Приоритетные направления формирования регионального туристского кластера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 08.06.2019

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Саттарова, З. И. Приоритетные направления формирования регионального туристского кластера / З. И. Саттарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/261/59904/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье проанализированы основные факторы формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области. Подробно рассмотрены сильные и слабые стороны, обуславливающие формирование туристского кластера. Возможности формирования и факторы, препятствующие формированию регионального туристского кластера.

Конкурентоспособность туристической территории (дестинации) и ее привлекательность для инвесторов во многом зависит от того, насколько эффективно структурировано ее экономическое пространство и в какой степени используются наиболее рациональные формы территориальной и отраслевой организации. Современной эффективной и широко используемой во всех странах формой территориальной организации туризма являются региональные кластеры. Формирование региональных туристских кластеров позволяет более интенсивному обмену информацией, взаимодействию и взаимной поддержке между предпринимательскими структурами, содействует росту их конкурентоспособности, их инвестиционной и инновационной активности.

Для анализа основных факторов формирования регионального туристского кластера в Самаркандской области проведем SWOT-анализ, который является одним из универсальных инструментов анализа ситуации в отрасли, и его можно эффективно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли региона.

SWOT-анализ основных факторов формирования регионального туристского кластера Самаркандской области представлен в таблице 1.

Таблица 1

SWOT- анализ основных факторов формирования регионального туристского кластера Самаркандской области

Сильные стороны, обуславливающие формирование туристского кластера

Слабые стороны, обуславливающие формирование туристского кластера

- существующая нормативно — правовая база развития малого и среднего предпринимательства;

— действующий механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

— развитая структура начального, среднего и высшего профессионального образования, значительный научный и инновационный потенциал;

- отсутствие понимания в необходимости использования кластерного подхода в деятельности хокимията области для развития региональной экономики;

— нет опыта подготовительной работы по созданию кластеров в сфере туризма;

— отсутствие сформированных кластеров в экономике Самаркандской области;

— отсутствие базовых нормативных правовых актов по определению основных направлений и механизмов кластерной политики области;

— часть выпускаемой в регионе туристских продуктов и услуг проходит стадии жизненного цикла — зрелость и/или спад и имеет невысокую конкурентоспособность на мировом уровне;

— индивидуальная и зачастую краткосрочная стратегия развития туристских предприятий региона;

— неразвитая система государственной поддержки туристской деятельности в Самаркандской области;

— недостаток у хозяйствующих субъектов (туристских предприятий, малого и среднего бизнеса, вузов и научно-исследовательских институтов (далее — НИИ) информации о преимуществах и мерах государственной поддержки развития бизнеса в рамках кластеров; отсутствие мер, ориентированных на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в согласовании форм и долей участия в организациях по формированию кластеров и управлению ими;

— отсутствие у хозяйствующих субъектов опыта и собственных средств для разработки документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Узбекистана и Самаркандской области;

— нестабильные связи между туристскими предприятиями, вузами и НИИ в процессе создания новых конкурентоспособных видов продуктов и услуг, проведения научных исследований и внедрения разработок в производство;

— нехватка подготовленных инвестиционных площадок для развития существующих и создания новых предприятий;

— отсутствие системной информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов — потенциальных участников кластеров, недостаточный уровень компетенции их специалистов в вопросах кластерной политики.

— высокая цена туристического продукта на национальном и международном рынках;

— несоответствие туристических услуг международным стандартам;

— сезонность туристических услуг, связанная с климатическими условиями;

— низкая конкурентоспособность гостиничного фонда;

— нехватка номерного фонда во время туристического сезона;

— недостаточный брендинг области;

— малое количество современных автотранспортных средств для обслуживания туристических потоков;

— необходимость реконструкции объектов туризма;

— малое количество мероприятий, связанных с историей и культурой области;

— недостаток квалифицированных специалистов в туристической индустрии;

— неблагоприятные демографические процессы;

— неизвестность области, недостаток маркетинговых мероприятий;

— недостаток рекламных материалов о туристическом продукте Самаркандской области;

— малое количество музеев и выставок;

— малое количество мероприятий, связанных с историей и культурой области;

— малая доступность объектов археологического туризма для туристов;

— неудовлетворительное состояние объектов археологии;

— низкая безопасность путешествий к природным памятникам;

— недостаток выставочных залов, демонстрирующих товары народных художественных промыслов;

— недостаточное продвижение народных художественных ремесел;

— нехватка инвестиционных ресурсов;

— отсутствие оборудования на экологических тропах, стоянках;

— отсутствие смотровых площадок

— изношенность материально-технической базы;

— отсутствие рекламных материалов для продвижения туристических продуктов на международном рынке

- наличие большого количества ресурсов для развития нескольких видов туризма: исторического, познавательного, научного, этнографического, экологического, спортивного, приключенческого;

- наличие развитого гостиничного комплекса;

- стратегическое географическое положение Самаркандской области, центральное место на участке Великого шелкового пути;

- транспортная система области (международный аэропорт);

- наличие развитой инфраструктуры питания;

- разнообразный природно-ресурсный потенциал;

— наличие богатого историко-культурного наследия;

— благоприятная экологическая ситуация;

- заинтересованность населения области в развитии въездного и внутреннего туризма;

- стабильная социально-экономическая обстановка;

- событийные мероприятия, связанные с культурой и историей области;

— опыт проведения выставок, ярмарок, фестивалей, семинаров как элемент развития делового туризма;

— опыт проведения соревнований по различным видам спорта;

- наличие памятников археологии: городище Афросиаб пещера Гунджак, пещера Аман кутан, пещера Хазрати Довуд пещера Еттикиз, пещера Ходжа Гургур ота;

— наличие памятников истории: Ансамбль Регистан, Мечеть Биби Ханым, Мавзолей Гур Эмир, мемориальный комплекс Шахи Зинда, Мемориальный комплекс Святого Даниила, Обсерватория Улугбека;

— наличие памятников архитектуры, градостроительства и музеев;

— наличие природных памятников, среди которых можно выделить «Заравшанский заповедник» «Аманкутан», «Долина Демонов», «Миранкуль», «Агалык», «Ургут», огромный валун «Камень сердце»

- наличие бальнеологических ресурсов (12 санаторно курортных комплексов)

- наличие 12 достопримечательных объектов природы, среди которых 2 объекта — особо охраняемые природные территории, 6 объектов — особо охраняемые памятники природы, 7 объектов — не охраняемые государством и одна курортная зона;

— возможность развития системы частных гостиниц;

— возможность использования меньших капитальных и организационных затрат (по сравнению другими видами туризма)

- наличие природных ресурсов для развития пешеходного, лыжного, водного, велосипедного и горного туризма;

— наличие биоресурсов для развития охотничье-рыболовного туризма;

Возможности развития кластера

Угрозы развития кластера

- возможность получения финансовой поддержки от институтов развития а также субсидий из государственного бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, разработку и реализацию проектов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) и др.;

— интерес узбекских и иностранных инвесторов к реализации инвестиционных проектов по открытию новых туристских бизнес-структур в Самаркандском регионе;

— доступ к информационным ресурсам, объединяющим наиболее успешный мировой опыт формирования и развития кластеров в сфере услуг (туризма) в мире.

наличие международных связей;

— возможность для развития разнообразных видов туризма;

— возможность сочетать несколько видов туризма;

— возможность привлечения туристов из Китая, Японии, Кореи;

— возможность развития туристической инфраструктуры за счет привлечения инвестиций

— рост экономического потенциала за счет развития рынка услуг;

— повышение привлекательности области на основе стабильной тенденции реализации маркетинговой политики территории;

— возможность при модернизации производственной базы вписаться в общую стратегию развития Узбекистана;

- нет политической и методической поддержки создания и развития кластеров на государственном и региональном уровне;

—сложное финансово-экономическое состояние предприятий и организаций — хозяйствующих субъектов, субъектов малого и среднего предпринимательства — потенциальных участников создаваемых кластеров в связи с мировым экономическим кризисом;

— недоступность для хозяйствующих субъектов кредитных ресурсов для финансирования операционной деятельности и для реализации инвестиционных проектов и программ развития;

— ограниченный набор механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Узбекистане, ограниченность объема средств из государственного бюджета;

— вступление Узбекистана во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО) и высокая конкуренция мировых производителей на глобальном рынке

В связи с вышесказанным назрела необходимость разработки Концепции кластерной политики Хокимията Самаркандской области, определяющей приоритетные направления деятельности Хокимията Самаркандской области по созданию и развитию кластеров на территории региона.

Все предложенные мероприятия послужат формированию на территории области конкурентной туристической отрасли, а развитие отрасли, в целом, позволит:

1) удовлетворить потребности туристов в получении качественных услуг;

2) создать дополнительные рабочие места;

3) увеличить инвестиционную привлекательность региона;

4) увеличить поступления в региональный и государственный бюджеты;

5) повысить благосостояние жителей области.

Комплекс данных мероприятий позволит, в целом, повысить туристический имидж Самаркандской области, что, в свою очередь, повлечет рост финансовых поступлений.

Основные термины (генерируются автоматически): Самаркандская область, региональный туристский кластер, основной фактор формирования, развитие кластеров, государственный бюджет, наличие, туристский кластер, государственная поддержка, кластерная политика, международный рынок.


Похожие статьи

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике Крым

В статье рассмотрены особенности создания и развития туристско-рекреационного кластера в Республике Крым; показаны факторы, влияющие на его успешное функционирование; проанализирована федеральная программа по развитию кластеров в Крыму.

Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в моногороде

В статье автор рассматривает формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк. Подчеркивается уникальность туристско-рекреационных ресурсов города, выделяются основные признаки формируемого там кластера.

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

К вопросу о мониторинге и оценке инновационного потенциала региона

В статье приводятся подходы к определению инновационного потенциала региона разных авторов и предлагается собственное определение этого понятия. Рассмотрен мониторинг и оценка инновационного потенциала региона. Подробно рассмотрена оценка инновационн...

Перспективы развития инфраструктуры туризма в Узбекистане

В данной статье рассматриваются вопросы прогнозирования развития инфраструктуры туризма в Узбекистане, разработка туристской модели включающую узбекское гостеприимство и международные стандарты сервиса, а также организация туристских потоков в турист...

Пути решения проблем малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан

В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяютс...

Классификация факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций: особенности оборонно-промышленного комплекса.

В статье рассмотрены подходы к определению понятия финансовой устойчивости, определены ключевые признаки, выявлено наиболее полное определение. Изучены классификации факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций, проанализирова...

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как фактора повышения его экономической эффективности (на примере Белгородской области)

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Тенденции развития туристских центров на примере Санкт-Петербурга

В статье представлены основные тенденции развития туристского центра на примере Санкт-Петербурга. Предоставлена информация о комплексе мер, проводимых городом в рамках мероприятий по повышению конкурентоспособности города. Приведена статистика въезда...

Похожие статьи

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике Крым

В статье рассмотрены особенности создания и развития туристско-рекреационного кластера в Республике Крым; показаны факторы, влияющие на его успешное функционирование; проанализирована федеральная программа по развитию кластеров в Крыму.

Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в моногороде

В статье автор рассматривает формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк. Подчеркивается уникальность туристско-рекреационных ресурсов города, выделяются основные признаки формируемого там кластера.

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

К вопросу о мониторинге и оценке инновационного потенциала региона

В статье приводятся подходы к определению инновационного потенциала региона разных авторов и предлагается собственное определение этого понятия. Рассмотрен мониторинг и оценка инновационного потенциала региона. Подробно рассмотрена оценка инновационн...

Перспективы развития инфраструктуры туризма в Узбекистане

В данной статье рассматриваются вопросы прогнозирования развития инфраструктуры туризма в Узбекистане, разработка туристской модели включающую узбекское гостеприимство и международные стандарты сервиса, а также организация туристских потоков в турист...

Пути решения проблем малого и среднего предпринимательства на примере Республики Татарстан

В данной статье проводится анализ основных проблем и путей решения малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан. Рассматриваются задачи развития предпринимательства, способствующие его эффективному функционированию. Отдельно выделяютс...

Классификация факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций: особенности оборонно-промышленного комплекса.

В статье рассмотрены подходы к определению понятия финансовой устойчивости, определены ключевые признаки, выявлено наиболее полное определение. Изучены классификации факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций, проанализирова...

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как фактора повышения его экономической эффективности (на примере Белгородской области)

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...

Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоне...

Тенденции развития туристских центров на примере Санкт-Петербурга

В статье представлены основные тенденции развития туристского центра на примере Санкт-Петербурга. Предоставлена информация о комплексе мер, проводимых городом в рамках мероприятий по повышению конкурентоспособности города. Приведена статистика въезда...

Задать вопрос