Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов, мониторинг экономического развития регионов
Автор: Насонов Владимир Викторович
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 03.12.2013
Статья просмотрена: 3613 раз
Библиографическое описание:
Насонов, В. В. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов, мониторинг экономического развития регионов / В. В. Насонов. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 138-145. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4564/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современные экономические проблемы в связи с вступлением России в ВТО более отчетливо стали проявляться в связи с неравномерностью экономических показателей роста экономик регионов. В настоящее время проблема международного разделения труда каждого участника рыночных отношений в системе ВТО затрагивают экономические интересы не только Российской Федерации, но и каждый регион.
Концепция устойчивого развития, порождённая процессами глобализации мирового хозяйства, вступлением России в ВТО в последнее время приобрела выраженный пространственный характер, распространившись на национальный, региональный, муниципальный уровни. Проблема финансово-экономической устойчивости региональной экономики, является важной на сегодняшний момент задачей, как важного регионального показателя экономики.
Критерий устойчивости хозяйственных систем регионов с научной точки зрения давно уже был предметом исследования многих ученых — экономистов, но в тоже время сам вопрос сбалансированности экономических систем для современных условий стал носить еще более злободневный характер. Неравномерность развития регионов в настоящий момент более зависит от их географического расположения, транспортной инфраструктуры, природно-климатических условий, развития рыночных отношений в регионе и ряда других факторов экономического развития, что является в совокупности общим экономическим показателем в совокупности развития экономики страны.
Для более правильного и точного исследования экономического дисбаланса в развитии экономики регионов России дадим экономическое определение этому понятию.
«Дисбаланс — нарушение экономического равновесия, сбалансированности процессов, потоков в компании, регионе, государстве» [12].
Функционирование в рамках рыночной экономики и федеративное устройство страны определяют регион как экономическую подсистему, с совокупностью своих специфических составляющих элементов для каждого региона в отдельности: уровень ВРП, занятость, развитие и внедрение инноваций, активность в привлечении инвестиционных ресурсов, развитие инфраструктуры государственной поддержки развития бизнеса в регионе и ряд других существенных экономических составляющих.
Возникновение процветающих и депрессивных регионов в настоящее время является одной из главных проблем в развитии экономики страны. Экономический дисбаланс регионов выражается в неравномерности производства внутреннего регионального продукта в каждом регионе, появлением дифференциации в их экономическом развитии.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» [13].
Равноправие — один из конституционных принципов федеративного устройства Российской Федерации, согласно п. 4 ст. 5 Конституции РФ означает, что все субъекты РФ равны во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В соответствии с этим принципом Конституция РФ (ст. 71 и 72) устанавливает единый для всех субъектов РФ перечень предметов исключительного федерального и совместного ведения РФ и ее субъектов. В соответствии с п.1. ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Но в тоже время неравномерность экономического развития регионов не отвечает полностью принципам федерализма, изложенным в Конституции. «Перекошенность» в экономике регионов порождает социально-экономические конфликты, а именно безработицу, переток материальных, трудовых, финансовых ресурсов в наиболее благополучные регионы. Приведем для наглядности информационную статистику.
По результатам ВРП (см. Приложение № 1) в первую пятерку среди регионов России попали: г. Москва, Тюменская область, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург. К депрессивным регионам по указанному показателю можно отнести Еврейскую автономную область, Тыву, Калмыкию, Республику Алтай, Ингушетию. При соотношении уровня ВРП между самым процветающим и самым депрессивным регионом коэффициент составляет около 383.
Но ввиду того, что субъекты Российской Федерации различаются по количеству проживающего в них населения, то для более объективной оценки развития экономики регионов проведем сравнительный анализ уровня ВРП на душу населения. В пятерку самых благополучных регионов вошли: Сахалинская область, Тюменская область, Чукотский автономный округ, Якутия, г. Москва.
В пятерку самых неблагополучных регионов вошли: Республика Карачаево-Черкессия, Республика Кабардино-Балкария, Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Ингушетия. При соотношении уровня ВРП на душу населения (см. Приложение № 2) между самым процветающим и самым депрессивным регионом коэффициент составляет около 19.
Из приведенного сравнительного анализа видно, что разница в экономическом развитии регионов огромна.
В России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В недрах РФ выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов, горнохимического нерудного технического сырья, драгоценных и поделочных камней и минеральных материалов. По запасам нефти РФ занимает пятое, а газа — 1-е место в мире. В России имеются большие запасы угля (третье место в мире после США и Китая), огромные залежи железных руд и руд редких металлов и элементов. Причем природные ресурсы, пригодные для производства, находятся во всех регионах России.
Не использованные природные ресурсы в каждом регионе являются одной из причин отсталости многих регионов по экономическим показателям. Оставшаяся от социалистической экономики производственная инфраструктура в годы перестройки при проведении оголтелой приватизации не получила должного инновационного развития, что послужило причиной для столь плачевного состояния экономики в некоторых регионах.
Современные тенденции социально-экономического развития регионов носят неоднозначный и противоречивый характер, который продиктован противоречивостью тенденций либерализации и глобализации экономических отношений с одной стороны, и усилением протекционизма (особенно скрытого), с другой стороны.
Результатом этих процессов является усиление дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития в результате неравномерности распределения факторов производства и доходов населения.
Из анализа списка регионов по валовому региональному продукту видна существенная разносторонность социально-экономического развития регионов по уровню ВРП. Но такая же неуравновешенность наблюдается по инвестиционному, инновационному, демографическим факторам, что порождает дисбаланс в развитии экономики страны в целом.
Причинами такой неоднородности экономического развития могут быть следующими:
- существенная монополизация рынка в депрессивных регионах;
- слабая государственная поддержка в регионах малого и среднего бизнеса;
- не равномерное распределение инвестиций по регионам в долгосрочные и масштабные проекты;
- неравномерное распределение факторов производства, включая человеческие ресурсы по региональному разделению труда в соответствии с экономической целесообразностью выпуска определенной продукции для каждого региона, исходя из наличия природно-сырьевых ресурсов;
- недостаточная финансовая поддержка со стороны федерального центра;
- не освоенность природных ресурсов в отсталых регионах;
- отсутствие на практике внедрения в регионах градообразующих предприятий;
- коррупция;
- нецелевое и не эффективное использование бюджетных средств на мероприятия по развитию промышленной инфраструктуры в регионе.
Конкурентоспособность региона в условиях ВТО должна складываться из потенциальной возможности привлечения всех необходимых факторов производства из расчета экономически обоснованной специализации каждого субъекта Российской Федерации. Вот — самая главная и первая задача, которая должна решаться в новых экономических условиях, связанных с вступлением России в ВТО.
В настоящий момент в условиях неравномерности социально-экономического развития отдельных регионов традиционные формы и методы поддержки развития экономики не дают положительного результата. Необходим совершенно новый механизм экономического развития регионов. Опираясь на конституционные принципы федеративного устройства государства, необходимо отметить, что экономическая мощь страны должна складываться в равномерном и достойном развитии каждого региона в независимости от природно-климатических, географических условий, национальных традиций, в соответствии с равномерным распределением материальных, технических, финансовых ресурсов, привлечения людских ресурсов.
Основными направлениями в устранении дисбаланса в экономическом развитии регионов страны должно стать:
- продуманная государственная федеральная и региональная политика, а также органов местного самоуправления о привлечении необходимых факторов производства в регион в соответствии с региональным (международным) разделением труда;
- создание благоприятной конкурентной обстановки в регионе;
- соответствующая настоящим экономическим реалиям нормативно-правовая база;
- экономически обоснованное применение инструментов государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в приоритетных направлениях отраслей народного хозяйства каждого региона;
- жесткая антимонопольная политика;
- установление экономических связей с потенциальными участниками торгового оборота в других регионах;
- развитие профилирующих отраслей в соответствии с природно-климатическими, ресурсными условиями;
- создание для людских ресурсов благоприятной социальной инфраструктуры в каждом регионе.
Для выравнивания экономического баланса в региональном развитии целесообразно предусмотреть разработку федеральных целевых программ развития регионов в свете вступления России в ВТО. В программы экономической устойчивости регионов необходимо включить мероприятия по мониторингу экономического развития каждого региона, определить целевые ориентиры государственной поддержки для каждого субъекта Российской Федерации, наметить объем финансовых средств, а также других источников развития в целях выравнивания экономического потенциала каждого региона.
Для выравнивания социально-экономического развития регионов необходимы системные методы, способные одновременно воздействовать на ситуации в сфере экономики, политики, социальных отношений, природопользования и в других областях жизнедеятельности, предполагающие применение многофункциональных организационно-экономических, социально-демографических и других регуляторов воспроизводственных процессов.
Таблица 1 [14]
Список регионов по валовому региональному продукту
Ранг 2011 |
Регион |
ВРП 2011 (млн рублей) |
ВРП 2010 (млн рублей) |
ВРП 2009 (млн рублей) |
ВРП 2008 (млн рублей) |
ВРП 2007 (млн рублей) |
ВРП 2006 (млн рублей) |
ВРП 2005 (млн рублей) |
ВРП 2004 (млн рублей) |
1 |
Москва Москва |
10021556,8 |
8375863,8 |
7126972,4 |
8248652,0 |
6696259,1 |
5260232,8 |
4135154,6 |
2853272,4 |
2 |
Тюменская область Тюменская область, |
4091590,0 |
3301573,3 |
2870284,0 |
3121401,3 |
2758813,1 |
2551355,4 |
2215584,4 |
1536733,7 |
3 |
Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ |
2434202,0 |
1971870,5 |
1778637,1 |
1937159,1 |
1728340,2 |
1594097,1 |
1399335,9 |
956196,5 |
4 |
Московская область Московская область |
2243264,0 |
1832867,3 |
1519446,3 |
1645753,0 |
1295649,9 |
934328,9 |
708062,1 |
535204,4 |
5 |
Санкт-Петербург Санкт-Петербург |
2071756,9 |
1699486,4 |
1475805,3 |
1431839,6 |
1119660,3 |
825102,3 |
666392,8 |
542359,2 |
6 |
Татарстан Татарстан |
1275531,5 |
1001622,8 |
885064,0 |
926056,7 |
757401,4 |
605911,5 |
482759,2 |
391116,0 |
7 |
Свердловская область Свердловская область |
1265683,3 |
1046600,1 |
825267,4 |
923550,8 |
820792,5 |
653908,3 |
475575,5 |
364368,8 |
8 |
Краснодарский край Краснодарский край |
1229738,1 |
1028308,4 |
861603,3 |
803834,1 |
648211,3 |
483950,7 |
372929,8 |
313623,6 |
9 |
Красноярский край Красноярский край |
1188778,1 |
1055525,0 |
749194,8 |
737950,5 |
734154,8 |
585881,9 |
439736,9 |
365454,1 |
10 |
Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ |
962144,9 |
782214,9 |
649640,0 |
719397,0 |
594678,6 |
546365,8 |
441721,8 |
355718,4 |
11 |
Башкортостан Башкортостан |
951770,0 |
759203,3 |
647911,7 |
743133,4 |
590054,1 |
505205,8 |
381646,5 |
310845,1 |
12 |
Самарская область Самарская область |
832588,8 |
695651,2 |
583999,9 |
699295,6 |
584968,6 |
487713,5 |
401812,2 |
327118,5 |
13 |
Пермский край Пермский край |
803311,9 |
623116,8 |
539831,5 |
607362,7 |
477794,2 |
383770,1 |
327273,3 |
266325,9 |
14 |
Челябинская область Челябинская область |
775935,0 |
652865,5 |
556985,3 |
664492,7 |
575643,7 |
446918,0 |
349957,2 |
291179,9 |
15 |
Нижегородская область Нижегородская область |
770406,9 |
652805,9 |
547223,0 |
588790,8 |
473307,4 |
376180,3 |
299723,7 |
241230,4 |
16 |
Ростовская область Ростовская область |
761828,6 |
659667,4 |
555917,1 |
576125,7 |
450434,7 |
340012,5 |
263051,5 |
221167,4 |
17 |
Кемеровская область Кемеровская область |
740735,2 |
625914,9 |
512408,0 |
575901,9 |
437790,2 |
342210,6 |
295378,4 |
244462,0 |
18 |
Иркутская область Иркутская область |
627856,2 |
546141,0 |
458774,9 |
438852,4 |
402654,7 |
330834,3 |
258095,5 |
213244,2 |
19 |
Сахалинская область Сахалинская область |
596906,8 |
487659,5 |
392380,1 |
333581,6 |
286273,0 |
166105,4 |
121014,1 |
91729,6 |
20 |
Новосибирская область Новосибирская область |
576781,7 |
481141,3 |
425400,2 |
453574,6 |
365531,2 |
296064,5 |
235381,8 |
191826,7 |
21 |
Ленинградская область Ленинградская область |
563572,0 |
490303,7 |
430395,5 |
383255,4 |
309028,6 |
265260,4 |
205416,9 |
166445,0 |
22 |
Оренбургская область Оренбургская область |
553804,5 |
458145,4 |
413395,5 |
430023,1 |
370880,9 |
302808,4 |
213138,2 |
169876,7 |
23 |
Приморский край Приморский край |
546552,3 |
470679,2 |
368996,7 |
316581,9 |
259041,4 |
215934,4 |
186623,3 |
152301,1 |
24 |
Белгородская область Белгородская область |
511663,0 |
398361,4 |
304345,3 |
317656,3 |
237013,3 |
178846,1 |
144987,8 |
114409,3 |
25 |
Волгоградская область Волгоградская область |
498968,1 |
433473,7 |
377514,3 |
416678,5 |
331766,8 |
252142,7 |
203232,2 |
154337,7 |
26 |
Республика Саха Республика Саха |
483007,0 |
386825,1 |
328201,7 |
309518,3 |
242656,5 |
206845,0 |
183027,0 |
153496,7 |
27 |
Омская область Омская область |
448686,4 |
382620,4 |
336259,6 |
347760,3 |
296004,7 |
262506,7 |
220686,1 |
192877,3 |
28 |
Воронежская область Воронежская область |
447155,4 |
346568,2 |
301729,1 |
287072,1 |
222811,9 |
166176,5 |
133586,6 |
117197,6 |
29 |
Архангельская область Архангельская область, (включая НАО) |
440162,9 |
372804,8 |
323606,8 |
289755,9 |
268672,1 |
215932,7 |
166433,4 |
142564,7 |
30 |
Республика Коми Республика Коми |
433768,8 |
353853,0 |
302629,2 |
291812,1 |
241150,5 |
218490,7 |
171307,2 |
131588,0 |
31 |
Саратовская область Саратовская область |
427254,6 |
376169,4 |
326370,4 |
321747,2 |
252867,2 |
204291,2 |
170930,5 |
151636,9 |
32 |
Хабаровский край Хабаровский край |
401456,4 |
353590,3 |
276895,4 |
269178,6 |
231293,2 |
194259,6 |
161194,4 |
133330,5 |
33 |
Ставропольский край Ставропольский край |
399947,4 |
330790,8 |
277251,0 |
274992,0 |
222239,6 |
181675,1 |
146569,3 |
122235,4 |
34 |
Томская область Томская область |
337722,3 |
284676,7 |
245808,3 |
248906,2 |
214487,0 |
188800,7 |
159578,5 |
132439,3 |
35 |
Алтайский край Алтайский край |
336183,8 |
302900,7 |
265613,3 |
259343,1 |
223563,4 |
173810,5 |
135686,4 |
114840,5 |
36 |
Удмуртия Удмуртия |
335446,0 |
274578,1 |
230938,3 |
243135,5 |
205647,4 |
164848,5 |
139995,3 |
100833,1 |
37 |
Дагестан Дагестан |
327030,8 |
274354,2 |
257832,7 |
216277,2 |
156928,8 |
124153,5 |
90442,6 |
80712,4 |
38 |
Вологодская область Вологодская область |
316953,6 |
262432,7 |
213396,9 |
294926,2 |
243336,3 |
201939,2 |
193966,1 |
161378,6 |
39 |
Липецкая область Липецкая область |
285884,3 |
248544,9 |
226622,0 |
259532,2 |
209821,5 |
179057,3 |
145194,4 |
141778,3 |
40 |
Ярославская область Ярославская область |
285159,8 |
239644,0 |
212684,4 |
214946,3 |
186577,5 |
153251,5 |
131252,1 |
112438,7 |
41 |
Тульская область Тульская область |
272462,8 |
237629,2 |
214925,4 |
231730,8 |
174110,9 |
142240,1 |
116221,2 |
88119,6 |
42 |
Мурманская область Мурманская область |
260264,7 |
233438,9 |
202235,5 |
213733,5 |
191584,6 |
158127,0 |
132870,2 |
124972,0 |
43 |
Владимирская область Владимирская область |
256409,2 |
224759,2 |
185824,6 |
175395,7 |
146663,0 |
112841,7 |
86926,8 |
74207,0 |
44 |
Тверская область Тверская область |
253757,1 |
219004,9 |
197687,0 |
192283,0 |
156034,6 |
127363,8 |
96897,4 |
88081,5 |
45 |
Калужская область Калужская область |
234378,6 |
188601,3 |
154946,1 |
150394,4 |
111869,0 |
86150,5 |
70953,9 |
57993,8 |
46 |
Курская область Курская область |
233362,4 |
193648,6 |
161570,9 |
167865,8 |
128799,0 |
104035,7 |
86624,9 |
76506,1 |
47 |
Калининградская область Калининградская область |
230254,5 |
195749,1 |
169519,6 |
179266,7 |
143927,7 |
103138,7 |
81837,6 |
66552,1 |
48 |
Амурская область Амурская область |
223682,8 |
178689,6 |
151118,6 |
131563,7 |
111761,2 |
95090,9 |
76861,2 |
64250,2 |
49 |
Ульяновская область Ульяновская область |
223393,2 |
178235,4 |
154247,4 |
150680,3 |
124676,2 |
101950,3 |
80584,4 |
67501,0 |
50 |
Рязанская область Рязанская область |
210435,5 |
179127,9 |
153634,1 |
150151,2 |
121305,2 |
105491,9 |
84382,7 |
69996,0 |
51 |
Забайкальский край Забайкальский край |
208257,7 |
166742,5 |
148587,9 |
140302,0 |
110822,4 |
90732,1 |
69647,1 |
61261,8 |
52 |
Кировская область Кировская область |
202203,2 |
172352,0 |
146321,3 |
151116,7 |
118154,9 |
97047,1 |
79800,6 |
70706,2 |
53 |
Пензенская область Пензенская область |
200054,9 |
172166,7 |
147185,1 |
147853,2 |
119104,0 |
88805,0 |
74362,7 |
59711,7 |
54 |
Чувашия Чувашия |
188354,1 |
157704,6 |
139909,5 |
155032,3 |
123453,3 |
93172,0 |
69391,6 |
59573,8 |
55 |
Смоленская область Смоленская область |
183201,3 |
154681,1 |
125348,9 |
121601,3 |
95703,4 |
79043,4 |
65525,6 |
56113,9 |
56 |
Тамбовская область Тамбовская область |
182305,1 |
143902,4 |
136323,9 |
120836,0 |
106039,6 |
79766,2 |
63614,8 |
56775,0 |
57 |
Брянская область Брянская область |
179920,9 |
147024,0 |
126477,4 |
125834,4 |
102706,2 |
82100,4 |
66692,3 |
51003,4 |
58 |
Астраханская область Астраханская область |
170546,5 |
144888,8 |
134418,2 |
147549,1 |
100359,2 |
85112,1 |
70127,6 |
56710,9 |
59 |
Ненецкий автономный округ Ненецкий автономный округ |
166361,3 |
145928,3 |
130177,7 |
91476,4 |
97838,3 |
67248,4 |
44718,3 |
39586,7 |
60 |
Бурятия Бурятия |
154677,7 |
133525,6 |
121187,7 |
124738,5 |
107442,0 |
91712,4 |
74912,9 |
63918,5 |
61 |
Новгородская область Новгородская область |
148972,6 |
127407,8 |
117710,1 |
115141,3 |
86664,9 |
74923,8 |
63848,3 |
49242,3 |
62 |
Карелия Карелия |
142943,8 |
120511,3 |
105924,1 |
115208,2 |
104603,3 |
84228,3 |
77124,8 |
53964,1 |
63 |
Курганская область Курганская область |
136808,5 |
117879,5 |
107914,5 |
106223,2 |
81076,0 |
68434,5 |
50245,8 |
42470,6 |
64 |
Орловская область Орловская область |
130951,4 |
106196,7 |
90623,6 |
96669,9 |
77101,2 |
64801,6 |
53181,9 |
46042,3 |
65 |
Ивановская область Ивановская область |
127218,6 |
109884,5 |
87061,9 |
86980,3 |
74752,0 |
55090,0 |
44415,4 |
40159,4 |
66 |
Мордовия Мордовия |
126835,6 |
105343,8 |
90862,4 |
94058,3 |
77048,8 |
57974,2 |
44267,0 |
38334,9 |
67 |
Хакасия Хакасия |
115653,0 |
96039,8 |
81019,9 |
72308,8 |
63722,0 |
53689,3 |
41727,5 |
33102,9 |
68 |
Камчатский край Камчатский край |
112750,5 |
103123,2 |
94643,2 |
77854,3 |
66076,8 |
56119,8 |
43974,3 |
35139,3 |
69 |
Костромская область Костромская область |
111462,3 |
98130,7 |
78920,7 |
81040,7 |
65700,4 |
54351,1 |
44684,7 |
37787,4 |
70 |
Псковская область Псковская область |
102276,8 |
87066,0 |
74647,8 |
73283,2 |
61561,9 |
51464,9 |
40582,9 |
35816,0 |
71 |
Марий Эл Марий Эл |
96556,3 |
82374,4 |
69271,5 |
65765,3 |
55069,2 |
43663,7 |
33350,7 |
30085,6 |
72 |
Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария |
90634,8 |
77086,4 |
65660,1 |
58093,4 |
48908,7 |
43309,7 |
36833,4 |
29052,9 |
73 |
Чечня Чечня |
86319,5 |
70694,9 |
64308,3 |
66273,8 |
48056,1 |
32344,4 |
22898,9 |
|
74 |
Северная Осетия Северная Осетия |
85192,1 |
75327,4 |
64081,4 |
57707,4 |
52804,8 |
43341,2 |
31182,2 |
24268,0 |
75 |
Магаданская область Магаданская область |
75147,0 |
59619,7 |
47895,9 |
42053,8 |
35314,4 |
31203,2 |
27167,8 |
24612,3 |
76 |
Адыгея Адыгея |
55225,8 |
47194,5 |
41511,5 |
36134,4 |
29085,1 |
21132,4 |
17029,1 |
12493,2 |
77 |
Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия |
49605,4 |
43651,5 |
38584,1 |
35714,2 |
27469,7 |
23260,1 |
16724,3 |
13127,2 |
78 |
Чукотский автономный округ Чукотский автономный округ |
44756,9 |
38978,1 |
45067,6 |
30558,7 |
20984,1 |
15538,0 |
12355,4 |
12357,8 |
79 |
Еврейская автономная область Еврейская автономная область |
36533,8 |
31555,9 |
25320,0 |
23977,0 |
23726,1 |
17976,8 |
14204,2 |
11230,9 |
80 |
Тыва Тыва |
33790,5 |
30722,8 |
26921,9 |
23870,5 |
19384,2 |
15146,8 |
11662,5 |
9838,5 |
81 |
Калмыкия Калмыкия |
28779,4 |
24404,1 |
23948,1 |
20789,7 |
17225,8 |
12844,1 |
9685,7 |
8518,5 |
82 |
Республика Алтай Республика Алтай |
26472,8 |
22393,7 |
19911,6 |
18701,0 |
15108,5 |
11609,4 |
8805,8 |
8516,7 |
83 |
Ингушетия Ингушетия |
26112,8 |
19929,1 |
18953,3 |
19172,9 |
16812,4 |
9033,5 |
7419,3 |
6210,4 |
Таблица 2 [15]
Региональный продукт на душу населения
Ранг |
Регион |
ВРП на душу населения 2010 (тысяч рублей) |
1 |
987,4 |
|
2 |
970,8 |
|
3 |
826,9 |
|
4 |
763,0 |
|
5 |
401,5 |
|
6 |
389,1 |
|
7 |
371,0 |
|
8 |
368,7 |
|
9 |
344,0 |
|
10 |
315,4 |
|
11 |
294,4 |
|
12 |
293,3 |
|
13 |
Архангельская область (включая НАО) |
289,1 |
14 |
272,2 |
|
15 |
265,4 |
|
16 |
261,0 |
|
17 |
259,2 |
|
18 |
254,3 |
|
19 |
240,3 |
|
20 |
238,8 |
|
21 |
237,0 |
|
22 |
225,0 |
|
23 |
223,4 |
|
24 |
221,5 |
|
25 |
216,9 |
|
26 |
215,8 |
|
27 |
215,3 |
|
28 |
209,2 |
|
29 |
207,5 |
|
30 |
200,0 |
|
31 |
197,8 |
|
32 |
194,9 |
|
33 |
193,1 |
|
34 |
187,5 |
|
35 |
186,1 |
|
36 |
185,7 |
|
37 |
183,9 |
|
38 |
183,6 |
|
39 |
182,4 |
|
40 |
180,9 |
|
41 |
176,0 |
|
42 |
173,7 |
|
43 |
170,3 |
|
44 |
167,5 |
|
45 |
161,0 |
|
46 |
152,3 |
|
47 |
151,3 |
|
48 |
150,9 |
|
49 |
150,0 |
|
50 |
147,7 |
|
51 |
146,4 |
|
52 |
146,3 |
|
53 |
143,9 |
|
54 |
140,8 |
|
55 |
140,5 |
|
56 |
137,8 |
|
57 |
134,8 |
|
58 |
129,8 |
|
59 |
127,0 |
|
60 |
126,1 |
|
61 |
124,8 |
|
62 |
124,7 |
|
63 |
123,6 |
|
64 |
123,5 |
|
65 |
121,7 |
|
66 |
118,2 |
|
67 |
114,0 |
|
68 |
113,9 |
|
69 |
112,6 |
|
70 |
105,1 |
|
71 |
105,0 |
|
72 |
104,9 |
|
73 |
99,4 |
|
74 |
98,7 |
|
75 |
92,3 |
|
76 |
91,1 |
|
77 |
88,5 |
|
78 |
84,2 |
|
79 |
55,2 |
|
80 |
52,1 |
Литература:
1. Алиев В. Г., Байрамова,Л.Г., Казанбиева А. Х., Чернышов М. М. Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики. — Москва: Экономика, 2002, 646 с.
2. Газимагомедов Р. К. Особенности современной региональной промышленной политики: теория и практика. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 376 с.
3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — с. 418
4. Зимин А. И. Инвестиции: вопросы и ответы. — Москва, 2006, 255 с.
5. Катасонов В. Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизм формирования и использования. — Москва: Анкил, 2005, 326 с.
6. Литвиненко М. И. Методологические аспекты формирования региональной инвестиционной политики.// Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2006. — № 4. — с.145–148
7. Лукашин Ю., Рахлина Л. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России. //Мировая экономика и международные отношения. 2006. — № 3.
8. Реформы и развитие российской экономики в 1995–1997 годах: Программа Правительства РФ // Вопросы экономики. 1995. — № 18. — с. 157.
9. Сагидов Ю. Н. Регионы, стратегия, безопасность. М.: Юнион.2001,с.264
10. Селиверстов В. Е., Бандман М. К., Гузнер С. С. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. 1996. — № 1. — с. 6.
11. Толковый словарь по управлению./ Под редакцией профессора Познякова В. В.- М.: — Аланс, 1994. — с.252
12. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
13. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875;dst=0;ts=F1C5E157B5D947C35033E446019FDF15
15. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%A0%D0%9F_%D0%BD%D0%B0_%D0%B4%D1%83%D1%88%D1%83_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F