Научно-исследовательская, музеографическая и культурно-образовательная деятельность Томского областного краеведческого музея (1990–2010 гг.) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Вспомогательные исторические дисциплины

Опубликовано в

II международная научная конференция «Исторические исследования» (Чита, декабрь 2013)

Дата публикации: 09.12.2013

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, С. Е. Научно-исследовательская, музеографическая и культурно-образовательная деятельность Томского областного краеведческого музея (1990–2010 гг.) / С. Е. Григорьева. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 65-69. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/116/4259/ (дата обращения: 17.12.2024).

Изменения политической, экономической и социокультурной ситуации в России, приобретшие кардинальный характер на рубеже 1980–1990-х гг., затронули все направления музейной деятельности. Музей, наряду с другими учреждениями культуры, стал полноправным субъектом рыночных отношений, поэтому поиски новых форм работы стали важным аспектом интеграции музея в современные социально-экономические отношения.

С начала 1990-х гг. научно-исследовательская и образовательная работа в Томском музее получила новый импульс, издательская, методическая деятельность стали определяющими. В 1994 г. Томский государственный объединенный историко-архитектурный музей (ТГОИАМ) возобновил выпуск «Трудов музея», приостановленный в 1962 г. На протяжении последующих полутора десятка лет было выпущено 9 томов «Трудов музея», в которых сотрудники музея, а также авторы из Томского государственного университет (ТГУ) и других вузов освещали отдельные сюжеты из истории Томского краеведческого музея, формирования его фондов и коллекций, организации экспедиций.

Кроме того, сотрудники музея участвовали в написании и издании ряда других статей, сборников и монографий. В 1995 г. в музее был подготовлен сборник научно-популярных статей «Земля Асиновская». Этот сборник открыл серию изданий «Земля…», посвященных отдельным районам Томской области и выходивших по инициативе и под редакцией сотрудника музея Я. А. Яковлева. Всего было выпущено около десяти сборников, в которых участвовали и сотрудники музея, и другие томские историки и краеведы. Одновременно с коллективными краеведческими выпусками Я. А. Яковлев подготовил несколько ярких авторских изданий [1, 2]. Кроме того, Я. А. Яковлев выступал как главный редактор краеведческого альманаха «Сибирская старина», который в 2001–2005 гг. выходил под эгидой Томской областной библиотеки им. Пушкина и ТОКМ.

Важно подчеркнуть, что в музее проводились научные исследования не только с опорой на письменные источники. На рубеже веков появилось осознание значимости музейных предметов как вещественных источников, которые обеспечивают достоверную информацию для изучения исторического прошлого. В 2000 г. вышло первое в истории Томского музея иллюстрированный альбом, подготовленный Е. А. Андреевой, в котором были опубликованы изобразительные источники, извлеченные из фондов музея, — фотографии, живописные работы, планы и фрагменты архитектурных проектов. Не хуже письменных текстов, а в ряде случаев и полнее, и более впечатляюще, музейные источники раскрывали тему работы [3]. В 2003 г. в Томском краеведческом музее были подготовлены две работы, опиравшиеся на изобразительные и вещественные источники. Первая из них, «Лар-ях — народ с заливных лугов», создавалась сотрудниками ТОКМ совместно с правительством и департаментом культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа и рассказывала о ваховских хантах, используя по преимуществу экспонаты из этнографической коллекции Томского музея [4]. Вторым изданием стал альбом «Томский областной краеведческий музей: из прошлого в будущее», который охватил все многообразие деятельности музея за первые 80 лет его жизни, и над которым работали практически все сотрудники музея. Языком письменных, вещественных и изобразительных источников авторы этой работы раскрыли важные моменты истории музея, его коллекции, показали вклад руководителей и рядовых сотрудников в его становление и развитие [5].

В наибольшей степени новый подход к изучению прошлого, раскрытие исторических фактов и событий через призму изобразительных и вещественных источников, был реализован в фундаментальном издании «Томск: история города в иллюстрациях», созданном на паритетных началах сотрудниками Томского государственного университета и Томского областного краеведческого музея [6]. Этот труд, представляющий иллюстрированную историю повседневности Томска в продолжение 400 лет его исторического пути, вызвал большой общественный резонанс, стал главным событием юбилейных торжеств в городе в 2004 г. Несомненно, издание этого и других научных и научно-популярных трудов с участием музейных сотрудников, с привлечением музейных источников свидетельствовало о возраставшем значении ТОКМ как научного учреждения.

Об укреплении научного характера деятельности Томского музея говорили и участие музейных сотрудников в научных конференциях. Известно, что в течение изучаемого в данной главе периода сотрудники ТОКМ выступали на научных конференциях не менее 80 раз. Важно отметить, что на рубеже столетий ТОКМ стал организатором собственных научных конференций. Первая из них была проведена в мае 1995 г. и имела характер внутримузейной, участники ее рассматривали итоги работы коллектива за предыдущий 1994 г. [5. C. 79] В дальнейшем такие обсуждения получили научный характер и стали называться Шатиловскими чтениями, которые ныне проводятся регулярно как межрегиональная научно-практическая конференция. (Чтения проводились 18–19 марта 1996 г., 17–18 марта 2000 г., 4 июня 2002 г., 3 июля 2003 г., 16–18 мая 2007 г., 16–17 июля 2009 г.) К участию в Шатиловских чтениях привлекаются студенты, аспиранты, преподаватели вузов, сотрудники архивов и библиотек Томской области, краеведы, они рассматривают вопросы музеологии, исторического краеведения, истории культуры и др. Материалы Шатиловских чтений публикуются в «Трудах Томского областного краеведческого музея» [7. C. 34].

В 2002 г., когда ТОКМ праздновал 80-летие со дня открытия первой экспозиции, юбилейная дата была отмечена организацией и проведением торжественного заседания, на котором присутствовали представители Совета музеев Сибири, ученого совета Томского краеведческого музея. Одновременно при поддержке ТГУ и под руководством директора музея Э. И. Черняка была организована и проведена Всероссийская научная конференция «Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе». В конференции приняли участие более 100 специалистов из Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Омска, Кемерова, Нижневартовска, Абакана, Красноярска, Улан-Удэ, Владивостока. Первая столь представительная научная конференция, организованная ТОКМ, показала рост интереса исследователей к музейной тематике, а также и возрастание научного авторитета самого Томского краеведческого музея, что хорошо видно по материалам тематического сборника, вышедшего по завершении конференции [8]. По признанию очевидцев, и столь масштабная конференция, и сборник ее материалов стали событием в профессиональном сообществе музеологов.

В мае 2003 г. ТОКМ совместно с Межрегиональным институтом общественных наук ТГУ (МИОН ТГУ) и при активной поддержке крупнейшей отечественной профессиональной ассоциации специалистов по информационным технологиям в отрасли культуры — некоммерческого партнерства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (НП АДИТ) — провел Всероссийскую научно-практическую конференцию по информационным технологиям в музеях. В ней участвовали ведущие специалисты по музейной информатизации из Москвы, Ярославля, Рыбинска, Саратова, Нижнего Новгорода, Пскова, Новосибирска, Кемерова, Красноярска, Барнаула, Омска. Участники конференции дали высокую оценку работам по информатизации ТОКМ, наметили перспективы Томской области как территории прорывного музейного развития. На конференции прозвучало предложение сделать томские конференции по информационным технологиям в музеях регулярными. И действительно, в сентябре 2004 г., затем в ноябре 2005 г. в Томске состоялись вторая и третья конференции по информационным технологиям в музеях в том же формате. Материалы всех трех конференций были опубликованы в одном сборнике «Музей и современные технологии» (Томск, 2006) [9, 10].

В первой половине 2000-х гг. сотрудники ТОКМ активизировали участие в конкурсах различных отечественных и зарубежных научных фондов. В 2000–2004 гг. в Томском областном краеведческом музее было выполнено свыше 20 проектов, получивших грантовую поддержку научных фондов. Так, в 2000–2003 гг. значительная часть сотрудников ТОКМ участвовала в выполнении мегапроекта «Встречи на границах», в ходе которого была начата обработка и оцифровка музейных материалов по истории освоения Сибири русскими с целью последующего их размещения на сервере Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне. Одновременно музей участвовал в реализации программы «Мировая культура в сибирских музеях, сибирские музеи — мировой культуре», выступал в роли хранителя и исследователя многих музейных шедевров, имеющих мировое значение [11. 22 авг.].

Со второй половины 1990-х гг. наряду с научно-исследовательскими в Томском краеведческом музее развернулись музеографические работы по описанию музейных коллекций, составлению каталогов и подготовке их к изданию. В 1996 г. вышел в свет каталог «Старопечатные книги Томского государственного объединенного историко-архитектурного музея» [12]. Позже силами университетских специалистов был подготовлен каталог «Старообрядческая библиотека Нифантовых» [13].

В 1998 г. были составлены каталоги этнографических фондов ТГОИАМ «Народы Сибири: ханты, селькупы» и «Старообрядческая коллекция в фондах ТГОИАМ» [14. Л. 5]. В 2001 г. был издан каталог «Хантыйская коллекция Томского областного краеведческого музея», составленный Н. А. Тучковой [15]. По мнению специалистов и пользователей, он является одним из лучших подобных изданий, включает описание предметов хантыйской коллекции Томского и Колпашевского краеведческих музеев, которые характеризуют васюгано-ваховскую группу ханты. В 2002 г. вышел каталог «Самопрялки из фонда Томского областного краеведческого музея» [16]. В 2004 г. серия пополнилась каталогом «Этнографические фотографии И. С. Фатеева с р. Тым 1938–1940 гг. из фондов Томского и Колпашевского краеведческих музеев», составленным Ю. К. Рассамахиным, Я. А. Яковлевым [17].

Подготавливались и издавались каталоги музейных предметов и коллекций по зоологии и палеонтологии: «Зоологические коллекции позвоночных животных ТОКМ», «Коллекции четвертичных млекопитающих ТОКМ» и др. [18] Вышел объемный каталог «Карты и атласы Томского областного краеведческого музея», подготовленный И. В. Козловой [19].

Помимо каталогов музейных собраний, сотрудница ТОКМ Т. Ю. Назаренко подготовила описание выставки «Дочери Сарры», посвященной истории сибирских евреев [20].

В 2000-х гг. в ТОКМ развернулось создание электронных каталогов, описывающих различные музейные коллекции: «Фотолетопись на излете традиционной селькупской культуры» (составители Я. А. Яковлев и Ю. К. Рассамахин), «Личные фонды исследователей Сибири в ТОКМ» (Д. В. Загоскин, В. А. Муравская, Г. С. Гурьева, Л. А. Тимофеева, А. А. Пономарев), «Картографическая коллекция в фондах ТОКМ» (М. В. Ефремова, И. В. Козлов, А. А. Пономарев). В 2002 г. вышел первый компакт-диск выставки «Дочери Сарры», в дальнейшем на компакт-дисках было выпущено еще 2 каталога, 3 виртуальные выставки, виртуальный фотоальбом, видеофильм и т. д. Ряд электронных изданий был посвящен изучению коллекций музея, национальным праздникам, истории Томска и др. [21. C. 51–58].

Столь значительное в количественном и качественном отношении формирование совершенно нового для ТОКМ да и других музеев Сибири направления музеографии, конечно же, говорило о новизне научных подходов, о музейных инновациях, которые развивались благодаря применению новейших информационных технологий, компьютеризации музейной деятельности.

Значительные перемены в научной работе музея повлияли и на такое направление музейной деятельности, которое в советские времена называлось культурно-просветительным и даже политико-просветительным, а в 1990-х стало именоваться культурно-образовательным [22. C. 311]. Характерно, что в ТОКМ, как уже отмечалось, был создан специальный культурно-образовательный отдел, который возглавляла до 1996 г. Н. Л. Сенюкова.

В музее организовывались различные мероприятия культурно-просветительной направленности, велась подготовка и раздача рекламных листков с информацией о музейных выставках, пригласительных билетов на выставки. Активизировалось сотрудничество Томского краеведческого музея со средствами массовой информации: в 1995 г. была подготовлена программа «Телевизионное знакомство с Томским областным краеведческим музеем» [23. Л. 3]. Сотрудники музея все чаще подготавливали информацию для газет «Томская неделя», «Все для вас», «Красное знамя», для радиоканалов. Одним из самых перспективных направлений музейной образовательной деятельности стало создание сайта Томского музея в Интернете, виртуальных выставок.

С созданием особого культурно-образовательного отдела в Томском музее его сотрудники обратились к разработкам образовательной концепции в других российских музеях и выяснили главное: музей представляется одним из важнейших факторов развития человека, его вкуса, воображения, познавательного и творческого потенциалов. Поэтому в музее необходимы преимущественное развитие диалоговых форм общения с аудиторией, ориентация на индивидуальные предпочтения, творческие склонности посетителей музея и, как следствие, необходимость изучения музейного посетителя — его запросов, требований, пожеланий, восприятия им экспозиции [22. C. 311, 24. C. 5–16, 25 C. 397].

Опираясь на имеющиеся в музеологической литературе наработки, сотрудники ТОКМ приступили к разработке и осуществлению разнообразных форм культурно-образовательной деятельности. Они включали экскурсионные абонементы по краеведческой экспозиции для младших школьников, для учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ, предполагавшие проведение экскурсий как сотрудниками музея, так и учителями. Обладатели студенческих абонементов получали новые знания за счет вовлечения музейных материалов в университетские лекционные курсы.

С 2000 г. в ТОКМ был организован выездной краеведческий лекторий, в котором читались авторские лекционные курсы по краеведению и фондовым собраниям музея. Одновременно разрабатывались интерактивные программы в экспозициях и выставках. Так, на базе общеобразовательных учебных заведений организовывались конкурсно-познавательные программы с привлечением музейной информации. Пользовались популярностью культурно-досуговые программы «Музейный сад», «Каникулы в музее», «Международный день музея», «День рождения ТОКМ», «Творческий музейный вечер». Проводились «Музейные туры», то есть организация туристско-экскурсионных маршрутов с включением музейных и внемузейных объектов показа, в том числе туры с посещением филиалов ТОКМ и других музеев. Организовывались «Музейные классы», на посетителей которых были рассчитаны учебные программы по обучению традиционным технологиям, народным ремеслам и др. Осуществлялись интерактивные программы — участие в проведении экологической программы, посвященной Дню птиц и Дню земли [26. Л. 20, 27. C. 207–213].

Начиная с 1990-х гг., Томский краеведческий музей стал одним из организаторов краеведческих программ среди учащихся образовательных учреждений Томской области. Программа «Люби и знай свой город и край», разработанная по инициативе Дома творчества юных при поддержке краеведческого музея, начала реализовываться в 1997 г. и с тех пор осуществляется ежегодно. Вторая программа –«Энциклопедия томских деревень», заключавшаяся в подготовке учащимися рефератов по истории сел Томской области и защите их на конференциях юных краеведов, реализовывалась с 1999 г. Нужно заметить, что в ходе конкурсов и программ собирался краеведческий материал, который использовался затем в учебной и внешкольной работе. Именно с такими целями силами ТОКМ было организовано несколько краеведческих семинаров, на которых музейные работники обучали школьных учителей методике сбора и обработки краеведческой информации, комплектованию естественно научных, этнографических коллекций [28. C. 118–124].

Наряду с образовательными программами сотрудники ТОКМ принимали непосредственное участие в проверке работы общественных музеев, оказывали им методическое и практическое содействие в оформлении экспозиций и налаживании учета и хранения фондов [29. Л. 22]. Так, в 1990 г. они спроектировали и создали музей в с. Новорождественке Томского района, музей истории улицы имени Н. Н. Яковлева в томской средней школе № 31 [30. Л. 103]. В 1999 г. сотрудники Томского музея разработали проекты и участвовали в создании экспозиций музея истории Томской областной клинической психиатрической больницы, в 2001 г. — музея УВД по Томской области, Нарымского музея политической ссылки и домика И. В. Сталина в Нарыме, в 2003 г. — музея под открытым небом «Уголок селькупской старины» в Нарыме, в 2004 г. — музея истории Томской областной прокуратуры, в 2005 г. — музея истории образования Томского района в п. Кисловке, музея истории Лицея молодежной моды, в 2006 г. — музея истории спорта Томского района в п. Кисловке [31. Л. 1–3, 32. Л. 1].

С начала 2000-х гг. ТОКМ становится культурно-образовательным и научно-методическим центром межрегионального и общероссийского значения. Так, например, в 2001 г. ТОКМ совместно с ТГУ и общественной организацией «Ассоциация «Открытый музей»» (г. Красноярск) принимал у себя участников проекта «Музейный квартал», посвященного новым технологиям проектирования и продвижения музейных экспозиций. В Томском краеведческом музее собралось более 40 специалистов экспозиционного проектирования и PR-технологий из России, Румынии, Армении, Казахстана. Выполненные в здании ТОКМ и даже на прилегавшей к нему части проспекта Ленина некоторые музейные композиции носили явно авангардистский характер и скорее эпатировали, чем привлекали. Тем не менее инновационные PR-технологии были налицо, и им стоило поучиться [11. 22 авг.].

В 2004 г. Томский краеведческий музей совместно с Немецкой службой академических обменов (DAAD) и при поддержке Томского государственного университета организовал занятия российско-германской проектной мастерской по формированию предложений музейных услуг. В ходе международной музейной встречи германские специалисты провели специальные курсы для студентов ТГУ, обучающихся по специальности «музеология». Тут надо отметить, что с 2002 г., когда в ТГУ открылась новая кафедра музеологии, ТОКМ, по сути, функционировал как экспериментальная площадка для развития музеологического направления в научно-исследовательской и образовательной практике: директор музея Э. И. Черняк (а затем сменивший его на руководящем посту В. Н. Бударин) и научные сотрудники Н. Л. Сенюкова, Ю. К. Рассамахин, М. В. Ефремова, Т. П. Смердина, С. И. Зоркальцева, О. П. Галанова и др. читали лекционные курсы для студентов ТГУ, руководили студенческими практиками, предоставляли фондовые материалы для выполнения курсовых и дипломных работ, а затем и трудоустраивали некоторых выпускников.

Настоящим прорывом в развитии Томского краеведческого музея стало широкое применение информационных технологий в музейной практике, в исследовательской и музеографической работе. Это способствовало подготовке и изданию значительного количества исследовательских работ, а научно-исследовательское направления стали ведущими в деятельности музея. ТОКМ заявил о себе как о крупном научном центре в области музейного источниковедения, исторического краеведения, применения новых технологий в музейной практике. Благодаря этому музей смог демонстрировать свои коллекции в Интернете, в музейных залах, а также участвовать во всероссийских и международных выставочных проектах. На новый уровень поднялась культурно-образовательная деятельность, все более привлекающая в музей посетителей, расширяющая музейную аудиторию.

Литература:

1.         Яковлев Я. А. Томский областной краеведческий музей / Я. А. Яковлев // Томск от А до Я: Краткая энциклопедия города. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — С. 368–369;

2.         Яковлев Я. А. Иллюстрации к ненаписанным книгам: Саровское культовое место / Я. А. Яковлев. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. — 274 с.

3.         Усадьба И. Д. Асташева — Томский областной краеведческий музей / Томский областной краеведческий музей, Проблемная научно-исследовательская лаборатория истории археологии и этнографии Сибири ТГУ; сост. е.А. Андреева, науч. ред. Э. И. Черняк. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 48 c.

4.         Лар-ях — народ с заливных лугов: Этнографическая коллекция ваховских ханты в Томском областном краеведческом музее: Альбом / Н. А. Тучкова, А. Г. Тучков; Отв. ред. Я. А. Яковлев. — Томск: ГалаПресс, 2003. — 79 с.

5.         Томский областной краеведческий музей: из прошлого в будущее: Альбом / Отв. ред. Э. И. Черняк. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. — 182 с.

6.         Томск: История города в иллюстрациях. 1604–2004 / Сост. О. В. Патрина, Н. М. Дмитриенко; науч. ред. Э. И. Черняк. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. — 600 с.

7.         Научно-практическая конференция «Шатиловские чтения»: Буклет. Томск, 2009.

8.         Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: материалы Всероссийской научной конференции / Томский государственный университет, Томский областной краеведческий музей и др.; отв. ред. Э. И. Черняк. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — 419 с.

9.         Музей и современные технологии: материалы Всероссийских научных конференций (Томск, 20–23 мая 2003 г., 20–24 сентября 2004 г., 19–22 ноября 2005 г. Том. гос. ун-т, МИОН; отв. ред. Э. И. Черняк. — Томск Изд-во Том. ун-та, 2006. — 299 с.

10.     В ноябре 2010 г. в Томске была проведена очередная встреча с участием представителей НП АДИТ: в ТГУ силами кафедры музеологии, культурного и природного наследия была организована Всероссийская конференция с международным участием «Источники и информационные технологии в презентации и трансляции культурного наследия» (См.: Жуковская А. Сохранение прошлого — задел для будущего // Alma Mater. Томск, 2010. 30 нояб.).

11.     Красное знамя. 2003.

12.     Старопечатные книги Томского государственного объединенного историко-архитектурного музея: Каталог / Сост. О. Н. Бахтина при участии Н. Ж. Ветшевой.– Новосибирск, 1996. — 177 с.

13.     Старообрядческая «библиотека Нифантовых» из фондов Томского областного краеведческого музея: Каталог/ Сост. О. Н. Бахтина, Е. Е. Дутчак, Е. Г. Захарова. –Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. — 102 с.

14.     Архив ТОКМ. Оп.1. Д. 923.

15.     Хантыйская коллекция Томского областного краеведческого музея: Каталог / Сост. Н. А. Тучкова. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. — 185 с.

16.     Самопрялки из фонда Томского областного краеведческого музея: Каталог / Сост. е.Р. Фендель. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — 119 с.

17.     Каталог этнографических фотографий И. С. Фатеева с р. Тым 1938 и 1940 гг. из фондов Колпашевского и Томского краеведческих музеев / Томский областной краеведческий музей; сост. Ю. К. Рассамахин, Я. А. Яковлев. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. — 105 с.

18.     Коллекции четвертичных млекопитающих Томского областного краеведческого музея: Каталог / Сост. А. В. Шпанский. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. — 100 с.

19.     Карты и атласы Томского областного краеведческого музея: Каталог / Сост. И. В. Козлова. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — 154 с.

20.     Выставка «Дочери Сарры»: Каталог / Томский областной краеведческий музей; сост. Т. Ю. Назаренко. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — 102 с.

21.     Загоскин Д. В. Музейная торговля. Опыт Томского областного краеведческого музея / Д. В. Загоскин // Справочник руководителя учреждения культуры. — М., 2005. № 1. — С. 51–58.

22.     Юхневич М. Ю. Культурно-образовательная деятельность / М. Ю. Юхневич // Российская музейная энциклопедия: В 2 т. Т.1: А — М. — М.: Прогресс, РИПОЛ КЛАССИК, 2001. — С. 311–312.

23.     Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. 754.

24.     Коссова И. М. Культурно-образовательная деятельность музеев. Тенденции и перспективы / И. М. Коссова // Культурно-образовательная деятельность музеев. Сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела) / Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма Российской Федерации. — М.: АО «Астра семь», 1997. — С. 5–16.

25.     Кулямзина С. В. Культурно-образовательная деятельность в музеях России на современном этапе / С. В. Кулямзина // Русский вопрос: история и современность: Материалы IV международной научно-практической конференции / Отв. ред. М. А. Жигунова, Т. Н. Золотова. — Омск: Наука, 2007. — С. 397–399.

26.     Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. 1324.

27.     Сенюкова Н. Л. Размышления в поисках концепции культурно-образовательной деятельности Томского областного краеведческого музея / Н. Л. Сенюкова // Труды Томского областного краеведческого музея / Отв. ред. Л. И. Боженко. –Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. Т.12. — С. 207–213.

28.     Сенюкова Н. Л. Краеведческие программы Томского областного краеведческого музея / Н. Л. Сенюкова // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: Материалы Всероссийской научной конференции.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — С. 118–124.

29.     Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. 730.

30.     Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. 699.

31.     Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. 561.

32.     Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. 562.

Основные термины (генерируются автоматически): Томский краеведческий музей, музей, Томский областной краеведческий музей, Томский музей, сотрудник музея, Томская область, программа, сотрудник, Томск, фонд.

Похожие статьи

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Выявление проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства в г. Арсеньеве

Возникновение и развитие Сибайского автотранспортного предприятия в 1956–1991 гг.

Организация ученического научно-исследовательского общества в колледже, направленная на взаимодействие обучающихся в рамках решения учебных задач по учебным дисциплинам

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки

Деятельность крупнейших библиотек системы высшего образования Узбекистана: исторический аспект (1960–1990 гг.)

Похожие статьи

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Краеведческая направленность эколого-географического образования и воспитания школьников (на примере Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан)

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Выявление проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства в г. Арсеньеве

Возникновение и развитие Сибайского автотранспортного предприятия в 1956–1991 гг.

Организация ученического научно-исследовательского общества в колледже, направленная на взаимодействие обучающихся в рамках решения учебных задач по учебным дисциплинам

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки

Деятельность крупнейших библиотек системы высшего образования Узбекистана: исторический аспект (1960–1990 гг.)