Внешняя политика Франции и России в конце XIX — в начале XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 11.07.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Хасанов, Х. Н. Внешняя политика Франции и России в конце XIX — в начале XX века / Х. Н. Хасанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — URL: https://moluch.ru/archive/527/116333/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье рассматриваются основные направления внешней политики Франции и России конца XIX — начала XX века, а также геополитическая обстановка, складывающаяся перед Первой мировой войной. Мир вступал в глобальное противостояние двух военно-политических блоков. Дружеские отношения Франции и России подкрепились военными договорами, что было необходимо для сохранения баланса сил именно тогда, когда Германия начала вести активную внешнюю политику и расширяла свои владения за счет заморских территорий.

Ключевые слова: Франция, Россия, международные отношения, Тройственный союз, Антанта.

Введение

Поражение Франции в войне с Пруссией в 1870–1871 годах способствовало созданию единой Германской империи. Это привело к новой расстановке политических и военных сил на международной арене. В конце XIX века Германия сделала мощный экономический рывок, и, опередив Великобританию по всем показателям, стала претендовать на колонии. Однако старые колониальные империи, такие как Франция, Великобритания и Россия не желали терять преимущества в господстве в Азии, Африке и Латинской Америке. Стали создаваться военные блоки, такие как Тройственный союз и Антанта. Мир находился на грани мировой войны.

Результаты исследования

Франко-прусская война 1870–1871 годов и ее результаты, закрепленные во Франкфуртском мирном договоре, принесли Франции большие экономические и политические потери. Так, Франция передала под управление Германии две богатые провинции — Эльзас и Лотарингию, которые играли значительную роль в развитии французской экономики. Кроме этого, Франция обязывалась выплатить 5 млрд франков контрибуции, и до ее погашения германские войска оставались на территории Франции. В ходе войны Франция не получила никакой помощи от соседних стран. Великобритания придерживалась нейтралитета. Причины — опасения усиления мощи Франции на континенте, колониальные споры на Ближнем Востоке из-за желания монопольного господства в Египте и на Суэцком канале и страх французской угрозы по отношению к Индии.

Перед началом Франко-прусской войны канцлеру Германии Отто фон Бисмарку удалось получить нейтралитет Италии. Австрия, которая проиграла в войне с Пруссией еще в 1866 году, мечтала о реванше, но и Австро-Венгрия осталась в полной изоляции, так как ее пугала перспектива нападения Италии с юга и вероятность вести сражения на двух фронтах одновременно [3, с. 15–16]. Российская империя, находившаяся в тот период в дружеских отношениях с Пруссией, также придерживалась нейтралитета. В такой ситуации Франция осталась без союзников и проиграла войну.

Последнюю четверть XIX века Франция начала отставать от других ведущих стран. Страна, которая еще недавно находилась на втором месте по уровню промышленного производства, уступая лишь Великобритании, спустилась на четвертое место. Франко-прусская война принесла ущерб на общую сумму 13 млрд франков. Полученная Германией контрибуция (5 млрд франков) укрепила экономическое положение империи, однако оказала очень негативное влияние на промышленное развитие Франции. Именно первые годы Третьей республики характеризовались политическими и социальными сложностями для правительства, в это время Франция оставалась в изоляционном положении и жила под политическим давлением со стороны Германии, оставаясь между Германией, Австрией и Великобританией. Приходилось искать надежного союзника, и Франция нашла его в лице России. Россия также нуждалась в союзниках — после австро-германского союза против России в 1879 году она начала уделять внимание дружеским русско-французским отношениям.

Вторая половина XIX века ознаменовалась большими изменениями во внешней политике ведущих стран. Россия вела активную внешнюю политику на Балканах и в Центральной Азии, но на этих территориях хотели обосноваться и другие ведущие государства: Великобритания, Германия и Австро-Венгрия. В этот период в России главенствовала идеология панславизма, согласно которой все славянские государства должны были быть объединены под знаменем Российской империи. Но Австро-Венгрия также хотела получить эти земли под свое господство, и 1878 году Австрия оккупировала Боснию, что создало очередной конфликт между двумя империями. Княжество Сербия, заручившись поддержкой Российской империи, начало открыто сопротивляться Австро-Венгрии.

Османская империя — одна из самых могущественных в Средние века — в XIX веке потеряла свое политическое влияние на международной арене. Российская империя и ряд ведущих стран хотели держать под контролем проливы Босфор и Дарданеллы, так как они давали возможность контролировать вход в Черное море. Между Российской и Османской империями шла борьба за господство в Крыму. Заручившись поддержкой Великобритании и Франции, Османская империя вошла в войну с Российской империей. Война продолжалась с 1853 по 1856 год, победу одержала Османская империя [4, с. 88]. Проигрыш России в Крымской войне был одним из крупнейших поражений и снизил международный авторитет страны. Великобритания, считавшая Российскую империю своим геополитическим противником, обеспокоившись усилением влияния России на Балканах и в Центральной Азии, поддержала в этой войне Османскую империю. В 1856 году был подписан Парижский мирный договор, в котором участвовали представители Российской империи, Османской империи, Великобритании, Франции, Австрии, Пруссии и Сардинии. Парижский мирный договор имел отрицательные последствия для Российской империи: по этому договору она обязывалась не держать свой военный флот в Черном море.

После поражения в Крымской войне Российская империя начала уделять особое внимание захвату государств, находящихся на территории Центральной Азии. Этот процесс длился вплоть до захвата туркменских земель в 1885 году. Великобритания, которая также была заинтересована в этой территории, не была этим довольна. Российская империя была в хороших дипломатических отношениях с Афганистаном. Великобритания, опасаясь угрозы потерять Индию, решила пойти на компромисс с Российской империей, в результате чего в 1873 году было подписано двустороннее соглашение. По нему Великобритания признавала власть Российской империи в Центральной Азии, а Россия объявляла Индию вне зоны своих интересов. Афганистан был объявлен буферной зоной между двумя империями.

В XIX веке Российская империя имела дружеские дипломатические отношения с Германией, это было результатом дальновидной политики канцлера Отто фон Бисмарка. Он считал, что географическое положение Германии является стратегически уязвимым, так как она находилась в центре Европы и в случае франко-русского соглашения осталась бы между двумя союзниками. Сражение на двух фронтах Бисмарк расценивал как поражение. Поэтому в 1887 году был подписан сепаратный договор между Российской империей и Германией. С российской стороны договор подписал Петр Шувалов, с германской — Отто фон Бисмарк. Договор обязывал стороны соблюдать строгий нейтралитет в случае войны одной из них с любой третьей великой державой, кроме случаев нападения Германии на Францию или России на Австро-Венгрию [3, с. 208]. Но с уходом с должности канцлера Отто фон Бисмарка начинается новый этап в российско-германских отношениях. Новый канцлер Германии Лео фон Каприви вел более агрессивную политику в отношении Российской империи. После истечения срока сепаратного договора в 1890 году Каприви отказался его возобновить, а также потребовал снизить таможенные пошлины для германских товаров, что было экономически невыгодно для Российской империи. Агрессивная политика по отношению к Российской империи стало поводом к ухудшению отношений между этими странами.

Территория Германии вплоть до 1871 года была разделена на несколько маленьких независимых государств, которые вели свою независимую политику, самой могущественной из них была Пруссия. В 1866 году под лидерством Пруссии государства, расположенные на севере Германии, объединились в Северогерманский союз [1, с. 26]. Его президентом был объявлен король Пруссии Вильгельм I. Во время франко-германской войны, в 1871 году, монархи всех германских государств собрались в Версальском дворце и объявили о создании единой Германской империи. Король Пруссии Вильгельм I стал императором Германии, канцлером же был объявлен известный в то время опытный государственный деятель Отто фон Бисмарк. Объединение Германии в единое государство, выплаченная Францией контрибуция в размере 5 млрд франков и внедрение новых технологий в промышленный сектор послужили бурному развитию Германии. В конце XIX века она вышла на второе место по промышленному производству. Укрепив свое экономическое положение, Германия начала уделять особое внимание внешней политике. Для сильной внешней политики были нужны сильная армия и флот, поэтому Германия большое внимание уделяла развитию военной сферы страны, а также начала улучшать свой военно-морской флот для соперничества с Великобританией. Недовольная международной обстановкой Германия начала искать себе союзников, несогласных с порядком, установленным Великобританией, — Францией и Российской империей. Италия и Австро-Венгрия поддержали Германию. В 1879 году был подписан договор между Германией и Австро-Венгрией сроком на пять лет. Статья I этого договора гласила, что если на одну из стран — членов договора будет совершено нападение со стороны Российской империи, то другой участник обязуется помочь союзнику. В 1882 году в этот союз вошла Италия. Главной причиной этого был захват Францией Туниса, на который претендовала и Италия. Так был основан Тройственный союз во главе с Германией [3, с. 149–150]. Этот союз изменил всю геополитическую обстановку в Европе и стал угрозой для Франции, Великобритании и Российской империи.

С середины 80-х годов XIX века Франция и Россия начали восстанавливать дружеские отношения. Был назначен новый посол Франции в Российской империи — известный государственный деятель Антуан Лабуле, который стремился к улучшению франко-российских отношений. Но в окружении русского императора были политики прогерманской ориентации, которые занимали влиятельные места, — Николай Карлович Гирс и граф Владимир Николаевич Ламздорф. Сторона Гирса и Ламздорфа, однако, не была определяющей в российской внешней политике. Гирсу, Ламздорфу и их единомышленникам противостояла весьма значительная группа противоположной ориентации. Одним из виднейших личностей антигерманской ориентации был М. Н. Катков, который говорил о необходимости сближения Российской империи с Францией. Он умер в 1887 году, но его точка зрения поддерживалась рядом видных чиновников и представителей дворянских и буржуазных кругов. Это были Дмитрий Толстой, члены Славянского комитета, многие военные. Французское правительство предполагало, что с Россией будет трудно подписать договор, и исходя из своей геополитической ситуации начало идти на политические уступки. В Балканских государствах все еще шла борьба между Австро-Венгрией и Российской империей за господство над этими территориями. Франция решила поддерживать Россию, а также начала брать у империи в долг. В 1888 году долг Франции составлял 200 млн рублей, и год за годом эта сумма увеличивалась. Эти события послужили сближению Российской империи и Франции.

Отставка канцлера Германии Отто фона Бисмарка в связи с «русским вопросом» и отказ в восстановлении сепаратного договора 1887 года в 1890 году со стороны нового канцлера Каприви совершили переворот во внешней политике Российской империи. В августе 1889 года в Англию с демонстративным проявлением дружбы направляется Вильгельм II, напоминая в публичных речах об англо-прусском братстве. Эти события окончательно решили судьбу франко-русских отношений.

Существенные изменения, происшедшие на международной арене в 1890–1891 годах, заставили российское правительство ускорить сближение с Францией.

В 1890 году во Франции были размещены новые российские займы в размере 650 млн франков. Вскоре французские офицеры побывали на военных учениях в Нарве. Французский посол Лабуле считал, что почва для непосредственных переговоров о соглашении между двумя странами подготовлена в достаточной мере. Осенью 1890 года он поднял вопрос о визите французов в Российскую империю. Но российское правительство все еще думало о российско-германских отношениях. При этом правительство России не могло не учитывать растущую угрозу со стороны Германии и Австро-Венгрии и не видеть антирусского направления Вильгельма II. Создавался противовес австро-германской коалиции, направленной против России и Франции, поэтому необходимо было пойти на укрепление связей с Францией. В марте 1891 года французский посол возобновил переговоры с российским правительством о визите французской эскадры в Кронштадт.

Двадцать пятого июля в Кронштадт прибыла французская эскадра под командованием адмирала Жерве [3, с. 149–150]. Кронштадтский визит было публичной демонстрацией франко-русской дружбы, встреча французской эскадры была подготовлена на высшем уровне. Французских моряков встретили чиновники Российской империи во главе с царем Александром III, в честь французов был исполнен национальный гимн Франции «Марсельеза». Н. К. Гирс, которого вопреки его личным пристрастиям обязал император, представил царю доклад.

В докладе декларировалось следующее:

– установление сердечного согласия между обеими державами со всеми практическими последствиями;

– соглашение о мерах, которые надо совместно принять, если мир будет нарушен одной из держав Тройственного союза.

Переговоры велись на протяжении июля и августа 1891 года. После того как был завершен основной текст соглашения, он был подписан российским министром иностранных дел Н. К. Гирсом и французским министром иностранных дел Александром Рибо.

Франко-русский союз в сущности был ответом образованию коалиции срединных держав, возглавляемой милитаристской агрессивной Германией. Угрожая одновременно и Франции, и России, которым бы она хотела нанести удары поочередно в разное время, германская коалиция, несмотря на все ухищрения бисмарковской дипломатии, подталкивала Францию и Россию навстречу друг другу. Министр иностранных дел Н. К. Гирс признал соглашение с французами, которое предусматривало:

– обязательство поддерживать друг друга всеми силами в случае нападения на одну из сторон;

– обязательство произвести мобилизацию армий обеих стран, если Германия или Австрия мобилизуется, даже если не будет объявлена война;

– обязательство сделать необходимые приготовления, чтобы придать военным усилиям обеих держав наибольшую действенность.

Александр III постепенно приходил к выводу о необходимости заключения военного договора. Российское правительство дало согласие на то, чтобы перейти к непосредственному рассмотрению проекта военной конвенции. Французский проект военной конвенции имел ярко выраженный односторонний характер, он предусматривал объединение сил двух стран для войны против Германии. Для России одностороннее сосредоточение всех сил только против Германии было неприемлемым. Возможное и почти неизбежное столкновение с Австрией не учитывалось. Создавалось такое положение, что если бы Австрия напала на Россию, то французская помощь не была бы ей гарантирована. Поэтому генерал Обручев выступил с возражениями против этого французского предложения. Семнадцатого августа 1892 года конвенция была подписана Обручевым и Буадерфом [3, с. 347]. Эта конвенция означала по существу тесный военный союз между Францией и Россией. Она была непосредственно связана с предыдущим соглашением (1891) и являлась его естественным дополнением. С 27 декабря 1893 года по 4 января 1894 года состоялся обмен письмами между Монтебелло и Гирсом, согласно которым военная конвенция вступила в силу и приобрела обязательный характер. Тем самым 4 января 1894 года было окончательно завершено оформление русско-французского союза. Этот союз двух великих мировых держав того времени вывела их из международной изоляции и дал возможность вести более открытую и уверенную политику. Позже он дал толчок образованию Антанты. Великобритания, недовольная постройкой Багдадской железной дороги и соперничеством с Германией за колонии в Африке, стала причиной сближения Франции и Великобритании, вследствие чего в 1904 году был подписан англо-французский договор. С подписанием в 1907 году англо-русского договора образовалась коалиция Антанта. С российской стороны его подписал министр иностранных дел Александр Извольский, с английской — посол в Петербурге, поборник англо-русской дипломатии А. Никольсон. С подписанием этого договора Европа разделилась на два военных блока: первый — Тройственный союз, в составе которого были Германия, Австро-Венгрия, Италия, второй — Антанта, в которую вошли Великобритания, Франция и Россия. Разделение ведущих стран на два военно-политического блока постепенно привело к началу Первой мировой войны.

Можно сделать вывод, что с объединением Германии в 1871 году начинается новый этап международных отношений. Германия начинает свою империалистическую политику, бросая вызов остальным мировым державам. Чтобы противостоять этим странам, Германия ищет себе надежных союзников и в 1879 году подписывает военный договор с Австро-Венгрией, а в 1882 году — с Италией. Так был образован Тройственный союз. Он был большой угрозой для Франции и Российской империи. Французы и русские находились в хороших отношениях — отсутствие колониальных споров и взаимовыгодное экономическое сотрудничество стало почвой для дальнейшего сотрудничества этих стран, дружеские отношения были укреплены в 1891 году военно-политическим договором, который стал основой для создания Антанты. Антанта была создана как оппозиция Тройственному союзу. Так в конце XIX века Европа разделилась на два крупных военно-политических блока, что стало причиной ухудшения международной обстановки и начала Первой мировой войны.

Литература:

1. Кручинина, Н. А. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. / Н. А. Кручинина. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 124 c. — Текст: непосредственный.

2. Манфред, А. З. Внешняя политика Франции в 1871–1891годов / А. З. Манфред. — Москва: изд-во АН СССР, 1952. — 588 c. — Текст: непосредственный.

3. Манфред, А. З. Образование русско-французского союза / А. З. Манфред. — Москва: Наука, 1975. — 375 c. — Текст: непосредственный.

4. Пономарев, М. В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки часть 2 / М. В. Пономарев, С. Ю. Смирнова. — Москва: Владос, 2000. — 288 c. — Текст: непосредственный.

5. Сенокосов, А. Г. Эволюция Антанты как военно-политического союза (1891–1923) / А. Г. Сенокосов. — Текст: непосредственный // Вестник РГГУ. — Москва: Научный журнал, 2009. — С. 72–81.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская империя, Россия, Великобритания, Австро-Венгрия, Австрия, Германия, Тройственный союз, Османская империя, Франций, Франция.


Похожие статьи

Задать вопрос