Формирование системы органов финансового управления в СССР в 1930–1940-х гг. происходило на протяжении нескольких лет, в достаточно жестких условиях. В статье анализируются основные этапы развития финансового управления СССР в 1930–1940-х гг. и особенности проведенных реформ, а также их последствия, которые повлияли на историческое развитие страны.
Ключевые слова: финансовое управление, государство, промышленность, сельское хозяйство, война, реформа, бюджет, министерство.
The formation of the financial management system in the USSR in the 1930s and 1940s took place over several years, under rather harsh conditions. The article analyzes the main stages of the development of the financial management of the USSR in the 1930s and 1940s, and the specifics of the reforms carried out, as well as their consequences, which influenced the historical development of the country.
Keywords: financial management, government, industry, agriculture, war, reform, budget, ministry.
Управление финансами в СССР на разных исторических этапах имеет свои специфические особенности, но стоит отметить, что единство принимаемых строгих мер и ограничений в каждый исторический период, когда проходили реформы, которые так или иначе затрагивали финансовую сферу, приносили свои последствия. При этом все они были направлены на построение коммунистического строя и улучшения качества жизни простого населения. Первые робкие попытки управления финансами в СССР были предприняты сразу после окончания Гражданской войны, когда новое государство было практически полностью разорено, а экономика находилась в кризисе. Основные задачи, которые стояли перед новой властью, было восстановление промышленности и сельского хозяйства, а также поддержка государственного сектора и первая самая главная цель — это восстановление экономической ситуации в новом государстве [7, с. 57].
К концу 1920-х гг. в СССР существовал строгий государственный контроль над всеми сферами жизни общества, именно этот временной отрезок до начала 1930 годов становится начальным этапом в создании науки о финансах, где доказывается преимущество советских финансов над финансами капиталистических государств. Основным источником финансирования в 1930 году был государственный бюджет, который получал наполнение за счет налоговых выплат, именно это решение позволило вывести советскую промышленность на удовлетворительный уровень. В сельском хозяйстве началось применение коллективного производства, а оптовая и розничная торговля перешли под государственное управление. При этом именно в это время возникает острая необходимость в реформировании государственной системы финансов, главная цель, которой состояла в ее упорядочивании и упрощении, чему способствовала реформа 1930–1931 гг. [2, с. 45].
30 января 1930 года ВЦИК и СНК СССР принимают постановление «О проведении кредитной реформы», с целью унификации банковской системы в стране. Основными задачами реформы становятся:
— ликвидация коммерческих кредитований и последующая замена прямым банковским кредитованием;
— сосредоточение безналичных расчётов в Госбанке;
— введение прогрессивной формы расчётов;
— формирование единой банковской системы.
Но уже во время реализации проекта были выявлены следующие проблемы, которые могли негативно отразиться на экономическом состоянии государства, это не только падение уровня производительности труда и снижение валового производства в отрасли тяжёлой промышленности, но и повсеместное повышение цен на товары широкого потребления. С проведением кредитной реформы была связана еще одна реформа — налоговая. 2 сентября 1930 г. принято постановление ЦИК и СНК СССР «О налоговой реформе». В постановлении указывалось, что необходимо внести в налоговую систему коренные изменения в связи с реорганизацией управления государственной промышленностью и проведением кредитной реформы. Вводился ряд положений, регулирующих выплату налогов предприятиями и частными лицами. Положительным моментом стало — установление оптовых и розничных цен на товары позволило вместо косвенных налогов, устанавливаемых к розничной цене, ввести налог с оборота, который взимался действительно с реализации товаров собственного изготовления или заготовки в виде разницы цен.
Государство при помощи налога с оборота и введения планово-регулируемой системы цен, включающей в себя розничную цену, оптовую цену промышленности и оптовую цену предприятий, изменило саму систему распределения налогового распределения. Величина чистого дохода становится объектом планирования и распадается: на прибыль и налог с оборота. При этом налог с оборота фиксируется в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступает в государственный бюджет по мере реализации товара. Таким образом, он начал обеспечивать не только регулярную мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве, но и бесперебойное финансирование плановых мероприятий. Доля данного налога государственного бюджета была высокой, например в 1940 году она составляла 58,7 %, в 1980 г. — 31,1 %. При этом налог с оборота вбирал пятьдесят три различных действующих платежных и налогов систем. Этот вид налога просуществовал до 1992 года, не меняя своих основополагающих признаков.
В 1930 годах введение единой системы учета и калькуляции себестоимости и переход на твердые цены создали возможность планировать доходы предприятий и их платежи в государственный бюджет. Также советская система предполагала прямое управление финансовыми ресурсами государственных предприятий и ограничение автономности местных финансов, которые формировались за счет местных налогов и сборов на уровне областей, городов и районов. При этом бюджеты союзных республик выполняли регулирующую функцию и все, за исключением РСФСР и получали дотации на социально-экономические цели из централизованного бюджета СССР, а расходы местных бюджетов носили социальный характер. В 1940 году начинают вводиться новые законы не только о подоходном налоге, но и культурном сборе с населения, принятые 6-й сессией Верховного Совета СССР от 4 апреля 1940 г. Их введение способствовало росту налоговых поступлений в бюджет, за счет повышения ставок обложения и увеличения контингента налогоплательщиков. В связи с этим удельный вес городских платежей в общем плане поступлений значительно вырос. При этом в довоенный период руководство СССР и финансовых органов проводило жесткую политику уменьшения рублевой денежной массы, находившейся в обороте. И поэтому военные события не могли не повлиять на систему управления финансов и денежного обращения в стране. Во время Великой отечественной войны осуществлялась политика, прежде всего, направленная на жесткую экономию расходов, а также проводилась мобилизация абсолютно всех видов доходов. И шло уменьшение затрат на воспроизводство и социально-культурные мероприятия, что привело к понижению доли национального дохода. Великая Отечественная война и ее последствия больше, чем на десять лет задержали развитие Советского союза. Так многие регионы Сибири и Дальнего Востока в послевоенное время находились в тяжелом положении, так как за военный период большинство мужского населения было призвано в Красную Армию и около половины его погибло во время сражения.
При восстановлении народного хозяйства, пострадавших от оккупации территорий советское правительство, в первую очередь, стало опираться на промышленное производство Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии, которое в военные годы значительно окрепло. Если на восстановление народного хозяйства после Гражданской войны понадобилось более шести лет, то после Великой Отечественной войны, то здесь меньше трех лет.
Систему управления финансами в 1940-х гг. в СССР, можно охарактеризовать тем, что стало происходить сокращение эмиссии и уменьшение в обороте денежной массы (то есть советское правительство готовилось к войне и создавало запас товаров, чтобы эти товары не были реализованы, уменьшили массу денег в обращении). За данный период из обращения вывели более четверти денежной массы. Началось введение дополнительных сборов с населения и увеличение цен на многие товары. В первое послевоенное время мобилизуемые финансовые ресурсы почти полностью изымались для восстановления разрушенных городов, фабрик и заводов, многие военные заводы, эвакуированные на восток страны, вновь переводились на запад и в центр [1, с. 77].
Последствия засухи 1946 года нанесли серьезный удар не только сельскохозяйственному производству, но и привели к массовому голоду. При этом многие жесткие меры со стороны правительства, которые осуществлялись в этот период, позволило решить ряд других задач, так как после войны необходимо было сконцентрироваться на накоплении товарных запасов, которые могли позволить перейти на ненормированное снабжение населения. Государство вновь обратилось к сельскому хозяйству, рассматривая его как безграничный источник пополнения продовольственных государственных ресурсов. Стали устанавливаться низкие закупочные цены на продукцию колхозов и совхозов, происходит не только неэквивалентный товарообмен между городом и деревней, но и повышение сборов и налогов с доходов от продаж на свободном рынке. Торговать можно было только при наличии специального разрешения, подтверждающего, что колхоз полностью выполнил свои обязательства перед государством. Почти ничего не получая по трудодням, многие люди были вынуждены жить за счет своих приусадебного хозяйства, но после засухи в 1946 году, практически все участки были обрезаны, также повышены налоги. В стране назревала новая реформа, которая должна была стабилизировать финансовую систему и помочь восстановлению не только сельскому хозяйству и промышленности, но и экономике.
14 декабря 1947 г. было опубликовано постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». После ее проведения вплоть до конца 1950-х гг. в стране сохранялась тенденция повышения покупательной способности рубля. Финансово-экономическая стабильность обеспечивалась, не только повышением эффективности производства и грамотным управлением в кредитно-денежной и финансовой сферах, но и высокой степенью эффективности этих сфер в обеспечении денежно-финансовой стабильности при высоких как абсолютных, так и относительных темпах роста бюджета и кредитных вложений в народное хозяйство. Одновременно на это влияло и использование жестких методов руководства, которые основывались на системе внеэкономического принуждения, потому что в этот период из деревень изымались огромные средства, а многие люди, еще не имели документов и фактически были лишены свободы передвижения. Также в СССР практически бесплатно работала многомиллионная армия заключенных ГУЛАГа и военнопленных. Использовались и другие административные меры: повышались налоги, повсеместно вводилось обязательное приобретение облигаций государственных займов.
Таким образом, значение, проведенных реформ в 1930-х гг., заключалось в следующем, они завершили процесс, который был начат в 1917 г. с национализации банков процесс создания централизованной административной социалистической банковской системы. Проведение реформ и ряд жестких мер ограничений привели к развитию хозяйственного расчета и подъему кредитного и кассового планирования. Было также усилено внимание к «контролю рубля» и со стороны банковских учреждений.
В послевоенные годы использование средств государственного бюджета, в первую очередь, было подчинено решению важнейших задач — это ликвидация последствий войны и восстановление разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля государственных расходов направлялась на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд, а также на увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, бюджетные средства обращались в дальнейшее укрепление оборонной мощи страны и на увеличение государственных резервов и запасов, также на социально-культурные мероприятия.
Литература:
- Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было. Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30–40-е годы / Л. А. Гордон, Э. В. Клопов. — М.: Политиздат — 1989. — 319 с.
- История денежных реформ в России. XVI-XX вв.: Кат. ист.-документ. выст. / Федер. арх. служба России. Рос. гос. арх. экономики, Гос. ист. Музей. — Москва, 2002. — 117 с.
- Колесниченко А., Лельчук В. Шаги индустриализации // Страницы истории КПСС: Факты. Проблемы. Уроки. — М.: Высшая школа, 1988. — 706 с.
- Красильщиков В. А. Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в XX в. с точки зрения мировых модернизаций / В. А. Красильщиков; РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. — Москва: РОССПЭН, 1998. — 263 с.
- Лацис О. Перелом // Страницы истории КПСС: Факты. Проблемы. Уроки. — М.: Высшая школа, 1988. — 704 с.
- Маркевич А. М. Управление советской промышленностью в 1930-е годы: внутренние противоречия и реформы // Россия в XX веке: Реформы и революции: В 2 т. Т.2. -М., 2002. — 450 с.
- Павлова И. В. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск: РАН, 2001. — 120 с.
- Пашенцев Д. А. Правовое регулирование финансовой деятельности в Российской империи (вторая половина XIX — начало XX века): автореф дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005.
- Шмелев Н., Попов В. На переломе: экономическая перестройка в СССР. М.: Изд-во АПН, 1989.- 400 с.