Перестройка финансовой и бюджетной системы СССР в годы Второй мировой войны (на некоторых примерах Узбекистана) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 12.04.2014

Статья просмотрена: 1439 раз

Библиографическое описание:

Бабаджанов, Х. Б. Перестройка финансовой и бюджетной системы СССР в годы Второй мировой войны (на некоторых примерах Узбекистана) / Х. Б. Бабаджанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 380-383. — URL: https://moluch.ru/archive/64/9889/ (дата обращения: 16.11.2024).

ХХ век стал веком научно-технической революции в полном смысле этого слова. Развитие точных наук и физики раскрыло широкое возможности для внедрения в жизнь новых открытий. В результате научно-технического прогресса произошло интенсивное развитие таких отраслей, как телевидение, ядерная физика, электроника, авиастроение и др.

С другой стороны, научно-техническая революция привела к кардинальным преобразованиям в военной промышленности, появились новые видах вооружения и тактике их применения. Начиная с ХХ века в армиях развитых государств стали появляться современные виды оружия. Подобное вооружение многократно расширило зону поражения и повысило количество материальных физических потерь. В боях Первой мировой войны участвовали самолёты, подводные лодки, танки (в первые использовались англичанами в 1916 году в битве при Сомме) и применялось химическое оружие (25 апреля 1915 года в боях у Ипра германскими войсками в первые был применён отравляющий газ (хлор).

Следующая Вторая мировая война в полном смысле стала войной техники и моторов. В несколько раз увеличились виды и количество вооружения, использованного в ходе боевых действий. Так, в операции «Барбаросса», направленной на молниеносный разгром основных сил Красной Армии, Вермахт задействовал 5,5 млн. солдат и офицеров (около 190 дивизий), 3712 танков, 4950 самолётов, 47260 пушек и миномётов. А в составе войск западных военных округов бывшего СССР, находились 2,9 млн. солдат и офицеров, 1800 танков, 1540 самолётов, 34695 пушек и миномётов [1].

Вторая мировая война продолжалось 6 лет (1939–1945 гг.), т. е. 2195 дней. В войне участвовало 61 государство, а именно четыре пятых населения мира. 110 млн. человек непосредственно были вовлечены в войну, из них погибли свыше 50 млн. человек [2, с. 5]. Огромные материальные средства, затраченные в ходе Второй Мировой войны, объясняются в основном следующими двумя факторами:

Во-первых, Вторая мировая война отличалась от других войн поистине невиданными до этого масштабами боевых действий, потерь и разрушений.

Во-вторых, массовое использование новой техники и видов оружия, в годы Второй мировой войны повлекло за собой огромные затраты горючего, металлов и другой сырьевой продукции. Ущерб от разрухи и затраты на проведение военных действий составили 4 триллиона долларов [3, с. 5].

Массовое применение боевой техники оказало значительное влияние на размер экономических затрат военного времени. В первой половине ХХ века применение большого количества новой техники и вооружения многократно увеличило объём прямых и опосредствованных военных расходов в мире. Если в ХIХ веке государства, участвовавшие в войнах, затрачивали на военные нужды 8–13 % национального дохода, то в годы Первой мировой войны этот показатель достиг 50 % [4, с. 13].

Если до начала Второй мировой войны, например, в 1940 году из государственного бюджета бывшего Советского Союза на нужды обороны было направлено 56,8 млрд. рублей, в 1942 году этот показатель достиг 108,4 млрд. рублей, а в 1944 году вовсе 137,8 млрд. рублей [5, с. 131]. То есть, в государственном бюджете военные расходы 1944 года по сравнению с 1940 годом возросли в 2,4 раза. Процентом соотношении расходы из госбюджета на цели обороны в 1940 году составляли 32,58 %, тогда как в 1942 году этот показатель достиг 60 % [6, с. 131]. Хотя в государствах непосредственно не проводившие военных действия на своей территории как США, 41 % национального дохода в 1943 году были напрямую затрачены на военные цели [7, с. 16].

Надо иметь виду, что характер и результат войны предопределяет множество самых различных факторов, среди которых особую роль играет экономический. Хотя исход войны решается в военных сражениях противоборствующих сторон, но прежде чем начать боевые действия, они ведут скрытую и открытую экономическую. Война в экономической сфере начинается задолго до военных сражений и продолжается после ее окончания. Военные столкновения между государствами могут проходить эпизодически, но экономическая война идет непрерывно. В периоды военных столкновений она приобретает особое значение и принимает специфические формы.

Увеличение средств на военные цели неизменно влечёт за собой выделение основной части госбюджета на оборону. Как правило, правительства государств в целях покрытия расходов увеличивают размеры налогов, которыми облагают население. Рост налогов и сборов, произошедший в годы Второй мировой войны, значительно ухудшил условия жизни населения.

Война представляет огромные требования финансовой системе. Финансовое состояние является основным показателем, отражающим экономические возможности государства. В 1941–1944 годах, т. е. за 3.5 года войны по сметам народных комиссариатов обороны и Военно-морского флота расходы на военные цели СССР превысили 420 млрд. рублей. Следует напомнить, что за три года Первой мировой войны (1914–1918 гг.) общий расход России составил 50 млрд. рублей [8, с. 415].

Поскольку в течение Второй мировой войны в бюджете СССР, в том числе и в бюджетах союзных республик, значительно возросли расходы на военные нужды, что стало основной причиной нарушения баланса доходов и расходов бюджета. В 1940 году статья доходов в бюджете СССР составила 180 млрд. рублей [9, с. 215], но с началом войны показатели доходов стали неуклонно снижаться. Так, в 1941 году доходы в бюджета составили 177 млрд. рублей, а в 1942 году этот показатель снизился до 165,0 млрд. рублей [10, с. 215].

Одновременно с этим процессом происходило резкое увеличение расхода бюджетных средств. Распределение расходов бюджетных средств изменялось в зависимости от требований военного времени. В результате военных действий, поставок вооружения и продовольствия на фронт, в 1941–1944 годах происходил постоянный рост военных расходов. В 1940 году этот показатель составлял 56,8 млрд. рублей, в 1942 году 108,4 млрд. рублей, а в 1944 году уже 137,8 млрд. рублей [11, с. 131].

Общее снижение бюджетных доходов и одновременный рост военных расходов привели к резкому сокращению средств, выделяемых на нужды других отраслей. Так, если в 1940 году из бюджета СССР в систему образования было выделено 22,5 млрд. рублей, то в 1942 году объём направленных средств составил всего 10,4 млрд. рублей [12, с. 131].

Война привела к полному обнищанию народных масс. С началом Второй мировой войны стало необходимым направление всех финансовых возможностей государства и населения на обеспечение нужд фронта. Начало военных действий на территории СССР в 1941 году привело к возникновению огромных трудностей в госбюджете и финансовой сфере, а также и в других отраслях народного хозяйства. Государственный бюджет будучи основным индикатором доходов и расходов страны, одновременно является огромным механизмом, перераспределяющим государственные средства.

В Советском союзе государственный бюджет состоял из следующих ступеней:

-          бюджет СССР;

-          бюджеты союзных республик (например, бюджет Узбекской ССР);

-          местные бюджеты (например, бюджет Самаркандской области Узбекской ССР). Как правило, поступление доходов идёт снизу вверх, а распределение сверху вниз.

Бюджет СССР в 1941 году составлял 177,0 млрд. рублей [13, с. 215], а бюджет Узбекской ССР в том же году 1317369 рублей [14]. Эти цифры свидетельствуют о том, что основная часть доходов поступала не в бюджет союзных республик, а оседала непосредственно в центральном бюджете. Крупные предприятия, составлявшие основу хозяйственной жизни республики, подчинялись не Узбекистану, а непосредственно народным комиссариатам СССР. Эта политика была направлена на ограничение экономической самостоятельности союзных республик и осуществление перераспределения доходов из центра.

Местные бюджеты, оставляя себе лишь определённую часть налоговых сборов и доходов, остальные средства направляли в бюджет республики. В 1942 году местные бюджеты оставили себе всего лишь 2,5 % с подоходного налога населения, 1,5 % от суммы государственного займа, 10 % от доходов МТС, 2,5 % от сельскохозяйственного налога и т. д. [15].

Основная часть военных расходов, их непомерная тяжесть легла на плечи трудового народа. Если в 1940 году объём налогов и сборов с населения составлял 19 млрд. рублей, то в 1942 году этот показатель достиг 44,7 млрд. рублей. Исходя из этого, можно видеть, что в 1940 году налоговые поступления составляли 10,8 % бюджетных доходов, а в 1942 году уже 27 % [16, с. 131].

Перевод промышленности и в целом всего народного хозяйства на военные рельсы, расширение выпуска военной продукции привели к сокращению товаров широкого потребления. Поскольку фашисткой Германией были захвачены западные территории СССР, то в госбюджет перестали поступать доходы с социалистических предприятий (совхозы, промышленные предприятия в ведении народных комиссариатов и другие) из западных промышленных центров. В целях пополнения казны правительство увеличило налоги и другие экономические обязательства населения.

Следует отметить, что в качестве важного источника средств, стали доходы и сбережения населения, привлечённые помимо принудительной налоговой системы. Различные госзаймы, лотереи и фонд обороны посредством которых удалось собрать значительные, добровольно переданные средства, позволили советскому государству добиться нормализации промышленного производства и экономической ситуации в целом.

Хотя госзаймы и не считались обязательными как налоги, в 30–50 гг. ХХ века они приобрели почти что принудительный характер. Финансовые учреждения в нарушение существующих правил, удерживали средства из заработной платы рабочих и служащих, вынуждая их подписываться на госзаймы.

Ещё одним средством привлечения средств населения в госбюджет стала денежно-вещевая лотерея. В 1941–1945 годах всего было организовано 4 компании по проведению денежно-вещевых лотерей. Все поступления от лотереи были направлены на борьбу с фашистскими захватчиками. Общий доход составил 1 млрд. рублей, призовой фонд 200 тыс. руб. [17].

Одной из наиболее сложных мер, предпринимаемых в целях стабилизации финансовой системы и обеспечения военных действий, является денежная эмиссия. В результате эмиссии увеличивается масса наличных денег, не обеспеченных товаром, вследствие чего инфляция достигает небывалых масштабов. Согласно официальным сведениям, в первые три года войны эмиссия денег в СССР увеличилась в 2,4 раза [18, с. 426].

Дефицит госбюджета и стремление переложить все военные расходы на плечи населения привело к увеличению денежной эмиссии (инфляции). В результате неограниченного выпуска бумажной денежной массы произошел рост цен и снизилась покупательная способность граждан. Реальная заработная плата рабочих и служащих была снижена, а у сельского населения скопилась значительная масса наличности. Эмиссия наличных денег считается скрытым способом покрытия военных расходов.

Эмиссия денег, во-первых, ухудшает материальное положение населения, и во-вторых, отрицательно сказывается на системе торговых отношений. Вследствие утраты доверия к деньгам сокращаются объёмы розничной торговли. Обесценивание денег приводит к дефициту товаров на рынке и в большинстве случаев торговля переходит к бартерному обмену. Насколько государство усиливает эмиссию, настолько оно теряет контроль над финансами. Инфляция денег продолжалась и в послевоенное время и остановить этот процесс было крайне сложно. Только в результате денежной реформы 1947 года, проведенной в СССР удалось остановить инфляцию.

Следует отметить также и то, что произведенная для реализации населению продовольственная и непродовольственная продукция направлялась на обеспечение нужд фронта. Этот процесс отчётливо проявился в первые годы войны. Так, в 1940–1942 годах доля мучных и крупяных продуктов, предназначенных для продажи населению, снизилась с 86 % до 73 %, доля мясной продукции с 43 % до 23 %, а продукция из кожи 79 % до 27 % [19, c. 126]. Уменьшение фондов продажи многих товаров привело к усилению дефицита этой продукции.

Приведённые выше сведения позволяют охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в начале войны и в Узбекистане: рост производства оборонной продукции неизбежно повлёк за собой сокращение производства товаров широкого потребления, а это в свою очередь привело к дисбалансу товарно-денежных отношений. именно эти обстоятельства стали основными причинами инфляции в экономическом плане. Общеизвестно, что в ходе войны основные ресурсы и производственные мощности государства направляются создание средств разрушения.

Иначе говоря, в военный период основные средства государство тратит на производство военной продукции. Следовательно все сырьевые ресурсы и рабочая сила ориентированы на осуществление этой цели. Анализируя эту ситуации, понимаем, что при этом не производятся ни средства производства, ни товары потребления, приносящие экономическую выгоду. Словом, как бы ни возрастало военное производство, оно не удовлетворит потребности населения в промышленных товарах и практически не способствует созданию производственных мощностей в будущем.

Одной из основных объективных причин снижения объёмов продажи в годы войны являлась денежная инфляция. Сокращение производства потребительских товаров в военное время усилило инфляцию. В системе торговли и обеспечения резко уменьшились объёмы потребительских товаров, зато произошло скопление массы наличных денег. Образование излишка денег, не обеспеченных товаром привело к высоким показателям инфляции, преобладанию спроса над предложением, дороговизне и снижению уровня жизни населения.

Эмиссия денег не могла не сказаться как на материальном положении населения, так и на системе торговли, неизбежным результатом этого становится потеря доверия населения к деньгами и сокращение объёмов различной торговли. Обесценивание денег повлекло за собой уменьшение товаров на рынке и переход к бартерному обмену.

Экономика военному времени в финансовом плане породила некий парадокс: по мере снижения уровня жизни населения, возрастает масса наличных денег на руках граждан. Наличные деньги вне государственной системы распределения перестали иметь какое-либо значение.

Обесценивание денег и запредельный взлёт цен практически свели на нет покупательную способность рабочих и служащих. При остром дефиците продовольственных и промышленных товаров были введены продовольственные карточки. Введение карточной системы в военных условиях являлось единственно верным решением. Цены на продукты, которые можно было купить на карточки, практически не изменились (за исключением спиртных напитков и соли). В военное время по сравнению с наличными деньгами значение карточек было гораздо выше.

Однако на карточки можно было купить лишь ограниченное количество продовольственных и промышленных товаров. Отваривание карточек порождало для людей огромные трудности.

Какими бы трудностями ни сопровождалась карточная система, она обеспечивала население пусть скудным, но всё же прожиточным минимумом. С середины 1944 года появились так называемые «коммерческие» магазины, в которых по повышенным ценам можно было отовариться без карточек. Разница в цене была значительной. Так, в 1945 году 1 кг макарон I сорта по карточке можно было купить за 3,5 рубля, а в коммерческом магазине они стоили 100 рублей (то есть дороже почти в 30 раз) [20, c. 194].

Начиная с 1944 года стал наблюдаться процесс стабилизации госбюджета и в целом всей финансовой системы. В 1944–1945 годах госбюджет СССР был исполнен с превышением доходов над расходами.

Таким образом из вышеуказанного можно сделать вывод, что в любой войне экономика является решающим фактором победы, от ее состояния прямо зависит, как армия вооружена, обмундирована, накормлена, а это серьезно влияет на настроение солдат и офицеров. Подрыв и развал экономической базы противника и укрепление своей собственной базы — самый верный путь к победе на полях сражений. Поэтому важнейшей составляющей любой войны является экономическая война. Вторая Мировая война в этом отношении не является исключением. Наоборот, она показала, что с расширением масштабов и увеличением продолжительности войны роль экономического фактора усиливается.

Литература:

1.                  Мельтюхов М. И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939–1941. — Москва: «Вече», 2000. (http://militera. lib. ru/research/ meltyukhov/ 12. html)

2.                  Вторая Мировая война. Краткая история. — Москва: «Наука», 1985.

3.                  Ильинский И. М. Великая Победа: наследие и наследники // Знание. Понимание. Умение. 2005. — № 2.

4.                  Люмер Х. Военная экономика и кризис. Пер. с английского. — Москва: «Издательство иностранной литературы», 1955.

5.                  Вознесенский Н. Военнная экономика СССР в период Отечественной войны. — Москва, «Госполитиздат».

6.                  Вознесенский Н. Военнная экономика СССР в период Отечественной войны. — Москва, «Госполитиздат».

7.                  Люмер Х. Военная экономика и кризис. Пер. с английского. — Москва: «Издательство иностранной литературы», 1955.

8.                  Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. — М.: Наука, 1970.

9.                  Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Статистический сборник. — М.: Информационно-издательский центр Госкомстата СССР, 1990.

10.              Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Статистический сборник. — М.: Информационно-издательский центр Госкомстата СССР. 1990.

11.              Вознесенский Н. Военнная экономика СССР в период Отечественной войны. — Москва, «Госполитиздат».

12.              Вознесенский Н. Военнная экономика СССР в период Отечественной войны. — Москва, «Госполитиздат».

13.              Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Статистический сборник. — М.: Информационно-издательский центр Госкомстата СССР. 1990.

14.              ЦГА РУз, ф. 837, оп. 32, д. 3270, л.69.

15.              ЦГА РУз, ф. 837, оп. 32, д. 3270, л.64.

16.              Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. — М.: Госполитиздат, 1948.

17.              Красный Узбекистан, 30 ноября 1941 года.

18.              Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. — М.: Наука, 1970.

19.              Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. — Москва: «Госполитиздат», 1948.

20.              Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Статистический сборник. — М.: Информационно-издательский центр Госкомстата СССР. 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): Мировая война, рубль, млрд, бюджет СССР, военный, военное время, война, государственный бюджет, СССР, финансовая система.


Похожие статьи

Кредитная и налоговая реформа в период коллективизации сельского хозяйства СССР

Становление Китая на путь реформ (конец XIX века)

Причины кризиса 90-х годов в СССР и влияние их на экономику России

Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США)

Украина как центр неофашизма в Европе (на примере использования нацистской символики современными политическими организациями Украины)

Становление системы образовательных услуг в России (вторая половина XIX века)

Концепция сравнения различных сторон социально-экономического развития в СССР и России

Влияние европейской экономической интеграции на страны бывшей Югославии (на примере Словении)

Проблема кадров и пути её решения в сельском хозяйстве Узбекистана в годы второй мировой войны

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере мифа об Эдипе)

Похожие статьи

Кредитная и налоговая реформа в период коллективизации сельского хозяйства СССР

Становление Китая на путь реформ (конец XIX века)

Причины кризиса 90-х годов в СССР и влияние их на экономику России

Теория разделения властей как основополагающий принцип Конституции США 1787 г. (на примере исполнительной власти в США)

Украина как центр неофашизма в Европе (на примере использования нацистской символики современными политическими организациями Украины)

Становление системы образовательных услуг в России (вторая половина XIX века)

Концепция сравнения различных сторон социально-экономического развития в СССР и России

Влияние европейской экономической интеграции на страны бывшей Югославии (на примере Словении)

Проблема кадров и пути её решения в сельском хозяйстве Узбекистана в годы второй мировой войны

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере мифа об Эдипе)

Задать вопрос