В статье рассматривается комплекс причин и предпосылок, которые способствовали началу проведения активного внешнеполитического курса Российской империи в Средней Азии во второй половине XIX века. Уделяется большое внимание русско-английскому соперничеству, которое развернулось в регионе между двумя империями, этапам этого соперничества и его результатам.
Ключевые слова: Средняя Азия, Российская империя, Британская империя, Большая игра; сферы влияния.
Российская империя интересовалась Средней Азией еще со времен Петра Великого, когда шел активный процесс поиска новых торговых путей. Хивинский поход под командованием Бековича-Черкасского в 1717 году и Персидский поход Петра в 1722 году являются лишь подтверждением этого. Однако закрепиться в регионе не удалось, а дальнейшая активная внешняя политика Российской империи в европейском направлении, постоянные столкновения с Османской империей и Персией, а также и затянувшаяся Кавказская война не позволяли внешнеполитическому вектору государственной политики полноценно повернуться в среднеазиатском направлении.
Тем не менее ситуация не оставалась статичной, и регион Средней Азии не мог долгое время оставаться вне поле зрения интересов империи. К тому же, можно сказать, что весь XVIII век прошел под знаком постоянных набегов на русские территории воинственных народов каракиргизов, хивинцев, туркменов и каракалпаков. В следствии этого, одной из причин активизации внешней политики России в этом направлении называется стремление занять «естественные границы». Другими словами, государство старалось прийти к новым государственным рубежам, под которыми в данном случае предполагались реки, горы или, например, сильные государственные образования. В основе такого продвижения лежали военно-стратегические мотивы, ведь в первую очередь это должно было положить конец набегам местных азиатских народов на территории Российской империи. Дело в том, что тех мер, которые предпринимались правительством не хватало — строительство укреплений и карательные рейды имели только временный эффект. То есть посредством начала проведения активных мероприятий империя решала существующую необходимость определить и установить четкую и стабильную линию границы [9].
Помимо этого, империя имела и экономическую заинтересованность в этом регионе. Российская промышленность во второй половине XIX века была не способна конкурировать на европейском континенте, поэтому империя искала новые рынки сбыта, что делало среднеазиатский регион привлекательным и перспективным, с точки зрения решения этого вопроса. В таком контексте Азия была важным объектом в российской внешнеэкономической деятельности. Кроме того, Азия могла похвастаться не только хлопком, но и другими ресурсами, из-за чего регион мог рассматриваться как перспективный поставщик сырья [4].
Как дополнение, можно назвать еще одну экономическую заинтересованность. Текстильная промышленность, которая получила большое распространение после отмены крепостного права, искала возможности для закупки недорогих материалов. Средняя Азия, в то время, являлась поставщиком дешевого хлопка, что, в свою очередь, может считаться одной из основных причин российского интереса к южным частям региона.
Также поход Российской империи в Среднюю Азию и желание приобрести новые территории в этом регионе можно объяснить, как попытку вернуть себе международный авторитет и реализовать свои амбиции. Дело в том, что Крымская война, неблагоприятно окончившаяся для российской стороны, нанесла большой урон по позициям империи на арене международных отношений. Таким образом, покорение нового региона позволил бы вернуть свои позиции и решит ряд дипломатических проблем [4].
Одной из основных причин активизации российской внешней политики в среднеазиатском направлении можно назвать противостояние с Англией. Российская империя видела в продвижении Британии, которой уже к 1764 году удалось взять контроль над территорией Индии, прямую угрозу своим интересам и безопасности. Великобритания хотела сделать из Средней Азии свою колонию, что способствовало бы ее дальнейшему продвижению вглубь региона. Россия не готова была с этим мириться и старалась создать, так называемую, буферную пограничную территорию, которая бы стала гарантом безопасности российских границ. Кроме того, Британская империя уже имела прочные позиции в Афганистане, а также английские инструкторы появились в бухарских войсках.
Все сходится к тому, что если бы Российская империя отказалась от своих интересов в этом регионе, то Средняя Азия стала бы плацдармом продвижения интересов Британской империи, которая бы не упустила такого шанса. Учитывая факт наличия враждебных настроений Британии, у Российской империи не оставалось выхода, кроме как начать проводить свою активную политику в среднеазиатском регионе, иначе в недалеком будущем у российских границ на южном направлении образовалась бы угроза, куда более серьезная, чем набеги кочевников.
Вступив в Среднюю Азию, Российская империя вступила в геополитическое соперничество с Британской империей за господство в регионе. Это соперничество получило название «Большая игра» или «Война теней».
За начальный этап «Большой игры» часто принимается 1813 год, когда был подписан Гюлистанский мирный договор после русско-персидской войны, по которому Россия присоединила значительные территории Восточной Грузии и северной части современного Азербайджана, Имеретии, Гурии, Менгрелии и Абхазии. Кроме того, империя получила исключительное право держать военный флот на Каспийском море. Стоит сказать, что до 30-ых годов государства только готовили почву для предстоящих активных действий. Этот временной период можно охарактеризовать процессом стабилизации и усилении позиций империй в периферийных государствах [2].
В 30-ые года Российская империя начинает проводить более активную политику в этом регионе. Россия начинает проводить свои первые исследовательские экспедиции в Средней Азии. Помимо этого, в 1834 году удалось взять под свой контроль восточное побережье Каспия, после чего была попытка похода на Хивинское ханство, закончившаяся неудачей в 1839 году. Однако Крымская война заставила отложить продвижение в Среднюю Азию, и к новым активным действиям империя переходит только в середине 60-ых годов.
Принимая во внимание все эти факты, Британская империя в 1838 году начинает первую англо-афганскую войну. Главная цель Британии в этой войне — установить контроль над Эмиратом, поставив там марионеточное правительство, продвигающее английские интересы. Однако такое положение дел продлилось недолго. Несостоятельность такого режима заключалось в том, что он не мог существовать без военной поддержки Британской империи. Уже в 1842 году империя вынужденно покинула территорию Эмирата [1].
Уход из Кабула стал ключевым событием, заставившим Британию пересмотреть свое отношение к Афганистану. Англия преодолела свою излишнюю амбициозность и стала рассматривать Эмират лишь в качестве буферного государства.
Один из самых значимых этапов соперничества в Средней Азии пришелся на 1864–1885 года. В этот период происходит сразу же несколько значимых событий. В 1865 году русские войска под командованием генерала Черняева штурмом взяли Ташкент, после чего в 1866 году состоялся поход на Бухарский эмират. Серия побед Российской империи привела их к крепости Самарканд, которая была взята в 1868 году. В 1873 году состоялся успешный поход на Хивинское ханство, после которого был признан протекторат России над этими территориями. В 1876 году удалось присоединить Кокандское ханство. В 1880–1881 года была взята крепость Геок-Тепе, а в 1884 году в состав Российской империи вошел Мервский оазис [3].
Российская империя в перспективе хотела получить выход к Индийскому океану через территории Афганистана, из-за чего с 1973 года завоевательная внешняя политика государства была направлена в сторону Персии и самого Афганистана. Именно этого и опасалась Британия, которая рассматривала этот Эмират в качестве буфера для безопасности Индии. Британская империя опасалась доминирования России в среднеазиатских ханствах, а Афганистан рассматривала как возможный плацдарм для дальнейшего продвижения русских войска в сторону Индии [1].
Активное продвижение русских войск вглубь Азии заставило вступить Британию во вторую англо-афганскую войну в 1878 году, но уже через два года, в 1880 году, империя была вновь вынуждена отступить.
После захвата Российской империей Мервского оазиса в 1884 году и сражений русских войск с афганцами при Кушке, ставшее кульминационным событием в «Большой игре», возник афганский кризис между империями. Британцы, оказавшиеся на грани войны приняли решение признать российские завоевания северной территории Амударьи.
Все эти события привели к подписанию Лондонского протокола в 1885 году, который разграничивал сферы влияния между двумя империями в Афганистане. Между 1885 и 1888 годами Афганская пограничная комиссия согласилась, что Россия откажется от самой отдаленной территории, захваченной в ходе военных действий, но сохранят Панджде. Соглашение определило постоянную северную границу Афганистана по Амударье [8].
Завершающим этапом «Большой игры» стал период 1885–1907 годов. В 1893 году Британия достигла соглашения с Россией о демаркации остальной части горницы, и в 1895 году было подписано англо-русское соглашение, которое окончательно решило все территориальные споры по предмету разграничения сфер влияния России и Великобритании в области Памиров [7].
Точку в соперничестве в Средней Азии поставила англо-русская конвенция, подписанная в 1907 году. По условиям соглашения Россия признавала протекторат Великобритании над Афганистаном и соглашалась не входить в прямые сношения с афганским эмиром. Англия признавала российский протекторат над Бухарой и Хивой и прямое вхождение остальной Средней Азии в Российскую империю. Обе стороны признали суверенитет Китая над Тибетом и отказались от попыток установления контроля над ним. Персия, в свою очередь, делилась на три сферы влияния: русскую на севере, английскую на юге и нейтральную в центре страны [6].
Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что внешнеполитический курс Российской империи в сторону Средней Азии был взят неслучайно. Это не было поспешным или безосновательным решением правительства. Проникновение в среднеазиатский регион было обусловлено комплексом экономических, политических и геостратегических причин. Активные военные действия, начавшиеся в 60-ых годах XIX века, позволили за 30 лет присоединить значительные территории.
Активная политика Российской империи в Средней Азии столкнулась с интересами Британской империи, что способствовало развязыванию «Большой игры». Это достаточно масштабное и продолжительное событие в мировой истории, которое некоторые исследователи даже сравнивают с «холодной войной» из-за отсутствия прямого столкновения двух империй при явно выраженной борьбе за сферы влияния [5].
В «Большой игре» отсутствует явный победитель. Однако стоит сказать, что для Российской империи завершение «Войны теней» было более удачным. Дело в том, что даже учитывая отрицательный исход в Персии, Россия получила часть территорий Закавказья и большую часть Средней Азии, а также не позволила Британии увеличить свое присутствие и укрепить позиции в регионе. Англия, в свою очередь, не смогла реализовать своих глобальных целей.
Литература:
- Алымкулов М. С., Наматов Н. А. «Большая игра Российской и Британской империи в Центральной Азии» // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничесвто. — 2021. — С. 15–17.
- Васильев М. В. «Большая игра. Уроки геополитики» // СПБ. — 2019. — С. 35–69.
- Гадбрашитова М. «Этапы Большой игры в Средней Азии» // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2009. — С. 261–263.
- Джумагалиева К. В. «Завоевательная политика России в Средней Азии во второй половине XIX века» // Наука без границ. — 2020. — С. 6–10.
- Ибрайымов Г. В. «Большая игра в Передней и Центральной Азии в XIX веке: историография вопроса» // Вестник РУДН. — 2021. — С. 431–445.
- Конвенция между Россией и Англией по делам Персии, Афганистана и Тибета, 1907 год // Сборник договоров России с другими государствами. 1856–1917. М., 1952.
- Нота российского посла в Лондоне Стааля к статс-секретарю по иностранным делам Великобритании графу Кимберлею (к соглашению между Россией и Великобританией о разграничении сфер влияния в области Памиров), 1895 год // Сборник договоров России с другими государствами. 1856–1917. М., 1952.
- Соглашение между Россией и Великобританией о разграничении афганских владений, 1885 год // Сборник договоров России с другими государствами. 1856–1917. М., 1952.
- Сутеева К. А. «Русские военные историки XIX в. о причинах и мотивах движения России на восток (в среднюю Азию и Южный Казахстан)» // Электронный ресурс [режим доступа]: https://studylib.ru/doc/2065165/suteeva-k.a.-russkie-voennye-istoriki-xix-v.-o-prichinah-i.