Кластеры как фактор инновационного развития
Автор: Смирнова Юлия Валерьевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, апрель 2011)
Статья просмотрена: 4360 раз
Библиографическое описание:
Смирнова, Ю. В. Кластеры как фактор инновационного развития / Ю. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Москва : РИОР, 2011. — С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/396/ (дата обращения: 16.11.2024).
Мировой опыт развитых стран убедительно доказывает как эффективность, так и неизбежную закономерность возникновения разного вида кластеров. В последние десять лет формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области регионального развития во многих странах мира. За рубежом в настоящее время кластеры являются одним из действенных инструментов развития малых и средних предприятий. В последние десятилетия вопросы деятельности кластеров вызывают растущий интерес экономистов и органов государственного управления в разных странах. Бурное развитие технологий, логистики, средств транспорта привело к тому, что передача информации, движение финансовых потоков стали практически мгновенным, а транспортировка грузов —дешевой и быстрой. В связи с этим важнейшими факторами достижения и удержания превосходства над конкурентами становятся не только инновации и образование, но и взаимосвязи между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур — кластеров. Анализ зарубежного опыта кластеризации экономики показал, что в современных условиях термин «кластер» является одним из наиболее популярных при обсуждении перспектив развития экономик большинства стран мира.
В настоящее время однозначного понимания термина «кластер» не существует, а используемые определения совершенствуются по мере развития.
В научной литературе используются 3 перечисленные далее определения, каждое из которых подчеркивает основные черты рассматриваемых нами структур. Согласно им, кластеры являются:
-регионально ограниченными формами экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанных к тем или иным научными учреждениям;
-вертикальными производственными цепочками, узко определенными секторами, в которых осуществляющие смежные этапы производственного процесса структуры (например, последовательность «поставщик – производитель – сбытовик – клиент») составляют ядро. В частности, под данное определение попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;
-имеющие высокую степень интеграции отраслевыми объединениями или совокупностями структур с еще более высоким уровнем агрегации.[1,с.232]
В классическом понимании, сформулированным М. Портером, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций определённой сферы, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.[2,с.896]
Руднева П.С. рассматривает кластер как группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [3].
Различные зарубежные трактовки термина «кластер» приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные аспекты в понимании термина «кластер»
Автор |
Определение понятия «кластер» |
|
Кластер – группа предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в тесной близости друг к другу. |
|
Кластеры - группы фирм в пределах одной отрасли, расположенные в одной географической области. |
|
Кластер - географически близкая группа связанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, объединенная общностями и взаимодополнениями. |
|
Кластер – группа фирм, которые функционально связаны как вертикально, так и горизонтально. |
|
Кластер – ряд связанных и взаимодополняющих фирм общественных, частных и полуобщественных исследовательских институтов и институтов развития. |
|
Кластер - группа коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, для которых членство в группе является важным элементом индивидуальной конкурентоспособности каждого члена фирмы. |
|
Кластер - индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу. |
|
Кластеризация в общем виде определяется как процесс совместного расположения фирм и других действующих лиц внутри концентрированной географической области, кооперации вокруг определенной функциональной ниши и установлении тесных взаимосвязей и рабочих альянсов для усиления их коллективной конкурентоспособности. |
Анализ представленных определений свидетельствует, что основной целью кластеризации является формирование эффективной экономической среды путем повышение качества производимой продукции, экономии различных видов ресурсов (производственных, информационных) и создания инноваций.
Систематизация существующих в экономической науке позволила нам выделить и перечислить присущие кластерной системе особенности:
1.Преимущественно территориальный подход к созданию. Географический масштаб формируемого кластера может варьироваться в зависимости от целей и состава предприятий – участников;
2.Множественность субъектов хозяйствования, имеющих общую сферу деятельности (отраслевую принадлежность);
3.Кооперация участников, основанная на устойчивых, долговременных хозяйственных связей и наличии общих экономических интересов;
4.Инновационная
направленность совместной деятельности;
5.У
членов кластера существует полная самостоятельность при принятии
решений, выступающая основой конкуренции;
6.По отношению к внешней среде кластер воспринимается и функционирует как единый организм;
7.В развитии кластера, в зависимости от его масштаба, самое непосредственное участие принимают государственные органы власти соответствующего уровня.
Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиальных характеристик, которые могут рассматриваться в качестве стартовых предпосылок для их формирования.
1. Наличие конкурентоспособных предприятий. Ключевым условием для развития кластера является наличие конкурентоспособных на рынке предприятий в кластере. В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономические показатели деятельности компаний (такие как прибыльность, акционерная стоимость).
2. Наличие
в регионе конкурентных преимуществ для
развития кластера.
Например, выгодное географическое положение; доступ к сырью; наличие
специализированных людских ресурсов, поставщиков комплектующих и
связанных услуг, специализированных учебных заведений и
образовательных программ, специализированных организаций, проводящих
НИОКР, необходимой инфраструктуры и другие факторы.
3. Географическая концентрация и близость. Ключевые участники кластеров находятся в географической близости друг к другу и имеют возможности для активного взаимодействия. Географический масштаб может варьироваться от типа и особенностей кластера и охватывать один или несколько регионов государства.
4. Широкий
набор участников и наличие «критической
массы».
Кластер может состоять из компаний, производящих конечную
продукцию и услуги, как правило, экспортируемые за пределы региона,
системы поставщиков комплектующих, оборудования,
специализированных услуг, а также профессиональных
образовательных учреждений, НИИ и других поддерживающих
организаций. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели,
характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и в
секторах, входящих в кластер.
5. Наличие
связей и взаимодействия между участниками
кластеров.
Эти связи могут иметь различную природу, включая формализованные
взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими
поставщиками, партнерство с поставщиками оборудования и
специализированного сервиса; связи между компаниями, ВУЗами и
НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и
образовательных программ. Контакты между компаниями малого и
среднего размера могут быть связаны также с координацией их усилий по
коллективному продвижению товаров и услуг на существующие и
новые рынки [12].
- Литература:
1.Лаврикова, Ю.Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. – 232 с.;
2.Портер Майкл. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран /Майкл Портер.-М.: Междунар.отношения, 1993. - 896 с.;
3.Руднева, П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] // Экономика региона. 2007. №18. Ч. 2 (декабрь) Режим доступа: http://journal.vlsu.ru;
4.Schmitz, Hubert (1992), On the Clustering of Small Firms’, in Rasmussen, J., H. Schmitz andM.P. van Dijk (eds.), ‘Flexible specialization: a new view on small industry, IDS Bulletin (Special Issue), 23(3):64-69;
5.Swann G. M. P., Prevezer M. and Stout, D., eds., The Dynamics of Industrial Clustering: International Comparisons in Computing and Biotechnology. Oxford: Oxford University Press, 1996;
6.Porter, M.E. On Competition. Cambridge, Mass.: Harvard Business School Press, 1998;
7.Elsner, W. An industrial policy agenda 2000 and beyond: Experience, Theory and Policy. Bremen Contributions to Institutional and Social-Economics (Eds.) Biesecker, A./ Elsner, W./ Grenzdorffer, K., No 34, 1998;
8.Steiner, M. and Hartmann, Looking for the Invisible: Material and Immaterial Dimensions of Clusters, Paper presented at the Regional Studies Association Annual Conference on ‘Regionalising the Knowledge Economy’, November 21, London 2001;
9.Bergman, E.M. and Feser, E.J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications / Е. М. Bergman, E. J. Feser. Regional Research Institute, WVU., - 1999;
10.Хааг Д. цит. по Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособности кластеров в странах с переходной экономикой. http. // www.kkrsu.edukg/vestnik/v31a15.html;
11.Andersson, Thomas, Sylvia Schwaag Serger, Jens Sorvik, and Emily Wise Hansson. The Cluster Policies Whitebook. International Organisation for Knowledge Economy and Enterprise Development, Malmo 2004;
12.Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tpprf.ru.