Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в 2014–2015 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 08.01.2017

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Карасева, В. Ю. Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия в 2014–2015 гг. / В. Ю. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37935/ (дата обращения: 16.11.2024).



Государственная политика в области развития малого им среднего предпринимательства является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Нормативное правовое регулирование государственной поддержки малого предпринимательства осуществляетсяФедеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Федеральный закон регулируются отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее по тексту — СМСП), инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства основана на следующих принципах:

‒ заявительный порядок обращения СМСП за оказанием поддержки;

‒ доступность инфраструктуры поддержки СМСП для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

‒ равный доступ СМСП, соответствующих условиям, установленным в целях реализации государственных (муниципальных) программ, к участию в них;

‒ оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

‒ открытость процедур оказания поддержки.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 610 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014–2016 годы)» (ответственный исполнитель — Министерство экономики Республики Хакасия), в состав которой входит 2 подпрограммы, в том числе:

‒ Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия в 2014–2016 годах (далее также — Подпрограмма формирования инвестиционной среды РХ), ответственный исполнитель — Министерство финансов Республики Хакасия;

‒ Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014–2016 годы (далее по тексту также — Подпрограмма развития СМСП РХ), ответственный исполнитель — Министерство экономики Республики Хакасия.

В рамках Подпрограммы развития СМСП РХ осуществляется предоставление субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно Закону Республики Хакасия от 12.05.2015 № 43-ЗРХ «Об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2014 год» расходы на реализацию Государственной программы в 2014 году составили 122 469 тыс. рублей или 72,1 % бюджетных ассигнований, в том числе за счет средств федерального бюджета — 89 736 тыс. рублей (исполнение 78,7 % от плана), республиканского бюджета Республики Хакасия (далее также — республиканский бюджет) — 32 733 тыс. рублей (58,6 % от плана).

Расходы на реализацию Подпрограммы развития СМСП РХ в 2014 году составили 121 900 тыс. рублей или 73,9 % бюджетных ассигнований, в том числе за счет средств федерального бюджета — 89 736 тыс. рублей (78,7 % от плана), республиканского бюджета — 32 164 тыс. рублей (63,3 % от плана).

Согласно информации Министерства экономики Республики Хакасия от 25.02.2015 № 8/399-НВ реализация программных мероприятий в 2014 году осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Подпрограмма «Формирование благоприятной инвестиционной среды в Республике Хакасия в 2014–2016 годах» — за счет средств республиканского бюджета профинансированы субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) — 569 тыс. рублей (исполнение бюджетных ассигнований на 11,4 % объясняется отсутствием заявок инвесторов);
  2. Подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2014–2016 годы» — 121 900 тыс. рублей, из них на:

‒ содействие в модернизации основных фондов СМСП — 48 910 тыс. рублей (кроме того образована кредиторская задолженность в сумме 90 тыс. рублей);

‒ финансовая поддержка СМСП (гранты) — 12 112,9 тыс. рублей (кредиторская задолженность — 6887,2 тыс. рублей);

‒ развитие инфраструктуры поддержки СМСП (обеспечение деятельности Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Республиканский центр поддержки предпринимательства», Евро Инфо Корреспондентского центра) — 8920 тыс. рублей (кредиторская задолженность — 1126,2 тыс. рублей);

‒ поддержка внешнеэкономической и межрегиональной деятельности СМСП — 1000 тыс. рублей;

‒ совершенствование механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия, а также повышение квалификации кадров (в основном организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации государственных служащих) — 1372,8 тыс. рублей (кредиторская задолженность — 352,6 тыс. рублей);

‒ поддержка мероприятий муниципальных программ развития СМСП — 49 584,3 тыс. рублей (кредиторская задолженность — 4091,8 тыс. рублей).

Из 22 мероприятий бюджетные средства направлены на реализацию 14 мероприятий (63,6 %), из которых на 100 %профинансированы 5 мероприятий (35 %): субсидии СМСП на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, субсидирование затрат при лизинге оборудования, субсидирование затрат СМСП по приобретению оборудования в целях создания и (или) развития производства, гранты начинающим СМСП на создание и развитие собственного бизнеса, а также на создание и (или) развитие промышленных парков на территории муниципальных образований Республики Хакасия (агропромышленный парк «Алтайский»). На 50 % и выше профинансированы 5 мероприятий. Финансирование менее чем на 50 % наблюдается по 4 мероприятиям, таким как: гранты на развитие малого и среднего предпринимательства (19,1 %), обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (44,1 %), реализация массовых программ обучения и повышения квалификации (37 %), создание и (или) развитие промышленных (индустриальных) парков на территории монопрофильных муниципальных образований Республики Хакасия (48,1 %, г. Черногорск).

По данным Минэкономики РХ целевые показатели, предусмотренные Подпрограммой развития СМСП РХ на 2014 год, выполнены в полном объеме, итоговая оценка свидетельствует о достижении результата ее реализации. Причем, по 10 показателям из 15-ти установленных отмечено значительное превышение (в разы) фактически полученных значений по сравнению с плановыми: от 1,7 раза по показателю «доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта» до 7,8 раз по показателю «количество услуг, оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства в центрах поддержки предпринимательства».

В условиях частичного финансирования отдельных мероприятий отмечено значительное превышение фактических значений целевых показателей над плановыми. Так, в рамках задачи «Совершенствование механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Хакасия, а также повышение квалификации кадров» Подпрограммы развития СМСП РХ целевой показатель «количество вновь зарегистрированных СМСП» перевыполнен на 15,9 % и составляет 2748 ед., при этом мероприятия профинансированы на 49,3 %. Финансирование Информационного центра составило 44 % плановых назначений, фактическое исполнение показателя (количество СМСП, получивших услуги Информационного центра) превышает плановые значения в 2,3 раза. Финансирование грантов на развитие малого и среднего бизнеса составило 19,1 %. При этом, в целом по задаче оказания финансовой поддержки предпринимательства, число малых предприятий на 1 тыс. человек превышает плановые значения в 1,7 раза, объем поступления налогов в консолидированный бюджет Республики Хакасия выполнен на 106 %.

Литература:

  1. Шишин С. В. Малое предпринимательство: сущность, место и роль в национальной экономике. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. 351 с.
  2. Чистякова О. В. Современные аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 4. С. 65–69.
  3. Подолянский В. В. Генезис предпринимательства. Режим доступа: /http://cyberleninka.ru/article/n/genesis-predprinimatelstva#/.
  4. Макарчук И. Н. Формирование эффективного механизма государственной финансовой поддержки малого предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6–2. С. 8.
  5. Отчет и информация по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Хакасия, направленных в 2014–2015 годах на реализацию государственной программы Республики Хакасия «Экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Республики Хакасия (2014–2016 годы)» // Контрольно-счетная палата Республики Хакасия. URL: (дата обращения: 12.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Хакасия, малое предпринимательство, Российская Федерация, среднее, кредиторская задолженность, предпринимательство, рубль, субъект малого, ответственный исполнитель, повышение квалификации.


Похожие статьи

Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан

Анализ форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области

Состояние и развитие малого предпринимательства в Республике Хакасии

Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области

Оценка развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия

Анализ состояния сельского хозяйства в Нюрбинском улусе Республики Саха (Якутия) за 2015–2016 гг.

Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл

Анализ состояния общественного питания в России и Челябинской области за 2015–2016 гг.

Характеристика современного состояния и перспектив развития делового туризма в Республике Саха (Якутия)

Похожие статьи

Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан

Анализ форм и методов поддержки малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области

Состояние и развитие малого предпринимательства в Республике Хакасии

Правовое регулирование инновационной деятельности в Тюменской области

Оценка развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия

Анализ состояния сельского хозяйства в Нюрбинском улусе Республики Саха (Якутия) за 2015–2016 гг.

Состояние и перспективы развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия

Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл

Анализ состояния общественного питания в России и Челябинской области за 2015–2016 гг.

Характеристика современного состояния и перспектив развития делового туризма в Республике Саха (Якутия)

Задать вопрос