Эффективность сертификации систем менеджмент качества в обеспечении качества продукции на современных автомобилестроительных компаниях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Стандартизация, метрология и сертификация

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Краснодар, февраль 2019)

Дата публикации: 07.02.2019

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Солиева, Д. А. Эффективность сертификации систем менеджмент качества в обеспечении качества продукции на современных автомобилестроительных компаниях / Д. А. Солиева. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 17-24. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/323/14837/ (дата обращения: 16.11.2024).



Обеспечения качества означает гарантирование такого уровня качества продукции, который позволяют потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного требованиям потребителя. Очевидно, что для постоянного производства качественной продукции компания должна создать и развивать систему качества — качественную продукцию в условиях массового производства можно изготовить только при наличии четкой и хорошо работающей системы качества. Признаком наличия современной системы качества, соответствия компании современным требованиям обеспечения качества продукции и услуг является сертификация организации по международным стандартам ИСО. [1]

Сертификация по МС ИСО 9000, безусловно, полезна по следующим причинам:

1. предприятие демонстрирует возможности в создании и производстве высококачественной продукции;

2. создается механизм давления на менеджмент, особенно среднего уровня, по вопросам обеспечения качества;

3. повышается уровень культуры управления на предприятии.

В условиях, когда качество продукции является важнейшим фактором конкурентоспособности компании, а сертификация систем качества требует больших затрат при низкой их эффективности, вопросы проведения сертификации систем качества требуют научной проработки.

В настоящее время широкое распространение получили системы качества соответствующие международным стандартам ИСО 9000, которые представляют современный уровень управления качеством.

Сертификация по МС ИСО серии 9001 позволяет компании заявить о себе как о надежном поставщике с системой качества, которая обеспечивает гарантированно высокое качество продукции, что улучшает имидж компании, является фактором привлечения массового потребителя. [2]

Важность наличия сертификата МС ИСО подтверждается тем, что в настоящее время более миллиона фирм, компаний и организаций в более чем 170 странах мира имеют сертифицированную систему менеджмента качества, годовой прирост количества сертифицированных предприятий составляет 18, 9 %. [3]

Сертификация системы качества требует выделения значительных ресурсов — организационных, финансовых, интеллектуальных и прочих, на формирование и содержание самой системы качества.

Финансовые аспекты обеспечения качества все более занимают предприятия, внедрившие систему менеджмента качества, хотя, как известно из практики, экономические причины должны служить движущей силой всех нововведений и изменений. Так, например, если финансовыми аспектами качества в 1997 году занималось менее 30 % предприятий, то в 2000 году это число достигло 70 % и неуклонно увеличивалось все последующие годы. [4]

Но самым важным для создания и успешной сертификации системы менеджмента качества является решимость высшего руководства добиваться международного признания системы качества.

Опыт компании по сертификации СМК по ИСО 9001 показал, что проблемы сертификации можно объединить в 3 группы:

  1. Готовность компании (степень готовности компании, базовый уровень системы качества, проведение предварительной подготовительной работы);
  2. Организационно-управленческие решения («вписываемость» стандартов в систему управления, увеличение объемов документации, сложности реализации процессного подхода вследствие высокой степени обобщенности элементов управления и отсутствия контрольных границ процессов).
  3. Идеология качества (низкий уровень заинтересованности во внедрении нового стандарта у менеджеров среднего звена и персонала, инертность персонала).

Опыт показывает, что в основе успешной сертификации системы менеджмента качества компании должны быть:

1. уверенность руководства компании в том, что сертификация по МС ИСО необходима для дальнейшего развития компании (сертификация не должна быть самоцелью);

2. высокая степень готовности организации к внедрению стандарта (внедрение МС ИСО возможно только при высоком уровне качества производимой продукции).

3. команда продвижения стандарта из подготовленных, а главное заинтересованных работников;

4. выделение соответствующего объёма материальных, финансовых, интеллектуальных и прочих видов ресурсов;

5. подготовка и мотивирование персонала — формирование «идеологии» качества.

Можно сказать, что стандарты ИСО устанавливают требования наличия «обязательного» минимума в выполнении стандартизованных процедур, то есть они носят «технический», а не содержательный характер. Однако, как показывают результаты исследований и наблюдений, наличие сертифицированной системы менеджмента качества не является гарантией высокого качества продукции компании. Несмотря на рост количества сертифицированных поставщиков, не отмечается значительного улучшения качества конечной продукции.

Наблюдения и опрос руководителей и специалистов управления и служб качества сертифицированных предприятий, показали отсутствие существенных различий в качестве продукции до и после сертификации их систем качества. Глубокие и целевые исследования в данной области до настоящего времени не проводились, но анализ научной литературы и собственные исследования позволяют сказать, что в существующем виде сертификация СМК по стандартам ИСО 9000 не обеспечивает повышения качества продукции.

Свидетельством этому также показатели АО «Дженерал Моторс Узбекистан», которые также показывают отсутствие постоянного роста качества. Это не связано с национальными особенностями сертификации, более того, отсутствие эффекта от сертификации систем менеджмента качества отмечается и за рубежом.

Как указывают исследования, от 60 до 80 % организаций из числа, внедривших и сертифицировавших системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000, не получили ожидаемых результатов в виде улучшения качества продукции. [5]

Это подтверждает известное положение, что высококлассная компания без проблем получит сертификат на систему качества, но это не значит, что сертификат может сделать компанию высококлассной. Специалисты Японии и США, а также некоторые европейские специалисты считают, что огромные усилия и затраты на сертификацию систем качества на соответствие стандартам ИСО не гарантируют обеспечения высокого качества продукции. [6]

По мнению специалистов по менеджменту качества, недостаточная эффективность систем менеджмента качества объясняется низким уровнем исполнительской дисциплины в подразделениях. Однако анализ причин появления несоответствий, взятых по результатам только одного аудита, показывает, что 45,24 % несоответствий относится к области управления записями, а 33,3 % несоответствий обусловлены невыполнением установленных требований.

Поэтому, на наш взгляд, имеются другие, более глубинные причины формального функционирования этих систем:

  1. работа по управлению системой качества проводится автономно и обособлена в специальных группах, не затрагивает большинства линейных руководителей и функциональных подразделений;
  2. имеются расхождения между требованиями системы качества и решениями по другим аспектам деятельности предприятия;
  3. система менеджмента качества не согласована с другими системами управления и не является органической составной частью менеджмента предприятием;
  4. система менеджмента качества нацелена на поиск несоответствий не в самых проблемных областях.

На наш взгляд, основными причинами являются:

  1. принципиальное противоречие между процессным построением системы менеджмента качества и функциональным устройством управления предприятием;
  2. в стандартах не нашли отражения требования совершенствования процессов управления, вопросы внедрения усовершенствований в работу и мотивация работников.

Вопросы создания и развития систем менеджмента качества по ИСО 9000 на предприятиях Узбекистана изучались в работе Бадаловой М. У. [7] Однако в исследовании не рассматривались вопросы выбора критериев целесообразности при сертификации предприятий.

Ввиду высокой стоимости создания, поддержки и сертификации систем менеджмента качества, отсутствия существенных результатов, доказывающих их эффективность в улучшении качества конечной продукции подход к сертификации по МС ИСО, на наш взгляд, следует пересмотреть. В условиях отсутствии формальных требований к наличию сертификата качества, считаем нецелесообразным проводить сертификацию систем качества предприятий — поставщиков комплектующих частей, поскольку производится «внутренняя» сертификация и нет необходимости доказывать качество промежуточной внутренней продукции для внешнего потребителя. Достаточно сертифицировать системы качества производителей конечной продукции — автомобилей и комплектующих, которые могут поставляться самостоятельно — краски, автомобильного стекла и бамперов. [8]

Для оценки системы поставщиков же необходимо применение более жестких отраслевых стандартов IATF 16949, устанавливающих более конкретные требования к организации работ по качеству в автомобильной промышленности.

Доказательством верности этого мнения выступает то, что японские производители автотехники вообще не сертифицированы по МС ИСО, которые, как считают специалисты, уступают в жесткости требований японским индустриальным стандартам JIS.

Литература:

  1. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988, 216с.
  2. Cauchik M. The Strategic Role of Quality Management in the Brasilian Auto Parts Industry: An Empirical Study. In Strategic Management of Manufacturing Value Chain.Ed. by Bititci U. Kluwer Academic Publishers, 1998, Norwell, Ma.p.595–652.
  3. www.bureauveritas.com.ua
  4. Скрипко Л. Е. Экономические аспекты в системах менеджмента качества: результативность и эффективность. www.quality.eup.ru/econom/ea.htm
  5. Версан В. Г. Система менеджмента качества как целевая подсистема матричной структуры менеджмента предприятия// Сертификация, 2008, с.2–6.
  6. Конти Т. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция TQM//стандарты и качество, 1997, № 4.
  7. Бадалова М. У. Миллий иктисодиётда ЎҲалкаро ISO 9000 серияли сифатни бошкариш тизимини жорий этиш хусусиятлари. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ташкент, 2008 г.
  8. Тешабаев А. Э. Совершенствование управление на современных предприятиях. Монография. Ташкент «Фан ва технология».2017
Основные термины (генерируются автоматически): система качества, конечная продукция, сертификация, система менеджмента качества, стандарт, IATF, JIS, высокое качество продукции, качественная продукция, сертифицированная система менеджмента качества.