Модернизация и совершенствование старых туристических маршрутов Самарканда и разработка на их основе новых | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.

Дата публикации: 29.03.2022

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Рахимов, Ш. К. Модернизация и совершенствование старых туристических маршрутов Самарканда и разработка на их основе новых / Ш. К. Рахимов, Д. У. Султанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 107-111. — URL: https://moluch.ru/archive/407/89599/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье делается экскурс в историю Самарканда. Раскрывается трехчастное деление города, принадлежащие к различным эпохам и прослойкам исторических культур.

Раскрываются особые подходы, для каждой отдельно взятой части, в вопросах реконструкции, модернизации и обновления среды.

Разработка новой туристической инфраструктуры изучаемых маршрутов, раскрывает огромное количество направлений в функциональном использовании их, благодаря которым вышеупомянутые объекты становятся более привлекательными, инновационными, благодаря чему прогрессивно развивают сферу туристической деятельности.

Ключевые слова: туризм, туристические маршруты, архитектурно-ландшафтная среда, внутренний туризм, туристическая инфраструктура.

Самарканд ровесник древнего Рима! Город несколько раз «стирали» с лица земли. Здесь были и войска Александра Македонского, и войска Чингисхана, но славный город, словно «птица феникс» каждый раз возрождался из «пепла».

Самарканд — один из древнейших городов мира, основанный приблизительно в VIII веке до нашей эры, являлся столичным центром древнего государства Согдиана. Он, сегодня второй по величине город Узбекистана после Ташкента. Более того, две тысяч лет назад, город являлся «ключевым пунктом» и центральным звеном по траектории движения «Великого шёлкового пути», который располагаясь между Китаем и Европой, выполнял функции одного из главных центров торговли, науки и культуры тогдашнего средневекового Востока. [1]

Актуальность данной проблемы заключается с исполнением Указа Президента Республики Узбекистан от 3 февраля 2018 года № УП-5326 «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан», усиления его роли в привлечении иностранных инвестиций в туристскую отрасль, развития въездного и внутреннего туризма: [2]

Историческая часть Самарканда разделяется на три части, как было уже сказано, Древний город (Афросиаб VIII-XIII в.), Тимуридская часть XIV-XVIII в., а также Европейская часть XIX в. Каждая историческая часть города требует для себя индивидуального подхода проектирования, так как во всех этих городах должны быть своеобразные подходы в архитектурных решениях.

Целью нашей задачи является создать «теоретическую модель» архитектурно обновлённых туристических маршрутов, расписать функциональную номенклатуру объектов нетрадиционного характера с инновационными решениями в системе обслуживания гостей-сервиса и комфортного пространства, где идеологическая атмосфера по всему пути-маршруту движения туриста должна отвечать исторически сложившимся народным архитектурно-ландшафтным традициям, религиозной культуре, будучи оформленными современными методами и способами новейших инструментов инновационных технологий. Таким же образом, необходимо создать условия для движения велотранспорта, с соответствующими архитектурно-пространственными решениями объектов обслуживания, отвечающих эстетическим и техническим требованиям современности, отвечающих также требованиям дизайна среды каждой части города во всех трех вышеупомянутых, временных пространствах.

Для этого необходимо поставить для себя ряд задач такие как:

– анализ исторического опыта формирования исследуемых улиц-туристических маршрутов;

– изучение путей и способов современного развития и сформированных ныне туристических маршрутов;

– разработка типологии и классификации туристических маршрутов на основе изучения стихийно сформированных таких маршрутов;

– определение и исследование их градостроительно-планировочного размещения в пространстве каждой отдельно взятой части города;

– выявление исторических архитектурно-градостроительных закономерностей и приемов формирования системы туристических маршрутов и установление принципов функциональной и объёмно-пространственной организации их;

– изучение и обследование традиционных пешеходных путей на равнинных и рельефных участках исторической среды, к памятникам старины и прочим историческим местам паломничества Самарканда;

– определение архитектурных, инженерных и функционально-планировочных достоинств и недостатков в них;

– выявление типов и видов традиционно необходимых и основных современных общественных и гражданских объектов располагаемых на данных маршрутах движений туристов и гостей.

Наличие современных пешеходных прогулочных пространств с учетом сложившиеся многие века инфраструктуры в центральной исторической части города, качество их среды во многом (прямо или косвенно) определяет качество городской жизни, способствует формированию «городского сообщества», возрождению городских традиций, культуры города, повышает рейтинг города, его туристическую привлекательность.

Система общественных пространств для пешеходного прогулочного движения по своему значению в организации планировочного каркаса исторического центра города равноценна транспортной сети. Организация открытых городских пешеходных пространств, в том числе и прогулочных, — это одна из приоритетных сфер современного градостроительства и градостроительной реконструкции, которая может помочь решить транспортные, экологические проблемы центров городов, будет способствовать сохранению и восстановлению целостности градостроительной ткани, приспособлению сложившейся застройки к современным функциям, объединит социальную и коммерческую эффективность городской среды.

В настоящее время контроль над распределением и потреблением городских ресурсов полностью обеспечивается городскими властями. В связи с этим необходима новая методическая и нормативная база для формирования в городах в целом и в исторических частях города, в частности туристических маршрутов. Актуальность таких исследований определяется историко-культурным потенциалом Самарканда, прогрессирующим процессом исчезновения исторически примечательных мест городской среды, возрастающим в обществе интересом к историко-культурному наследию и жизненно необходимым для города развитием туристического движения.

Сложившийся каркас города представляет собой исключительно ценную историческую и архитектурную среду, менять которую невозможно, из соображений охраны памятников материальной культуры и экономической целесообразности. Однако существующая практика строительства новых объектов и реконструкция существующих выявила тенденции варварского отношения к данным историческим пространствам и наследию. Строительный бум пронесся по старому Самарканду, уничтожая ее колорит, исторические ценности теряют роль хранителя времени, особенно это относится к Европейской части города и к городскому центру.

Все исторические города имеют развитую систему туристических маршрутов в центральной части. Это обусловлено тем, что улично-дорожная сеть в них, в основном, имеет древне-сложившуюся структуру, но приспособленную к реалиям современной жизни. В связи с этим становится очевидным, что, как и сохранение памятников, развитие системы туристических маршрутов, является необходимым условием полноценного использования потенциала городского центра.

Развитие туристического движения является не только высокодоходной отраслью, но также имеет большую социальную и международную значимость как для города в целом, так и каждого человека в отдельности. [3] Уникальность и огромный туристический потенциал Самарканда, а также самобытность еще сохранившихся целостных фрагментов исторической и архитектурной среды городского центра не вызывают сомнений. Жизненно необходима разработка и реализация проектов пешеходных туристических маршрутов как системы архитектурно-ландшафтных пространств, способствующих восприятию образа города. Эти обстоятельства определяют необходимость научной разработки основополагающих принципов стратегического планирования таких систем и методики архитектурно-ландшафтной организации туристических маршрутов города Самарканда.

Архитектурно-пространственная значимость туристических маршрутов заключается не только в создании комфортного передвижения туристов, но и в гармоничном единстве уникальных объектов различных эпох. Поэтому стилистическое соответствие окружению, равно как и обоснованная трассировка и

местоположение в городе — важнейшие принципы организации туристических маршрутов. Туристические маршруты являются структуроформирующими для ряда городов. Например, Самарканд имеет свою «визитную карточку» архитектурные памятники, фрагменты архитектуры городской среды, реки (Зарафшан, арыки Сиёб, Обирахмат) которые связывают градостроение трех времен.

Для более полного представления о развитии туристских возможностей исторической среды представим их основные перспективы и ресурсы:

– ведущееся строительство новой дороги современных объектов туристской инфраструктуры (гостиниц, отелей, пансионатов, ресторанов, кафе, транспорта и т. д.) к Гребному каналу;

– организация уникальных, привлекательных для туристов канатных дорог-круизов по историческим объектам города;

– использование экзотики специальных Религиозных туров для изучения многокультурных идеологических связей города;

– образование общих территориальных рекреационных систем вдоль рек (после их восстановления) под названием «Золотое наследие и исторический ландшафт Самарканда» и «Великий путь к могиле Пророка Даниеля»;

– активизация освоения инфраструктуры туризма в исторической среде;

– интенсивное освоение природных рекреационных ресурсов с целью компенсировать потерянные историко-культурный ландшафт;

– создание сети этнографических национальных парков и заповедников;

– образование локальных туристских центров во всех трех исторических частях, включая древнюю части города;

– обустройство и ландшафтное освоение, дизайн, организация сервиса, комфорта в пространстве туристических маршрутов и дорог;

– развитие инфраструктуры связи, бесшовного интернета;

– введение инновационных пространств в туристических маршрутах, археологические и палеонтологические экскурсии, театрализованные этнографические мероприятия, традиционные спортивные соревнования и игры, фольклорное мероприятия;

– организация новых зимних маршрутов, экологического туризма, музеев новых профилей;

– расширение рекреационных зон, лечебно-оздоровительных территорий за счет освоения природных участков города;

– строительство новых развлекательных заведений и турбаз вдоль реки Заравшан с использованием уникальных природных ресурсов;

– завершение строительства магистральных автодорог и мостов за пределами исторической зоны;

– введение в строй новых современных объектов туристской инфраструктуры-отелей, ресторанов и прочих развлекательно-игровых объектов в пределах границ исторической зоны в окраинах города;

– активизация спортивного туризма;

– развитие экологического направления в туризме за счет первозданных уголков природы;

– —введение новых форм (караванов верблюд, вертолетов, велодвижений для комплексных экскурсий);

– организация приключенческого туризма, экзотические этнографические и религиозные туры;

– организация сельского, горного туризма;

– развитие археологического туризма.

В качестве выводов можно подчеркнуть следующее.

Перспектива развития туризма в той или иной исторической части города (Тимуридской-XIV-вв., или Европейской-XIX вв. или Древней V-VIII вв. до. н. э.) зависит от множества внутренних и внешних факторов: политической и экономической даже климатической безопасности, в тоже время, уровня состояния туристской инфраструктуры, известности на рынке, существования исторических и иных традиций, быта и культуры и самое главное зависит от организации сервиса и комфорта в обновлённых пространствах туристических улиц и дорог.

По функциональным значениям обновленные туристические маршруты подразделяются на специальные зоны-общественно развлекательные, религиозно-идеологические, образовательные, торговые и рекреационные.

Особенно, в таких частях города как Европейской и Тимуридской, рекреационное развитие имеет важное место. Здесь много памятников, традиционная жилая среда-историко-культурный ландшафт, что дает возможность также для развития инновационных идей, создающих удобства сервиса и комфорта и привлекающих познавательно гостей города, туристов.

В этой части города издавна была развита водно-ирригационная система, протекали четыре реки, исток их начинался из канала Даргом и вписывался он в реку Заравшан. У сотни малых махаллинских мечетей располагались небольшие хаузы-водоемы, хаузы с мелкими арыками-речушками, протекающими через традиционные дворы, наполняя дворовые водоемчики прозрачной питьевой водой, они же охлаждали дворы и квартальные улицы, которые в свою очередь, требуют своего возрождения, в обновлённом облике и архитектурном образе.

Привлекательны для туристов многочисленные мечети жилых кварталов с ландшафтно-рекреационными участками — это тоже памятники, причем национального значения, с ними связана культура, быт и традиции местного населения. Их необходимо реставрировать, и территории, принадлежащие им благоустраивать и обводнять, ландшафтно оформлять.

В средневековой части города присутствуют и гости-«потребители», и имеются необходимые ресурсы для их восстановления. Кроме того, здесь наличествует относительная политическая и административная стабильность.

В европейской части города-имеются избыточные рекреационные ресурсы, но меньшие и очень неоднородно распределенные потребительские возможности, также много деформированных пространств. Здесь туристов привлекают красивейшие религиозные объекты, располагаемые независимо от веры исповедания, в одном квартале МЕЧЕТЬ, СИНАГОГА, ЦЕРКОВЬ и исторические памятники, православные святыни, жилые и административные дома периода царской России- традиционная ассамблея среда своего периода, музеи-ансамбли садово-парковой архитектуры, сквер и бульвар. Необходимо правильно связать данные объекты с помощью оптимального подхода к архитектурно-градостроительному решению туристических маршрутов.

В европейской части города притягательной силой обладает католический собор ХIХ века, а также необыкновенно популярен центральный парк на восточном фасаде бывшей губернской администрации, их нужно восстановить в полном объёме и реставрировать в первозданном виде, также, связать с новыми маршрутами движения туристов.

Древняя часть города-Афросиаб противоречивая зона с точки зрения

функциональности. Представляет собой постройки древних развалин, в северной

части с протекающей рекой Оби-Рахмат. Это археологическая зона. При умело использовании в качестве «Музея под открытым небом» может иметь большие потребительские возможности и уже имеющимся спросом туристов, развивающих специально археологические туры.

Здесь инвестиционные ресурсы могли бы раскрыть уникальность данного объекта, среди которых выделяются степи-рельефа с древними постройками, декором и расписными стенами, экстерьер дворов гостевых и традиционно жилых пространств, где появляется возможность проведения пеших и водных маршрутов Наличие архитектурных, археологических, исторических и религиозных памятников историко-культурного ландшафта дает уникальную возможность для создания маршрутов археологических туров. Афросиаб также может предлагать антропологические и ихтиологические туры по заповедникам, также, этнографические туры, экологические и различные лечебные туры и разумеется, экстремальный туризм.

Надо отметить, что в исторических регионах города уже формируется новая туристская инфраструктура. Разрабатывается универсальный турпоход для «низкого» сезона под девизом «Отдых для всех», включающий в себя самые различные предложения для самых разных социальных и возрастных туристских движений, необходимо его развивать далее, включая огромное количество направлений (речные, религиозные, обучающие, лечебные, экологические и вышеупомянутые археологические путешествия и туры).

Большое место в походе занимает развлекательный туризм. Здесь привлекательным местом является холм Кони-гиль на северной окраине города, где планируется создать «Туристическо-развлекательный, научно-познавательный комплекс с обилием торговых и культурных заведений, спортивных зон с уникальными обзорными видами. Например, уместным будет развивать конный вид спорта-занятия по верховой езде. Наличием вертолетных площадок в проекте, создаст большие возможности для экскурсий по городскому пространству, видом сверху с «птичьего полета».

Литература:

  1. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Самарканд
  2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 6 февраля 2018 года № ПП-3510 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Государственного комитета по развитию туризма»:
  3. Дьяченко Е. В. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. «Архитектурно-ландшафтная организация туристических маршрутов» (на примере города Москвы) Москва 2010 г.
  4. Закирова Юлия Александровна «Градостроительная реконструкция системы пешеходных прогулочных пространств в центральной исторической части города» Казань 2009 г.
  5. Рахимов К. Д. «Махалинские ансамбли», Москва «Центр» 1996 г.
  6. Рахимов К. Д. «История садово-паркового искусства и современные тенденции в ее развитии» 2019 г.
Основные термины (генерируются автоматически): маршрут, город, пространство, Самарканд, городская среда, городской центр, историческая среда, историческая часть города, туристская инфраструктура, часть города.


Ключевые слова

туризм, внутренний туризм, туристические маршруты, архитектурно-ландшафтная среда, туристическая инфраструктура

Похожие статьи

Индустриальные города Узбекистана: проблемы, пути и методы реконструкции г. Ангрена

В статье рассматривается инфраструктура индустриального города Ангрена (Узбекистан), проблемы и тенденции формирования благоприятной городской среды. Сложившаяся ситуация в городе оказывает негативное влияние не только на экологический аспект, но и н...

Комплексное формирование парков для проведения историко-культурных мероприятий

В данной статье рассматривается определение движения исторической реконструкции. Проведен обзор известных российских парков исторической реконструкции. Даются рекомендации для комплексного проектирования парков под проведение фестивалей и круглогодич...

Национальные туристические маршруты: опыт Норвегии

В исследовании рассматривается опыт, основная идея и цели создания программы «Национальные туристические маршруты Норвегии». Акцентируется внимание на объединении пейзажа и современной архитектуры маршрутов, каждый из которых является частью мозаики,...

Разработка мероприятий по развитию туризма на региональном уровне на примере Краснодарского края

Относясь к числу южных регионов, имеющих выход к побережьям Черного и Азовского морей, а также с выходом к горным вершинам Главного Кавказского хребта, богатого своей редкой растительностью, редкими видами животных и разнообразными видами объектов ку...

Тенденции развития культурно-познавательного туризма в Рязанской области

В данной статье рассматривается развитие туризма в Рязанской области в целом и культурно-познавательный туризм в области как отдельная единица, потому что на его долю приходится 60 % туристского потока в области. Это не удивительно, ведь Рязанская об...

Культурный облик Иркутска: этапы формирования

Статья посвящена вопросу становления культурного облика города Иркутска. На протяжении всей истории города существовало множество этапов, оказавших свое влияние на формирование культуры города.

Актуальные задачи проектирования общественных и жилых комплексов в центре Ферганы

Социально-экономический и научно-технический прогресс современного Узбекистана, его политическое и духовное развитие существенно оказали влияние на градостроительство нашей страны. Современный этап градостроительства сталкивается с новыми задачами п...

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций в России

В данной статье в рамках стратегии инновационного развития Правительства Российской Федерации рассматривается развитие России по инновационному сценарию, поэтому особое внимание уделяется проблемам функционирования и развития агломераций. В наши дни ...

Похожие статьи

Индустриальные города Узбекистана: проблемы, пути и методы реконструкции г. Ангрена

В статье рассматривается инфраструктура индустриального города Ангрена (Узбекистан), проблемы и тенденции формирования благоприятной городской среды. Сложившаяся ситуация в городе оказывает негативное влияние не только на экологический аспект, но и н...

Комплексное формирование парков для проведения историко-культурных мероприятий

В данной статье рассматривается определение движения исторической реконструкции. Проведен обзор известных российских парков исторической реконструкции. Даются рекомендации для комплексного проектирования парков под проведение фестивалей и круглогодич...

Национальные туристические маршруты: опыт Норвегии

В исследовании рассматривается опыт, основная идея и цели создания программы «Национальные туристические маршруты Норвегии». Акцентируется внимание на объединении пейзажа и современной архитектуры маршрутов, каждый из которых является частью мозаики,...

Разработка мероприятий по развитию туризма на региональном уровне на примере Краснодарского края

Относясь к числу южных регионов, имеющих выход к побережьям Черного и Азовского морей, а также с выходом к горным вершинам Главного Кавказского хребта, богатого своей редкой растительностью, редкими видами животных и разнообразными видами объектов ку...

Тенденции развития культурно-познавательного туризма в Рязанской области

В данной статье рассматривается развитие туризма в Рязанской области в целом и культурно-познавательный туризм в области как отдельная единица, потому что на его долю приходится 60 % туристского потока в области. Это не удивительно, ведь Рязанская об...

Культурный облик Иркутска: этапы формирования

Статья посвящена вопросу становления культурного облика города Иркутска. На протяжении всей истории города существовало множество этапов, оказавших свое влияние на формирование культуры города.

Актуальные задачи проектирования общественных и жилых комплексов в центре Ферганы

Социально-экономический и научно-технический прогресс современного Узбекистана, его политическое и духовное развитие существенно оказали влияние на градостроительство нашей страны. Современный этап градостроительства сталкивается с новыми задачами п...

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Современное состояние и проблемы развития рынка туристских услуг Калининградской области

В статье представлено описание современного состояния туризма как одного из приоритетных направлений развития Калининградского региона, сформулированы предпосылки успешного функционирования туризма в области, а также уделено внимание основным проблем...

Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций в России

В данной статье в рамках стратегии инновационного развития Правительства Российской Федерации рассматривается развитие России по инновационному сценарию, поэтому особое внимание уделяется проблемам функционирования и развития агломераций. В наши дни ...

Задать вопрос