Возможности использования кластерной модели развития бизнеса в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (97) сентябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.09.2015

Статья просмотрена: 378 раз

Библиографическое описание:

Хусаинов, М. А. Возможности использования кластерной модели развития бизнеса в Узбекистане / М. А. Хусаинов, И. И. Солиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 472-475. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21782/ (дата обращения: 16.11.2024).

Стратегия долгосрочного развития национальной экономики предполагает рост ее конкурентоспособности как в традиционных, так и в новых наукоемких секторах. Она нацелена на существенное повышение качества человеческого капитала и динамику производительности труда, опережающее развитие высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Для решения этих задач необходимо создание системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных инструментов инновационного развития, среди которых немаловажную роль должен играть кластерный подход.

В условиях модернизации экономики традиционные методы диверсификации уже не могут дать должной отдачи. Поэтому использование кластерной модели организации бизнеса в качестве адекватного инструмента модернизации экономики не имеет альтернативы. Опыт развитых стран показывает, что взаимообусловленность и взаимосвязи между процессами кластеризации, усиления конкурентоспособности и ускорения инновационной деятельности — это новый экономический феномен, который позволяет противостоять натиску кризисных процессов и должным образом отвечать требованиям национального и регионального развития.

Как известно, в экономическую литературу научное понятие «кластер» было введено Майклом Портером (1990 г.). Согласно его определению кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу [1].

Мировая практика функционирования наиболее преуспевающих экономических систем показывает, что высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост обеспечивают, прежде всего, факторы, стимулирующие распространение новых технологий. Учитывая, что современные конкурентные преимущества практически полностью обусловлены преимуществами в технологиях производства, управления, организации продвижения товаров, успешное развитие конкурентоспособности экономической системы возможно при активном и комплексном использовании преимуществ кластерного механизма и современных направлений инновационного развития. Поэтому многие страны — как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику — все активнее используют кластерный механизмы в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании национальных инновационных систем. [2]

Основные характеристики кластеров состоят в следующих их свойствах:

-          географическая концентрация (близко расположенных фирм привлекает возможность экономить на быстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом и процессах обучения);

-          специализация (кластеры концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, к которой все участники или авторы имеют отношение);

-          множественность экономических агентов (деятельность кластеров охватывает не только фирмы, входящие в них, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты, способствующие кооперации и т. д.);

-          конкуренция и сотрудничество (как основные виды взаимодействия между фирмами — членами кластера);

-          достижение необходимой «критической массы» в размере кластера (для получения эффектов внутренней динамики и развития);

-          жизнеспособность кластеров (рассчитаны на долгосрочную перспективу);

-          вовлеченность в инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычно включены в процессы технологических продуктовых, рыночных или организационных инноваций) [3].

В последнем десятилетии ХХ века большинство кластеров специализировалось на производстве потребительских товаров и создавалось с целью повышения конкурентоспособности отдельных регионов и территорий. В начале XXI века стали появляться промышленные кластеры нового поколения, занимающиеся информатикой, дизайном, экологией, логистикой, производством биомедицинских препаратов и т. п. Инновационная направленность кластеров постепенно возрастала, и в настоящее время она является важнейшей характеристикой, определяющей конкурентоспособность кластерных образований. Кластеры обеспечивают «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и выход на новые «рыночные ниши».

Кластеры обладают большей способностью к нововведениям вследствие следующих причин:

-          фирмы — участники кластера способны более адекватно и быстрее реагировать на потребности покупателей;

-          участникам кластера облегчается доступ к новым технологиям, используемым на различных направлениях хозяйственной деятельности;

-          в инновационный процесс включаются поставщики и потребители, а также предприятия других отраслей;

-          в результате межфирменной кооперации уменьшаются издержки на НИОКР;

-          фирмы в кластере находятся под интенсивным конкурентным давлением, которое усугубляется постоянным сравнением собственной хозяйственной деятельности с работой аналогичных компаний [4].

В инновационных кластерах, в отличие от традиционных промышленных, налажена система тесных взаимосвязей не только между фирмами, их поставщиками и клиентами, но и институтами знаний, среди которых крупные исследовательские центры и университеты, являясь генераторами новых знаний и инноваций, обеспечивают высокий образовательный уровень региона. Обеспечена возможность координации усилий и финансовых средств для создания нового продукта и технологий и выхода с ними на рынок. По сути дела, в кластере строится замкнутая технологическая цепочка — от создания продукта до его производства и вывода на рынок.

Следует отметить еще одно отличие инновационных кластеров от традиционных промышленных, которое определяется созданием в их рамках преимущественно экспортно-ориентированной продукции и технологий, т. е. внутрикластерные конкурентные преимущества оказываются значимыми в международном масштабе.

В кластерах инновационные компоненты усиливаются тем, что здесь нет жесткого управления, присущего холдингам и другим подобным структурам, и формируются гибкие сетевые структуры, способные повысить активность инноваторов (авторов и исполнителей инновационных идей), адаптивность и восприимчивость агентов, реализующих инновационные идеи, и активность соответствующих финансовых институтов, обеспечивающих финансовыми и другими ресурсами этот процесс. Функционирование таких гибких сетевых структур обеспечивает эффективную трансформацию изобретений в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества.

Известный исследователь теории и практики маркетинга М. Портер показал, что стратегия транснациональных компаний и стран, принимающих иностранные инвестиции, основывается на получении выгоды от имеющегося конкурентного преимущества. Оно проявляется в четырех направлениях: преимущества в корпоративном управлении, преимущества в наличных факторах производства, объемы спроса в стране, преимущества, связанные с наличием вспомогательных и сопутствующих отраслей.

М. Портер синтез этих преимуществ называет «бриллиантом конкурентных преимуществ», ибо они гарантируют успех вывоза капитала. Рациональную политику государства и другие удачные условия он называет дополнительными факторами. Наличие в стране взаимосвязанных отраслей производства при прямых иностранных инвестициях для принимающей страны создает ощутимые конкурентные преимущества и возможности. Однако для их реализации государство должно дать импульс для развития кластеров по отраслям и сферам. Например, развитие современной продовольственной промышленности в стране предполагает организацию производства продуктов аграрной сферы (молоко, мясо, овощи, фрукты, бахчевые и другие), соответствующих мощностей по хранению и упаковке, современной сети розничной торговли.

В Узбекистане исторически существовали кластерные образования в рамках отдельных регионов. Это выражалось в том, что в регионе имелась отрасль земледелия или ремесленничества, определяющая специализацию территории. Вокруг данной отрасли формировались обслуживающие ее или тесно связанные с ней технологически другие отрасли сельского хозяйства или ремесла: производство бумаги в Самарканде, шелковых тканей в Маргелане и Намангане, златошвейное ремесло в Бухаре, производство ковров в Хиве и т. д.

Так, например, в средние века при производстве хонатласной ткани в регионе существовала последовательная технологическая цепочка создания добавленной стоимости: выращивание тутовых деревьев, производство щелковых коконов, производство щелковой пряжи, производство натуральных красителей, кращения щелковой нити с учетом придания ткани определенного рисунка, производство готового хонатласа. Специализированный участник каждого звена был связан с несколькими участниками предыдущего или последующего звена. Субъекты предпринимательства- участники данного технологической цепочки имели между собой устойчивые экономические связи, при необходимости оказывали друг-другу финансовую и материальную поддержку, так как, они осозновали целостность данного экономического образования.

Конечно, в современных условиях создание кластерных образований требует совершенно новых подходов и проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе. Проводимые правительством работы по созданию свободных экономических зон, специальных индустриальных зон, центров логистики, промышленных технологических зон по сути дела означает кластерный подход к экономическому развитию. Вместе с тем приобретает все большую актуальность применение такого подхода в региональных программах индустриального развития.

В настоящее время в Узбекистане придается приоритетное значение активной инвестиционной политике, нацеленной на обеспечение ускоренной модернизации и технического перевооружения действующих предприятий, на создание новых и современных производственных мощностей в автомобилестроении и газо-химической отрасли, в электротехнике и текстильной промышленности, в производстве продовольствия и фармацевтике, в области информатики и телекоммуникаций и других высокотехнологичных направлениях. Исследователи считают, что для развития мирового хозяйства важное значение имеет международная миграция капитала, так как она способствует укреплению внешних экономических и политических связей страны, увеличивает внешнеторговый оборот, объемы производства, ускоряет экономическое развитие, повышает конкурентоспособность производимых товаров на мировом рынке и технический потенциал стран-импортеров, а также занятость трудовых ресурсов [5].

Реализация дальновидной стратегии развития позволила нашей стране в числе немногих государств в мире обеспечить высокие темпы роста ВВП, промышленного производства. В стране обновление производства и внедрение инновационных технологий происходит непрерывно и в этом направлении важное значение имеет Указ Президента Ислама Каримова от 4 марта 2015 года № УП-4707 «О программе мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 годы».

Данная программа принята в целях последовательного обеспечения структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства, дальнейшего развития высокотехнологичных отраслей промышленности, способных стать локомотивами стабильного экономического роста, наиболее полного использования имеющихся резервов в целях снижения энергоемкости производимой продукции, материальных и трудовых затрат, а также расширения производства конкурентоспособных готовых товаров и полуфабрикатов, пользующихся устойчивым спросом на мировом рынке. Выполнение Программы мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015–2019 годы должно обеспечить среднегодовой рост валового внутреннего продукта в 2015–2019 годах в размере не менее 8 процентов, в том числе — производства промышленной продукции — 9 процентов, с совокупным ростом за весь период в 1,5 раза. При этом доля промышленности в ВВП страны увеличится с текущих 24 процентов до 27 процентов в 2020 году. Другими словами, наличие в вышеуказанных регионах собственной сырьевой базы, квалифицированной рабочей силы, транспортной и др. инфраструктуры.

В целом, базовый потенциал формирования кластеров в легкой промышленности в Андижанской, Наманганской и Ферганской областях опирается на развитое производство хлопкового сырья, хлопкоочистительные и текстильные предприятия, квалифицированные кадры, развитую сеть НИИ и ВУЗов. [6]

На наш взгляд, кластерная форма организации производства в легкой промышленности усилит горизонтальные связи между предприятиями и создаст основу для успешного и взаимовыгодного сотрудничества всех субъектов, нацеленных на выпуск качественной продукции с высокой добавленной стоимостью.

 

Литература:

 

1.                  Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.

2.                  Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран. <http://politanaliz.ru/articles_695.html>

3.                  Synopsis of Policy Options for Creating a Supportive Environment for Innovative Development. ECE/CECI/2008/3, Geneva, 9 September 2008.

4.                  Колошин А., Разгуляев К., Тимофеев Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров. http://politanaliz.ru/articles_695.html

5.                  Маматов М. Теоретические основы привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику. /Экономика и образование/ 2011г. 4-выпуск, 38с.

6.                  Курбанова Д. М. Предпосылки создания кластера в легкой промышленности Узбекистана.

Основные термины (генерируются автоматически): производство, диверсификация производства, кластер, преимущество, фирма, инновационное развитие, инновационный процесс, кластерный механизм, кластерный подход, легкая промышленность.


Похожие статьи

Анализ роста развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Специфические особенности развития рынка консалтинговых услуг в Узбекистане

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Тенденции развития и внедрения ИКТ на малых предприятиях Узбекистана

Особенности государственной поддержки и развития малого бизнеса в Узбекистане

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Особенности финансово-экономической поддержки малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане

Инновационные продукты и услуги в банках второго уровня Республики Казахстан

Похожие статьи

Анализ роста развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Специфические особенности развития рынка консалтинговых услуг в Узбекистане

Развитие инновационных процессов в малом предпринимательстве как фактор повышения конкурентоспособности экономики Узбекистана

Инновации как ключевой фактор экономического роста в условиях модернизации экономики Узбекистана

Тенденции развития и внедрения ИКТ на малых предприятиях Узбекистана

Особенности государственной поддержки и развития малого бизнеса в Узбекистане

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

Особенности финансово-экономической поддержки малого бизнеса и предпринимательства в Узбекистане

Инновационные продукты и услуги в банках второго уровня Республики Казахстан

Задать вопрос