Возникновение и развитие Сибайского автотранспортного предприятия в 1956–1991 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 03.03.2014

Статья просмотрена: 379 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, В. Р. Возникновение и развитие Сибайского автотранспортного предприятия в 1956–1991 гг. / В. Р. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 713-715. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9582/ (дата обращения: 16.12.2024).

Транспорт является неотъемлемой частью нашей жизни, без него невозможно представить современный мир. Думаю, что это утверждение ни у кого не вызовет сомнений, так как транспорт играет огромную роль как в развитии отдельных городов и населенных пунктов, так и всей страны в целом. В данной статье хотелось бы рассмотреть процесс возникновения городского пассажирского транспорта. Этим и объясняются хронологические рамки, начинающиеся с 1956 года. Статус города Сибай получил в 1955 году [4, с. 9], а на следующий год была организована Сибайская автобаза [5, с. 5].

Думаю, прежде чем начать исследование пассажирских перевозок в г. Сибае, следует познакомить читателей с самим городом и его историей.

По данным «Историко-культурного энциклопедического атласа Республики Башкортостан», Сибай находится на юго-востоке современного Башкортостана, в 521 км от г. Уфы, на правом берегу р. Худолаз, в междуречье его правых притоков Камышузяк и Карагайды, на стыке Кизило-Уртазымской равнины и восточных предгорий хребта Ирендык [2, с. 562]. Как нам повествует книга «Города и районы Республики Башкортостан», свои рождением город обязан природным богатствам края [1, с. 222]. Здесь же ведется рассказ о легенде, по которой начало Сибаю положил простой охотник из деревни Старый Сибай: раскапывая нору горностая, он нашел тяжелую красную глину с блестками пирита. В дальнейшем оказалось, что это бурый железняк со значительным содержанием золота и серебра [1, с. 222].

Не сложно догадаться, что после этого начинается разработка месторождений. Как пишут авторы книги «Города и районы Республики Башкортостан», в период Гражданской войны горнорудные предприятия были разрушены, однако в 1925 году разведочная шахта была восстановлена и добыча руды возобновилась [1, с. 222]. По данным книги «Сибай 1955–2005», добытую руду поставляли на Баймакский медеплавильный завод на лошадях, быках и даже на верблюдах [4, с. 7].

Рис. 1. Первый рудный транспорт — верблюды 1926 г. [4, с. 7].

В 1939 году рядом с существующим месторождением было открыто новое — Ново-Сибайское месторождение, определившее дальнейшую судьбу Сибайского рудника. Руда здесь залегала на глубине всего 8–10 метров и добывалась открытым способом [1, с. 222]. Как пишут авторы книги «Сибай 1955–2005», одновременно с разработкой месторождения началось строительство рабочего поселка, который назвали Сибай и 16 декабря 1938 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР селение Сибай Баймакского района отнесено к категории рабочих поселков [4, с. 7].

Как известно, во время Великой Отечественной войны большинство мужского населения ушло на фронт. Так, из Сибая по данным книги «Сибай 1955–2005», на фронт ушло 350 человек и около 200 из них не вернулись [4, с. 8]. О подвигах сибайцев (в том числе и о водителях Сибайской автобазы комбината) в это тяжелое для страны время написано в книге Рамазана Исмагиловича Утягулова «Подвиг» [7].

Несмотря на военное время, как отмечают авторы книги «Города и районы Республики Башкортостан», в январе 1944 года в Сибае был пущен медеплавильный завод [1, с. 222].

В 1948 году Советом Министров СССР было принято решение о начале возведения Башкирского медно-серного комбината на базе Сибайского месторождения. Как пишут авторы книги «Сибай 1955–2005», строительство объектов БМСК велось ускоренными темпами демобилизованными солдатами, молодежью близлежащих деревень и соседних районов и областей [4, с. 8].

Естественно кроме горнодобывающей промышленности развивались и другие отрасли хозяйства. Был создан строительно-монтажный трест «Башмедьстрой», развивалось жилищное строительство, строились школы, было построено профессиональное училище, ясли, в 1953 году закончилось строительство элеватора, был запущен хлебозавод [4, с. 8]. Также росла численность населения. По данным авторов «Историко-культурного энциклопедического атласа Республики Башкортостан», в 1939 году численность населения составляла 2,4 тыс. чел., в 1959 г. — 29,0 тыс. чел. [2, с. 562]. Как мы видим, количество населения за каких-то 20 лет увеличилось на 26,6 тыс. чел.

Все эти факторы способствовали превращению поселка в город. Как пишут авторы книги «Сибай», 21 ноября 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Сибай преобразован в город республиканского (АССР) подчинения [3,с. 56]. Как точно подмечают авторы книги «Сибай. Краткий популярный историко-этнографический и социально-экономический очерк», это событие произошло спустя всего десять лет после окончания Великой Отечественной войны, когда «страна все еще залечивала нанесенные ей раны» [6, с. 6].

Естественно, с ростом поселка и присвоением ему статуса города возник вопрос о грузовых и пассажирских перевозках. В связи с этим, по данным книги «Сибай 1955–2005», приказом министра автомобильного транспорта РСФСР от 15 августа 1956 года была создано Сибайское автохозяйство Башавтотреста [4, с. 35]. Как пишут авторы брошюры «Сибайское автотранспортное предприятие 1956–2006. Дороги нашей судьбы» (полученной нами на самом предприятии и выпущенной к его юбилею), организатором предприятия был назначен переведенный из автотранспортной конторы треста «Башмедьстрой» (там он работал начальником гаража) участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант запаса Ашраф Хажиевич Халитов, приступивший к своим обязанностям с 14 августа 1956 г. [5, с. 5, 7]. Первые автомобили необходимые для запуска работы предприятия были получены из Самарского АТП: 50 грузовых автомобилей марки ГАЗ-51 и ЗИС-355 [4, с. 35].

Рис. 2. Первый директор Сибайского АТП Халитов А. А. 1956 г. [5, с. 6].

Как мы узнали из упомянутой брошюры, время создания предприятия пришлось на период уборки урожая, в связи с чем основная часть транспорта была направлена на уборку, а небольшая часть оставлена для строительства базы. Как не удивительно, но ко времени возвращения оставшиеся работники успели огородить территорию деревянным из горбыля забором, построить из сруба небольшие диспетчерскую и контору. Как далее пишут авторы брошюры, в начале 1957 года из бутового камня начали строить кузницу, склад, вулканизаторный цех [5, с. 5]. В это же время, по данным книги «Сибай 1955–2005», были организованы курсы по подготовке водителей. Вел эти курсы И. Ф. Насакин [4, с. 35].

Как пишут авторы книги «Сибай», летом 1957 года началось автобусное обслуживание горожан [3, с. 57]. По данным брошюры «Сибайское автотранспортное предприятие 1956–2006. Дороги нашей судьбы», из Баймака были переведены 2 автобуса ПАЗ-651, а также легковые и грузовые таксомоторы. Были переведены водителями Марков Владимир Михайлович, Ямщиков Александр Иванович, Масалкины Борис Федорович и Юрий Федорович, Курушина Анастасия Филипповна, Хибатуллина Тамара Тимофеевна. Открылся маршрут «Ул. Баймакская — Кинотеатр «Мир»», протяженностью 6 километров [5, с. 6].

Рис. 3. Первое здание диспетчерской [5, с. 5].

За выбранный нами период изучения в автотранспортном предприятии сменилось 8 руководителей: первым, как мы помним, был Ашраф Хажиевич Халитов, затем продолжали его дело Ильин Николай Игнатович, Яналин Расуль Ямалетдинович, Волков Игнат Андреевич, Быков Владимир Александрович, Шунин Владимир Александрович, Исянгулов Роберт Закирович и Хасанов Сафиулла Гайсович. Как отмечают авторы книги «Сибай 1955–2005», существенные перемены в жизни предприятия произошли в период, когда директорами были Быков В. А., Шунин В. А., а также Хасанов С. Г., в период руководства которого коллектив Сибайского АТП был признан лучшим в системе Башавтотранса [4, с. 35].

Какие же это были перемены?

По данным упомянутой брошюры, при руководстве Волкова Игната Андреевича было построено здание, в которое входили небольшая столовая, несколько цехов, профилакторий для ремонта автомобилей. Также началось строительство зоны ремонта автобусного парка. На период руководства Быкова В. А. (1964–1970 гг.) пришлось завершение строительства зданий, начатых Волковым и было организовано возведение двухэтажного административного здания. Многое было сделано за период руководства Шунина Владимира Александровича (1970–1982 гг.): было завершено строительство административного здания, построены и оснащены современным оборудованием многие цеха, возведена теплая стоянка автобусов, контрольно-пропускной пункт, заасфальтирована территория предприятия (которая до этого весной, осенью и в дождливую погоду утопала в грязи), построены складские помещения, механическая мойка, приступили к строительству новой столовой, здания диспетчерской, комплекса зданий, состоящих из комнаты отдыха, кабинетов безопасности движения, производственно-технического отдела и стоянки легкового транспорта [5, с. 5, 8]. Кроме того, увеличился парк грузовых автомобилей и автобусов, расширилась сеть обслуживания городских, пригородных и междугородных перевозок, был создан Аскаровский филиал [5, с. 8].

Немало успехов добился Сафиулла Гайсович Хасанов, работавший в АТП с 1960 года и прошедший все ступени от водителя до руководителя предприятия [4, с. 35]. В период его руководства были построены своя АЗС, прачечная, собственная котельная, кроме долевого участия в строительства жилья, было построено 2 собственных 2-квартирных дома. Большим достижением была сдача в эксплуатацию в 1993 году 113-квартирного жилого дома для работников автотранспортного предприятия [5, с. 8–9].

Подводя итоги, можно сказать о том, что за изучаемый период (а он составляет всего лишь 35 лет) Сибайское автотранспортное предприятие добилось больших успехов и прошло немалый путь. Кардинально был изменен облик самого предприятия, были улучшены условия работы и отдыха трудящихся, был решен вопрос обеспечения работников жильем и др. Но самое главное была решена проблема городских пассажирских перевозок. И не смотря на то, что город является не таким большим транспортная проблема перестала иметь большую остроту. Надеемся, что и в дальнейшем общественный транспорт сохранит свою популярность и будет играть не малую роль в развитии города.

Литература:

1.                  Города и районы Республики Башкортостан. Уфа: АНО «Издательский дом «Республика»», 2007. — 603 с.

2.                  Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. Москва, Уфа: «Дизайн. Информация. Картография», 2007.

3.                  Сибай. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. — 64 с.

4.                  Сибай 1955–2005. Магнитогорск: ЗАО «Магнитогорский Дом печати», б.г. — 104 с.

5.                  Сибайское автотранспортное предприятие 1956–2006. Дороги нашей судьбы. Б.м.: ООО «НТРК», 2006. — 16 [1] с.

6.                  Сибай. Краткий популярный историко-этнографический и социально-экономический очерк. Уфа: Слово, 1995. — 96 с.

7.                  Утягулов Р. И. Подвиг. Сибай: ГУП «Сибайская городская типография» РБ, 2006. — 117 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Сибай, автор книги, Башкортостан, Великая Отечественная война, Владимир, данные, район Республики, Сибайское автотранспортное предприятие, Хасан, Историко-культурный энциклопедический атлас.


Похожие статьи

Этапы развития Бельского речного пароходства в 1919–1940 гг.

Развитие системы образования Яшкинского района Кемеровской области в 1920–30-е гг.

Возникновение и развитие городского транспорта в г. Уфе и г. Стерлитамаке в 30-х гг. XX века

Культурно-просветительские учреждения Ставрополья в восстановительный период (1943–1950 гг.)

Становление спортивного движения в Якутии в 1920-е гг.

Промышленность г. Комсомольска-на-Амуре в 1992–1999 гг. и ее влияние на социально-экономическое развитие города

Особенности и история возникновения гончарного искусства в Западно-Казахстанской области

Выявление проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства в г. Арсеньеве

Формирование политической системы Хакасии в 1923–1930 гг.

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

Похожие статьи

Этапы развития Бельского речного пароходства в 1919–1940 гг.

Развитие системы образования Яшкинского района Кемеровской области в 1920–30-е гг.

Возникновение и развитие городского транспорта в г. Уфе и г. Стерлитамаке в 30-х гг. XX века

Культурно-просветительские учреждения Ставрополья в восстановительный период (1943–1950 гг.)

Становление спортивного движения в Якутии в 1920-е гг.

Промышленность г. Комсомольска-на-Амуре в 1992–1999 гг. и ее влияние на социально-экономическое развитие города

Особенности и история возникновения гончарного искусства в Западно-Казахстанской области

Выявление проблем и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства в г. Арсеньеве

Формирование политической системы Хакасии в 1923–1930 гг.

Роль комсомольских организаций Дальнего Востока РСФСР в сфере развития культуры и просвещения населения в регионе в 1922–1926 гг.

Задать вопрос