Сущность пространственно локализованных экономических систем
Небесная Анна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент
Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова
Для исследования различных интегрированных структур, формирующихся на определенной территории, существенную роль, на наш взгляд, играют теории размещения производства. Базовые теоретические концепции основываются на размещении сельскохозяйственного и промышленного производства. Прежде всего, это теории А. Вебера, В. Лаунхардта, Й. Тюнена, которые обосновывали с точки зрения минимизации транспортных и материальных издержек рациональное размещение
Более поздние направления развития теорий размещения деятельности обращают внимание на иные виды размещаемой деятельности и влияющие на них факторы. Так Т. Хегерстранд выдвинул теорию диффузии инноваций, в которой он исследовал процесс создания и распространения инноваций. Другим направлением теорий стала пространственная организация экономики. В основе теории полюсов роста (разработчики Ф Перу, Ж. Будвиль) лежит утверждение о ведущей роли отраслевой структуры экономики.
Х. Р. Ласуэн усилил теорию о полюсах роста, предположив, что в качестве полюсов роста может выступать региональный комплекс предприятий, связанный с экспортом региона, при этом импульс роста передается от ведущих отраслей к второстепенным посредством рыночных связей.
Теория полюсов роста в дальнейшем развивалась П. Потье, который выдвинул такое понятие, как оси развития. Он предположил, что территории, расположенные между полюсами роста, которые обеспечивают транспортную связь, получают дополнительные импульсы роста из-за увеличения грузопотоков, ускоренному распространению инноваций, развитию инфраструктуры.
Принцип функциональной дифференциации экономического пространства был также реализован в работах Дж. Фридмана. Им была разработана концепция «центр-периферия», которая выражает взаимодействие центральных районов и периферии в результате их развития. Эта модель включает центр, в котором сосредоточены передовые технологии и социальные достижения, и периферию, которая представляет собой совокупность слаборазвитых территорий, служащих источником ресурсов и потребителем инноваций.
На сегодняшний день, в процессе размещения производства сложились различные формы пространственной организации хозяйства. Традиционно выделяются промышленные узлы, транспортные узлы, территориально-производственные комплексы, агломерации. На основе идеи полюсов роста были созданы свободные экономические зоны, технополисы, технопарки.
Еще одной формой территориальной организации экономики региона быстро распространяющейся по всему миру является кластер.
На наш взгляд, кластерная теория возникла эволюционным путем из классических теорий размещения производства, и последующей за ними, пространственной теории размещения.
Еще в конце XIX в. Альфред Маршалл при исследовании городских агломераций Великобритании обосновал связь между производительностью фирм и их территориальной концентрацией. Он обратил внимание на то, что скопления малых предприятий могут развиваться не менее эффективно, чем крупные. Их объединяет единая специализация производства.
Одним из ярких примеров региональных кластеров еще в 1960–1970-х гг. стали так называемые индустриальные дистрикты в Италии. Их описал итальянец Дж. Бекаттини, объяснив высокую эффективность малых и средних фирм, сконцентрированных в них, формированием общего для всех фирм рынка квалифицированной рабочей силы, локальным разделением труда и быстрым распространением инноваций.
Американский экономист М. Портер, опираясь на агломерационный подход А. Маршалла и развитую теорию о полюсах роста Х. Р. Ласуэна описал теорию конкурентоспособности и кластеров.
Американец М. Энрайт развил эту теорию, разработав концепцию регионального кластера, как промышленную группу близкорасположенных предприятий, локализовав фирмы-члены кластера географической близостью. Он считал, что конкурентные преимущества создаются не на национальном, как у М. Портера, а именно на региональном уровне.
В последние годы многие зарубежные авторы разрабатывают рекомендации для инициирования кластеров в развивающихся странах, странах с переходной экономикой. Так Вилкина А., Креко Л., Сабау К., Янг З рассматривают функционирование кластеров в Латвии, Италии, Румынии, Китае. Авторы склоняются к тому, что благодаря кластерам удается развивать производства по инновационному пути, создавая конкурентоспособные товары и стимулируя региональное развитие тех регионов, в которых кластеры располагаются.
Существует много определений кластера, хотя они все имеют много общего. Итак, по мнению М. Портера, кластер, или промышленная группа, — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. А. А. Мигранян определял кластер, как сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, обеспечивающих конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках. М. Энрайт рассматривает кластер, как долгосрочные альянсы в области производства. А. Праздничных рассматривает кластер как интегрированную структуру, повышающую конкурентоспособность его участников. Таким образом, обобщая вышеизложенные определения, кластером считаются территориально локализованная общность предприятий и организации, с целью повышения конкурентоспособности, выпускаемой ими продукции.
М.Портер считал, что кластерная форма организации территории более эффективна по сравнению с вариантами образования интегрированных структур в форме отдаленных локализаций — объединением по вертикали, формальными альянсами с внешними структурами. Такая эффективность проявляется в использовании специализированных факторов производства: компоненты, машинное оборудование, бизнес-услуги, персонал. Еще Портер сравнивал кластеры с сетью, говоря, что кластер — это форма сети, наблюдающейся в пределах географического региона, в которой близкое расположение фирм и организаций обеспечивает наличие определенных форм общности и повышает частоту и силу взаимодействия. В принципе понятие кластер, интегрированная структура и сеть имеют определенную общность. Но все же главной отличительной чертой кластера является его привязанность к определенной территории, будь то национальный уровень, или уровень региона.
В тоже время М.Портер видел существенные проблемы с образованием альянсов, считая, что они могут создавать комплекс проблем при заключении торговых сделок и управлении и может оказывать отрицательное воздействие на гибкость фирмы. В кластере таким проблемам можно найти решение.
В кластеры, по мнению М. Портера могут входить: предприятия, как производители определенной продукции, так и оказывающие услуги; поставщики специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях; фирмы, работающие с каналами сбыта или потребителями; производители побочных продуктов; специализированные провайдеры инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований, и предоставляющие техническую поддержку; агентства, устанавливающие стандарты.
В отличие от кластера, участники классических интегрированных структур порой пространственно распределены. Стоит также отметить, что кластер более формализованная и стабильная структура с более определенными целями и условиями участия. Развитие кластера требует формирования общего видения, стратегии, а также разработки и реализации совместных проектов. Участниками кластеров могут стать организации, которые географически локализованы. Кластерное образование должно быть не столько меморандумом о намерениях, сколько оформлением совместных реализуемых проектов.
Вариант роли интегрированных структур в функционировании кластера:
– участники кластера формируют организацию, представляющую их интересы в форме некоммерческого партнерства, ассоциации, и пр.
– предприятия объединяются в интегрированную структуру, образуя альянсы, консорциумы, торговые ассоциации [5, стр.295].
По мнению Шаститко А. Е.кластеры являются одной из разновидностей гибридных институциональных соглашений, существующих как правило в формате сети двусторонних и многосторонних контрактов между компаниями, которые в силу пространственного расположения и отраслевой принадлежности с большей вероятностью вступают в повторяющиеся экономические обмены, чем компании из несвязанных отраслей на значительном пространственном (в экономическом смысле) удалении друг от друга. Однако при такой постановке вопроса принципиально важным является объяснение значимости фактора специфичности ресурсов с указанием, какая именно разновидность специфичности доминирует в рамках того или иного кластера.
Наряду с кластерами как формы гибридов рассматриваются также франчайзинговые цепи, стратегические альянсы, партнерства.
Основаниями для вычленения наиболее важных критериев классификации кластеров являются такие свойства гибридов, которые связаны с множественностью отношений, пространственной локализацией, временным аспектом отношений в рамках данной формы гибридов. В этой связи следует выделить три критерия [2, стр.1178]:
– наличие ядра, или центра кластера;
– локализация связей участников кластера;
– механизмы возникновения и развития кластера.
Отдельный вопрос в связи — возможные роли органов власти и образовательно-научных центров, которые позволяют, согласно подходам некоторых исследователей сетей отличить межфирменные сети от межорганизационных сетей [1 стр.240].
Поскольку гибридные институциональные соглашения могут быть не только двусторонними, но и многосторонними (которые могут быть представлены в терминах межфирменной сети), то возникает вопрос о наличии или отсутствии ядра, вокруг которого концентрируются данные соглашения.
По указанному критерию кластеры можно разделить на ядерные и безъядерные. Особенность ядерных кластеров состоит в том, что значение одного участника кластера таково, что его наличие или отсутствие определяет само наличие или отсутствие кластера. Другие элементы кластера не обладают такой значимостью, так что их появление или исчезновение если и влияет на его характеристики, то незначительно. В безъядерных кластерах ни один из элементов не является определяющим и, соответственно, идеосинкратическим по отношению ко всей совокупности соглашений, конституирующих кластер в целом. Понятно, что возможны смешанные случаи, когда в состав ядра может входить более одного элемента и, таким образом, возникает специальный вопрос об особенностях взаимоотношений между элементами внутри ядра.
Локализация связей сопряжена с феноменом экономических расстояний, определяемых не только географической удаленностью одного субъекта хозяйственной деятельности от другого, но и наличием множества других факторов, в числе которых транспортная доступность (плотность транспортной сети), правовой режим перемещения по территории. В последнем случае речь идет о существовании визового, таможенного режима, который ограничивает возможности пространственного перемещения ресурсов и товаров. В то же время наличие границ не является непреодолимым препятствием для развития трансграничных кластеров.
Вариант развития кластера «с нуля» означает, что в месте его локализации в предшествующий период не существовало явно выраженного предшественника. Указанный вариант — скорее артефакт в случае, если речь идет об эндогенном развитии кластера, хотя и вполне возможен в ситуации, если кластер развивался в результате примененных мер экономической политики.
Другой вариант — формирование кластера на основе модификации/развития гибридов. В таком варианте разнообразные самостоятельные, но связанные друг с другом простыми (двусторонними) контрактными отношениями компании постепенно усложняют формат соглашений посредством расширения спектра видов деятельности, появления новых игроков (по причине сравнительно невысоких барьеров входа), в том числе включения в сферу соглашений научно-образовательных организаций и органов власти и местного самоуправления, а также финансовых институтов и институтов, способствующих кооперации.
Гареев Т. Р. под кластерами предлагает понимать локализованные мезоэкономические системы с нечеткими границами, которые состоят из взаимосвязанных гетерогенных самостоятельных экономических агентов и локальных специфических институтов, определяющих роли этих агентов и стимулирующих инновационное развитие этих систем.
По нашему мнению, кластер рассматривается как элемент пространственно локализированного взаимодействия факторов производства, направленного на преобразование ресурсов с учетом действующих институциональных норм и правил присущих данной территории. Кластеры, основанные на принципе территориального единства, имеют такие преимущества, как получение эффекта от масштаба в использовании ресурсного потенциала, возможности централизации и диверсификации деятельности, объединения производственного, технического опыта и научно-технический разработок, интеграции усилий науки, образования и производства, проведения согласованных стратегий развития [3, стр.438].
Во внутренней среде кластера должны сформироваться устойчивые отношения кооперации через создание коллективных институтов, мотивация к дифференциации продукции, инновационная активность в совокупности с гибкостью и адаптивностью в ответ на изменения во внешней рыночной среде. Посредством кластерной организации системы территориального размещения производства достигается сбалансированность интересов рыночных агентов внутрирегионального экономического пространства [4, стр.148].
Таким образом, на наш взгляд, кластер как пространственно локализованная экономическая система отличается следующими свойствами:
– территориальная локализация предприятий и организаций создает условия для эффективного построения цепочек взаимодействия, повышения конкуренции и инвариантности проектов;
– объединение ресурсов посредством формальных и неформальных контрактов, создания условий для трансферта технологий, построения эффективных коммуникаций, организации информационных потоков, повышения мобильности трудовых ресурсов, организации центров превосходства;
– в структуре кластера выделяются главные структурные элементы, определяющие направления развития, обеспечивающие эффективность и устойчивость деятельности, аккумулирование компетенций и прорывных технологий, конверсию и трансфер в смежные сектора;
– адаптивность и динамичность структуры кластера.
Литература:
- Яковлева Е. А. Обзор существующих лесных кластеров России / Е. А. Яковлева, А. Ю. Небесная // Лесотехнический журнал. 2014. Т. 4. № 2. С. 235–241.
- Unsustainable Models of Regional Clustering [Электронный ресурс] / E. G. Popkova, A. V. Sharkova, M. P. Merzlova, E. A. Yakovleva, A. Yu. Nebesnaya // World Applied Sciences Journal. — 2013. — Vol. 25, № 8. — P. 1174–1180. — Режим доступа: http://www.idosi.org/wasj/wasj25 %288 %2913/10.pdf (0,1 п.л./0,5п.л.).
- Небесная А. Ю. Оценка факторов, определяющих границы кластерообразования в пространственно локализованных системах малолесных регионов [Текст] / А. Ю. Небесная // Молодой ученый. — 2015. — № 13. — С. 435–438.
- Небесная А. Ю. Характеристики кластерных инициатив экономики малолесного региона / Экономика, управление, финансы: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — vi, 148 с.
- Яковлева Е. А. Компонентная характеристика кластера лесного сектора малолесного региона [Текст] / Е. А. Яковлева, А. Ю. Небесная // Лесотехнический журнал. — 2015. — Т. 5, № 3 (19). — С. 291–304.