Культурно-просветительские учреждения Ставрополья в восстановительный период (1943–1950 гг.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 16.12.2017

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Поротова, Е. А. Культурно-просветительские учреждения Ставрополья в восстановительный период (1943–1950 гг.) / Е. А. Поротова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 340-341. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47210/ (дата обращения: 16.12.2024).



Чем для нас является культура? Для кого-то культура — это нечто духовное, прекрасное, совершенное; кто-то ассоциирует культуру только с волшебными произведениями искусства: картинами, мастерски написанными литературными произведениями, с песнями или впечатляющими фильмами; а еще кто-то укажет, что культура — это общепринятые правила поведения человека в определенной ситуации, которые помогают избежать недоразумений и различных проблем. Как видите, толкований много, и все они имеют свое отдельное значение. В общем понимании, культура — это исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура — достаточно сложное явление, которое проявляется на фоне традиций и обычаев, сложившихся в обществе. Она придаёт особую значимость деятельности человека, часто имеет ярко выраженный исторический характер и направление [1]. У каждой нации свой собственный взгляд на культурные ценности. То, что интересно для одной группы людей, не обязательно будет интересным другому обществу. С течением времени культура может видоизменяться, совершенствоваться. Но существует еще одна проблема — это сохранение культуры своего народа.

Первое послевоенное десятилетие — это один из самых сложных периодов развития советского общества и его культуры. После победоносного окончания Великой Отечественной войны наша страна приступила к ликвидации её тяжелых последствий. В Советском Союзе началось восстановление и развитие народного хозяйства, а также культурных учреждений.

Среди многочисленных преступлений, совершенных немецкими оккупантами на территории Советского Союза, и, в том числе в Ставропольском крае, преступления против культуры занимают особое место.

Гитлеровцы разрушали и оскверняли исторические и культурные памятники, разрушали культурные учреждения, уничтожали культурные ценности, создававшиеся целыми поколениями на протяжении многих веков.

Развитию культурно- просветительской работы среди населения советское правительство всегда придавало исключительное внимание. На культпросветработу затрачивались огромные средства. Кроме бюджетных средств на содержание культпросветучреждений большие средства выделяли колхозы, профсоюзы и другие общественные организации. Только за 1939 год колхозами Ставрополья на эти цели было израсходовано почти 20 миллионов рублей [2, с. 38].

Дома культуры, сельские и колхозные клубы были хорошо оборудованы, имели стильную мебель, ковры, зеркала, музыкальные инструменты; при них также были кино и радиоустановки, библиотеки и т. д.

Немцы нанесли культурно- просветительским учреждениям края большой материальный ущерб. Эти «носители культуры» огнем и мечом разрушали то, что было связано с развитием социалистической культуры. Был взорван Ипатовский дворец культуры, сожжен Георгиевский дом культуры и Черкесская областная библиотека.

Большой ущерб фашисты нанесли и музеям края. Много ценных экспонатов увезли в Германию, например, этнографические коллекции народов, характеризующих жизнь и быт Кавказа, коллекции золотых и серебряных монет и т. д.

Культура края прошла сложный процесс восстановления и даже возрождения. С первых же дней после изгнания немцев партия и правительство приняли энергичные меры по восстановлению библиотек. Большую помощь библиотекам края оказало Министерство просвещения РСФСР, направив на Ставрополье 77004 экземпляров книг. Работники библиотек тоже с энтузиазмом взялись за восстановление и собрали у населения 16000 томов. Таким образом, уже к концу 1943 года было открыто 185 публичных библиотек [2, с. 39].

Ведущее место среди массовых библиотек занимала краевая библиотека. В течение 1943 года библиотеку посетили 211865 человек, в 1944 году — 398564 человека, в 1945 году — 218047 человек. Все возрастающий интерес советских людей к книге, их новые запросы привели к открытию новых отделов библиотеки. За период войны был создан отдел иностранной литературы, читальный зал научных работников, читальный зал в Парке культуры и отдыха [3, с. 115].

Работа по восстановлению культуры края велась активно и уже к 1947 году были восстановлены и начали работу 44 районных дома культуры, 105 сельских, 412 колхозных и 96 ведомственных клубов, 220 публичных библиотек, 360 красных уголков, в которых велась большая культурно-просветительская работа. Беседы, лекции, доклады, выступление художественной самодеятельности, демонстрация кино — все это составляло повседневную работу возрожденных учреждений культуры.

Литература:

  1. Большая советская энциклопедия
  2. Русина А. И. Культурное строительство Ставрополья. — СТАВРОПОЛЬ: Краевое книжное издательство, 1947. — 48 с.
  3. Сафронова Л. П. Политико-массовая работа и культурная жизнь в Ставропольском крае в 1945–1964гг. Дис. канд. ист. наук. — Пятигорск, 2004. — 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): культура, библиотека, Советский Союз, читальный зал.


Похожие статьи

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Возникновение и развитие Сибайского автотранспортного предприятия в 1956–1991 гг.

Культурно-бытовое обслуживание населения на Южном Урале в первое послевоенное десятилетие

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Историческое прошлое и культура Кубани как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Колхозы Олекминского района в послевоенное время (по материалам архивных документов)

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Знакомство детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая

Физкультурно-оздоровительная деятельность в образовательном процессе: от античности до XX века

Увековечивание памяти артемовцев-участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Похожие статьи

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской области (XX — начало XXI вв.)

Возникновение и развитие Сибайского автотранспортного предприятия в 1956–1991 гг.

Культурно-бытовое обслуживание населения на Южном Урале в первое послевоенное десятилетие

Деятельность Кадниковского уездного земства по развитию школьного образования (1870-1918 гг.)

Историческое прошлое и культура Кубани как основа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Колхозы Олекминского района в послевоенное время (по материалам архивных документов)

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Знакомство детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая

Физкультурно-оздоровительная деятельность в образовательном процессе: от античности до XX века

Увековечивание памяти артемовцев-участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Задать вопрос