Приоритетные направления господдержки малого и среднего бизнеса в некоторых странах СНГ
Автор: Крапчина Людмила Николаевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
Дата публикации: 09.10.2013
Статья просмотрена: 2334 раза
Библиографическое описание:
Крапчина, Л. Н. Приоритетные направления господдержки малого и среднего бизнеса в некоторых странах СНГ / Л. Н. Крапчина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/91/4288/ (дата обращения: 22.12.2024).
Страны СНГ имеют общее с Россией историческое прошлое и так же, как и Россия сравнительно недавно вступили в рыночную экономику. В рассматриваемых странах присутствовала единая модель экономики, которая предшествовала переходному типу. При этом каждая из стран СНГ выбрала индивидуальный путь развития. В качестве примера приведем практику развития предпринимательства и соответственно рассмотрим приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса трех стран: Туркмении, Белоруссии и Казахстана.
В настоящее время предпринимательство в Туркменистане занимает все более прочные позиции в различных производственных сферах народнохозяйственного комплекса, систематически наращивая свой вклад в стабильное развитие государства. Благодаря активизации рассматриваемого сектора национальной экономики создаются новые рабочие места, расширяются ассортимент и объемы производства конкурентоспособных товаров. Развитие малого предпринимательства, как важнейшего фактора рыночных отношений, является одним из ведущих направлений стратегии социально-экономического развития Туркмении. Предприятия малого и среднего бизнеса здесь составляют более 65 % от общего количества предприятий страны. В негосударственный сектор экономики за последние пятнадцать лет перешли практически все объекты торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, часть предприятий легкой промышленности и строительной индустрии. Согласно Программе долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г., доля частного сектора экономики в ВВП Туркмении должна составить семьдесят процентов [5].
В целях совершенствования правовых основ развития негосударственного сектора экономики в новой редакции Конституции Туркменистана предусмотрены правовые гарантии развития предпринимательства в стране. Важным шагом за последние годы стало подписание в 2012 г. президентом Туркменистана Постановления «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». Оно было принято в соответствии с Законом Туркменистана «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» в целях реализации «Государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Туркменистане на 2011–2015 годы», повышения производственной, инновационной и инвестиционной активности лиц, относящихся к малому и среднему предпринимательству, и обеспечения кредитными средствами их инвестиционных проектов, связанных с развитием производства, созданием новых рабочих мест.
В соответствии с этим документом, банкам Туркменистана разрешено выделять лицам, относящимся к малому и среднему предпринимательству, кредиты под 5 % годовых сроком до 10 лет для инвестиционных проектов, связанных с производством продукции, осуществлением работ и оказанием услуг, а также сроком до одного года для получения оборотных средств. Это свидетельствует о том, что в Туркменистане проводится целенаправленная работа по развитию предпринимательства и приданию ему более динамичного характера. На новом этапе развития Туркменистана в ходе реализации инициированных президентом многоплановых и масштабных социально-экономических реформ особое внимание уделяется развитию предпринимательства. Именно поэтому принимаемые в стране меры по гармоничному развитию частного сектора национальной экономики дают положительные результаты. Систематический рост доли продукции частных предприятий в ВВП свидетельствует о широком внедрении в экономику эффективных рыночных отношений, создании необходимой нормативно-правовой базы и ее планомерном совершенствовании, благодаря чему заметно укрепилась роль частного сектора в национальной экономике страны [3, 7].
Целенаправленное создание благоприятных условий для развития и стимулирования предпринимательской деятельности в Туркменистане призвано способствовать всестороннему развитию страны и ее активной интеграции в мировое экономическое пространство. Дальнейшая активизация предпринимательской деятельности по обеспечению населения высококачественными товарами является одним из важнейших направлений государственной политики по широкой поддержке частного сектора экономики.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Туркмении, в целях поддержки малого бизнеса создаются благоприятные правовые, экономические, финансовые и социальные условия в виде совершенствования налоговой системы, упрощения регистрации и выдачи разрешений на индивидуальную деятельность, предоставления льготных кредитов, т. е. в стране проводится активная государственная поддержка малого и среднего бизнеса.
Особого внимания заслуживает опыт Белоруссии. В стране уделяется особое внимание развитию малого бизнеса: разработана нормативно-правовая база и создана развитая инфраструктура поддержки частного предпринимательства. Правительством утвержден комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства, которым предусмотрено принятие ряда кардинальных мер, направленных на:
- дебюрократизацию работы государственных органов и организаций в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- на упрощение налогообложения и совершенствование процедур налогового администрирования;
- совершенствование имущественной поддержки малого предпринимательства;
- создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам;
- развитие системы гарантирования кредитов, и другие.
В 2006 г. вступил в силу программный документ «Национальная платформа бизнеса Беларуси», подготовленный бизнес-сообществом по инициативе общественного объединения «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей». Данный документ включает в себя концепцию развития национального бизнеса и деловой среды и представляет собой сборник предложений по улучшению бизнес-климата в стране. Внедрение более двухсот предложений «Национальной платформы бизнеса Беларуси» за период 2006–2011 гг. позволило сохранить более 70 тыс. рабочих мест, создать не менее 20 тыс. новых, привлечь в страну более 300 млн. долл. иностранных инвестиций, снизить ставку налога на прибыль с 24 % до 18 %, уменьшить ставку единого налога при упрощенной системе налогообложения с 8 % до 7 % без уплаты НДС и с 6 % до 5 % с уплатой НДС. Кроме того, была упрощена процедура регистрации новых малых предприятий, упрощена продажа отечественному малому бизнесу неиспользуемого либо неэффективно используемого государственного имущества, отменен налог с продаж [2].
Результатом реализации одного из пунктов Платформы-2012 стало подписание Президентом Республики Беларусь в 2012 г. Декрета № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Создание «Платформы-2013», представленной на Ассамблее деловых кругов в 2013 г., носит название «Стратегия опережения» и должно принести значимую пользу малому и среднему частному бизнесу страны [8].
В Республике Беларусь предусмотрена электронная государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и унитарных предприятий, сдача статистической отчетности в электронном виде. Значимые изменения внесены в налоговую систему: отменено пять платежей в бюджет, увеличены сроки отчетности по ряду налогов, исключены периодические (авансовые) платежи по НДС и акцизам, изменен порядок определения ставок земельного налога, упрощены либо отменены формы деклараций по ряду налогов.
В республике действует 49 центров поддержки предпринимательства, оказывающих информационно-консалтинговую поддержку путем представления справочной и аналитической информации; консультирование по различным вопросам создания и управления организацией и подготовке бизнес-планов и заявок на получение кредитов; содействие в подготовке кадров, участии субъектов малого предпринимательства в выставках и ярмарках.
Таким образом, государственная поддержка малого предпринимательства в республике Беларусь направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что специфика развития Туркмении и Белоруссии обусловлена жестким, в отличие от России, государственным контролем и регулированием бизнеса, в частности и малого, что, тем не менее, позволяет достигать высоких результатов. В этой связи, руководящему аппарату России и местным органам власти целесообразно было бы взять на вооружение отдельные стороны государственного контроля за деятельностью малого и среднего бизнеса соседних государств.
Активное развитие малый бизнес получил в Республике Казахстан. На начало 2000-х гг. в стране в сфере малого предпринимательства было занято около 1,5 млн., что составляло более 25 % от общей численности занятых в стране. Первоначально в отраслевой структуре объема производимой субъектами малого предпринимательства продукции преобладающим видом деятельности выступала торгово-посредническая. Оборот последней составлял 2/3 общего объема продаж товаров и услуг [4]. На октябрь 2011 г. малое и среднее предпринимательство в Республике Казахстан было представлено 695,6 тыс. предприятий, в которых занято 1,8 млн. человек, что составляет 23 % от общего количества экономически активного населения. В крупных городах количество занятого в рассматриваемом секторе экономики активного населения составило 50 процентов. Согласно данных Национального агентства по статистике, только за период 2010–2011 гг. число активно действующих малых и средних предприятий увеличилось на 4,2 %, при этом наибольшее количество их по-прежнему действует в сегменте торговли и услуг, что составляет 33 процента [9].
Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Казахстан осуществляется на основе государственных, отраслевых и региональных программ и представляет собой комплекс мер, направленных на стимулирование активного развития малых предприятий. Еще в конце 90-х гг. была разработана и принята Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 1999–2000 гг. Данную программу рассматривали как главный инструмент в реализации политики стабилизации и развития малого бизнеса. Ссылаясь на информацию Центра экономической информации правительства для реализации программы в качестве приоритетных были определены следующие направления:
- содействие развитию производственного сектора;
- постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малых предприятий к саморегулированию через отраслевые и межотраслевые ассоциации;
- создание системы партнерских отношений «государство — предпринимательские объединения» [6].
Среди первоочередных действий в рамках программы указывались такие, как развитие сети объектов инфраструктуры малого предпринимательства; укрепление дисциплины по исполнению действующего законодательства на местном уровне; обеспечение доступа к кредитным ресурсам на приобретение основных и оборотных средств; упрощение процедуры получения производственных помещений предприятиями, занятыми в реальном секторе экономики; разработка системы подготовки кадров и информационной поддержки малого бизнеса.
В целях формирования благоприятного институционального климата, направленного на формирование инфраструктуры малого предпринимательства, в республике было инициировано создание вертикально интегрированной структуры «Республиканский информационно-выставочный центр по малому предпринимательству». Созданная структура осуществляет трансферт технологий, инновацию, обучение вопросам предпринимательства и менеджмента, научно обоснованные прогнозы потребности в специалистах и рабочих в территориальном и отраслевом разрезах, оказание информационных услуг, организацию выставок продукции. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства осуществляется через кредитование коммерческими банками приоритетных проектов за счет привлечения целевых государственных займов на тендерной основе, в том числе и на льготных условиях через Фонд развития малого предпринимательства. В целях обеспечения возвратности кредитов, предоставляемых банками, в регионах созданы залоговые фонды. С 1998 г. ряд банков в Астане, Караганде, Шымкенте (Казкоммерцбанк, Народный банк, Цесна Банк, Банк ЦентрКредит, Алматинский торгово-финансовый банк) приступил к реализации программ кредитования малого бизнеса по займу Европейского банка реконструкции и развития. Общий объем кредитных ресурсов, предоставляемых ЕБРР, составляет 77,5 млн. долларов США, а по кредитной линии Азиатского банка развития — 55,6 млн. долларов США. На конец сентября 2000 г. в рамках Программы ЕБРР были выданы 6 858 кредитов на общую сумму 52,47 миллиона долл. На 30 сентября 2000 г. текущий портфель по Программе Малого Бизнеса Казахстана составил 3 086 кредитов на общую сумму 21 700 миллионов долларов США [1].
Кадровое научно-методическое и информационное обеспечение малого предпринимательства включает подготовку преподавателей с ориентацией на предпринимательство и малый бизнес; осуществление трансферта лучшего отечественного и зарубежного опыта в Казахстанский регион; развитие дистанционного бизнес-образования; формирование разветвленной сети обучающих и консалтинговых центров. В настоящее время в республике действует информационное нововведение — официальный сайт ТОО «Максимат» Business-Kazakhstan.com. Основным направлением деятельности компании является помощь в продвижении иностранных и казахстанских компаний на рынке республики, а также оказание помощи в выходе отечественных товаропроизводителей на рынки зарубежных стран [4].
Таким образом, государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Казахстан осуществляется по следующим направлениям:
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
- установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин (налоговые каникулы, имущественные гранты, налоговые кредиты, снижение ставок налогов, льгот по таможенным пошлинам согласно спецификации);
- создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки субъектов малого предпринимательства;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;
- принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников;
- предоставление преференций субъектам малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;
- организация деятельности общественно-экспертных комиссий по развитию малого предпринимательства при Правительстве Республики Казахстан и местных исполнительных органах.
Рассмотрев опыт трех соседних государств, следует подчеркнуть, положительный опыт, накопленный за период построения рыночной экономики, необходимо внедрять и в российскую практику развития предпринимательства. Примером могут служить льготное кредитование, применяемое в Туркмении, развитие системы электронной государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, практикуемой в Белоруссии, развитие дистанционного бизнес-образования во всех регионах страны по примеру Казахстана.
Литература:
1. Гусева, И. Л. Кредитование малого бизнеса: российские реалии и зарубежный опыт // Банковское кредитование. — 2011. — № 2. — С. 43–57.
2. Залибекова, Д. З. Особенности налоговых систем стран СНГ // Предпринимательство и социальная ответственность: отечественный и зарубежный опыт: сборник научных трудов ученых и преподавателей Международной межвузовской научно-практической конференции. Вып. 11. — М.: МИПП, 2012. — С.188–198.
3. Крапчина, Л. Н., Ачилов, Б. Р. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Туркмении // Проблемы развития производственной сферы экономики РФ: сборник статей по материалам научно-практической конференции. — Пенза: Изд. ИП Тугушева С. Ю., 2013. — С.73–76.
4. URL: http: // www.business.zakon.kz
5. URL: http: // www.nisse.ru
6. URL: http: // www.inno-terra.ru
7. URL: http:// www.wikipedia.org.np
8. URL: http: // www.wikipedia.org.wiki
9. URL: http:// www.vneshmarket.ru