том числе в среднеазиатском регионе.
Если в начале XIX в. Кокандское ханство было раздроблено на ряд уделов, то при Алимхане и Умархане оно укрепилось и расширилось за счет вошедших в его состав Ташкента, Дашти-кипчака, городов, укреплений и кишлаков низовьев Сырдарьи. На этих землях кокандцы построили крепости и другие оборонительные сооружения.
Следует отметить, что Коканд и Бухара всегда воевали за приграничные города Джизак и Ура-Тюбе, которые ежегодно, а иногда и дважды в год переходили из рук в руки.
После смерти Умархана его сын Мухаммад Алихан (Мадалихан) продолжил завоевательные войны, поддерживая взаимоотношения, в основном с Восточным Туркестаном.
При Мухаммад Алихане (1822–1842) власть Коканда признали жители предгорных и горных (Памирские) провинций Куляб, Гиссар, Бадахшан, Дарваз, Масчох, а затем к ним были присоединены также некоторые владения северных кыргызов.
Несмотря на то, что в последние годы правления Мухаммада Алихана политическое влияние Кокандского ханства в Средней Азии заметно усилилось, внутри страны положение было крайне сложным. Воспользовавшись внутренними противоречиями в ханстве, бухарский эмир Насруллахан начал против него завоевательные действия, а в мае 1842 г. занял город Коканд.
Осенью 1842 г. власть перешла в руки проживавшего в кыргызском Таласе Шералихана, а в 1844 г. ханом стал его 14-летний сын Худоярхан. Но так сложилось, что он дважды был в бухарском плену, один раз сам бежал в Бухару, и потому в его отсутствие ханский трон переходил к Маллахану (1858 г.), от него — к Султану Саидхану (1863 г.), а потом к Насриддинбеку, а с 1866 г. Худоярхану. Таким образом, борьба за власть между ханом и членами ханской династии, удельными правителями, представителями высших сословий все более обострялась, частыми были столкновения между оседлым и кочевым населением; против ханской деспотии выступали кыргызы и кипчаки. Все это негативно влияло на экономическую и социальную жизнь ханства, на его внешнеполитическое положение.
Воспользовавшись междоусобной борьбой среднеазиатских ханств, правительство Российской империи начало претворять в жизнь свои давние планы по завоеванию края, отправляя в ханства под видом купцов или ученых исследователей своих агентов для сбора подробной информации об их внутреннем и внешнеполитическом положении. Материалы настоящего исследования свидетельствуют о том, что после казни Мусульманкула еще более ожесточились распри между кыргызами-кипчаками и оседлым населением. Власти империи направили свои войска для осады Ак-Мечети (ныне Кзыл-Орда), завоевание которой в 1852 г. положило начало вражде кокандского ханства и России.
В 1858 г. Маллахан выступил против Худоярхана и свергнул его с престола. В это же время он отправил послов в Китай и Турцию. Однако 24 февраля 1862 г. Маллахан был убит. Алимкули (кыргыз) помог сыну Маллахана Шах Мураду занять ханский престол, а поскольку хан был очень юным, то «вместе с правом назначать правителей всех городов и укреплений, Алимкули дается право управлять ханством». Знав об этом, мингбаши Каноатшо обратился к Худоярхану, находившемуся в Бухаре, с предложением занять престол Ташкента. В свою очередь Шах Мурад повел 14-тысячное войско на Ташкент. Эмир Бухары Музаффар, решив воспользоваться сложившейся ситуацией, начал поход на Коканд. Желая сберечь свои силы, Шах Мурад отступил к Алатау.
Таким образом, к Коканду стали подтягиваться с одной стороны — войска Шах Мурада, с другой — Худоярхана, а с третьей — бухарского эмира.
В течение 1863 г. Худоярхан пытался сломить сопротивление кыргыз-кипчаков, однако потерпев неудачу, снова направился в Бухару. Султан Саидхан занял кокандский престол с помощью военачальника Алимкули, а последний сохранил за собой полномочия по управлению государством.
При Султане Саидхане и Алимкули ускорилось вторжение российской армии в регион. В мае — июне 1865 г. Ташкент был завоеван. После гибели Алимкули по приказу эмира Султан Саидхан был доставлен в Бухару, а Кокандское ханство перешло во владение Бухарского эмирата.
Таким образом, в отношениях Кокандского ханства с соседними государствами противоборство с Бухарским эмиратом доставляло много бед. Эти отношения, за исключением торговых связей, всегда были сложными: от открытого противодействия до завоевания территорий ханства. Бухарские эмиры по разным причинам пять раз вторгались во владения ханства.
События в Восточном Туркестане оказали влияние на взаимоотношения Кокандского ханства с Китаем, с которым в 30-х гг. XIX в. было достигнуто соглашение, на основании чего кокандский хан брал пошлины и подати с торговцев. В ответ на это кокандские ханы не должны были поддерживать правителей Восточного Туркестана. В то же время власти Российской империи продолжали политику по расширению пределов своего влияния. Российская военная экспансия после Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Кавказа и казахских жузов, распространилась на ханства Средней Азии. Сильное противодействие со стороны Великобритании вкупе с поражением в Крымской войне несколько затормозили захватнические планы Российской империи.
Но усиление капиталистической тенденции, стимулировавшей развитие промышленности, торговли и способствовавшей активизации торгово-экономических связей со среднеазиатскими ханствами, побуждало российские верхи и к формированию экспансии в отношении их. Представители торгового капитала региона, в свою очередь, стремились использовать благоприятную рыночную ситуацию, складывавшуюся в связи с ростом потребностей российской промышленности в сельскохозяйственном сырье. Но Россия стремилась не только торговать с регионом, но и господствовать в нем, поскольку он являлся производителем сельскохозяйственного и минерального сырья, а также огромным рынком сбыта российских товаров.
Литература:
1. Умарнома, 31а — 31б.
2. Тухфат ат-таворихи хоний. 218б.; «Тазкираи султони» 60б — 60а.; Бейсенбиев Т. Указ.соч. — С.20.
3. Бабабеков Ҳ. Қўқон тарихи. — Б.240.