Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Коми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 01.05.2014

Статья просмотрена: 1364 раза

Библиографическое описание:

Ромашова, Т. В. Основные направления государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Коми / Т. В. Ромашова, Г. В. Михалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 480-484. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10744/ (дата обращения: 17.12.2024).

Немаловажным условием развития малого и среднего бизнеса в республике является наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства как на уровне Республики Коми, так и на муниципальном уровне. Предназначение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства заключается в оказании поддержки бизнесу на разных стадиях его развития преимущественно на бесплатной (льготной) основе. Основными видами поддержки, реализуемыми организациями инфраструктуры, должны стать финансовая, консультационная и информационная поддержка.

Основные направления реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства связаны как с необходимостью повышения конкурентоспособности данной сферы в целом, так и отдельных аспектов ее деятельности. В соответствии с установленными направлениями разрабатываются конкретные меры развития и поддержки малого и среднего предпринимательства и определяются механизмы их реализации [1].

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслевом ракурсе формируется на основе приоритетных видов деятельности, определенных на долгосрочную перспективу. При этом преимущественная поддержка будет оказываться малому и среднему бизнесу в инновационной сфере, созданному, в том числе, на базе высших учебных заведений и научных учреждений республики. Отдельным аспектом развития малого предпринимательства должно стать развитие народно-художественного промысла и ремесленничества. По своему содержанию данный вид деятельности малого предпринимательства имеет самобытный и художественный характер, который направлен на позиционирование Республики Коми и сохранение индивидуального творческого подхода к своему ремеслу. Предпосылкой для реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства должно стать создание положительного имиджа предпринимательства. Пропаганда добросовестной предпринимательской деятельности, формирование миссии малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии республики как достойной и общественно полезной деятельности является необходимым условием реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Решение поставленной задачи во многом будет способствовать стимулированию потенциально возможных предпринимателей, особенно находящихся в «социальной группе риска» (женщины, молодежь, уволенные военнослужащие, безработные и др.), к созданию своего бизнеса [2].

Развитие кадрового потенциала малого и среднего предпринимательства является залогом реализации государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства и необходимым фактором для успешного становления и развития бизнеса. Повышение уровня менеджмента предпринимателей и профессионального мастерства их наемных работников должно осуществляться как с учетом востребованности предпринимателей в тех или иных формах и программах обучения, так по принципу «опережающего обучения», направленного на предупреждение потребностей предпринимателей в тех или иных знаниях. Образовательные программы должны соответствовать целевой аудитории слушателей и обеспечивать максимальный уровень обучения в рамках установленных образовательных часов [3].

Немаловажным условием развития малого и среднего бизнеса в республике является наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства как на уровне Республики Коми, так и на муниципальном уровне. Предназначение инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства заключается в оказании поддержки бизнесу на разных стадиях его развития преимущественно на бесплатной (льготной) основе. Основными видами поддержки, реализуемыми организациями инфраструктуры, должны стать финансовая, консультационная и информационная поддержка [4].

В соответствии с утверждённым регламентом работы в 2012 году было проведено 4 заседания Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при Правительстве Республики Коми [5].

В ходе заседаний были приняты решения по вопросам перспективного развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований республики, по проблемам развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, проанализированы и приняты решения по ситуациям в связи с применением принятых законодательных и нормативных актов в сфере малого и среднего предпринимательства.

В 2012 году в Республике Коми в сфере малого и среднего предпринимательства приняты:

-                   распоряжение Правительства РК от 16.02.2012 № 34-р о Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года;

-                   распоряжение Правительства РК от 05.08.2012 № 315-р об Основных направлениях развития народных художественных промыслов и ремесел в Республике Коми на период до 2020 года;

-                   постановление Правительства РК от 20.04.2012 № 156 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. № 262 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2011–2012 годы)» и в постановление Правительства Республики Коми от 20 декабря 2011 г. № 450 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на год»;

-                   постановление Правительства РК от 23.05.2012 № 205 «О внесении изменений в некоторые            решения Правительства Республики Коми и признании утратившими силу некоторых    решений Правительства Республики Коми»;

-                   постановление Правительства РК от 26.09.2012 № 411 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. № 262 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2011–2012 годы)»;

-                   постановление Правительства РК от 07.12.2012 № 545 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 14 сентября 2010 г. № 262 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2011–2012 годы)»;

-                   Закон Республики Коми от 05.12.2012 № 134-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов».

Принято 46 приказов Министерства экономического развития Республики Коми, связанных с реализацией долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2011–2012 годы)» в 2012 году.

В 2012 году в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2011–2012 годы)» реализованы мероприятия в сфере финансовой, кадровой, информационной, консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и поддержки муниципальных (межмуниципальных) программ развития малого и среднего предпринимательства.

На финансирование мероприятий Программы было направлено 119,4 млн. рублей в 2012 году, из них 65,8 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и 53,6 млн. рублей за счет средств субсидий из федерального бюджета, предоставленных Республике Коми по результатам участия в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

По итогам на 01.01.2013 года государственная финансовая поддержка оказана на сумму 65,0 млн. руб., в том числе 45,1 млн. руб. за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и 19,9 млн. рублей — из средств федерального бюджета.

Финансовую поддержку получили 234 субъекта малого и среднего предпринимательства.

В 2012 году начал выдачу гарантий (поручительств) ОАО «Гарантийный фонд Республики Коми». По итогам года было выдано 24 гарантии (поручительства) на общую сумму 54,8 млн. рублей.

На реализацию мероприятий по оказанию кадровой поддержки 480 субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, желающим организовать собственное дело, в 2012 году выделены средства в общем объеме 2662,5 тыс. рублей, в том числе:

-                   за счет средств республиканского бюджета Республики Коми — 1272,5 тыс. рублей;

-                   за счет субсидии из федерального бюджета — 1390,0 тыс. рублей.

Проведено 3 мастер-класса: «Современные технологии изготовления изделий народных промыслов и ремёсел из бересты», Мастер-класс по парикмахерскому искусству, Мастер-класс по традиционному узорному вязанию. Общее количество участников мастер-классов составило 139 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Проведено 16 обучающих семинаров ГУП Республики Коми «Бизнес- инкубатор», в том числе:

-                   6 семинаров по 72-часовой образовательной программе «Основы предпринимательской деятельности»;

-                   7 семинаров по 1 10-часовой образовательной программе «Менеджмент в малом и среднем бизнесе»;

-                   2 семинара по 50-часовой образовательной программе «Возможности участия субъектов малого предпринимательства в системе государственного, муниципального заказа и в торгах корпоративных участников»;

-                   1 семинар по 50-часовой образовательной программе «Технологии продвижения инноваций в малом и среднем бизнесе (опыт Финляндии)».

Общее количество участников семинаров составило 337 субъектов малого предпринимательства и граждан, желающих организовать собственное дело.

В рамках Программы велось информационное сопровождение и обеспечение функционирования в сети «Интернет» специализированного интернет-портала малого бизнеса — www.mbrk.ru. В 2012 году создана новая редакция сайта специализированного интернет-портала малого и среднего бизнеса — www.mbrk.ru.

По итогам 2012 г. было зафиксировано 37952 посетителя и 57471 просмотров материалов сайта. Среднесуточная посещаемость сайта за 2012 год — 115 посетителей.

Состоялось 18 выпусков телепередач «Такой большой малый бизнес» на Коми республиканском телевизионном канале («Юрган») и 9 выпусков материалов в республиканских печатных средствах массовой информации по тематике малого и среднего предпринимательства.

В течение 2012 года Минэкономразвития Республики Коми совместно с администрациями муниципальных образований проведено 34 семинара по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства с представителями предпринимательских сообществ и органов местного самоуправления. Общее количество участников составило 983 чел.

В порядке имущественной поддержки в 2012 году по итогам конкурсного отбора бизнес-планов проектов 8 субъектов малого предпринимательства получили право на использование офисных и производственных площадей государственного унитарного предприятия Республики Коми «Республиканское предприятие «Бизнес-инкубатор» на условиях льготной арендной платы.

Продолжила свою работу, созданная в рамках Программы, Консультационная приемная для предпринимателей Республики Коми, с использованием дистанционного Интернет-консультирования («Скорая консультационная помощь»). Оказано 424 консультаций предпринимателям и гражданам, желающим открыть свое дело.

В целях создания условий по развитию межрегионального сотрудничества и внешнеэкономической деятельности посредством обеспечения консультационных услуг в Республике Коми обеспечена деятельность регионального информационно-аналитического центра Евро Инфо Корреспондентский центр — Республика Коми (далее — Евро Инфо Корреспондентский центр).

В 2012 году специалистами центра проведено 524 консультаций по вопросам предпринимательской деятельности, 108 консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляющим и 163 планирующим ведение экспортно-импортных операций, оказано 27 маркетинговых услуг, проведено 27 презентаций деятельности центра.

В 2012 году из средств республиканского бюджета Республики Коми предоставлены субсидии на возмещение части расходов, понесенных организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и связанных с обеспечением их деятельности, в объеме 260,6 тыс. руб.

В декабре 2012 года было создано ОАО «Микрофинансовая организация Республики Коми», единственным учредителем которой от имени Республики Коми выступило Агентство Республики Коми по управлению имуществом. Главная цель деятельности организации — это обеспечение доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления им займов. В качестве вклада в уставный капитал общества Республикой Коми были внесены денежные средства в размере 18,985 млн. рублей, в том числе 14,8 млн. руб. за счет субсидии из федерального бюджета, предоставленной Республике Коми на реализацию мероприятия государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства «Содействие развитию микрофинансирования».

В рамках поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства 15 муниципальных образований Республики Коми получили право на софинансирование муниципальных программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе: городские округа «Инта», «Воркута», «Сыктывкар»: муниципальные районы «Печора», «Сосногорск», «Сыктывдинский», «Сысольский», «Койгородский», «Усть-Цилемский», «Прилузский», «Усть- Куломский», «Княжпогостский», «Усть-Вымский»; городские поселения «Жешарт» и «Емва».

В порядке софинансирования мероприятий муниципальных программ развития предпринимательства в 2012 году было направлено 36 837,8 тыс. руб., в т. ч. 7,9 млн. руб. за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и 28,8 млн. руб. за счет средств федеральных субсидий.

Итоги реализации программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2011–2012 годы)» в 2012 году

Объем финансирования Программы в 2012 году составил 119,4 миллиона рублей, в том числе: 65,8 миллионов рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и 53,6 миллионов рублей за счет средств федеральной субсидии.

По итогам года средства республиканского бюджета, предусмотренные на реализацию программных мероприятий в 2012 году, были освоены в объёме 65,4 млн. руб., что составило 99,3 % от планового показателя. Освоение средств федеральной субсидии составило 52,2 млн. руб. или 97,5 % от привлеченных средств.

На основании статистических данных наблюдается рост количества индивидуальных предпринимателей и снижение количества малых и микропредприятий.

В 2012 году произошло снижение количества занятых в организациях малого и среднего предпринимательства, что не повлияло на изменение темпов роста оборота малых и средних организаций.

Результативность внедрения программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Коми высокая, что подтверждается расчетами, основанными на государственных методиках определения результативности. Однако государственную поддержку получают далеко не все предприниматели, нуждающиеся в таковой. Отбор претендентов на получение государственной помощи осуществляется на основании предоставленных бизнес-планов проектов, которые зачастую не отражают всей действительности, а также приоритетными остаются проекты, направленные на поддержание традиционных национальных ценностей коми народа. Возможно, было бы правильнее разделять проекты в зависимости от значимости для экономики Республики Коми и выделять отдельно проекты, направленные на поддержание народных ремесел.

Литература:

1.      Оганесян Т. По завету Кампанеллы // Эксперт. — 2010. –№ 12. — с. 88–92.

2.      Александрова E. H., Рындина И. В. Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — № 4. — с.11–21.

3.      Гурков И. Авраамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. — 2011. — N 2. — с.40–52.

4.      Виноградова А. Концепция региональной инновационной системы // Экономика и управление. — 2011. — № 5. — с.81–87.

5.      Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2006 N 977-р «О Концепции Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы» // СЗ РФ. — 2006. — N 29. — ст. 3258.

6.      Республика Коми в цифрах: Краткий статистический сборник / Комистат. — Сыктывкар, 2013 // http://komi.gks.ru/

7.      Ромашова Т. В., Михалева Г. В. К вопросу о государственной поддержке малого бизнеса в Республике Коми // Гуманитарные исследования. — 2010. — № 8. — С.11–17

8.      Ромашова Т. В., Щербина Е. Д. Исследование состояния малого и среднего бизнеса в Республике Коми // Гуманитарные исследования. — 2011. — № 10. — С. 39–47

9.      Ромашова Т. В., Артеева З. А. Направления государственного регулирования и формы поддержки бизнеса в РК // Гуманитарные исследования. — 2013. — № 14. — С.3–6.

Основные термины (генерируются автоматически): среднее, Республика Коми, предпринимательство, поддержка малого, республиканский бюджет Республики Коми, счет средств, малое предпринимательство, внесение изменений, государственная политика, долгосрочная республиканская целевая программа.


Похожие статьи

Основные направления государственной поддержки инновационных процессов в сфере связи и информатизации Узбекистана

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Повышение роли управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса Республики Казахстан

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Управление развитием государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области

Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл

Основные аспекты развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Основные направления развития банковско-финансового сектора Узбекистана

Похожие статьи

Основные направления государственной поддержки инновационных процессов в сфере связи и информатизации Узбекистана

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан

Повышение роли управления проектами в сфере малого и среднего бизнеса Республики Казахстан

Основные направления повышения эффективности функционирования строительного бизнеса в Азербайджане

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Управление развитием государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области

Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл

Основные аспекты развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан

Приоритетные направления реализации промышленной политики Узбекистана

Основные направления развития банковско-финансового сектора Узбекистана

Задать вопрос