Инновационная политика и формы её поддержки с ориентацией на кластеры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гедз, К. Г. Инновационная политика и формы её поддержки с ориентацией на кластеры / К. Г. Гедз, О. А. Аничкина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2764/ (дата обращения: 17.12.2024).

Из определения, данного основоположником современной теории кластеров М. Портером, следует, что «…кластер, или промышленная группа, – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [3].

Как известно, государство - политический институт. Его главная функция - сохранение статуса государственности, т.е. суверенности и державности. Наряду с политическими, оно выполняет законотворческие, военные, социальные и экономические функции, обеспечивает правопорядок и систему судопроизводства. В связи с расширением процессов прозрачности в обществе государство оказывает поддержку также гражданским институтам и средствам массовой информации, наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти [2].

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши». В этой связи многие страны - как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют «кластерный подход» в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.[1]

Основными целями государственной инновационной политики являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;

  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

  • содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

  • содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;

  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

Опыт зарубежных стран показывает, что участие государства в инновационном процессе приобретает значительные масштабы.

При изучении зарубежного опыта формирования и реализации инновационно-активной промышленной политики отмечается еще одна важная особенность: региональные программы социально-экономического развития в развитых индустриальных странах начали разрабатываться и осуществляться намного раньше, чем общегосударственные программы.[6]

Можно выделить два наиболее характерных типа антикризисной региональной политики. Первый связан с обновлением технологической и отраслевой структуры старопромышленных регионов. Цель - обновление технологий в традиционных отраслях и увеличение удельного веса новых отраслей в структуре промышленности региона. Таким образом, промышленная политика для данного типа регионов ориентирована в основном на структурную перестройку промышленности.

Второй тип антикризисной региональной политики направлен на социально-экономическое развитие депрессивных регионов. Как правило, их депрессия была связана с исчерпанием возможностей развития угольной или иной добывающей отрасли промышленности. Другие отрасли промышленности в таких регионах нужно было практически создавать заново. Соответственно, программа развития подобного региона должна была способствовать формированию оптимальной структуры создаваемых на этой территории промышленных комплексов.

С целью улучшения условий для инноваций и обновления технологий в большинстве развитых стран принимались и принимаются следующие меры:

  1. создание инновационных центров и агентств по распространению технологий;

  2. улучшение инфраструктурного обеспечения территорий в качестве условия размещения высокотехнологичных предприятий;

  3. стимулирование малых высокотехнологичных фирм, являющихся одновременно и высокорисковыми;

  4. создание специального фонда поощрения инноваций и т.д.

В России осталось всего 3 предприятия («Пьезо», «Морион», «Метеор»), сохранившие выпуск изделий пьезоэлектроники (резонаторы, генераторы, фильтры, датчики). Уже более 50 лет эти производства являются динамично развивающимися видами компонентной электроники, однако в последние годы большинство предприятий бывшего СССР сократило их производство или перепрофилировалось. В целях увеличения конкурентоспособности, восстановления производственных связей, взаимного дополнения, проведения единой технической политики предприятия решили добровольно установить организационно-деловые отношения, создав кластер по этому направлению.[5]

Как показал опыт работы для создания кластера предприятий необходимо:

  • наличие лидирующей инновационной фирмы, выпускающей высококонкурентную, экспортоориентированную продукцию. В данном случае – это головное предприятие «Пьезо», созданное в 90-х годах и выпускающее пьезорезонаторы, фильтры, микрогенераторы на базе выращиваемых монокристаллов;

  • наличие сети поставщиков комплектующих изделий, обеспечивающих бесперебойное производство конечной экспортно-ориентированной продукции, так как именно от уровня и качества работы обслуживающих предприятий зависит благополучие кластера в целом;

  • наличие бизнес-климата у предприятий, включенных в кластер, а именно - квалифицированные трудовые ресурсы; возможность доступа к инвестиционным ресурсам; уровень развития инфраструктуры;

  • поддержка со стороны исполнительной власти.

Созданию кластера предшествовала большая организационно-аналитическая работа:

  • разработан алгоритм совершенствования организационной структуры головного предприятия кластера «Пьезо» и всех входящих предприятий;

  • разработано дерево – целей, включающее направления: завоевания рынка, увеличение доли рынка, контролируемой Кластером, качественные показатели эффективности, соответствие разрабатываемых и выпускаемых изделий требованиям отечественных и международных стандартов. Сертификация системы качества Росстандартом и Оборонсертом, получение требуемых лицензий на право разработки и поставки изделий пьезоэлектроники, а также экологическую защищенность производства, что приобретет особое значение при вступлении России в ВТО;

  • разработана программа повышения конкурентоспособности продукции, выпуска только инновационной, за счет повышения требований к электрическим параметрам сырья и пьезоэлектрических изделий в целом, создания новых технологических процессов, изучения и учета всех требований предприятий- потребителей.

Как показал анализ, действующая линейно-функциональная модель управления предприятиями, разделяющая его на 8-9 зон функциональной ответственности (качество, финансы, производство, техническое обеспечение и т.д.) в условиях рыночной экономики не способствует повышению эффективности и приводит к большому несоответствию научно - технического и производственного потенциала объемам заказов, возможностям выпуска готовой конечной продукции, в первую очередь с приемкой заказчика.[7]

Все это стало приводить к ухудшению позиций пьезоэлектроники, как на Российском, так и зарубежных рынках, усилилась зависимость от зарубежных технологий.

В качестве основного направления структурных преобразований было принято направление интеграции и сохранение за интегрированными структурами коммерческой, нормативной и правовой самостоятельности.[7]

Таблица 1

Специализация предприятий, входящих в кластер[7]

ОАО «Пьезо»

резонаторы, генераторы

ЗАО «Завод Ъ Метеорит»

Фильтры

ЗАО «Пьезоспецпоставка»

Оборудование

ООО «НПП-селекция»

Фильтры

ООО «Тэком кварц»

магазин – реализация

ООО «Пьезотрон»

Резонаторы

ОАО «Фомос-материалс»

пьезоэлектрические кристаллы, датчики

ЗАО «НПФ» БМГ плюс»

генераторы тактовые, управляемые напряжением

ООО «БМГ кварц»

генераторы высокостабильные


Научно- техническая и экономическая эффективность всех входящих в кластер предприятий явилась результатом:

  • оперативности и качества информационных услуг и другого специализированного сервиса;

  • проведения крупных НИОКР;

  • оперативности, качества и снижения цены при поставках необходимых материалов и комплектации;

  • более рационального использования уникального оборудования и измерительных средств (например: монотехнологий);

  • доступности к различным финансовым ресурсам;

  • обеспечения высококвалифицированными кадрами;

  • формирования условий для обеспечения коллективной выгоды и стратегии в развитии предприятий кластера;

  • повышения устойчивости в работе, гарантия своевременных поставок комплектующих изделий.

Кластер обеспечил повышение эффективности работы малых предприятий, которые являясь субъектами рынка, в данном случае выступают не просто как малые предприятия, но прежде как их Кластер, успешное функционирование которого является гарантией их успеха, и позволяет:

  • достигать малым фирмам конкурентоспособность не за счет дешевизны труда, а за счет инновационной активности. Так, малое предприятие «Фомос-материале» стало широко известно в мире из-за разработок и производства пьезоэлектрических монокристаллов. Интерес на продукцию этого малого предприятия проявили США, Европа, Китай, Япония.

  • достигать инновационную активность за счет восхождения по цепочке добавленной стоимости и применения новых технологий и организации производства.

На основе выше изложенного можно выделить и определить четыре основные формы государственной инновационной политики:

  • прямая бюджетная поддержка разработки и внедрения новых технологий и товаров;

  • косвенная поддержка посредством налоговой политики и с помощью административного регулирования;

  • инвестиции в систему образования;

  • поддержка критических элементов хозяйственной инфраструктуры, необходимых для быстрого продвижения инноваций.

Кластерный подход создает прекрасную основу для создания новых форм объединения знаний. Инновационная политика с ориентацией на кластеры стимулирует возникновение «новых комбинаций» и поддерживает их, особенно в сфере образования и научно-исследовательских работ, а также через внедренческие посреднические центры.


Литература:

  1. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. - Москва: Издательство "Академия Естествознания", 2011 год, http://www.rae.ru/monographs/112

  2. Анискин, Ю.А. Инновационное развитие на основе организационного потенциала компании [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №7. - С. 73-83.

  3. Портер М.Э. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. - М.: Международные отношения, 1993. - 895 с.

  4. Дани Якобс, «Меры по развитию инновационных процессов».- Интернет-ресурс: сайт «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций», http://www.informika.ru

  5. Выдержки из статьи Раевская А.В. Взаимодействие научно-промышленных и малых инновационных предприятий на базе ОАО «Пьезо» //"Отраслевые рынки" №5-6 (18) (Сентябрь-Декабрь) 2008

  6. Посталюк М.П., Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизм реализации [Текст] / М.П. Посталюк. - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 420 с.

  7. Третьяк В.П. Кластеры предприятий / Москва: Издательство Август Борг, 2006. – 132с.

Основные термины (генерируются автоматически): кластер, антикризисная региональная политика, государственная инновационная политика, инновационная активность, кластерный подход, малое предприятие, предприятие, рыночная экономика, социально-экономическое развитие.

Похожие статьи

Роль бизнес-ангелов в финансировании инноваций. Проблемы и перспективы данного вида финансирования

Экомаркировка продукции как средство повышения экологической безопасности

Идентификация рисков как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности

Технологические инновации как основа снижения затрат бурового предприятия в современных условиях

Пути и средства повышения качества образования через использование инновационных технологий

Инициативное бюджетирование и национальные проекты как способ решения бюджетных проблем социального характера

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Проведение активной инновационной политики и введение маркетинга инноваций на предприятии

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования

Похожие статьи

Роль бизнес-ангелов в финансировании инноваций. Проблемы и перспективы данного вида финансирования

Экомаркировка продукции как средство повышения экологической безопасности

Идентификация рисков как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности

Технологические инновации как основа снижения затрат бурового предприятия в современных условиях

Пути и средства повышения качества образования через использование инновационных технологий

Инициативное бюджетирование и национальные проекты как способ решения бюджетных проблем социального характера

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Проведение активной инновационной политики и введение маркетинга инноваций на предприятии

Инновационные педагогические технологии в модульном обучении, как средство повышения качества образования