Субсидии как эффективный способ поддержки малого и среднего предпринимательства в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 12.06.2015

Статья просмотрена: 1096 раз

Библиографическое описание:

Аюпова, Г. А. Субсидии как эффективный способ поддержки малого и среднего предпринимательства в России / Г. А. Аюпова, А. А. Крылов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.3 (91.3). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19700/ (дата обращения: 17.12.2024).

Начать и развить свой бизнес в нашей стране довольно сложная задача, поскольку кроме часто непредсказуемого спроса, трудностей с поиском персонала и многих других проблем, известных предпринимателям во всем мире, предприниматели в нашей стране часто сталкиваются с недоступностью финансовых ресурсов для создания и развития бизнеса.

Развитие малого бизнеса — это одна из приоритетных задач для государства, так как повышение количества малых предприятий и обеспечения эффективности их функционирования ведет не только к стабилизации экономики и увеличению ВВП, но и повышению общего уровня жизни населения, а также снижению социальной напряженности. Для выполнения этой задачи государству необходимо оказывать малому бизнесу соответствующую поддержку.

На сегодняшний день государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) оказывается в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. В соответствии со ст. 16 Закона о развитии СМСП формами государственной поддержки СМСП названы финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также иные виды поддержки.

Можно сказать о том, что оказание финансовой поддержки СМСП и организациям, которые входят в эту инфраструктуру, предусмотрено ст. 17 Закона о развитии СМСП.

Финансовая поддержка СМСП осуществляется путем предоставления им: субсидий; бюджетных инвестиций; государственных и муниципальных гарантий по обязательствам СМСП.

Основной формой предоставления финансовой поддержки СМСП является выделение субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. [2]

Субсидия — выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

Субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодека Российской Федерации субсидии могут рассматриваться как бюджетные ассигнования, которые предоставляются юридическим лицам, а также в виде бюджетных ассигнований на межбюджетные трансферты, которые бюджет одного уровня предоставляет бюджету другого уровня бюджетной системы. Причём финансовая поддержка СМСП в виде субсидий может выделятся юридическим лицам только из местных или региональных бюджетов, из федерального бюджета субсидии могут быть предоставлены только как межбюджетный трансферт бюджету субъекта Российской Федерации. [1]

На основании этого, можно сделать вывод о том, что напрямую программы поддержки СМСП могут финансироваться только из региональных и местных бюджетов, т. е. бюджетные ассигнования на субсидии юридическим лицам (СМСП) не могут быть предусмотрены в федеральном бюджете.

Однако многие программы поддержки малому и среднему бизнесу сам этот сектор часто не воспринимает всерьез. Действительно, чиновники, которые представляют интерес государства, и субъекты малого и среднего предпринимательства, как будто говорят на разных языках: чиновники считают реальной помощью оказание информационной поддержки и снижение различных административных барьеров, которые часто сами же и создают, а для предпринимателей нет ничего более реального, чем поступившая на расчетный счет конкретная денежная сумма.

Справедливости ради надо сказать, что, несмотря на множество условностей, малый бизнес в России может работать в условиях щадящей налоговой нагрузки. Этому способствуют специальные налоговые режимы УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН, которые позволяют в значительной степени снизить налоговую нагрузку. Принятый в январе 2015 года антикризисный план Правительства предполагает еще большее снижение налоговой ставки для УСН и ЕНВД, расширение видов деятельности для ПСН и налоговые каникулы для ИП, занятых в сфере услуг дополнительно к тем, которые заняты в производстве, социальной и научной сферах. Все эти факторы говорят о том, что государство пытается улучшить положение СМСП и «открывает» им дороги для дальнейшего развития.

Сейчас субсидии малому и среднему предпринимательству предоставляются согласно постановлению Правительства от 30 декабря 2014 г. № 1605. Это уже не первый документ, регулирующий получение безвозмездной финансовой помощи от государства, на базе которых были разработаны разнообразные региональные программы помощи. Однако, в каких именно объемах будут реализовываться программы господдержки в вашем конкретном регионе, зависит от активности местной администрации. [5]

Сегодня государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Самарской области включает в себя значительное количество различных организаций, которые оказывают СМСП помощь в своей деятельности.

Это, прежде всего, департамент развития предпринимательства министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, который проводит различные бесплатные обучения начинающих предпринимателей; организует участие предпринимателей Самарской области в федеральных выставках, деловых миссиях в другие регионы Российской Федерации, предоставляет субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного дела, уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, на производство инновационных товаров и услуг, модернизацию оборудования, организацию детских клубов и центров время препровождения детей.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с областной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009–2015 годы, которая охватывает все виды и формы государственной поддержки предпринимательства в Самарской области.

Эта государственная и муниципальная поддержка осуществляется в виде — субсидий, микрозаймов, поручительства, лизинга оборудования; информационно-консультационной поддержки — бесплатные консультации, выставочная деятельность; поддержки в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров — обучение потенциальных предпринимателей основам предпринимательской деятельности, обучающие семинары по интересующим предпринимателей вопросам; поддержки СМПС в области инноваций и промышленного производства, поддержка экспортно-ориентированных малых предприятий.

Создание благоприятных условий ведения бизнеса в Самарской области способствовало развитию сферы малого и среднего предпринимательства, которая в настоящее время насчитывает свыше 123 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. В сфере малого и среднего предпринимательства Самарской области занято свыше 30 % всего населения области, что говорит о высокой занятости населения в этой области.

Самарская область занимает лидирующую позицию по развитию предпринимательства среди регионов Приволжского федерального округа, по основным показателям входит в первую пятерку. [3]

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Самарской области, осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области». Субъектам МСП Самарской области предоставляется возможность получить следующие виды поддержек:

-          Грант на создание собственного бизнеса.

-          Субсидия на уплату лизинговых платежей.

-          Субсидия на возмещение затрат на модернизацию производства.

-          Субсидия инновационной компании.

-          Субсидия на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста.

-          Субсидия организациям, производящим и реализующим товары, работы, услуги, предназначенные на экспорт.

В соответствии с критериями ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» необходимо выполнять определенные условия. Выручка за предшествующий год без НДС должна быть до 1 млрд. рублей. Средняя численность работников за предшествующий год не должна превышать 250 чел. Доля участия Российской Федерации и ее субъектов иностранных лиц должна быть не более 25 %. Эти предприятия должны быть зарегистрированы на территории Самарской области. Они также должны осуществлять свою деятельность на территории Самарской области. Эти предприятия не должны находиться в процессе ликвидации, реорганизации, банкротства.

Рассмотрим более подробно каким условиям должны удовлетворять СМСП, а так же на что потратить полученные денежные средства удачно выступив в конкурсе.

Во-первых, должны осуществляться процедура конкурса на получение субсидии или гранта на создание собственного бизнеса. При этом участники конкурса должны быть зарегистрированы не более 1 года до даты подачи заявления об участии в конкурсе.

Во-вторых, существуют особые условия по покрытию затрат. Тут существует градация — до 300 тыс. рублей и до 1 миллиона рублей.

В-третьих, предприятию необходимо выполнить все условия конкурса. Обычно к ним относится:

-          предоставление бизнес-плана;

-          получение сертификата о прохождении краткосрочного обучения по основам предпринимательской деятельности (не менее 40 часов);

-          очная защита бизнес-плана перед конкурсной комиссией;

-          если средства будут идти на возмещение расходов по договору лизинга, то на момент участия в конкурсе договор лизинга должен быть уже заключён, либо предварительно подписан.

При этом не возмещаются расходы на следующие объекты: здания, сооружения, легковые автомобили; лизинговый платеж по договору лизинга, если бывший собственник имущества, переданного лизинговой компании, и лизингополучатель является одним и тем же юридическим лицом или ИП

В-четвертых, предприятиям необходимо учесть особенности прохождения конкурса по видам субсидий.

Например, конкурс на получение субсидии на уплату лизинговых платежей предполагает, что участником может быть СМСП, имеющий договор лизинга с российскими лизинговыми компаниями. При этом до 2 миллионов рублей, но не более 30 % от суммы договора лизинга должно идти на покрытие фактически понесённых расходов. Эти расходы могут быть связаны с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части, которая пошла на уплату первого лизингового платежа по договорам лизинга.

Условием участия в конкурсе на получение субсидии на уплату лизинговых платежей является то, что к рассмотрению принимаются договоры лизинга, заключенные не ранее 2011 года, на срок до 5 лет, на сумму не более 10 млн. рублей. При этом не возмещаются расходы на: здания, сооружения, легковые автомобили; лизинговый платеж по договору лизинга, если продавец предмета лизинга выступает в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

Конкурс на получение субсидии на возмещение затрат на модернизацию производства предполагает субсидию до 5 миллионов рублей. Условиями участия в таком конкурсе являются:

-          документально оформленное описание проекта по приобретению необходимого производственного оборудования для создания и (или) развития и (или) модернизацию производства товаров, работ, услуг с технико-экономическим обоснованием;

-          численность работников списочного состава за предшествующий календарный год 50 или более человек;

-          отсутствие задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы РФ.

Конкурс на получение субсидии инновационной компании предполагает, что участник — это СМСП, который зарегистрирован более 1 года. Объем субсидии до 5 миллионов рублей, которая предполагает покрытие расходов в связи с созданием товаров, оказание услуг или выполнения работ в следующих направлениях:

-          покупка машин и оборудования, которые связанны с новыми технологическими инновациями;

-          приобретение новейших технологий, в том числе прав на патенты, лицензий на использование уникальных изобретений, различных промышленных образцов, полезных моделей;

-          приобретение необходимого программного обеспечения;

-          обучение и подготовку (переквалификацию) персонала, связанного с инновационной деятельностью;

-          уплата процентов по кредитам, которые были получены в российских кредитных организациях;

-          сертификация и патентование.

Условиями участия в конкурсе на получение субсидии инновационной компании являются следующие.

Наличие проекта, который реализуется заявителем — инновационной компанией, фактически производящей инновационные товары, осуществляющей инновационные работы или оказывающей инновационные услуги. Эта компания также может осуществлять затраты на технологические инновации, с использованием прав имеющихся на результаты интеллектуальной деятельности: программ для электронных вычислительных машин, различных функциональных баз данных, уникальных изобретений, полезных моделей, различных промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства и. т.д.;

Непосредственное осуществление деятельности по производству инновационных товаров, проведение инновационных работ или оказание инновационных услуг.

У предприятий, претендующих на получение инновационных субсидий, не должно быть задолженностей по налоговым отчислениям в бюджеты бюджетной системы РФ. [4]

Стоит отметить тот факт, что многие начинающие предприниматели часто подменяют понятия субсидия и кредит. Дело в том, что субсидии на развитие малого предпринимательства выдаются безвозмездно, их получение не обязывает предпринимателей возвращать эти средства, за исключением случая нецелевого использования полученных средств, в отличие от кредитов и займов, которые необходимо вернуть, как основную сумму кредита или займа, так ещё и проценты. Однако многие предприниматели пытаются использовать полученные денежные средства не на развитие малого бизнеса, а на личные нужды, которые не соответствуют программе расходов. Если данный факт будет выявлен, то виновный будет обязан вернуть все взятые средства. При этом по прошествии года предприниматель обязан документально отчитаться о реализации всех полученных денежных средствах. Если не все финансы будут потрачены за указанный период, то предпринимателя обяжут вернуть неиспользованный остаток.

Следует сказать о том, что субсидии не выдаются предприятиям алкогольной и табачной направленности, предприятиям, работающим с недвижимостью, а также предприятиям, занимающимся прокатом оборудования, предоставлением кредитных или страховых услуг, занимающихся ломбардной деятельностью или работающих в сфере игорного бизнеса. Финансовую помощь не оказывают и тем, кто добывает полезные ископаемые или является нерезидентом РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, субсидии малому бизнесу — это один из востребованных и эффективных способов поддержки малого предпринимательства в России. Государство таким способом стимулирует людей на открытие собственного дела и на его дальнейшее развитие. В Самарской области разработаны и реализуются различныепрограммы по развитию малого и среднего предпринимательства, что, несомненно, сказывается на развитие региона в целом.

 

Литература:

 

1.                  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015)

2.                  Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 1.07.2014) «О развитии малого и среднего предпринимательства»

3.                  Постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 699 (ред. от 25.12.2014) «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 2014–2019 годы»

4.                  Электронный интернет-ресурс (Единый портал поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Самарской области) http:// http://линия-успеха.рф/

5.                  Электронный интернет ресурс http://www.samregion.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): Самарская область, договор лизинга, получение субсидии, субсидия, малый бизнес, среднее, инновационная компания, развитие малого, Российская Федерация, финансовая поддержка.


Похожие статьи

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Оффшорный бизнес как способ организации предпринимательской деятельности в России

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Идентификация рисков как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Особые экономические зоны как форма государственной поддержки инновационных регионов

Возможности использования кластерной модели развития бизнеса в Узбекистане

Похожие статьи

Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях России

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Оффшорный бизнес как способ организации предпринимательской деятельности в России

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Идентификация рисков как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Особые экономические зоны как форма государственной поддержки инновационных регионов

Возможности использования кластерной модели развития бизнеса в Узбекистане

Задать вопрос