Британская миссия в Хивинском ханстве в первой половине XIX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 13.05.2018

Статья просмотрена: 917 раз

Библиографическое описание:

Маткурбонов, О. О. Британская миссия в Хивинском ханстве в первой половине XIX века / О. О. Маткурбонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50172/ (дата обращения: 17.12.2024).



Одной из важнейших международных проблем XIX века стал так называемый «среднеазиатский вопрос», который, возникнув как локальный инцидент в Средней Азии между Англией и Россией, перерос в конце века в крупный конфликт с далеко идущими политическими последствиями. В основе проблемы лежала борьба за раздел территории, еще не поделенной между империалистическими государствами. В этой геополитической борьбе Хивинское ханство играло ключевой роль для России, так как «овладение Хивой отворило бы ворота к распространению торговли не в одной части Азии, но до самой Индии» [1], а в таком случае Англии приходилось предотвратить опасность со стороны России, направляя в Хиву своих агентов.

В XIX веке наблюдается быстрое расширение владений Англии. Ост-индская компания, ставшая главным учреждением английской буржуазии по колониальной эксплуатации Индийского полуострова, вела непрерывные завоевательные войны. Любой угол азиатского континента она была готова объявить владением британской короны и послать войска, чтобы силой приобрести новые территории. Цели Ост-Индийской компании были настолько велики, что ее хозяева не ограничивались близлежащими территориями и предпринимали попытки получить возможность контролировать внутреннюю и внешнюю политику стран, которые были далеки от Индии.

После того, как англичане укрепились в афганском Герате (в границе Хивинского ханства с Афганистаном) в 1839 году, Россия поторопились отправить военную экспедицию в Хиву. В 12 марта 1839 года по приказанию Николая I, особый комитет из вице-канцлера, военного министра и генерала Перовского решил совершать военный поход в Хиву. В случае удачи похода и взятия Хивы, предположено было «сместить хана Хивы и заменить его надежным киргизским султаном, упрочить по возможности порядок, освободить всех пленных и дать полную свободу торговле русских» [2, 3, 4]. Предлогом стал освобождение русских пленников в Хиве, которые с давних пор находились в ханстве, наказать туркестанских разбойников, нападавших на торговые караваны России. Итак, в ноябре 1839 года после заготовления необходимых запасов и сбора необходимых перевозочных средств, отряд с составом около 4000 человек при 12 орудиях, выступили из Оренбурга в Хиву (расстояние от Оренбурга до Хивы было 1.200 верст). Перовский зачитал своим солдатом специальный приказ: «По указанию Его Величества Императора мы выступаем в поход на Хиву» [5].

Англичане впервые узнали о подготовке экспедиции Перовского летом 1839 года, за три месяца до ее отправления. Предупреждение пришло из самой Хивы — после того, как слухи через разветвленную сеть шпионов дошли до хана.

По мнению русского историка Н. А. Халфина, Герат превратился в важнейший центр британской подрывной деятельности на Среднем Востоке. Именно оттуда они отправили в Среднюю Азию своих разведчиков [6]. А британский историк Питер Хопкрик жалуется на мнение Халфина, говоря, что русский историк преувеличивает движению Англии на Средней Азии [7]. Британский агент (в 1839 г.) в Герате и позже побывавший в Хиве Джеймс Аббот пишет, что визир Герата Яр-Мухаммед имел своих агентов в Хиве [9]. А позиция Гератского княжество была ориентирована в сторону британской политики.

Летом 1839 г. в Герат со специальной миссией был отправлен майор Дарси Тодд. Его сопровождали английские офицеры Джемс Аббот и Ричмонд Шекспир [8]. Тодд получил задание подготовить условия для развития английской экспансии в среднеазиатских ханствах, и он попытался установить первые прямые открытые политические связи с хивинским ханом. По его поручению известный в Герате мулла Хасан поехал с дружеским письмом в Хиву, где вел переговоры с ханом Аллакулы. Обратно вместе с ним хан отправил своего вельможу Шукурулла-бая в качестве посла к правительству Индии, соглашаясь принять дружеские предложения англичан [9]. Получив ответ хивинского хана, и услышав о подготовке военной экспедиции Перовского, майор Тодд решил отправить в Хиву своего толкового штабного офицера капитана Джеймса Аббота с предложением начать от имени хана переговоры с наступающими русскими. Если хан согласится отпустить всех своих русских рабов, тогда у Санкт-Петербурга больше не будет предлога для вторжения на территорию Хивы. Таким образом, можно устранить угрозу трону хана, не говоря уж о Британской Индии. Задача Аббота заключалась в том, что убедить хана в настоятельной необходимости избавиться от рабов до того, как Перовский продвинется настолько далеко, чтобы не захотеть повернуть назад.

Джеймс Аббот как первый британский посланник в Хиве оставил нам ценную книгу, в которой подробно описывает свою поездку по Средней Азии. Она была издана в двух томах в 1843 году в Лондоне под названием «Повествование о путешествие из Герата в Хиву, Москву и Санкт-Петербург во время русского вторжения в Хиву». Читая его книгу, нетрудно понять, что британское правительство опасалось продвижения России к «границам» Индии. По словам Аббота, если бы России удалось добиться захвата Индии, тогда она получила бы больше выгод на Среднем Востоке [9, c. 6]. И он приводит в пример, что будто Петр I сказал, что «мы должны прогрессировать как можно больше в направлении Константинополя и Индии. Кто получить владение тех местах, он будет правителем мира» [9].

Капитан Аббот на аудиенции у хивинского хана Аллакулы, рассказывал ему о положении в Европе и Азии, уверяв, что англичане искренне стремятся к сохранению целостности и независимости Хивы, хотят содействовать ее процветанию. Но когда Аббот закончил, то к величайшему изумлению услышал такие вопросы, на которые ему меньше всего хотелось отвечать: «У кого вы завоевали Дели?», «Правит ли все еще там монгольский царь?» и другие. Аббот всячески выворачивался, утверждав, что англичане, завоевав Индию, отдали все земли ее правителям, а английские войска лишь защищают безопасность Индии от соседей [9. C. 102]. Эти отговорки вызвали усмешку хана и его придворных. Грабеж Индии, угнетение индийского народа были широко известны на всех восточных базарах и содействовали распространению в азиатских странах глубокого недоверия к англичанам.

Аббот уже не скрывал политического характера своей миссии и при первой же встрече с хивинским ханом заявил ему, что английское правительство твердо решило не допустить расширения русских границ до Амударьи, и предложил установить дружеские отношения с Англией, и в случае принятия этого предложения хан мог бы рассчитывать на ее помощь в борьбе против России.

В это время на севере была другая ситуация. Военный отряд, вышедший из Оренбурга, потерпел неудачу. Перовский ошибался, уже в декабре подал глубокий снег, и промерзшая земля создавали все нараставшие трудности. К концу января стало совершенно ясно, что экспедиция движется навстречу гибели. От болезней умерло уже больше 200 человек, тогда как вдвое больше солдат были настолько больны, что не могли нести службу. 1 февраля 1840 года генерал Перовский отдал приказ измученным и сильно поредевшим колоннам повернуть обратно и двигаться на Оренбург. Итак, военный поход русских на Хиву заканчивался поражением. Никого из русских рабов не освободили, хан, которого планировалось свергнуть, продолжал прочно восседать на троне.

Аббот не знал даже того, что русская экспедиция потерпела крах. Однако он не добился ничего определенного, что давало бы основания для политического вмешательства Англии в отношения Хивы с Россией, но во время пребывания в ханстве получил подробную информацию о военных средствах ханства, в таком понимании можно считать его миссию успешной.

В то же время майор Тодд, который находился в Герате, снова отправил другого посла офицера Ричмонда Шекспира в Хиву. Сэр Ричмонд Шекспир Кэмпбелл (1812–1861) был британским офицером, служивший в Ост-индийской компании. Ему поручили то, что поручили Абботу: убедить хана в освобождение русских пленников; также ему было поручено предложить объединить друг с другом правительства Хивы, Коканда и Бухары, развивать торговые и дружеские отношения с персидском правительствам так, как было с русскими [8, c. 168]. Шекспир был успешным в переговорах с Аллакулы-ханом, и наконец ему удалось убедить хана освободить российских невольников.

В результате 19 июля был издан фирман (указ) Аллакулы-хана, запрещавший в будущем нападение на русскую землю и захват русских в рабство, нарушение которого будет строго наказываться [10]. 15 августа 1840 г. британский офицер Шекспир, сопровождая 416 русских пленников, двинулся к форту «Александровск» на Каспийском море.

Таким образом, хивинцы при посредстве британских агентов поняли, что надо смириться с великими державами. Агенты британской Ост-индийской компании достигли своей цели — высвободить пленников в Хиве.

Литература:

  1. Замечания майора Бланкеннагеля. Вестник Императорского Русского Географического Общества. № 3. СПб. 1858. С. 16.
  2. Захарин И.Н. Хива. Зимний поход в Хиву Перовского в 1839 г. СПб. 1898. С. 24;
  3. Khiva. A narrative of the Russian military expedition under General Perofski in 1839. Calcutta, 1867. P. 69;
  4. Twin Imperial Disasters. The invasions of Khiva and Afghanistan in the Russian and British official mid, 1839-1842/ Modern Asian Studies, volume 48, January 2014, PP. 286.
  5. Захарин И.Н. Хива. Зимний поход в Хиву Перовского в 1839 г. и первое посольство в Хиву в 1842 г. СПб. 1898. С, 59.
  6. Халфин Н.А. Провал британской агрессии в Афганистане. М., 1939. С. 18.
  7. Хопкирк П. Большая Игра против России: азиатской синдром. М. 2004. С. 115.
  8. Rawlinson H. England and Russia in the East. London, 1875. P. 153.
  9. Abbot J. Narrative of journey from Herat to Khiva, Moscow and St. Petersburg, v.1. London, 1843, P. 82.
  10. Терентьев М.А, История завоевания Средней Азии. Том 1. М. 1906. С, 174; Хопкирк П., с, 113; Наши соседи в Средней Азии. Хива и Туркмения. СПб. 1873. С. 97.
Основные термины (генерируются автоматически): Герат, Россия, Хив, Азия, Оренбург, хан, британский офицер, военная экспедиция, русский историк, Хивинское ханство.


Похожие статьи

Медицинское обслуживание и охрана здоровья населения Тобольской губернии во второй половине XIX – начале ХХ века

Обзор политики по содействию развитию кустарной промышленности в Нижегородской губернии во второй половине XIX века

История Кокандского ханства XVIII — I половины XIX века в историографии российских исследователей

Оренбургский учебный округ в истории реформирования школы во второй половине XIX века

Из истории государственного управления в Бухарском эмирате в период правления династии Мангытов

Бухарский эмират под протекторатом Российской Империи (конец XIX-начало XX века)

Общественный и семейный быт в Бухарском ханстве (в XVIII — первой половине XIX вв.)

Противостояние Персии и Османской Империи за контроль над Закавказскими территориями в XVI-XVIII веках

Государственная благотворительность в России во второй половине XVIII века

Традиции организации эстетической среды в частных женских гимназиях второй половины XIX — начала XX века

Похожие статьи

Медицинское обслуживание и охрана здоровья населения Тобольской губернии во второй половине XIX – начале ХХ века

Обзор политики по содействию развитию кустарной промышленности в Нижегородской губернии во второй половине XIX века

История Кокандского ханства XVIII — I половины XIX века в историографии российских исследователей

Оренбургский учебный округ в истории реформирования школы во второй половине XIX века

Из истории государственного управления в Бухарском эмирате в период правления династии Мангытов

Бухарский эмират под протекторатом Российской Империи (конец XIX-начало XX века)

Общественный и семейный быт в Бухарском ханстве (в XVIII — первой половине XIX вв.)

Противостояние Персии и Османской Империи за контроль над Закавказскими территориями в XVI-XVIII веках

Государственная благотворительность в России во второй половине XVIII века

Традиции организации эстетической среды в частных женских гимназиях второй половины XIX — начала XX века

Задать вопрос