Предпосылки Первой мировой войны формировались на рубеже XIX-XX вв. в условиях имперского противостояния великих держав, обострения межблоковых и межгосударственных противоречий. Самодовлеющим фактором политического процесса в этот период стала коллективная психология народов и правящих кругов, «коллективные страсти», национальные чувства, которые способны были психологически подвести народные массы к восприятию войны как единственного способа осуществления «национальных целей».
Ключевые слова: патриотические настроения, Россия, население, манифестации.
Решение о вступлении России в Первую мировую войну принималось в условиях роста в стране забастовочного движения. При этом центральную власть, безусловно, заботил вопрос о том, поддержит ли народ это решение, отсрочив разрешение своих социальных проблем, и откликнется ли на призыв центральной власти к защите родной земли от немецких агрессоров [1, c. 159].
15 июля 1914 г. пришло известие о том, что Австро-Венгрия объявила войну Сербии, а на следующий день столица маленького балканского государства была подвергнута бомбардировке. Агрессивные действия австро-венгерской армии вызвали негативную реакцию жителей России. Так, по сообщению газеты «Русский инвалид» 16 и 17 июля 1914 г. в Москве, Киеве, Одессе, Подольске, Тифлисе, Ялте прошли стихийные патриотические манифестации в поддержку сербского народа [2, c. 2]. В столице за несколько дней перед объявлением о мобилизации по улицам ходили толпы людей с национальными флагами, распевая народный гимн и устраивая патриотические демонстрации перед домом Сербского посольства [1, c. 159]. Патриотический порыв коснулся и жителей Калужской губернии. В частности, в губернском центре 16 и 17 июля «подъем патриотических чувств населения», по выражению полицмейстера, вылился в две патриотические манифестации. В Жиздре 17 июля отмечался такой «подъем патриотических чувств населения, какой трудно себе представить». Местный уездный исправник сообщал губернатору, что это выразилось в грандиозных манифестациях, в которых приняло участие все решительно население [1, c. 160]. По оценке прессы, патриотические манифестации прямо свидетельствовали, что «сословные и общественные учреждения повергают к стопам Государя Императора чувства верноподданнической преданности и готовности до последней капли крови постоять за Царя и за Русь» [3, c. 2]. Между тем центральные власти 19 июля 1914 г. были вынуждены даже выступить со специальным обращением ко всем подданным России, где призывали их «соблюдать спокойствие и сдержанность и избегать проявлений возбужденного народного чувства, которые могут только осложнить создавшееся положение» [4, c. 1].
19 июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила войну России, а на следующий день император Николай II подписал Высочайший манифест об участии России в этой войне. В тексте документа особо подчеркивалось, что «...Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные Наши подданные...» [5, c. 1]. Этот манифест стал основой формирования официальной патриотической пропаганды, которая была направлена на защиту своей земли, народа, отстаивания его интересов и ценностей. Два главных фактора определили складывание в массовом сознании установок восприятия начавшейся войны как справедливой, оборонительной, направленной на отражение германской агрессии: тот факт, что Германия первой объявила войну России, а также характер повода к войне, дававший России высокие моральные дивиденды защитницы несправедливо обиженной братской славянской страны [6, c. 11].
Вступление 19 июля (1 августа) 1914 г. России в Первую мировую войну вызвало мощный патриотический подъем, охватившие практически все общественные слои и регионы страны. Верноподданнические чувства жителей страны в то время выражались как в лояльности населения по отношению к государственной политике, так и в проявлении любви к своей стране, одним из главных символов, олицетворением которой были император и члены его семьи [7, c. 12]. Так, 2 августа 1914 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге собрались тысячи людей. Они дружно опустились на колени перед императором и императрицей, вышедшими на балкон Зимнего дворца. Никогда еще часто, как в те дни, не звучали по всей России торжественные звуки гимна «Боже, Царя храни»! [8, c. 360] Сам Николай II всячески стремился поддерживать патриотический настрой. По словам французского посла М. Палеолога, император, принимая 2 августа в столице высших чинов страны, заявил следующее: «… Я торжественно клянусь, что не заключу мира, пока останется хоть один враг на родной земле» [8, c. 98]. Ценные сведения о проведенных манифестациях и молебнах, объединенных патриотическими и религиозными настроениями, можно обнаружить на страницах центральной печати. Так, по сообщению одной из таких изданий, в столице «23 июля по получении известия об объявлении Англией войны Германии, была произведена грандиозная манифестация на Гороховой ул. перед помещением русско-английской торговой палаты. По просьбе собравшихся из палаты был вынесен редкий портрет Государя Императора и короля Георга, где оба монарха изображены вместе. Склонив перед портретом русские и английские знамена, толпа пропела народный гимн и приветствовала восторженными криками представителей русско-английской организации». Патриотические манифестации были проведены в разных уголках страны. Например, из Поволжья сообщали, что 23 июля в Саратове «около 6 часов вечера к памятнику Императора Александра II стало стекаться со всех концов города публика. Оркестр заиграл гимн, покрытый громким «ура». Начались речи, призывавшие постоять за «братушек» славян. Затем толпа с пением гимна двинулась к помещению воинского начальника, где также были произнесены речи и пропет гимн.... У казарм Карсского полка масса солдат встретила манифестантов «ура»…» [9, c. 3].
Таким образом, анализ источников показал, что в начальный период Первой мировой войны наблюдался резкий подъем патриотических чувств среди населения России, основанный на его монархических и религиозных настроениях.
Литература:
- Белова И. Б. Первая мировая война и российская провинция. 1914 — февраль 1917. М. 2011;
- Русский инвалид. 1914. № 156. 18 июля;
- Русский инвалид. 1914. № 158. 20 июля;
- Русский инвалид. 1914. № 157. 19 июля;
- Русский инвалид. 1914. № 159. 22 июля;
- Поршнева О. С. «Вторая Отечественная»: общественные настроения в уральских губерниях в начальный период Первой мировой войны // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2014. № 3 (130);
- Борщукова Е. Д. Патриотические настроения россиян в годы Первой Мировой войны. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб, 2002;
- Тютюкин С. В. Патриотический подъем в начале войны // Мировые войны XX века. Первая мировая война. Исторический очерк. Книга 1. М., 2002;
- Русский инвалид. 1914. № 161. 25 июля.