Реализация гендерной политики Республики Казахстан (на материалах Акмолинской области) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

III международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Москва, январь 2015)

Дата публикации: 06.01.2015

Статья просмотрена: 1087 раз

Библиографическое описание:

Тленшина, Г. М. Реализация гендерной политики Республики Казахстан (на материалах Акмолинской области) / Г. М. Тленшина. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/6996/ (дата обращения: 17.12.2024).

Гендерная политика — одна из важных составных демократического, светского развития Республики Казахстан. Она проводится на основе трех документов: Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006–2016 годы, а также законов «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», «О профилактике и противодействии бытовому насилию», принятых в 2009 г.

В каждый раздел Стратегии включены разработанные совместно с региональным офисом Женского фонда ООН (ЮНИФЕМ) индикаторы по достижению гендерного равенства в политике, экономике, образовании, семье, вопросах охраны здоровья и предотвращения насилия в отношении женщин и детей. Поставлена задача добиться 30-процентного представительства женщин на уровне принятия решений. В Казахстане сформировалась собственная модель гендерной политики, основанная на учете национальных особенностей и международного опыта. Социальное пространство женщины значительно расширилось, приобретая новые статусы и образы в общественном сознании: «женщина-бизнесмен», «женщина-политик», «женщина-общественный деятель». Прекрасная половина все более активно выходит на арену общественной жизни и заявляет о себе как о самостоятельной силе общества.

Насколько важна для нашей страны проблема защиты женщин от насилия, можно судить по отношению к ней главы государства, Президента Н.Назарбаева, указом которого в 1998 году была создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин, а также определены четыре основных направления ее деятельности [1]. Это — политическое и экономическое продвижение женщин, улучшение здоровья женщин и их семей, искоренение насилия в отношении женщин. По его же инициативе в 1999 году правительством Казахстана разработан «Национальный план по улучшению положения женщин в Республике Казахстан» [2].

Численность населения Казахстана на 1февраля 2014 г. составила 17187 тыс. человек. Из них мужчин — 48,3 %, женщин -51,7 % [3]. Женщины формируют 40 % ВВП страны, участвуя во всех сферах деятельности [4].

Акмолинская область находится в Северном Казахстане. В центре области расположена столица Казахстана — Астана, административно не входящая в область. Административный центр Акмолинской области — г.Кокшетау, основанный в 1824 г. Территория области 146,2 тыс. кв.км (5,4 % территории республики). По состоянию на 1 января 2014 г. в области 10 городов, 17 районов и 5 поселков. Численность населения Акмолинской области более 735 тыс.чел. Из них мужчин — 48,3 %; женщин — 51,7 % [5]

В 2006 году при акимате Акмолинской области была создана комиссия по делам семьи и гендерной политике в составе 15 человек под председательством заместителя акима области. Аналогичные комиссии образованы при акимах г.Кокшетау и районов. Комиссия по делам семьи и гендерной политике при акимате области координирует работу комиссий при акимах г.Кокшетау и районов, акцентируя их внимание на достижение гендерного равенства в политике, экономике, образовании, семье, вопросах охраны здоровья и предотвращение насилия в отношении женщин и детей. Областная комиссия систематически анализирует проводимую в области работу и соответственно планирует свою дальнейшую деятельность. Ежегодно утверждается план работы областной комиссии. В марте 2006 г. было проведено первое заседание комиссии по делам семьи и гендерной политике при акиме области, с участием членов комиссии, представителей государственных органов и СМИ.

Председателем комиссии является заместитель акима Акмолинской области. В составе комиссии 19 человек. Среди них — редактор областной газеты «Акмолинская правда», начальники управлений предпринимательства, образования, культуры, статистики, представители Департамента внутренних дел, управления координации занятости, женских НПО.

Члены комиссии работают по четырем направлениям: политическое продвижение женщин, экономическое продвижение женщин, улучшение здоровья женщин, искоренение насилия в отношении женщин. Эти направления находятся в полном соответствии с указами Президента и положением Пекинской платформы действий, принятой на Всемирном форуме женщин в 1995 году.

Определенный прогресс достигнут в политическом и экономическом продвижении женщин. В 2011 году комиссией по делам женщин и семейно-демографической политики при акиме области создан Клуб женщин-политиков Акмолинской области. Данный республиканский проект выполняется совместно с Республиканской общественной организацией «Ассоциация деловых женщин Казахстана».

Основными задачами Клуба являются политическое, экономическое продвижение женщин на уровень принятия решений, поддержка малообеспеченных и многодетных семей, профилактика социального сиротства, проведение и участие в значимых общественно-политических мероприятиях области.

Члены клуба приняли участие в V, VI экономических форумах, активное участие приняла делегация области в 3-м Евразийском Саммите женщин, где по трем различным номинациям заняла два первых и одно второе место.

В 2011 году при Областном филиале партии «Нур Отан» открыта Школа женского политического лидерства, где на 1 января 2014 г. прошли обучение более 80 женщин. Курсы лидерства длятся 4 месяца, в мае 2014 г. года закончила обучение третья группа слушателей школы.

В тесном сотрудничестве члены Клуба и Школы проводят совместные мероприятия, семинары, круглые столы. Результатами работы можно признать значительное увеличение доли женщин на руководящих должностях. Так, среди женщин — 1 аким района (из 17), 10 заместителей акимов (из 19), 6 начальников управлений области (из 23). Растет численность женщин-депутатов областного, городских и районных маслихатов. Женщины составляют 15 % в областном маслихате, 21,1 % — в районных маслихатах, 24,2 % — в городском маслихате (на 25 января 2012 года). Таким образом среди 276 депутатов маслихатов всех уровней области 59 — женщины (22 %). Руководителем областного маслихата является женщина — Дьячек Нина Сергеевна. В Акмолинской области среди 19 государственных служащих корпуса «А» 1 женщина — руководитель аппарата акимата области, 1 — аким района [6].

В целом по Казахстану женщины слабо представлены во власти. В настоящее время из 17 министерских постов только 3 занимают женщины: министерства здравоохранения, по делам экономической интеграции, труда и социальной защиты населения. Среди женщин-политиков:

1 — заместитель Премьер-министра,

2 — заместителя руководителя канцелярии Премьер-министра,

6 — вице-министров,

6 — ответственных секретарей,

9 — заместителей акимов областей (12 % от общего числа заместителей) и гг.Астаны, Алматы.

Наметился положительный сдвиг в судебной ветви власти: среди судей Верховного Суда РК женщины составляют 33,3 %, среди судей областных судей — 51 % [7].

Политика поддержки государством женского бизнеса последовательно проводится начиная с 2002 года. По поручению Президента была разработана специальная программа его финансирования на 2009–2015 годы. Ее цель — стимулирование экономической активности женщин-предпринимателей посредством льготного кредитования проектов действующих и начинающих субъектов женского предпринимательства.

На 2010 г. в ходе реализации программы освоено 650 млн. тенге. В результате принятых мер по развитию женского предпринимательства в Казахстане доля женщин среди представителей малого и среднего бизнеса составляет 52 % [8].

В Акмолинской области на 1 января 2013 года по программам Фонда «Даму» («Развитие») через обусловленное размещение средств в банках второго уровня поддержку получили 680 заемщиков на общую сумму более 32 млрд. тенге. В результате было создано 3972 рабочих места. В том числе на развитие женского предпринимательства было выделено 211 млн.тенге [9].

В настоящее время по Акмолинской области активно действуют более 27 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ). В них занято 115 тысяч человек, в том числе около 60 % женщин. Более 8 тысяч субъектов МСБ возглавляют женщины [10].

Так, в в Атбасарском районе активно действует 2567 субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых работает 4842 человек. Доля женщин в районе среди представителей субъектов МСБ составляет более 50 %, они трудятся в сфере торговли, общественного питания, хлебопечения, выпускают полуфабрикаты, кондитерские изделия, занимаются переработкой мяса, оказывают услуги по изготовлению различных швейных изделий, оказывают медицинские, парикмахерские услуги, трудятся в сельском хозяйстве.

Яркие примеры успешного бизнеса по Атбасарскому району демонстрируют такие предприниматели как Белимова Н., Устюгова Т., Джапарова Н., Папушина Т., Садыкова Л., Панченко Л., Откульбаева Р., Карабанова Е., Джуркина О., Нурумова Ш., Айтеева К. и многие другие [11].

В целях поддержки женского предпринимательства работают следующие программы:

-          Программа обусловленного размещения средств в банках второго уровня для последующего кредитования малого и среднего бизнеса,

-          «Даму — Регионы»-Программа финансирования проектов регионального бизнеса за счет средств местных исполнительных органов и АО «Фонд «Даму»,

-          Программа «Даму — Өндіріс»,

-          Программа финансирования лизинговых сделок предпринимателей в сфере обрабатывающей промышленности через банки и лизинговые компании,

-          Программа «Дорожная карта бизнеса 2020».

Успешно проходят в Казахстане республиканские и региональные женские ярмарки «Қанатты әйел» («Крылатая женщина»), организованные Национальной Комиссией по делам семьи и женщин. На них демонстрируют свои идеи и товары деловые женщины, занятые в разных отраслях производства. В г.Кокшетау проведено 6 областных женских ярмарок продаж идей и товаров «Қанатты әйел». Организаторами ярмарок выступили комиссия по делам женщин и семейно — демографической политике при акиме

Акмолинской области, Управление внутренней политики Акмолинской области и Женский молодежный Центр «Томирис».

В области принимаются меры по улучшению здоровья женщин и детей. Реализуется Государственная программа «Здоровье народа», которая предусматривает целевые программы по вопросам здоровья женщин.

Особое внимание уделяется борьбе с насилием в отношении женщин, так как именно в этом вопросе наиболее резко проявляется гендерное неравенство в обществе. Всем известно, что массовые и распространенные проявления гендерного насилия — это мировая тенденция, которая не имеет социальных границ и не зависит от национальности, вероисповедания, уровня жизни населения. В послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050» Президент РК Н.Назарбаев отметил: «Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях. Неуважительного отношения к женщине не должно быть. И сразу скажу, что такое насилие должно пресекаться предельно жестко» [12].

По поручению Президента РК в системе МВД созданы специальные подразделения по борьбе с насилием в отношении детей и женщин. При Национальной комиссии создан Совет по гендерной экспертизе законодательства. В 2003 году принят Закон РК «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РК», касающийся вопросов борьбы с незаконным выездом и нелегальной миграцией с целью последующей сексуальной или иной эксплуатации. Внесены изменения и дополнения и в другие законодательные акты Республики Казахстан, направленные на борьбу с трафиком людей. Выполнены частичная гендерная экспертиза Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан. В 2009 г. принят закон «О профилактике бытового насилия». Более жесткими стали наказания за насильственные действия в отношении женщин.

В 2013 году почти две тысячи акмолинских женщин пострадали от бытового насилия, сообщает корреспондент «Kokshetau.Asia» со ссылкой на пресс-службу ДВД Акмолинской области. По данным статистики, только в 2013 году от насилия в семье пострадали 1886 женщин, из них 827 — от мужей, 653 — от сожителей, 406 — от близких родственников. Основными причинами преступлений были ссоры и неприязненные отношения, каждое пятое преступление совершено в результате употребления алкогольных напитков, каждое девятое — из-за ревности [13].

Ежегодно в Акмолинской области с 25 ноября по 10 декабря проводится широкомасштабная акция «16 дней без насилия в отношении женщин», в рамках которой проводятся мероприятия по повышению правовой грамотности населения. Так, в 2013 г. в ходе акции полицейскими совместно с работниками местных исполнительных органов по месту жительства проверено 428 человек, в отношении которых были вынесены защитные предписания. В отношении 65 лиц были установлены особые требования к поведению. В 585 семьях провели беседы профилактического характера. За совершение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений к ответственности привлечено 108 человек, вынесено 100 защитных предписаний, судами установлено 3 особых требования и 2 человека привлекли за нарушения защитных предписаний [14].

Активно участвуют в гендерном просвещении населения СМИ Акмолинской области. «Формирование общественного мнения — достаточно длительный процесс. Журналисты доносят до своих читателей и зрителей актуальные на сегодня вопросы по социальной защите женщин, — отметил в своем выступлении на очередном заседании областной комиссии по делам семьи и гендерной политике при акиме области ее председатель Адильбеков Д. — Поднимают такие проблемы на рынке труда и занятости населения, как ограничения по возрасту и полу, использование женского труда на низкооплачиваемых работах: сервис, торговля. На страницах газет публикуются отчеты с заседаний комиссий по делам семьи и гендерной политике, круглых столов на данную тему, с заседаний областного филиала Ассоциации деловых женщин, выступления женщин-руководителей и женщин-политиков» [15].

Тема гендерной политики является обязательной в сюжетах новостных передач всех телеканалов и радиостанций. Ежемесячные передачи включают в себя освещение вопросов гендерной политики, участия женщин в экономической деятельности, в политических процессах страны. СМИ проводят целенаправленную работу по формированию в общественном сознании необходимости социального равенства мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни, искоренению гендерных стереотипов, связанных с идеей превосходства и доминирования одного пола над другим.

Однако в реализации гендерной политики в Акмолинской области есть еще много проблем. Недостаточно внимания уделяется профилактике бытового насилия в отношении женщин. Так, в области нет ни одного кризисного центра для женщин. В г.Кокшетау действует только приют для жертв торговли людьми, находящийся в ведении Общественной организации «Феминистская лига».

В пристальном внимании нуждается и положение мужчин. В Казахстане ярко выраженное гендерное неравенство наблюдается в средней продолжительности жизни женщин (73,6 г.) и мужчин (63,6 г.). Значительная часть мужчин не только не успевают насладиться прелестями «заслуженного отдыха», но попросту не доживают до него. Между тем, кризисные центры для мужчин открыты только в 4-х городах — Алматы, Шымкенте, Таразе и Костанае. В то же время для женщин в республике — 28 кризисных центров [16].

В СМИ Акмолинской области недостаточно освещаются такие проблемы, как торговля людьми, многоженство, сексуальные домогательства со стороны мужчин на службе, матери-одиночки.

Безусловно, эффективность гендерной политики во многом зависит от понимания обществом необходимости решения вопросов проблемы равноправия полов. Для достижения гендерного равенства и дальнейшей демократизации общества перед государством стоят задачи достижения сбалансированного участия женщин и мужчин во властных структурах, обеспечения равных возможностей для экономической независимости, развития бизнеса и продвижения по службе, создания условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свободы от насилия по признаку пола. Действующая в Казахстане Стратегия гендерного равенства, рассчитанная до 2016 г., уже позволила выполнить ряд важных задач. Среди них — введение гендерной статистики, вовлечение женщин в политику, поддержка женского предпринимательства, гендерные исследования и внедрение соответствующих подходов в систему образования, распространение этих знаний в обществе. По уровню гендерного равноправия Казахстан занимает 31-е место из 135 стран, подвергшихся мониторингу аналитической группы Всемирного экономического форума (ВЭФ) [17].Подтверждением правильности демократического курса является избрание Казахстана в Исполнительный совет ООН по гендерному равенству и расширению возможностей женщин «Женщины ООН».

Вместе с тем гендерное равноправие еще не стало в Казахстане реальностью. Несмотря на прочную правовую базу для соблюдения равноправия женщин, уровень их дискриминации еще довольно высок. По-прежнему актуальны вопросы борьбы с насилием, улучшения здоровья, экономического продвижения и активного участия женщин в общественно-политической жизни страны.

В послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул важность гендерного равноправия: «Девушка, женщина всегда была равноправным членом нашего общества, а мать — его самым почитаемым лицом. Мы должны вернуть безусловное уважение к женщине — матери, супруге, дочери. Мы должны оберегать наше материнство». Президент призвал «не допускать в стране дискриминации половому признаку и на практике обеспечить гендерное равноправие и и равные возможности женщинам наряду с мужчинами» [13]. Для решения этих трудных задач казахстанскому обществу необходимо перейти от деклараций к выполнению принятых законов.

 

Литература:

 

1.         Указ «О национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при президенте РК» Астана 7 февраля 1998 г. // http://www.http.kub.info/respublika.php?sid=7781.

2.         Национальный план по улучшению положения женщин в Республике Казахстан. — Алматы: Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте РК, 1999. — 123 с.

3.         http://www.zakon.kz/4616482

4.         Ярмарка бизнес-леди// Казахстанская правда.- 2011.- 18 октября.

5.         http://www.akmola.stat.kz/ pressreliz/03_14_03.htm

6.         www.akmo.gov.kz

7.         http://www.zakon.kz/4616482

8.         http://www.bnews.kz/ru/news/post/29155/

9.         Малое и среднее предпринимательство в Акмолинской области // http://gis.damu.kz

10.       www.akmo.gov.kz

11.       Послание Президента РК — Лидера Нации Н.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государства // Казахстанская правда № 567, 14 декабря 2012 г.

12.       http://kokshetau.asia/news899.html#thema-news.

13.       http://meta.kz/novosti/kazakhstan/850476-akmolinskie-policeyskie-hodataystvuyut-o-trudoustroystve-zhenschin-stradayuschih-ot-nasiliya-doma.html

14.       www.akmo.gov.kz.

15.       Акмолинские вести. Еженедельник г.Кокшетау и Акмолинской области. — 2011, 18 октября.

16.       См. Литер.- 2013, 14 марта.

17.       Абдыкаликова Г. Н. С посланием сверяя шаг // Казахстанская правда № 456, 2013, 16 января.

Основные термины (генерируются автоматически): Акмолинская область, Казахстан, гендерная политика, женщина, дело семьи, отношение женщин, гендерное равенство, бытовое насилие, женское предпринимательство, гендерное равноправие.

Похожие статьи

Реализация концепции социальной ответственности в бизнес-среде Республики Алтай

Молодежная политика в Республике Узбекистан (на основе лекции первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Разработка рекомендаций по развитию гастрономического туризма в Республике Татарстан

Оценка состояния продовольственной безопасности (на примере Самарской области)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Стратегии развития высшего инженерного образования в Республике Узбекистан

Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан

Проблемы развития культурного туризма в Самаркандской области

Похожие статьи

Реализация концепции социальной ответственности в бизнес-среде Республики Алтай

Молодежная политика в Республике Узбекистан (на основе лекции первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова)

Ресурсное обеспечение инновационной экономики в регионе (на примере Республики Башкортостан)

Разработка рекомендаций по развитию гастрономического туризма в Республике Татарстан

Оценка состояния продовольственной безопасности (на примере Самарской области)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Стратегии развития высшего инженерного образования в Республике Узбекистан

Применение прогрессивных технологий в системе государственных закупок в Республике Казахстан

Проблемы развития культурного туризма в Самаркандской области