Источниковая база, имеющаяся в распоряжении отечественных исследователей, связанная с периодом Первой мировой войны 1914-1918 гг., достаточна разнообразна. Вместе с тем наиболее распространенными и информативными источниками являются материалы периодической печати. СМИ периода Первой мировой войны (или — Великая война [4, с.11]), несмотря на цензуру и ограниченный доступ газет в тыловые лазареты, были весьма популярны и востребованы, так как освещали все последние события с фронта. Самой популярной и доступной по цене (9 руб. в год) центральной газетой в Калужской губернии являлось «Русское слово». Исследователь вопроса И.Б. Белова в своей монографии приводит воспоминания жителя г. Жиздры Калужской губернии о том, что в конце 1916 — начале 1917 гг. в этот уездный центр доставлялась единственная газета «Русское слово», в которой публиковались заседания Государственной думы, беспрерывные смены министров, убийство какого-то высокопоставленного лица (Распутина), фамилию которого запрещено было упоминать [1, с.171-172]. Местная печать, по мнению И.Б. Беловой, не выдерживала конкуренции с центральной в плане своевременности и оперативности публикаций о событиях на фронтах [1, с.167]. Региональные СМИ были представлены такими изданиями, как «Калужские губернские ведомости», где регулярно печатались списки убитых, раненых и без вести пропавших нижних чинов — местных уроженцев, списки денежных, вещевых и продовольственных пожертвований. В Калуге три раза в неделю выходила общественно-политическая и литературная газета «Калужский курьер», затем с августа 1916 г. «Голос Калуги». Санитарный отдел Калужской губернской земской управы издавал ежемесячный журнал «Калужский санитарный обзор».
Активизировалась также церковная пресса. «Ей приходилось решать непростую с точки зрения христианского мировоззрения задачу — обосновывать необходимость войны, разоблачать враждебные замыслы государств-противников и внутренних врагов» [5, с.474]. Со страниц церковной прессы Калужской епархии раздавались призывы к милосердию и оказанию общественной помощи пострадавшим. Своё периодическое издание — «Калужский церковно-общественный вестник» (далее — КЦОВ), издававшийся в период с 1907-1918 гг., имела духовная консистория. В данном печатном издании, выходившем три раза в месяц, поднимались духовные проблемы, освещалась благотворительная деятельность церковно-приходских школ и общественных организаций, приводились сведения о положении на фронте и общественно-культурной жизни исследуемого региона. В настоящее время в Калужской областной научной библиотеке им. В.Г. Белинского хранится подшивка изданий КЦОВ за 1914, 1915, 1916, 1917 год. В каждом выпуске издания были следующие рубрики:
- «Из военных известий», где освещались события на фронте, воззвания верховного главнокомандующего, действия союзников, говорилось о потерях, приводились сведения общественной помощи раненым и больным воинам и семьям призванных на войну [2, № 24, с.9-13; № 25, с.8-12; № 26, с.9-13; № 27, с. 9-12; № 28, с. 11-13; № 31, с.11-13; № 32 с.7-11; № 33, с. 7-12; № 34, с.5-8; № 35, с. 8-10; № 36, с. 6-8];
- «Из хроники», где публиковались региональные новости, связанные с деятельностью епархии, данные по патриотической, благотворительной и культурной деятельности калужан в период войны.
- Объявления.
КЦОВ, как источник по региональному изучению Первой мировой войны, является весьма информативным. Здесь можно обнаружить разнообразные сведения о культурной жизни Калужской губернии в исследуемый период: проследить патриотическую, благотворительную и духовную форму деятельности. Анализ печатного издания показал, что патриотическая деятельность населения губернии выражалась, в том числе, в усердных молитвах и публичных выступлениях представителей местной епархии. У церкви была особая роль в деле патриотического наставления призывников. Так, епископ Георгий, 14 сентября 1914 г. на Плац-парадной площади г. Калуги перед молебном о даровании победы русскому оружию по случаю передачи Калужским ополченским дружинам старых боевых знамен (1812 и 1854 гг.) наставлял, что «русский воин должен быть вооружен сознанием правоты дела, за которое он стоит» [2, № 27, с.1]. Война считалась правым и святым делом, так как, подданным Российской империи пришлось «обнажить оружие» для защиты государства [2, № 27, с.1]. Патриотическая деятельность епархии выражалась и в воспитании учащихся церковно-приходских школ. Каждый день перед началом уроков в данных учебных заведениях проводились молитвы о даровании воинству и воинству союзных народов победы над врагами, о скорейшем исцелении раненых в боях и об упокоении душ православных воинов, положивших свою жизнь на полях брани [3, № 6, с.6]. Калужская духовная семинария считала своим нравственным долгом помнить павших воинов, являвшихся выпускниками этого учебного заведения. Руководство семинарии обратилось с прошением предоставить ей имена и фотографии этих людей для внесения их в синодик для вечного поминовения, а также для выгравирования их имен на особой доске в актовом зале. Помимо этого КЦОВ сообщал о высоком патриотическом порыве молодых юношей, сбегавших на фронт. Так, в номере от 20 февраля 1915 г. издание информировало о том, что «неделю назад скрылся из Калуги юный доброволец, ученик IV класса Калужского казенного реального училища — Александр Григорьев, 16 лет» [3, № 6, с.5].
В КЦОВ содержатся известия о благотворительной деятельности общественных, духовных, а также частных организаций и лиц в масштабах губернии и страны в целом. Так, в этом источнике можно обнаружить воззвания крупных благотворительных комитетов, к примеру, объявление от комитета Ея Императорского Высочества Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий, которое призывало собрать средства под лозунгом: «С мира по нитке — голому рубашка» [3, № 6, с.18]. Приводятся также сведения о широком распространении благотворительных акций и сборов в связи с подъемом патриотических настроений в 1914 г. Так, в 24 выпуске за 1914 г. [2, № 24, с.12-13] сообщалось об организации госпиталя на 300 кроватей Московским биржевым комитетом. Помимо этого, губернское дворянское собрание снарядило 35 санитарных поездов, а московские монастыри предоставили городу помещения на 1200 раненых, каждому из которых отпускалось на ежемесячное содержание по 12 руб. Поступали также сведения о филантропической деятельности населения во многих крупных городах страны. Например, в Баку совет съезда нефтепромышленников ассигновал полмиллиона рублей, в том числе 320000 руб. Красному Кресту на устройство госпиталя на 200 кроватей, 80000 руб. в распоряжении наместника на нужды кавказцев, призванных на войну и 100000 руб. на устройство в Баку госпиталя на 50 кроватей. Смоленское губернское земство ассигновало 5 тыс. руб. на нужды войны и открыло лазарет на 40 кроватей. Суздальское уездное земство ассигновало 12 тыс. руб. на нужды войны и обустроило лазарет на 10 кроватей. Уфимское купеческое общество собрало 12 тыс. руб. на лазарет для раненых. Екатеринбургские мукомолы собрали 3 тыс. руб. на лазарет на 40 кроватей. В Серпухове на нужды войны было ассигновано 30 тыс. руб. и оборудовано 60 кроватей. КЦОВ также информировал о крупных пожертвованиях частных лиц. К примеру, в 26 выпуске вестника 1914 г., сообщалось, что в Москве госпожа Коншина пожертвовала городскому самоуправлению 1 млн. руб. на дело помощи раненым и увечным воинам, а в Новочеркасске казак Парамонцов с братом пожертвовали 300 тыс. руб. на устройство в Донской области лазарета на 300 кроватей [2, № 26, с.11-12]. В связи с тем, что г. Калуга стала одним из 12 учрежденных окружных эвакуационных пунктов [1, с.131-132], в город прибывали на лечение раненные с фронта, поэтому основная благотворительная и патриотическая деятельность жителей губернии вылилась в организации госпиталей и лазаретов, помощи в размещении и содержании раненых. По данным КЦОВ, особый вклад в дело попечения раненых в губернии внесли представители калужского православного духовенства. Так, 12 августа 1914 г. в здании Калужской духовной консистории состоялось экстренное собрание по решению вопроса о помощи жертвам войны. Инициатор собрания архипастырь в своей речи указал о необходимости духовенству принять заботу о раненых и больных воинах и семей запасных чинов. На собрании было предложено открыть 20 коек при больнице духовного училища, на содержание которой выделять по 1 % от казенного жалованья и от братских доходов, по 50 руб. единовременно от бесприходных церквей и т.д. [2, № 24, с.7]. Также было принято решение об образовании «Временного комитета для оказания помощи раненым и больным воинам и семействам лиц, призванных на войну» под председательством протоиерея И. Сперанского. Калужский епископ Георгий отметил, что «тяжелая и трудная война с Германией и Австро-Венгрией, возбудивши во всей России и во всех слоях ее населения патриотическое воодушевление, подвигло всех на помощь Родине в ее святом деле защиты чести и достоинства ее.… И в нашей Калужской епархии все откликнулись на святую помощь: и дворянство, и земство, и разные учреждения, и даже частные лица, — собирая и делая денежные пожертвования на Красный Крест, на семьи запасных воинов, организуя лазареты для больных и раненых воинов» [2, № 24, с.15]. В своей речи глава епархии заявил, что и калужское духовенство переживает не меньший патриотически порыв и стремится оказать помощь не только молитвенным словом, но и материальной форме. От своего имени в пользу епархиального лазарета он выделил 100 руб., который был открыт 1 сентября 1914 г. на 20 коек. При лазарете было устроено помещение для кухни, аптеки и фельдшера. Для заведывания лазаретом и лечения раненых были приглашены врач А.Н. Булгаков и фельдшер О.Н. Царев, монахини калужского Казанского женского монастыря в качестве сестер милосердия. Открытие лазарета, по славам епископа, «является частичкой дела любви и милосердия, которое совершается духовенством в переживаемое тяжелое время» [2, № 27, с.12]. В журнале КЦОВ от 1 сентября 1914 г. было опубликовано воззвание Калужского епархиального комитета помощи больным и раненым воинам и семействам лиц, призванных на войну с целью подтолкнуть общественность к благотворительной деятельности. По призыву Калужской епархии монастыри открыли 11 лазаретов на 150 коек. В монографии И.Б. Беловой приведен перечень монастырей и количество коек, существовавшие при местных лазаретах. Среди этих монастырей: Калужская Свято-Тихонова пустынь — 50; Козельская Введенская Оптина пустынь — 20; Боровский Пафнутьев монастырь — 12; Мещовский Георгиевский монастырь — 7; Перемышльский Троицкий Лютиков монастырь — 10; Малоярославецкий Николаевский Черноостровский монастырь — 10; Мосальский Казанский Боголюбивый женский монастырь — 6; Медынская Николо-Печерская женская община — 10; Тарусский Свято-Троицкий женский монастырь — 6; Дугнинский женский монастырь — 10; Медынская женская община «Всех скорбящих радости» — 10 [1, с.137]. В 26 номере КЦОВ за 1914 г. была опубликована статья об энергичных мерах в помощи больным и раненым воинам. Указывалось, что госпитали открыты в Калуге и во всех уездных городах. Жертвовались вещи, белье для раненых, предлагался бесплатный уход и за ранеными. «Очевидно, все слои населения поняли, что дело помощи раненым и семьям запасных это не дело благотворительности, а гражданский долг каждого к воину» — отмечало издание [2, № 26, с.7]. В 1916 г. Святейший синод наградил 49 чел. духовного сана из Калужской епархии за помощь раненым воинам и семьям, призванных на войну [1, с.138].
Пик патриотического порыва, выразившегося в благотворительной деятельности, по данным КЦОВ наблюдался в 1914-1915 гг. Так, КЦОВ от 1 ноября 1914 г. сообщал, что в губернский центр со всех уездов были переправлены валенки для нужд армии. 27 октября в действующую армию на фронт, а также для квартировавших в Калуге ряда воинских частей, была отправлена большая партия валенок с теплым бельем, табаком на сумму около 5 тыс. руб. [2, № 31, с.7]. Жиздринский уездный земский комитет 21 ноября устроил однодневный сбор пожертвований на армию в 550 селениях всего уезда. Было собраны деньги, теплая одежда, обувь, табак, сало [2, № 35, с.5]. Соединённая комиссия земского и городского благотворительных комитетов организовала 7-9 декабря в г. Калуге фургонный сбор вещами в пользу воинов, для чего весь город был разделен на 3 участка. Фургоны были украшены национальными флагами [2, № 35, с.5]. Фактически все слои общества пытались помочь облегчить тяжелое бремя и последствия войны. Так, 18 декабря 1914 г. в отделении Государственного банка, в казначействах, почтово-телеграфных конторах прошла продажа билетов благотворительной лотереи по 5 рублей в пользу раненых и больных воинов, призванных на войну и лиц, пострадавших от военных действий [2, № 36, с.5]. Часто проходили сборы средств для направления подарков фронтовикам к Пасхе и к Новому году. К примеру, 22 и 23 декабря 1914 г. Калужским городским комитетом был произведен сбор сладостей и подарков для раненых солдат, находящихся в лазаретах и в команде выздоравливающих [3, № 1, с.5]. В деле благотворительной помощи фронтовикам и раненым не отставали и дети, ученики церковно-приходских школ. Юные патриоты трудами своих рук приготовили много белья, кисетов для табаку, чулок и варежек, отправили все это на склад императрицы Александры Федоровны [3, № 6, с.6]. От церковно-приходской школы с. Улемля Жиздринского уезда в лазарет епархии поступило 10 рубашек и кальсон; от Дерновской школы Мещовского уезда — 9 рубашек и кальсон, полотенец, портянок 9 пар. [3, № 8, с.17]. От всех церковно-приходских школ Калужского уезда с 1 октября 1914 по 1 марта 1915 г. были собраны пожертвовании в действующую армию: 140 теплых фуфаек, 259 сорочек, 259 кальсон, 83 пары теплых чулок, 102 пары перчаток, 68 полотенец, 100 пар портянок, 194 кисетов с табаком, 28 фунтов махорки [3, № 9-10, с.25]. Активная благотворительная деятельность проходила в церковно-приходских школах Калуги и ряде уездных центров губернии. Пожертвования были в виде денег, необходимых в армии вещей, продуктов и промышленных товаров, таких как мыло, папиросы, почтовая бумага, нитки.
Патриотическая, благотворительная и культурная деятельность калужан в период Первой мировой войны была тесно взаимосвязана. Целью различных направлений культурной деятельности — кинематографа, театра, концертов, лекций, выставок — стал сбор средств на благотворительность. Например, 24 августа 1914 г. местными любителями г. Мосальска был дан спектакль в пользу семей призванных на войну. Зал спектакля был украшен национальными флагами союзных держав. Здесь же была организована продажа флажков, цветов и значков на право курения, которая дала порядочный сбор [2, № 27, с.6]. 17 ноября того же года в помещении городского театра состоялся патриотический концерт. Центральное положение в нем заняло исполнение национальных гимнов союзных держав: Русского, Английского, Бельгийского, Японского, Сербского, Черногорского и Общеславянского [2, № 33, с.6].
Примечательно, что формы культурно-социального взаимодействия в тяжелый период для нашей страны нашли также отражение в деятельности церковно-приходских школ. Например, 8 марта 1915 г., в воскресенье, в Опочненской второклассной школе, Тарусского уезда, состоялся духовный концерт под руководством регента-учителя Н.И. Воскресенского. Сбор с концерта планировалось направить на покупку пасхальных подарков воинам действующей армии [3, № 6, с.5-6]. 29 января 1915 г. в Хозецкой церковно-приходской школе Козельского уезда прошел школьный вечер, где учащиеся подготовили небольшие выступления для сбора средств в пользу лазарета церковно-приходской школы. В числе присутствующих были местная помещица, благотворительницы школы — М.И. Озерова, князья Вяземские, Блохины, члены земской управы и др. Особое впечатление на слушателей произвели стихотворения «за Русь святую» и «Война, война», сбор дал 21 рубль. [3, № 13, с.12]. В оживленной форме была написана статья, опубликованная в КЦОВ, по поводу организованного 30 января 1915 г. сельского праздника в церковно-приходской Покровской школе Перемышльского уезда. Как отмечалось, население всех пяти деревень буквально осаждало здание школы. Попали в здание счастливчики, которые чуть ли не за 3 часа до начала сторожили вход. Набралось до 300 человек. После стихотворения «На разрушенной усадьбе» и живой картины «раненый и сестра милосердия» священник с сестрой милосердия обходили по рядам публики, прося жертвовать в пользу раненых [3, № 14, с.9]. В селе Боболей Боровского уезда, в церковно-приходской школе 15 марта 1915 г. состоялся платный литературный вечер в пользу комитета Великой Княгини Татьяны Николаевны. Заведующий школой священник О. Успенский в трогательной форме обрисовал положение героев русской армии и разоренных жителей. Участник этого вечера О.А. Недоходовский предложил тематическую беседу «О войне» — исторический очерк о развитии войны [3, № 17, с.10-11].
КЦОВ содержит сведения об организации публичных просветительских лекций и народных чтений, которые проходили по будням и выходным, где вход был бесплатным или устанавливалась небольшая плата в благотворительных целях. Лекторы включали в программу выступлений актуальный материал, освещавший злободневные темы, связанные с войной, взаимоотношениям России с европейскими странами. Так, 23 января 1915 г. в Народном доме г. Калуги состоялась лекция князя Е.Н. Трубецкого на тему «Национальный вопрос и Св. София», где отмечалось, что Царьград имеет серьезное экономическое и политическое значение для России [3, № 4, с.6]. Губернский земский комитет помощи раненым ходатайствовал епископу Калужскому и Боровскому об организации в земских госпиталях для раненых религиозно-нравственных чтений, которые предполагалось возложить на воспитанников старших классов семинарии [2, № 34, с.4]. Некоторые публичные лекции, возглавляемые духовными лицами, были посвящены борьбе с пьянством. Так, 29 августа 1914 г. в день всероссийского праздника трезвости, епископ Георгий Спасо-Жаровской церкви совершил панихиду по убитым воинам, а затем вел беседу о необходимости усиления трезвенного движения. [2, № 25, с.6] 1 декабря 1915 г. епископ Калужский и Боровский Георгий посетил лекцию «Правда о вине — алкоголизм и его последствия», которая проводилась в здании епархиального женского училища. Лекцию читал член Орловского губернского комитета попечительства народной трезвости С.Н. Савинов [3, № 35, с.4].
Таким образом, исходя из вышесказанного, следует вывод, что КЦОВ является одним из наиболее информативных источников о событиях общественно-культурной жизни Калужской губернии в период Первой мировой войны. Сведения о благотворительных акциях, деятельности учеников церковно-приходских школ в деле презрения раненых и помощи фронтовикам, публикации воззваний духовных лиц, а также активизация патриотической и культурной деятельности говорят о высоком уровне духовной жизни калужан в столь тяжелый и трагический военный период в истории нашего государства.
Литература:
- Белова И.Б. Первая мировая война и российская провинция. 1914 — февраль 1917 г. М.: АИР0-ХХI, 2011.
- КЦОВ. Калуга, 1914.
- КЦОВ. Калуга, 1915.
- Первая мировая война. Энциклопедический словарь: Институт всеобщей истории РАН Рук. проекта ак. А.О. Чубарьян, отв. ред. Е.Ю. Сергеев. М.: Весь Мир, 2014.
- Первая мировая. Великая. 1914-1918 — Петров Ю. А. (отв. ред.) — Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис. М.: Политическая энциклопедия, 2014.