Совершенствование региональной социальной политики в России на основе программно-целевого планирования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Спектор А. А., Бочкарева А. А. Совершенствование региональной социальной политики в России на основе программно-целевого планирования [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/323/14844/ (дата обращения: 18.08.2019).



В статье проанализированы методологические подходы к формированию и реализации региональных социальных программ. Сделан вывод о необходимости применения комплексного подхода к решению проблем программно-целевого планирования в Российской Федерации.

Ключевые слова: социальная политика, программно-целевое планирование, социальные программы, государственно-частное партнерство.

Региональная социальная политика представляет деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленная на решение социальных проблем региона, создание условий для жизнедеятельности населения, удовлетворение социальных потребностей, учет интересов, обеспечение прав и гарантий, предоставление социальных услуг. Несмотря на различия в территориальной и ведомственной принадлежности, их разработка должна быть проведена на единой методологической основе, а различия в методических подходах к их составлению должны быть обусловлены учетом специфики развития соответствующих хозяйственных территорий и комплексов.

Региональные целевые программы являются комплексом проектов и мероприятий, которые направлены на достижение конкретных задач и целей экономического, экологического или социального характера, которые требуют согласованных действий органов местного самоуправления, органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, финансируемых частично или полностью из областного бюджета. Разработка региональных программ является целенаправленным и последовательным процессом аккумулирования всех возможностей регионов на разных уровнях.

Основными методологическими принципами реализации и разработки региональных программ в современных условиях являются: синхронность и комплексность задач и целей программы на каждой стадии ее выполнения; системность мероприятий и целевая направленность программы; вариантная разработка мероприятий программы с учетом альтернативности (неопределенности) условий ее реализации; ресурсная обеспеченность программы; адресность заданий программы (сроки, исполнители, контрольные показатели и т. п.); обеспечение управляемости программы (создание необходимых организационных, правовых, финансовых механизмов).

По государственному статусу программы разделяются на федеральные региональные программы (ФЦП) и собственно региональные, которые утверждают региональные органы власти. Программы по характеру подразделяются на социально-экономические, сводные, инновационные, научно-технические, территориальные, экологические, оборонные, внешнеэкономические. По срокам действия различаются программы краткосрочные (продолжительность до 2 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет).

Во многих регионах страны, действующие Федеральные целевые программы осуществляют свою деятельность за счет всех бюджетных источников финансирования, однако частное инвестирование, как отмечают специалисты [3; 5], во многие проекты не привлекательны, так как не могут обеспечить компаниям необходимую норму прибыли и окупаемости. В такой ситуации государство должно брать на себя обязательства по развитию инвестиционной привлекательности для использования частным капиталом, в рамках Федеральных целевых программ, в создании новых производственных фондов. Во многих целевых программах отражаются объемы финансирования по государственным заказчикам, где по годам прописывается объем финансирования за счет внебюджетных средств, средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства по привлечению инвестиционных займов, например, муниципальных образований, в рамка действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации не осуществляются более чем на 10 лет. Поэтому государственно-частное партнерство (ГЧП), позволяющее выводить финансирование, например, инфраструктуры за баланс и ограничивать участие органов государственного и муниципального управления в проектных рисках, становится экономически неизбежных управлением.

Решение задач, связанных с развитием региональной инфраструктуры, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Но учитывая низкую бюджетную обеспеченность субъектов Российской Федерации, возникает потребность в оказании федеральной поддержки региональных инициатив в отношении проектов, реализация которых должна проводиться в тесной увязке с комплексными проектами федерального значения. В мировой практике, как отмечают специалисты [1; 2; 4], широко используются возможности ГЧП путем использования на основе эффективных механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса системы соответствующих институтов и инструментов, которые позволяют привлечь средние и долгосрочные инвестиции в приоритетные сферы региональных экономик.

Применение механизмов ГЧП способно обеспечить: возможность осуществления общественно значимых проектов, малопривлекательных для форм частного финансирования в короткие сроки; повышение эффективности проектов за счет участия в них частного бизнеса, как правило, более эффективного на рынке, чем государственные институты; оживление рыночной конъектуры и роста инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации; снижение нагрузки на бюджеты всех уровней за счет привлечения частных средств; сокращение государственных рисков за счет распределения их между частным бизнесом и государством; возможность привлечения лучших управленческих кадров, техники и технологий; улучшение механизмов и моделей оказания услуг, повышение качества обслуживания конечных пользователей.

Проведя анализ специфики построения и реализации социальных программ, можно выделить следующие проблемные моменты:

  1. Процесс разграничения полномочий между различными уровнями власти нуждается в оптимизации, т. к. распределение полномочий между различными уровнями власти регулируется многочисленными законодательными и подзаконными актами, в следствии чего процесс осуществляется не всегда последовательно.
  2. Недостаточное финансирование из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и особенно внебюджетных источников, в то время как программный подход предполагает, что именно внебюджетные источники являются основными. Отсутствие четкого механизма разграничения деятельности внебюджетных фондов.
  3. Недостаточно эффективной является координация деятельности федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленной на социально-экономическое развитие регионов. Как следствие, регионы развиваются не в соответствии с едиными направлениями и согласно закрепленным процедурам.
  4. Несоблюдение необходимой последовательности реализации программных мероприятий: поддержка в виде ежегодных бюджетных назначений не увязывается со сроками осуществления мероприятий;
  5. Отсутствие контроля за ходом реализации программы и итогами самой программы. Не достаточно продуманы показатели оценивания итоговых результатов проведения программы.
  6. Ключевой проблемой является нехватка квалифицированных кадров.
  7. Непрозрачность информационного механизма реализации и разработки программ. Невозможно отследить и осуществлять постоянный мониторинг за реализацией тех или иных задекларированных направлений.

Для преодоления этих проблем необходимо комплексно и последовательно модернизировать уже сложившуюся систему управления социальным развитием, внося в нее определение корректировки по мере необходимости.

Можно предложить некоторые направления совершенствования программного планирования социального развития: во-первых, разграничение полномочий региональных, федеральных и муниципальных властей и создание согласованной системы законодательных актов; во-вторых, глубокая и детальная проработка системы показателей и механизмов оценки состояния проблемы, чтобы вычленять проблемы, действительно требующие решения; в-третьих, разработка эффективных процедур отчетности и ответственности за реализацию программы; в-пятых, обеспечение полной прозрачности всего процесса планирования и реализации программ социального развития; в-шестых, совершенствование механизма финансово-бюджетного процесса; в-шестых, создание эффективной системы инструментов оценивания и совершенствования социальных и экономических показателей.

Таким образом, используя комплексный подход к решению проблем программно-целевого планирования можно достичь достаточно высокого уровня развития региона. Применение данного подхода позволит сконцентрировать и мобилизовать все необходимые средства и ресурсы для повышения качества жизни населения и решения основных социально-экономических задач региона.

Литература:

  1. Алпатов, П. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации / А. Алпатов, А. Пушкин, Р. Джапаридзе. — М.: Альпина Паблишер, 2016.
  2. Баранова И. В., Дуплинская Е. Б. Модернизация системы управления государственными финансами на основе концепции управления по результатам: Монография. 2016. — 234 с.
  3. Владимирова Т. А., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Методологические аспекты оценки эффективности реализации целевых программ // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 2–2 (79–2). — С.885–888.
  4. Охотников И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  5. Соколов И. А. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2015. — № 2. — С.7–11.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, программа, местное самоуправление, программно-целевое планирование, государственно-частное партнерство, комплексный подход, федеральный бюджет, различный уровень власти, решение проблем, орган.

Ключевые слова

государственно-частное партнерство, социальная политика, программно-целевое планирование, социальные программы

Похожие статьи

Программно-целевой метод планирования бюджета...

Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы.

Главным документом данного метода является целевая комплексная программа. Целевая комплексная программа — это документ, который отражает определенные цели и...

Система государственного стратегического планирования

Государственная программа Российской Федерации (далее — государственная

На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из целей и

Кроме того, в рамках государственных программ решениями Президента Российской...

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

Государственная программа — это новый инструмент государственного программно-целевого планирования и управления. 28 июня 2012 года Президент РФ озвучил послание о Бюджетной политике в 2013–2015 годах...

Роль и место комплексной социально-экономической программы...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше...

Программный бюджет: региональный уровень

Программно-целевой метод бюджетирования обеспечивает связь между выделяемыми

На региональном уровне цели перехода на программный бюджет должны быть тесно связаны с

При таком подходе к формированию программного бюджета происходит решение сложной...

Государственные программы: формирование и реализация

Программно-целевой метод определяет приемы и способы разработки программ и отражает

В настоящее время для решения конкретных задач целевые программы получили широкое

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти...

Программно-целевой подход в реализации жилищной политики...

Программно-целевой подход предполагает разработку и реализацию программы

Программно-целевой подход является основным инструментом реализации процесса

В целях реализации целевой программы «Жилище» оказывается государственная поддержка...

Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники...

Программно-целевой подход к управлению экономикой региона получил широкое распространение в мире.

Объем, порядок и источники финансирования определяются сразу же после утверждения федеральной целевой программы органами исполнительной власти...

Совершенствование стратегического планирования...

Главная цель стратегического планирования социально-экономического развития

- программно-целевое обеспечение (программа социально-экономического развития

Концентрация усилий органов власти муниципальных образований в формировании и...

Похожие статьи

Программно-целевой метод планирования бюджета...

Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы.

Главным документом данного метода является целевая комплексная программа. Целевая комплексная программа — это документ, который отражает определенные цели и...

Система государственного стратегического планирования

Государственная программа Российской Федерации (далее — государственная

На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из целей и

Кроме того, в рамках государственных программ решениями Президента Российской...

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале...

Государственная программа — это новый инструмент государственного программно-целевого планирования и управления. 28 июня 2012 года Президент РФ озвучил послание о Бюджетной политике в 2013–2015 годах...

Роль и место комплексной социально-экономической программы...

местное самоуправление, местный бюджет, муниципальное образование, бюджет, Российская Федерация, финансы, местное

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше...

Программный бюджет: региональный уровень

Программно-целевой метод бюджетирования обеспечивает связь между выделяемыми

На региональном уровне цели перехода на программный бюджет должны быть тесно связаны с

При таком подходе к формированию программного бюджета происходит решение сложной...

Государственные программы: формирование и реализация

Программно-целевой метод определяет приемы и способы разработки программ и отражает

В настоящее время для решения конкретных задач целевые программы получили широкое

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти...

Программно-целевой подход в реализации жилищной политики...

Программно-целевой подход предполагает разработку и реализацию программы

Программно-целевой подход является основным инструментом реализации процесса

В целях реализации целевой программы «Жилище» оказывается государственная поддержка...

Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники...

Программно-целевой подход к управлению экономикой региона получил широкое распространение в мире.

Объем, порядок и источники финансирования определяются сразу же после утверждения федеральной целевой программы органами исполнительной власти...

Совершенствование стратегического планирования...

Главная цель стратегического планирования социально-экономического развития

- программно-целевое обеспечение (программа социально-экономического развития

Концентрация усилий органов власти муниципальных образований в формировании и...