Библиографическое описание:

Гришкова Д. Ю. Логистика транспортировки лесных грузов [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 227-229.

Россия – самая богатая лесом держава мира. На ее долю приходится 22% лесного покрова планеты, половина мировых запасов хвойной древесины. По прогнозам, к 2020 году мировая потребность в деловой древесине увеличится примерно на 100 млн. кубометров, и существует лишь один реальный источник ее удовлетворения – запасы России. Они сегодня составляют более 82 млрд. кубометров. Для сравнения: запасы деловой древесины США – 23.1 млрд., Финляндии – 1.7 млрд. кубометров.

Леса в России занимают 45.3% территории (рисунок 1.1), что превышает аналогичный показатель Канады, Бразилии, Югославии, США, Германии. Здесь Россия уступает лишь Японии, Финляндии, Анголе, Заиру и Швеции (49%).


Врезка1

Особенностью лесопромышленного комплекса России является то, что при огромной территории и слаборазвитой транспортной инфраструктуре большинство лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий сильно удалено от потребителей, что определяет значимость транспортных расходов в экономике предприятий и значительные потери материалов в лесной промышленности.

Важным параметром, определяющим дальность доставки лесоматериалов, является их ассортимент и степень обработки. Чем выше качество и степень обработки, тем дальше они везутся, хотя экспортируется большая доля именно круглых лесоматериалов. Основная доля экспорта приходится на 10 стран: Китай, Египет, Таджикистан, Узбекистан, Сирия, Германия, Ирак, Дания, Киргизия, Азербайджан.

Основной процент перевозок лесных грузов приходится на полувагоны и платформы.

Для сравнения средняя стоимость одного кубометра круглого леса составляет 2 – 2,5 тысячи рублей, а пиломатериалов – 4,5 – 5 тысяч рублей. В процентном соотношении разница получается значительна (порядка 50 – 56%). Определим провозную плату при перевозке в полувагонах круглого леса и пиломатериалов. Для примера возьмем массу груза 44 тонны, то есть минимальную весовую норму, среднее расстояние перевозки 600 км.

, (1.1)

где - тариф за использование инфраструктуры с учетом коэффициента, учитывающего скидку с тарифа при переломе расстояния, руб/ваг;

- приращение к тарифу, руб/ваг;

- коэффициент, учитывающий класс груза;

- коэффициент, учитывающий участие в перевозке калининградской ж.д.;

- дополнительный поправочный коэффициент для ряда грузов;

- понижающий коэффициент, применяемый при экспорте груза, при расчете исключительных тарифов.

, (1.2)

где - значение тарифа на границе расстояния перелома, руб/ваг;

- тариф за инфраструктуру, за фактически пройденное расстояние, руб/ваг;

- коэффициент, учитывающий скидку на перевозку свыше переломной точки.

, (1.3)

где – поправочный коэффициент, учитывающий увеличение или уменьшение платы при переходе на последующую градацию пояса дальности.

руб/ваг.

руб/ваг.

руб/ваг.

Принимаем большее , равное 592,05 руб.

Для круглого леса:

р.

Для пиломатериалов:

р.

Таким образом, мы видим, что провозная плата при перевозке в полувагонах круглого леса всего на 19% меньше, чем пиломатериалов. Напрашивается вывод: как для железной дороги, так и для производителей выгодней везти пиломатериалы, нежели круглый лес.

До настоящего времени перевозки пиломатериала на экспорт осуществляются железнодорожным транспортом в полувагонах и водным транспортом по реке Енисей. При перевозке железнодорожным транспортом в полувагонах пиломатериал отправляется до российских портов, где он выгружается из вагонов и складируется в ожидании судна. Период ожидания может затянуться до нескольких месяцев. После прибытия судна пиломатериал загружается на него и далее по морю следует до порта назначения. Перевозка пиломатериала в полувагонах осуществляется через западные и восточные порты России. Срок доставки груза по железной дороге в среднем составляет 3 недели. Такая цепь доставки требует значительных транспортных затрат и складских площадей, а также способствует снижению качества груза.

В настоящее время появляются новые технологии транспортировки лесных грузов, их можно рассмотреть на примере контейнерных перевозок пиломатериалов.

Как известно, филиал ОАО «ТрансКонтейнер» на Красноярской железной дороге является лидером в крае по организации транспортно-экспедиционного обслуживания и комплексных логистических услуг в сфере контейнерных перевозок железнодорожным транспортом. Сегодня между филиалом и крупнейшими краевыми грузоотправителями (ЗАО «Новоенисейский ЛХК» и ОАО «Лесосибирский ЛДК №1) достигнуты договоренности на отправку пиломатериалов в контейнерах в Александрию (Египет), где наблюдается стабильный спрос на эту продукцию. Туда ежемесячно планируется отправлять от 3 до 5 тыс. кубометров пиломатериалов, что составляет 150 40-футовых контейнеров (300 TEU) от каждого грузоотправителя.

Осенью 2008 года ОАО «ТрансКонтейнер» и ЗАО «Новоенисейский ЛХК» приняли решение об отправке экспериментального ускоренного контейнерного поезда по маршруту Лесосибирск – Александрия через порт Ростов. Поезд состоял из 40-футовых контейнеров. Такая перевозка позволяет доставить груз до покупателя в контейнерах без перевалки в порту, что повышает сохранность груза. При этом весь маршрут следования до порта назначения сопровождает один оператор – ОАО «ТрансКонтейнер», а оформление всего маршрута проходит по одной железнодорожной накладной. Общий срок доставки пиломатериалов до Александрии составляет 15 дней, в которые входит:

- доставка по железной дороге 6 дней;

- доставка по реке-морю 7 дней;

- переоформление документов, перевалка контейнеров в порту России 1 день;

- перевалка в порту назначения Александрия 1 день.

На сегодняшний день контейнерные перевозки пиломатериалов составляют лишь около 5 % от общего объема перевозки пиломатериалов. Одна из главных причин такой низкой популярности контейнеров − экономическая: тариф на полувагонную перевозку примерно на треть ниже контейнерной. Сказывается также отсутствие отработанной технологии загрузки длинных (4−6 м) пакетов в контейнер − традиционно применяется верхняя загрузка краном в полувагон. И, наконец, в удаленных от портов регионах не так много порожних контейнеров для морских линий.

Однако следует заметить, что «дороговизна» контейнерных перевозок относительна. Рассмотрим, например, стоимость перевозки 50 т пиломатериалов (вместимость одного полувагона или двух 40-футовых контейнеров) из Лесосибирска через Санкт-Петербург в Гамбург в трех вариантах: в полувагоне до порта с дальнейшей доставкой на балкерном судне; с перевалкой пиломатериалов из полувагона в контейнер в припортовом регионе и отправку в контейнере непосредственно от отправителя. Расчет стоимости перевозки пиломатериалов приведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Расчет стоимости перевозки пиломатериалов

Схема транспортировки

Стоимость погрузки, отправки, руб

Железнодорожный тариф, руб

Расходы в порту, руб

Фрахт, руб

Итого, руб

Полувагон – порт - балкер

14000

69012

20850

22000

125862

Полувагон – контейнер – порт - морская линия

14000

69012

41750

54264

179026

Контейнер – порт – морская линия

4000

119468

7500

54264

185232


Полувагонная схема получается примерно на 10% дешевле контейнерной.

Помимо стоимостных характеристик, экспортерам следует учитывать, что для отправки пиломатериалов по морю навалом необходимо накопить крупную партию груза в адрес одного получателя. Конечно, такое не всегда возможно и это обстоятельство может создавать проблемы. При этом хранение груза в порту под открытым небом до накопления необходимого объема партии может привести к его порче. Кроме того, на период формирования партии связываются в товарных запасах оборотные средства экспортера. К недостаткам навалочных перевозок можно также отнести и более дорогие по сравнению с контейнерными погрузо-разгрузочные работы.

Среди плюсов контейнерных перевозок можно отметить то, что загрузка пиломатериалов в контейнер происходит под контролем отправителя и далее контейнер пломбируется. Это заметно снижает вероятность повреждения груза во время погрузки, разгрузки и транспортировки. Расходы на погрузку в контейнер можно сократить за счет использования собственного персонала, площадки и техники. И наконец, главное преимущество контейнерных отправок − гораздо более гибкая логистика как с точки зрения размера партий отправок, так и географии. Кроме того, отправка пиломатериалов в контейнере позволяет не только доставлять груз конечному потребителю малыми партиями (до 25 т в одном 40-футовом контейнере), но и обеспечить герметичность груза при перевозке. В связи с этим контейнерная перевозка пиломатериалов становится сегодня все более привлекательной. Однако есть у контейнеров и свои минусы − не все станции открыты для работы с крупнотоннажными контейнерами, да и морские линии отдают свои контейнеры вглубь России только под стабильный грузопоток.

На основании ранее изложенного, можно сделать следующие выводы:

- необходимо строить деревообрабатывающие производства в местах вырубки леса;

- совершенствовать логистические цепи доставки;

- наращивать перевозку обработанных лесоматериалов;

- расширять перевозку лесных грузов в контейнерах.


Литература:

1 Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок / С.М. Резер. – М., 2002. – 472 с.

2 Миротин Л.Б., Некрасов А.Г., Куликова Е.Ю. и др. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов. Учебник / Л.Б. Миротин, А.Г. Некрасов. Е.Ю. Куликова. – М., 2003. – 448 с.

3 Гаджинский А.М. Логистика. Учебник / А.М. Гаджинский. - М., 2001. – 396 с.

4 Журнал Леспром Информ № 5, 2009. – 84 с.

Основные термины (генерируются автоматически): лесных грузов, контейнерных перевозок, круглого леса, перевозки пиломатериалов, транспортировки лесных грузов, Похожая статья, 40-футовых контейнеров, полувагонах круглого леса, население лесных поселков, железнодорожным транспортом, Использование лесных ресурсов, контейнерных перевозок пиломатериалов, железной дороге, объема перевозки пиломатериалов, кубометров пиломатериалов, контейнерные перевозки пиломатериалов, ЗАО «Новоенисейский ЛХК», стоимости перевозки пиломатериалов, срок доставки пиломатериалов, контейнерная перевозка пиломатериалов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос