Узбекистан, несомненно, обладает огромным туристическим потенциалом, но в настоящее время он недостаточно эффективно используется. Это подтверждается тем, что по Рейтингу конкурентоспособности стран по туризму, в котором определены 140 туристских дестинаций, имеющих наиболее высокий уровень привлекательности (культурные ресурсы, доступная инфраструктура, цена туристских продуктов, уровень безопасности, международная открытость), в число которых Узбекистан не входит.
Одной из главных проблем туризма в Узбекистане является диверсификация туров, нехватка новых туристических продуктов, качественно отличных от прежних, отсутствия соответствующей современной туристической инфраструктуры. Это подтверждается мнением иностранных туроператоров, которые, в рамках Роуд шоу по странам Бенилюкс, организованного Ассоциацией частных туристических организаций Узбекистана в период с 10–17 ноября 2016 года, неоднократно отметили, что такие города как Бухара, Самарканд и Хива всегда являются интересными туристическими направлениями для европейских туристов. Вместе с тем, все были едины во мнении, что для увеличения туристического потока, Узбекистан должен оставаться привлекательным даже для тех, кто приезжал в его прекрасные исторические города. Для этого надо чтобы туристы хотели ещё и ещё раз возвращаться в Узбекистан. Один из голландских туроператоров сказал: «Чтобы наши туристы задерживались как можно дольше или ещё раз вернулись в Узбекистан, кроме архитектурных памятников, нужно что-то ещё, что могло бы восхитить туристов и позволило им глубже познакомиться с укладом жизни местного населения». Такой вид туризма, который позволяет туристам полностью окунуться в быт местных жителей (жить в семьях, городах и кишлаках, а также в юртах, в семьях) специалисты называют культурным туризмом. Этот вид туризма дает путешественникам возможность настоящего проживания в домах, селах и местах историко-культурного наследия при том, что весь полученный доход остается непосредственно в принимающих семьях при использовании местного размещения, пищи, музыки, искусства, сувениров и традиций. В такие туры обычно включаются элементы активного туризма, мастер- классы в ремесленнических мастерских, приготовлению национальных блюд и т. д.
В связи с ускорившимся темпом жизни, когда на глазах одного поколения кардинально меняется уклад жизни, увеличивается число людей, «не поспевающих» за изменениями, испытывающими дискомфорт в современных условиях, или сожалеющих об утрате корней, прерывании традиций. Растущая по остроте и по количеству испытывающих ее людей, ностальгия по прошлому стимулирует посещение мест, для одних создающих условия для «эмоционального» отдыха, поскольку сохранили черты и/или ассоциируются с приятными жизненными воспоминаниями, для других — являющихся формой поддержания связей с традициями, подпитки «корней». С ростом искушенности туристов растет их неудовлетворенность обезличенным стандартным туристским предложением. Не учитывающим индивидуальных запросов и поэтому не обеспечивающим получения эмоционально ярких, надолго запоминающихся и значимых по смыслу, как показывают исследования, 40 % культурного потребления имеет место во время отпусков и праздничных дней, впечатлений. Современный турист предъявляет спрос на получение уникального опыта, в высокой степени ориентированного на его индивидуальные возможности, способности и потребность в творческом самовыражении своей индивидуальности
Важным условием успеха этой деятельности становится вовлечение в сферу туризма всего многообразия культурного наследия, находящегося в каждом регионе. Социально-культурное пространство Самаркандского вилоята характеризуется как наличием богатейшего историко-культурного потенциала, так и накопленным темпом экономического роста, последовательной государственной поддержкой развития туризма. Все это способствует развитию культурно-познавательного туризма. Культурный туризм, во многом становится средством взаимодействия, дальнейшего развития и сохранения единого регионального культурного пространства. Культурный туризм может рассматриваться не только как один из видов туризма, но и в качестве экспортной стратегии, развития сферы культуры Самаркандского региона.
Таким образом, туризм становится устойчивым элементом досуговой активности личности и способствует сохранению культурного наследия, обмену культурной информацией
Для успешной реализации этой задачи необходимо создать неповторимый имидж, помогающий нашему региону дифференцировать себя, отличаться чем-то особенным от других не менее привлекательных туристических центров Узбекистана, в том числе за счет ценнейшего культурного наследия своей территории. Необходимо развивать культурный туризм именно как отдельное, самостоятельное направление в туризме, а не как дополнительный бонус к историческому, религиозному, развлекательным и другим видам туризма. Исторические памятники, красивый пейзаж, высокие горы, великолепные озёра — все это есть во многих странах, и в какой-то степени уже потеряли большой интерес у туристов, которые ищут новшества в своих путешествиях. И мы должны предложить им это «что-то новое»: не только познакомить с уникальными традициями и обычаями нашего народа, а сделать их свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников, фестивалей, гуляний, обрядов; научить их местным ремеслам, готовить национальные блюда и т. п.
Для определения спроса на культурные туры среди иностранных туристов посетивших Узбекистан, группой ученых СамИЭС было проведено маркетинговое исследование, путем анкетного опроса иностранных туристов, посетивших Самарканд. В опросе приняли участие 1600 человек, 39 % из которых составили женщины, 56 % — мужчины. Основным мотивом посещения Узбекистана иностранными туристами является интерес к истории и культуре, образу жизни, возможности обмена взглядами с жителями, перспектива увидеть «неизвестную» страну. И «в подобные туры» изъявили желание отправиться 68,3 % опрошенных. Отметили что к приезду в нашу страну туристы готовятся минимум 3–11 месяцев — 57 % респондентов. 47,5 % респондентов отметили что в групповых турах приезжают люди старшего поколения. Увеличивается количество индивидуальных туристов — 20,2 % респондентов это туристы, заказавшие индивидуальный тур. Эти туристы, конечно заранее изучают информацию о нашей стране. На выбор посещения нашей страны повлияли такие факторы, такие как «безопасность путешествий по Узбекистану»- (24,6 %), «привлекательные цены» (20,2 %) и «посты об Узбекистане в социальных сетях», «самобытность и культура Узбекистана, описанная в путеводителях, рекламных проспектах туристских фирм, телевизионных программах» — (56 %). Это говорит о том, что все больше молодых и пожилых людей преодолевают пространственные барьеры в надежде приобщиться к иной культуре, получить новые знания и впечатления. При этом 91 % респондентов считают, что информационных (в первую очередь этнографических и культурных путеводителей) и рекламных материалов явно недостаточно». Хотя основную информацию об Узбекистане туристы берут из путеводителей — (52,9 %), сайтов туристских агентств — (30,3 %), сайтов по бронированию гостиниц (Expedia, Booking.com и т. д.) (10.6 %), обзор сайта (TripAdvisor и т. д.) (18.2 %), социальных сетей (7,4 %). Из этого следует, что большой проблемой является недостаточная информированность потенциальных туристов о стране, в целом, и о туристском продукте в частности. Туристы не знают о существующих на территории Узбекистана культурных турах. Узбекистан практически не имеет постоянных туристических представительств за рубежом. И к сожалению, наша страна пока остается за пределами активной туристической карты. Нашу страну воспринимают как интересное, но неизведанное и небезопасное место. Этот факт подчеркивает, что Узбекистан недостаточно хорошо представлен на международном туристическом рынке, и это можно рассматривать как серьезную проблему и решать ее надо на государственном уровне.
Исследование позволило нам выявить также ряд общих проблем, тормозящих развитие туристской отрасли: неудовлетворительное развитие инфраструктуры (нет ресторанов где готовят блюда других национальных кухонь — (12 % респондентов), нет ночных клубов, баров — (9,5 %), нет ресторанов с вегетарианской кухней — (11,8 %), нет кафе где подают свежезаваренное кофе — (17,2 %), проблемы транспортной доступности (не фиксированные цены на такси — (27,7 %), нет информации как забронировать и купить билет на поезд/расписание поездов — (20,8 %), нет информации как ловить такси — (18,8 %), нет постоянных стоянок такси); ограниченность кадровых ресурсов и отсутствие профессионализма у работников гостиничных и торговых комплексов — 76 % респондентов отметили что работники не знают иностранные языки, низкий уровень сервиса, нет бесплатного Wi Fi — (46,5 %), нет указаний о расположении общественных туалетов — (28,5 %), нет информации о почтовых отделениях — (9,4 %) и прачечных за пределами гостиниц — (4,8 %), международных курьерских услуг доставки посылок — (3,8 %). Эти проблемы способствует снижению туристского потока, доходности сферы туризма, а также снижают инвестиционную привлекательность туристской отрасли.
Культурный туризм, ориентированный на удовлетворение интересов как туристов, так и местного сообщества должен активно вовлекать местное население, государственные и местные органы, сферу образования в решение проблем сферы культурного туризма. В качестве успешных проектов в данном направлении можно назвать опыт г. Бельвилля (Франция), где местные жители активно участвуют в сопровождении туристов в качестве гидов; разработаны туристические программы, которые вовлекают местных жителей в экскурсионную деятельность. Конечно, такие формы участия резидентов в культурном туризме всегда были и есть в Самарканде, но, скорее, они носят частный характер и пока не институционализированы. В связи с этим, необходимо проводить рекламные компании, информационные туры с привлечением специалистов по туризму, преподавателей и студентов соответствующих специальностей, так как туристы, основную информацию о местах пребывания во время путешествия по Узбекистану, получали от местных жителей, гидов — (35,1 %). А также принимать активное участие с наглядными, красочными и просветительскими путеводителями в международных конференциях, выставках по туризму и в иных мероприятиях в целях популяризации культурного туризма. Так как 40,2 % респондентов основную информацию о местах пребывания во время путешествия по Узбекистану, получали из путеводителей. Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.
Критерий новизны культурного турпродукта подразумевает ощущения необычности, нетрадиционности, нестандартности, отличности от собственной культуры. Ожидания потребителей связаны с переживаниями удивления, потрясения, восхищения, восторга от открытия нового. По мнению исследователей, конструкт новизны обладает четырьмя взаимосвязанными измерениями: волнение (thrill), уход от обыденности (change from routine), снятие скуки (boredom alleviation) и удивление.
С точки зрения удовлетворения потребности в новизне, культурный турпродукт Узбекистана отвечает этому требованию западного туриста, т. к. в нашей стране уникальная культура, богатейшая история, со всеми ее артефактами в виде национального костюма, национальной кухни, предметами, стилем и духом национального быта, фольклором и обрядовостью что всегда привлекало иностранцев. Узбекские рестораны популярные среди местного населения привлекают 25,7 % туристов. 70,6 % туристов предпочитают останавливаться в гостиницах национального стиля. Значительно возросло оформление национального дизайна и эстетики интерьеров в оформлении общественных мест, ресторанов, кафе, клубов, а также музыкальной, визуальной и исполнительской культур. Местные жители открывают национальные дома, где предоставляют пакет услуг с мастер классами по приготовлению пищи, показом национальных и культовых обрядов местных жителей.
Еще раз подчеркнем, что именно жители города формируют впечатления от культуры и самобытности места, создают его атмосферу. Рост заинтересованности местного населения в создании культурных благ, является необходимым условием развития всей инфраструктуры культурного туризма (в том числе культурных индустрий). В Самарканде очень развито чувство истории и собственной неповторимости, город гордится своим уникальным культурным наследием и богатым культурным ландшафтом. Современные тенденции развития городского пространства активно реализуются в историческом центре города. Традиционная классическая архитектура Самарканда, сформировавшая имидж города в международном пространстве, также создает ряд преимуществ, в том числе с точки зрения современных культурных продуктов.
В свою очередь, культурный туризм является рычагом самофинансирования наследия, выступает источником небюджетных инвестиций в новые исследования, возрождение, сохранение памятников материального и нематериального наследия, достопримечательностей природы, стимулирует, в частности, фольклор, поддержание иных научных, культурных, этнических традиций, народных ремёсел и промыслов. Правильно организованный культурный туризм будет способствовать улучшению социальных условий и повышению покупательной способности населения, подъему науки, культуры и общей экономической ситуации.