Природно-экономическое многообразие определяет роль и место каждого субъекта Российской Федерации в решении задач инновационного развития агропромышленного комплекса страны. Одним из инструментов реализации своих возможностей с учетом федеральной поддержки будут государственные программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия субъектов Российской Федерации.
На эффективность сельского хозяйства влияют, в первую очередь, желание и воля руководства региона развивать АПК. Это наглядно демонстрирует Белгородская область, где производство сельхозпродукции составляет 162 млрд руб. При этом расположенные рядом регионы с идентичными климатическими и инфраструктурными условиями не показывают такой результат. Также высокая производительность по сравнению с соседними регионами в Татарстане (160 млрд руб.), Башкортостане (124,7 млрд руб.), Дагестане (77,1 млрд руб.), Алтайском крае (122,4 млрд руб.).
Некоторые регионы, имея большой потенциал и показывая уже хорошие результаты в производстве, имеют низкий уровень господдержки. Например, Ленинградская область, где производится продукции на 73,1 млрд рублей (при том что это северо-западный регион) получает господдержку менее 5 млрд. рублей. В Московской области господдержка составляет еще меньше — 1,95 млрд руб. при этом производится на 87,4 млрд руб. В области около 700 тыс. га сельхозугодий не обрабатываются, и это при непосредственной близости такого рынка сбыта, как Москва.
Следует отметить что, имея короткий рычаг для сбыта продукции, сельское хозяйство в ЦФО не использует в полной мере свой потенциал. Низкие объемы производства показали практически все регионы ЦФО.
Интересно, что эффективное ведение сельского хозяйства показывают регионы, где земледелие общепринято считать неперспективным. Такие северные регионы как Чукотский, Ненецкий автономные округа (эффективность труда 115 млн руб./чел.) и Сибирские регионы — Тюменская (112 млн руб./чел.), Томская области (64 млн руб./чел.) показывают рентабельность 17–28 %, что в два раза и более раз выше средней по России и хорошую эффективность труда.
Рентабельность сельхозпроизводителей показывает тренд на понижение. Усредненный показатель рентабельности сельхозорганизаций по России составляет 9 %, что ниже прогнозного уровня ВНИИЭСХ (11,3 %).
С 2013 года в РФ действует новая госпрограмма развития АПК, рассчитанная до 2020 года. В ней говорится, что средний уровень рентабельности сельхозорганизаций через 5 лет должен составлять не менее 10–15 %. Однако эксперты опасаются, что доходность сельхозпроизводителей будет снижаться. Регионы-лидеры по рентабельности сельхозпредприятий — Ненецкий автономный округ (28 %), Самарская область (23,9 %), Волгоградская область (19,5 %), Ставропольский край (19 %), Краснодарский край (17,6 %), Томская область (17,1 %), Тюменская область (17 %), а особенно выделяется Чукотский автономный округ (46,15 %).
Более всего эффективно сельское хозяйство в регионах, где преобладает сельское население — Кавказ, так называемый Русский север, такие регионы как Республика Алтай (эффективность труда в сельском хозяйстве 86,5 млн руб./на человека), Чукотский автономный округ (43 млн руб. / на человека). Причем основными производителями в этих регионах являются крестьянские хозяйства.
Большинство ключевых аграрных регионов работают стабильно. Однако на данный момент у них нет достаточного потенциала для роста и развития. Регионы лидеры по производству сельхозпродукции — Краснодарский Край (258,2 млрд руб.), Ростовская область (171,5 млрд. руб.), Белгородская область (162 млрд руб.), Татарстан (160 млрд руб.), Ставропольский край (124,8 млрд руб.), Башкортостан (124,7 млрд руб.), Алтайский край (122,4 млрд руб.), Волгоградская область (92 млрд руб.), Курская область (89,8 млрд руб.), Саратовская область (89,2 млрд руб.), Московская область (87,4 млрд руб.), Оренбургская область (82,7 млрд руб.).
Очевидно, что необходимо дорабатывать нереализованный потенциал тех регионов, где ведется успешная работа и потенциально могут быть успешно реализованы новые проекты. Им необходимо дать модульные решения с долгосрочной господдержкой. Например, Московская область (87,4 млрд руб.) и Республика Дагестан (77,1 млрд руб.) уже при высоком уровне производства и с огромным потенциалом получают господдержку только в пределах 2 млрд руб. Или один из крупнейших регионов России, Красноярский край, производит сельхозпродукции на 69,5 млрд руб. находится в нескольких агроклиматических зонах, имеет выгодные логистическое расположение, а поддержка АПК со стороны государства всего в пределах 1,5 млрд. рублей. В подобных регионах есть место для новых решений, проектов. [3]
Ключевыми факторами экономики хозяйствования являются технологии производства и возможности сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе глубина ее переработки. Так при средней величине затрат на выращивание продовольственной пшеницы в 10–12 тыс. руб. на гектар урожайность этой культуры варьируется от 6500 тонн с гектара в Краснодарском крае до 1500–2000 в большинстве регионов Поволжья, Урала и Сибири. При этом цена реализации пшеницы на Юге России объективно выше, так как регион имеет развитую инфраструктуру сбыта.
Как показывают рейтинги сельскохозяйственных организаций, за счет технологий, применяемых при производстве сельскохозяйственной продукции возможно существенно сокращать производственные затраты. Применение адаптивно-ландшафтных научно-обоснованных систем земледелия, развитие альтернативных технологий пастбищного животноводства, развитие наукоемких ресурсосберегающих технологий позволяет существенно сокращать затраты производства и добиваться высокой экономической эффективности хозяйствования даже в крайне неблагополучных регионах и местах.
В рейтинге лучших фермерских хозяйств России Клуб Агро-300 наибольшее количество хозяйств первой сотни из Волгоградской и Саратовской областей, которые не отличаются высокой бюджетной обеспеченностью и устойчивыми благоприятными климатическими условиями. При этом данные фермерские хозяйства имеют на 30–50 % ниже средних величин по отрасли затраты на выращивание зерновых и имеют урожайность от 35 до 50 центнеров зерна с гектара. Особенностью их работы является наличие богатого производственного опыта работы в сложных природно-климатических условиях, основанного на научно-обоснованных системах земледелия, возможности воспроизводства основных ресурсов хозяйства и относительно стабильный рынок сбыта. [4]
В качестве проблемных зон следует выделить:
– депрессивные области Северо-Запада и Центральной части России, регионы Дальнего Востока с угрожающими темпами сокращения сельского населения и сельскохозяйственного производства;
– районы российского Севера с их особенностями и традициями местного населения;
– трудоизбыточные республики Северного Кавказа.
В Центральном регионе должно получить дальнейшее развитие производство сельскохозяйственной продукции, ориентированное на обеспечение населения, в том числе мегаполисов, крупных промышленных центров молочными продуктами, картофелем, овощами, продукцией птицеводства. В этом регионе предстоит осуществление больших инвестиционных проектов, предусматривающих новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение пищевых и перерабатывающих предприятий по широкому ассортименту продовольственных товаров. [1]
В Центрально-Черноземном и Южном регионах, учитывая высокий потенциал плодородных земель, будет осуществляться интенсификация возделывания зерновых культур, сахарной свеклы, подсолнечника, увеличится производство мяса свиней и птицы. Одновременно предполагается направить масштабные инвестиции на модернизацию и строительство новых сахарных заводов, масложировых и мясоперерабатывающих предприятий.
В приморском и горных регионах Юга с трудоизбыточным населением целесообразна разработка программ по наращиванию трудоемкого производства, развитию виноградарства, плодово-ягодного подкомплекса.
Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Северо-Западного региона будет определяться потребностями обеспечения продовольствием населения Санкт-Петербурга и других крупных городов, в том числе молочными продуктами, мясом свиней и птицы.
Для регионов Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири традиционным является возделывание продовольственных пшениц, в том числе в определенных зонах — твердых, а также производство мяса крупного рогатого скота, свиней, овец. Здесь дальнейшее развитие получат предприятия мукомольно-крупяной промышленности, по выработке широкого ассортимента молочной продукции, особенно масла животного и сыров.
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке развитие сельского хозяйства и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в значительной мере связано с удовлетворением потребностей населения в картофеле, овощах, продукции животноводства, за исключением отдельных видов мяса. Вместе с тем эти регионы обладают высоким потенциалом по производству зерна, в том числе и на экспорт. В ряде районов Дальнего Востока следует стимулировать наращивание валовых сборов сои.
На Крайнем Севере необходимо оказывать государственную поддержку развитию традиционных видов деятельности (оленеводство, охота, рыболовство), включая переработку производимой продукции.
Кроме того, следует возобновить реализацию ведомственной целевой программы по развитию льноводства и первичной переработки льнопродукции, особенно в Нечерноземной зоне, а также в Алтайском крае. [2]
При разработке региональных программ следует предусматривать более полное использование возможностей развития прудового рыболовства как весомого источника увеличения потребления населением рыбы и рыбопродуктов.
Для ряда регионов страны важным направлением будет использование значительных природных (дикорастущих) пищевых ресурсов растений и их плодов, ягод, а также грибов, диче-мясных ресурсов диких животных, заготовка и переработка которых позволит частично повысить занятость населения, создавать новые рабочие места.
Рациональное размещение производства сельскохозяйственной продукции, пищевой и перерабатывающей промышленности позволит существенно повысить эффективность инвестиций в этих отраслях, обеспечить комплексное развитие сельских территорий, соблюдение экологических норм при производстве сельскохозяйственной продукции.
Предстоит продолжить совершенствование механизмов софинансирования основных экономических мероприятий и программ, направленных на развитие субъектов Российской Федерации, с учетом решения общегосударственных задач формирования единого экономического пространства, выравнивания условий жизни сельского населения.
Литература:
- Иванов Ю. А. Импортозамещение в отраслях переработки и ресурсного обеспечения в АПК // Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы: монография. — М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ), 2015. — С. 447.
- Костяев А. И. Черняев А. А. Региональные аспекты импортозамещения // Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы: монография. — М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ), 2015. — С. 447.
- Серков А. Ф. Ушачев И. Г. Чекалин В. С. Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса российской федерации на период до 2020 года (научные основы). — М.: Российская академия сельскохозяйственных наук, 2015. — 89 с.
- Рейтинг аграрного потенциала и рисков регионов РФ // Агроинфо. URL: http://agroinfo.com/rejting-agrarnogo-potenciala-i-riskov-regionov-rf/ (дата обращения: 01.11.2017).