Роль хана Абулхаира в событиях принятия казахов подданства России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ибраев, Г. М. Роль хана Абулхаира в событиях принятия казахов подданства России / Г. М. Ибраев, Г. М. Байхадамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18.1 (204.1). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50087/ (дата обращения: 22.11.2024).



Период правления Абулхаира, его историческая деятельность к сожалению мало освещена в истории, слишком мало письменных источников. Поэтому деятельность даже таких знаменитых ханов, как хан Касым, который сделал очень многое для расширения Казахского ханства, хан Хак-Назар, хан Есим, не так известна. Кстати говоря, это относится не только к истории Казахского ханства. Спросите у русского человека, сколько царей он назовет? Двух-трех: Ивана Грозного, Петра I. А про Михаила Федоровича или Алексея Михайловича и не скажет. Так же и француз упомянет Людовика XIII и Людовика XIV, а Карла Х или Генриха V вспомнить не сможет.

Как известно хан младшего жуза вот его полное имя Мухаммед Абулхаир Гази Баха-дур-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении. В 1710 г. на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска назначен известный батыр Богенбай. XVIII в. истории казахского народа был особо трагичным, постоянные нападения со стороны джунгарских захватчиков не позволяли народу стабильно развиваться. Абулхаир принимал активное участие в этой священной войне. Он проявлял особое мужество и ум в защите городов Ташкента, Туркестана и Сайрама, которыми владели его предки. После осады джунгарами указанных городов, вступивший в неравный бой хан Абулхаир, потеряв мать и жену, попавших в плен врагу, был вынужден отступить в степи. В 1718 г. в Аягузе произошло кровопролитное сражение с джунгарами, где Абулхаир и старший казахский хан Каип с 30-тысячным войском сражались с джунгарами. Абулхаир с молодых лет прославился личной отвагой, был талантливым полководцем и умным политиком. В 1726 г. на съезде казахов всех трех жузов султаны, бии и батыры единодушно выбрали Абулхаир-хана верховным главнокомандующим войском казахского ханства [1].

Как полководец, Абулхаир проводил огромную работу в народном ополчении, укреплял его боеспособность, поощрял патриотизм и высокий моральный дух в вооруженных силах. Результаты мер, принятых ханом, можно было увидеть уже в 1728 г., когда была одержана первая победа над джунгарами. Эти сражения проходили в горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты, где казахи наголову разбили джунгарский экспедиционный корпус во главе с сыном хунтайджи. Армия Абулхаира после победы над джунгарами развеяла миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом. Народ стал более организован в борьбе против общего захватчика, проявлял особый энтузиазм ради защиты отечества.

Хотя была одержана очень важная победа, враг еще оставался сильным, и знавший реальную ситуацию Абулхаир начал новое наступление. Весной 1730 г. в местности Итишпес, к юго-востоку от Балхаша, казахская армия под предводительством Абулхаира снова разбила захватчиков. В столетней войне казахского народа против джунгар наступил переломный период, полная победа казалась очень близкой.

Однако, в это время неожиданно умирает старший хан Болат. Возникает вопрос, связанный с назначением нового старшего хана, и, согласно вековой традиции, общеказахским ханом мог быть избран только представитель Старшего жуза. В соответствии с условиями ханом был избран сын Болат-хана, молодой Абулмамбет. Абулхаир не согласился с таким исходом дел, он отказался от поста главнокомандующего в пользу нового хана и вернулся со своим войском в Младший жуз. С этого времени распалось с трудом собранное общеказахское народное ополчение.
После распада общеказахской армии каждый жуз сам оборонялся от врагов. В это время население Младшего жуза оказалось в очень тяжелом военном положении, со всех четырех сторон оно находилось во вражеском окружении.
Оказавшись в безвыходном положении, Абулхаир обращается за помощью к России. Осенью 1730 г. в Санкт-Петербург было направлено посольство Абулхаира с выражением его желания быть под защитой России от внешних врагов. В феврале 1731 г. казахи Младшего жуза получили согласие от правительства России на принятие их под российское покровительство [2].

Абулхаир погиб 1 августа 1748 г. от руки своего заклятого врага султана Барака.
Бесспорно, политика Абулхаира сыграла решающее значение в становлении и развитии казахского государства и может служить уроком для потомков

Абулхаир стал известен широким массам благодаря своему обращению к императрице Анне Иоанновне о протекторате. Отмечу: ни о каком подданстве речь не шла. Просто в то время в России все обращения о помощи интерпретировались как принятие подданства. И первые грамоты, которые отправлялись казахским ханам, сразу же содержали термин «подданство». На самом деле, казахские ханы подразумевали совсем другой тип отношений: военно-политический альянс по «принципу диалога» под патронатом более сильного союзника, из этого альянса каждый мог спокойно выйти, если его что-то не устраивало. Протекторат мыслился по тому типу отношений, который извечно существовал в Степи: «если хан меня не устраивает, я могу собраться и откочевать».

Для примера могу привести отрывок его письма царице Анне Иоанновне, где прямо говорится об условиях будущего союза.

«Великой государыне императрице нашей и предкам вашего величества всегда верно и справедливо служить обещаюсь. И когда указ в.и.в. нам, Кайсацкой орде, будет идти на службу с российскими подданными башкирцами и калмыками вместе, в то число и повеленные места мы справедливостию своею пойдем. Кайсацкой орде на яицких казаков, на башкирцов, на калмыков и на всех российских подданных неприятельски не набегать, и убытков им не чинить, и жить с ними в миру. Когда российским подданным с купеческим караваном из Астрахании и прочих мест через нас, кайсаков, случится им куда ехать или и к нам, кайсаком, с караваном же прибудут, то нам худо б им не чинить, и от худых людей их защищать, и в надлежащих местах нам их препровождать.Из нашей Кайсацкой орды взятыя в полон от российских подданных возвратить, а впредь в полон не брать и взятых пленников от башкирцев и из России, кроме тех, которые приняли крещение, тех возвратить, и для верной повсяготной службы нашей в.и.в. против рабов вашего величества башкирцев и я ясаку по 4000 лисиц присылать обещаюсь, и во уверение того я, Абулхаир – хан, к сему листу печать свою приложил и посланца своего Бака-батура отправил» (Писано 1143г., месяца режепа 17 – го дня: 1732 г., генваря в 2 – й день).

Царская Россия же вкладывала в понятие «протекторат» другое содержание. Это, прежде всего, уплата налогов. Второе — это служба. Служба царю и государству по «принципу монолога»: я приказываю, ты (без права самостоятельной воли) выполняешь и отчитываешься. Недаром все отношения в тогдашней России строились как отношения холопа и боярина. И в письмах того времени мы читаем: «Я, холоп такой-то…», «Я, раб такой-то…». И только при Екатерине II, когда наступил «Просвещенный век», слова «раб», «холоп» были официальным указом изъяты из языка прошений и челобитных.

Так вот, фигура Абулхаира как раз подавались через призму отношений с Россией. Можно сказать, что хан стал жертвой политической конъюнктуры. Во второй половине XIX века царские историки впервые начали изучать деятельность Абулхаира. Тогдашние исследователи отзывались о нем как о хитром интригане, который с помощью лжи и обмана использовал доверительные отношения с царицей в свою пользу. Основанием таких выводов послужило нежелание Абулхаира подчиняться тому же губернатору Неплюеву, хотевшему установить такой вариант российского подданства, который не устраивал кочевников [3].

И в начале советского периода, когда возобладал «классовый подход», отношение к Абулхаиру было не лучше. Хана обвинили в сговоре с царским правительством с целью колонизации страны. А начиная с 60-х годов советские идеологи, наоборот, стали только хвалить Абулхаира как проводника идеи интернационализма и почти советской дружбы народов. Об Абылае говорили иначе: его сначала провозглашали борцом против российско-казахского союза эксплуататоров, затем, в 80-х годах, оценивали как политика-сепаратиста, препятствовавшего интернациональному единению трудящихся масс, а позже вдруг объявили основателем «многовекторной политики» [4].

Литература:

  1. АВПРИ. Ф. 122. Оп. 1. 1732 г. Д. 5 б. Л. 1-3. Перевод 18 в. Копия. Опубл.: КРО-1. Док. 27. С. 37-38.
  2. Карпык А. Белая кость прошлого. Наши современники. – Алматы: РГЖИ «Дәуір», 1994.
  3. Асфендияров С. История Казахстана. – А., 1993.
  4. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетии. -А., 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, хан, казахское ханство, враг, время, казахский народ, полная победа, тип отношений.


Похожие статьи

Роль биев в общественно-политической жизни Казахского ханства (на примере бия Среднего жуза Казыбек би)

Роль казахских биев в жизни народа и в правовой системе современного законодательства

Уникальная роль кочевников в процессе развития человеческой духовности и цивилизации

Идейная направленность сказаний и преданий романа «Шайтанат» Тахира Малика

Бытование баллады С. Т. Аксакова «Уральский казак» в русском фольклоре Башкирии

История становления военной конфедерации саков-массагетов на территории Казахстана

Трансформация этнокультуры кунгратов Южного Узбекистана

Влияние внешнеполитических событий первой части XIX века на социально-экономическое развитие Дагестана

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней Азии в эпоху бронзы

Значение творчества Мурада Кажлаева в эстетическом воспитании учащихся школ

Похожие статьи

Роль биев в общественно-политической жизни Казахского ханства (на примере бия Среднего жуза Казыбек би)

Роль казахских биев в жизни народа и в правовой системе современного законодательства

Уникальная роль кочевников в процессе развития человеческой духовности и цивилизации

Идейная направленность сказаний и преданий романа «Шайтанат» Тахира Малика

Бытование баллады С. Т. Аксакова «Уральский казак» в русском фольклоре Башкирии

История становления военной конфедерации саков-массагетов на территории Казахстана

Трансформация этнокультуры кунгратов Южного Узбекистана

Влияние внешнеполитических событий первой части XIX века на социально-экономическое развитие Дагестана

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней Азии в эпоху бронзы

Значение творчества Мурада Кажлаева в эстетическом воспитании учащихся школ

Задать вопрос