В данной статье характеризуется внутриполитическое положение государства Речь Посполитая. Исчезновение с мировой арены целого государства в результате вмешательства иностранных государств — это феномен в истории международных отношений. При этом разделу Речи Посполитой в XIX веке предшествовал внутренний кризис государства, о котором пойдёт речь в данном исследовании.
Ключевые слова: Люблинская уния, Кревская уния, Ливонский орден, Польское королевство, Литва, Ливонская война, Россия, История Польши, шляхта.
История Великого княжества Литовского и Польского королевства как единого государства начинается с 1569 года, когда между ними была заключена Люблинская Уния, свидетельствующая об образовании Речи Посполитой. Проблема Речи Посполитой в системе международных отношений занимает огромное место. Её исчезновение как единого самостоятельного государства в XVIII веке можно назвать настоящим феноменом, который требует тщательного изучения.
Люблинской унии 1569 года предшествовала Ливонская война 1558–1583 гг. В середине XVI века произошло укрепление России, возглавляемой Иваном IV Грозным. В целом царь проявлял интерес к развитию морской торговли и установлению контакта с государствами Западной Европы, поэтому он стремился овладеть Прибалтикой, где находились удобные морские гавани, и путь туда закрывал Ливонский орден [2, c. 51]. Ни княжество Литовское, ни королевство Польское не хотели усиления России. Зная о планах Ивана IV, польский король Сигизмунд II Август в 1557 году сосредоточил армию, состоявшую из объединённых сил поляков и литовцев, на границе Ливонского ордена [3, c. 176]. Великому магистру Ордена Фюрстенбергу пришлось подчиниться польскому королю и нарушить мир 1554 года между Россией и Орденом. Впоследствии Иван IV начал Ливонскую войну, которая, во-первых, привела к фактическому распаду Ливонского ордена, во-вторых, привела к ослаблению литовцев, которые терпели военные неудачи. Именно это сподвигло литовских и польских феодалов объединиться, так как без помощи Польского королевства литовцы не могли успешно противостоять русским.
Ранее между поляками и литовцами уже были попытки объединения. Яркий тому пример — Кревская уния 1385 г., которая предусматривала династический брак между литовским великим князем Ягайло и польской королевой Ядвигой. Эта уния была попыткой объединиться для борьбы с внешней угрозой со стороны Тевтонского ордена [5, c. 111]. Однако именно Люблинская уния ознаменовала полное объединение.
Какой должна была стать уния по мнению поляков и литовцев? Что касается Польского королевства, магнаты и шляхта хотели полного слияния двух государств под властью Польши, получения права на феодальную эксплуатацию украинских и белорусских земель. Литовская шляхта, в свою очередь, стремилась заключить унию для усиления своих позиций в борьбе с магнатами, а магнаты Великого княжества Литовского опасались возможности потерять свою власть и влияние, поэтому они не были сторонниками реальной унии [3, c. 179]. Некоторые польские сенаторы были сторонниками того, чтобы оставить за Литвой определенную автономию, но они вряд ли смогли бы провести в жизнь свои умеренные взгляды. Литовские вельможи также были готовы только к тому, чтобы принять новый закон о престолонаследии, согласно которому каждый новый король должен был бы избираться объединенным сеймом Польши и Литвы. Также они стремились к постоянному военному союзу с Польшей [1, c. 153].
Между сторонами будущей унии существовали разногласия. Первые попытки переговоров состоялись ещё в 1563 году, однако реальные переговоры начались в 1569 году в Люблине. Литовскую сторону возглавил Николай Радзивилл Рыжий, который в знак протеста против польского давления принял решение покинуть Люблин. В ответ на данные события Сигизмунд II в марте 1569 года издал универсал о присоединении Подляшья, Волыни, Киева к Польскому княжеству. Это вынудило литовцев уступить. 5 апреля литовские феодалы вернулись в Люблин, чтобы возобновить переговоры. В конечном итоге акт унии был утверждён 1 июля 1569 года, а 4 июля ратифицирован королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II [3, c. 179].
В 1569 году на мировой арене появилось сильное государство Речь Посполитая. Оно включало в себя польские и литовские территории, а также Украину, Белоруссию, части западных русских земель и Лифляндию. Герцогство Пруссия и Курляндия Также находились в вассальной зависимости от Речи Посполитой.
Король избирался сообща феодалами Польши и Литвы. Высшим законодательным органом являлся сейм. На сейме король являлся лишь его председателем. Формально и шляхта, и магнаты были равны в правах, но фактически большим влиянием по-прежнему обладали магнаты [3, c. 180–181]. Речь Посполитую также называют шляхетским государством, потому что данное сословие стремилось отвоевать себе всё больше привилегий и постепенно стало слоем привилегированных землевладельцев.
В 1572 году умер Сигизмунд II, после которого прервалась династия Ягеллонов. После этого Генрих Валуа стал королём польским и великим князем литовским с 1573 по 1574 год. Генрих III — это последний король Франции из династии Валуа (1574–1589 гг.). По сути Речь Посполитая стала дворянской республикой с избираемым королём. Такой государственный строй появился с принятием «Генриховых артикулов» французского принца Генриха Валуа [3, c. 183]. Данные артикулы представляли собой документ об ограничении власти короля в Речи Посполитой. Согласно ему, король не имел возможность противостоять решениям, принимаемым сеймом, а шляхта могла не повиноваться королю, в случае если тот откажется от прав и привилегий шляхты.
Шляхта стремилась увеличить своё влияние на политику Речи Посполитой. Это ярко выражалось при следующем короле — Стефане Батории (1576–1586). В 1578 году сейм устранил королевский суд и установил шляхетские трибуналы. Данный пример демонстрирует попытки шляхты ограничить королевскую власть.
Ограничение власти короля, усиление польских и литовских магнатов и шляхты в конечном результате привели к кризису законодательной власти. Ему в особенности способствовал принцип «свободного вета» — liberum veto [3, c. 184]. Он позволял сейму принимать какие-либо решения только единогласно и тормозил работу сейма: впоследствии неоднократно происходили срывы сеймов.
Из этого следует, что Речь Посполитая была долгое время нецентрализованным государством. Всё больший вес в политике играла шляхта, функции короля ослабевали, велась постоянная внутренняя борьба.
Помимо кризиса законодательной и исполнительной власти причиной ослабления Речи Посполитой стал процесс оформления крепостного права. Следствием беспощадной эксплуатации крестьянских хозяйств были их разорение и упадок. Власть землевладельцев над крестьянами закреплялась и постановлениями, которые выдвигал сейм.
Внутри большого объединённого государства помимо классовых противоречий обострился и религиозный вопрос. В конце XVI века и особенно в начале XVII века при Сигизмунде III была предпринята попытка навязать православным унию с католической церковью. В 1596 г. на церковном соборе в городе Брест была провозглашена Брестская уния католической и православной церкви. Брестская уния стала своеобразным орудием усиления крепостнического гнёта восточных областей Речи Посполитой. Более того, православные не были приглашены в собор, и по приказу епископа Ипатия Поцея все русские церкви в Бресте на время собора были закрыты. Несмотря на принятие унии на протяжении всего XVII века большинство украинских крестьян сохраняло свою традиционную веру [1, c. 183–184]. Эта часть населения была против насильственного обращения в католицизм, и подобное давление не могло не вызывать возмущение народа. В результате начали появляться православные церковные братства, которые пытались бороться с распространением католичества. Например, в 1615 году такое братство возникло в Киеве [3. c. 223–224].
Таким образом, новое государство Речь Посполитая представляла собой республику с ограниченной властью избираемого короля и большими полномочиями шляхты. Это была федерация, состоящая из отдельных воеводств, возглавляемых местными сеймиками, которые передавали свои решения в «Головной сейм» [1, c. 153]. Он носил характер конгресса поляков и литовцев, на котором должны были улаживаться их разногласия. Господствующая феодальная система привела к кризису власти и общему упадку. Политическая анархия, выражавшаяся в усилении полномочий шляхты и ограничении королевской власти, отсутствие сильного монарха, способного централизовать государство, феодальный гнёт и религиозные противоречия, неспособность угнетённого населения к общенациональному действию уже на первом этапе существования Речи Посполитой постепенно приводили государство к вмешательству иностранных государств в её политику и к грядущему распаду огромного государства.
Литература:
- Вернадский, Г. В. Россия в средние века / Г. В. Вернадский. — Москва: ЛЕАН, Аграф, 1958. — 193 с. — URL: https://royallib.com/book/vernadskiy_georgiy/rossiya_v_srednie_veka.html (дата обращения: 30.08.2019).
- История международных отношений: в 3 т.: учебник / под ред. А. В. Торкунова, М. М. Наринского. — 3-е изд., испр. — Москва: Аспект Пресс, 2017. — Т.1–399 с.
- История Польши: в 3 т. / под ред. В. Д. Королюка, И. С. Миллера, П. Н. Третьякова. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1956. — Т. 1. — 583 с. — URL: http://inslav.ru/publication/istoriya-polshi-m-1954–1955-t-i-i (дата обращения: 30.08.2019).
- Новая история: учебник для ист. фак-тов ун-тов / под ред. Б. В. Поршнева, С. Д. Сказкина, Е. В. Черняка. — Москва: Мысль, 1964. — 568 с. — URL: https://www.twirpx.com/file/2126766/ (дата обращения: 31.08.2019).
- Тымовский, М. История Польши / М. Тымовский, Я. Кеневич, Е. Хольцер. — Москва: Весь Мир, 2004. — 543 с. — URL: http://bookre.org/reader?file=628808&pg=259 (дата обращения: 30.08.2019).