Формирование системы менеджмента качества на предприятиях Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Умарова, Д. М. Формирование системы менеджмента качества на предприятиях Республики Узбекистан / Д. М. Умарова, М. Г. Рахматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.3 (135.3). — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37509/ (дата обращения: 16.12.2024).



Формирование системы менеджмента качества на предприятиях Республики Узбекистан

В данной статье рассмотрена роль Системы Менеджмента Качества в совершенствовании развития управлением предприятия. Проанализированы преимущества внедрения СМК на предприятиях Республики Узбекистан.

This article considers the role of the Quality Management System to improve the development of enterprise management. Analyzed the advantages of QMS implementation in the enterprises of the Republic of Uzbekistan.

Keywords: system management quality, total quality management, enterprises, international standards.

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба, как на национальных, так и на мировых рынках обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Однако со временем для поддержания своего конкурентного статуса организациям уже было недостаточно доказательств того, что организованный ими процесс производства продукции способен обеспечить оговоренный уровень качества. Этому способствовало дальнейшее ужесточение конкуренции, направление развития которой во многом было предопределено новой методологией управления качеством продукции и услуг. Современный этап развития методологии качества охватывает не только проблемы качества продукции и услуг, но и качество самого управления, которое непосредственно отвечает за процесс формирования соответствующего уровня качества продукции.

Следствием этого являются получившие широкое распространение системы менеджмента качества (СМК), которые, как правило, становятся управляющей подсистемой любого производства, охватывая все стадии деятельности предприятия. Сами международные стандарты МС ISO серии 9000 имеют статус формализованной концентрации методологии Всеобщего управления качества (TQM).

Концепция TQM [2] базируется на следующих фундаментальных принципах:

– ориентация всей деятельности организации на потребителей, от удовлетворения требований и ожиданий которых зависит успех в рыночной экономике;

– непрерывное совершенствование деятельности в области качества;

– комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции;

– смещение главных усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов (упор на отношение работников к делу, культуру производства, на стиль руководства);

– концентрация внимания не на выявлении, а на предупреждении несоответствий;

– отношение к обеспечению качества как к непрерывному процессу, когда качество объекта на конечном этапе является следствием достижения качества на всех предшествующих этапах.

Таким образом, Система Менеджмента Качества – это экономически выгодная, прагматичная организация деятельности предприятий, основанная на активном участии всех её членов. Деятельность предприятий направлена на достижение долгосрочного успеха путём удовлетворения требований потребителя и выгоды для всех членов организации и общества. Результатом такой деятельности должен стать качественный продукт или услуга.

На сегодняшний день ISO 9001 является одним из наиболее широко используемых в мире стандартов систем менеджмента качества.

Количество сертификатов, выданных в 2013-2014гг.

Стандарты

2014 г.

2013 г.

Рост

Рост в %

ISO 9001

1138 155

1126 460

11 695

1%

ISO 14001

324 148

301 622

22 526

7%

ISO 50001

6 778

4 826

1 952

40%

ISO/IEC 27001

23 972

22 349

1 623

7%

ISO 22000

30 500

26 847

3 653

14%

ISO/TS 16949

57 950

53 723

4 227

8%

ISO 13485

27 791

25 655

2 136

8%

ISO 22301

1 757

Итого

1609 294

1561 482

47 812

3%

Во многих развитых странах качество возведено в ранг национальной идеи. Этот момент позволяет странам, оказавшимся в состоянии экономической депрессии, успешно выйти из кризиса. В странах, лидирующих на мировом рынке, компаниям, ведущим работу по внедрению систем качества и подготовке их к сертификации, оказывается государственная поддержка.

Использование методов управления качеством впервые в Узбекистане получило распространение в конце XX века. В целях дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг на внешнем и внутреннем рынках, увлечения экспортного потенциала республики Кабинетом Министров Республики Узбекистан издано постановление №349 от 22 июля 2004 года "О мерах по внедрению на предприятиях систем управления качеством, соответствующих международным стандартам".

В развитие данного постановления в августе 2006 года Правительством республики было принято постановление № 183 «О дополнительных мерах по внедрению на предприятиях систем управления качеством, соответствующих международным стандартам». Для обеспечения дальнейшего расширения внедрения на предприятиях республики систем управления качеством, соответствующих международным стандартам, повышения конкурентоспособности производимых отечественными предприятиями продукции и услуг, увеличения экспортного потенциала и внедрения на предприятиях республики систем управления качеством, соответствующих международным стандартам, 19 июня 2009 года Кабинетом Министров Республики Узбекистан принято Постановление №173 "О дополнительных мерах по расширению внедрения на предприятиях республики систем управления качеством, соответствующих международным стандартам". 19 октября 2015 года вышло Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №298 «Об утверждении Программы развития национальной инфраструктуры качества на период до 2020 года». Также готовится проект Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию процедур сертификации и внедрения систем менеджмента качества на промышленных предприятиях в 2016-2018 годах».

По состоянию на 01.10.2015 г. 1976 предприятий Республики Узбекистан разработали, внедрили и успешно сертифицировали на международном и национальном уровне Системы управления качеством, соответствующие международным стандартам и внесены в Государственный реестр сертифицированных систем управления качеством (СМК). [3].

Количественная оценка отраслей, в которые внедрены СМК, представлены в следующей диаграмме:

По прогнозу, в Узбекистане до 2020 года будет разработано 174 новых стандарта, в том числе 71 – в сфере сельского и водного хозяйства и переработке сельхозпродукции, 43 – в машиностроении и электротехнической промышленности, 17 – в системе нефтегазового сектора и др. На 408 предприятиях предстоит внедрить системы менеджмента качества.

Правительство Узбекистана рекомендует внедрять 8 нижеследующих систем:

ИСО 9001 – Система менеджмента качества;

ИСО 14001 – Система экологического менеджмента;

ИСО 22000 – Система менеджмента безопасности пищевой продукции;

OHSAS 18001 – Система менеджмента промышленной безопасности;

ИСО/ТС 16949 – Система менеджмента качества в автомобильной промышленности;

GMP – Надлежащая производственная практика;

ИСО 50001 – система энергетического менеджмента;

ИСМ – Интегрированная система менеджмента.

В Узбекистане также в настоящий момент, все большую популярность набирает система менеджмента качества ISO 9001:2008. [4]. Основные преимущества внедрения ISO 9001:2008 (O’zDSt ISO 9001:2009) в Узбекистане:

- приоритет в получении государственных и региональных заказов;

- участие в престижных тендерах;

- эффективное руководство и улучшение управления, в том числе в области качества;

- улучшение знаний по процедурным вопросам;

- повышение уровня ответственности и приверженности принципам качества у персонала;

- эффективный отбор персонала;

- применение стандарта в целях рекламы;

- упрощение решения производственных проблем;

- снижение объема несоответствующей продукции и отходов производства;

- поддержание высокого качества продукции и услуг, обеспечение эффективной прослеживаемости;

- повышение эффективности производства;

- улучшение обслуживания потребителя;

- повышение уровня удовлетворенности потребителей;

- удерживание уже имеющихся потребителей;

- расширение доли рынка;

- укрепление имиджа организации.

Во-первых, движение информационных потоков на предприятии «приводится в порядок», унифицируется, идентифицируется, регистрируется, используя при этом официальные нормативные документы. Этим достигается соответствие продукции и сопровождающей ее документации требованиям потребителей.

Во-вторых, обучаются и подготавливаются кадры.

В-третьих, документация легко прослеживается, таким же прозрачным становится и результат на выходе.

В-четвертых, обеспечивается свидетельство эффективности (документы, подтверждающие соответствие или несоответствие продукции ожидания потребителя), отражаются планы, намерения и, что немаловажно, последствия принятых решений. Это позволяет руководству оперативно корректировать свои действия – до закрытия всех вопросов.

В-пятых, определяются критерии оценки выбора контрагентов – поставщиков и подрядчиков и разрабатывается необходимая документация.

В-шестых, проводятся специальные проверки – на соответствие фактической деятельности предприятия предписанным правилам.

В-седьмых, и в-последних, разрабатываются и вводятся в действие правила и способы реагирования как на обнаруженные несоответствия, так и на потенциальные угрозы.

Таким образом, пригодность и результативность системы менеджмента качества на предприятии оценивается регулярно и постоянно и, при необходимости, подвергается коррективам.

Рост и развитие, результативности и эффективность, мировой уровень и качество – вот неполный перечень характеристик предприятий, внедривших систему менеджмента качества на основе международных стандартов ISO. Сфере сертификации, поддерживающей становление и подъем экспортоориентированной экономики, как и другим перспективным направлениям деятельности, необходима активная государственная поддержка для ускорения развития.

По информации Международной организации по стандартизации, число выданных сертификатов ISO 9001:2008 во всем мире превысило 1,1 миллион и продолжает расти. Одной из причин такого роста является то, что правительства многих стран, понимая важность применения международных стандартов, принимают стимулирующие меры, направленные на создание различных льгот для предприятий, внедряющих системы управления качеством.

За последние годы в Узбекистане также приняты меры по стимулированию предприятий, внедряющих и сертифицирующих системы управления качеством, соответствующие международным стандартам.

Действующими нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан предусмотрены определенные льготы и преференции для предприятий внедривших и сертифицировавших системы управления качеством. Указанным предприятиям предоставляются определенные налоговые льготы, а также преимущества при проведении тендерных торгов на закупку продукции.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛЬГОТЫ

1. Налоговый Кодекс Республики Узбекистан

«Статья 356. Налогооблагаемая база, уменьшается на сумму средств, направляемых:

- на приобретение нового технологического оборудования, внедрение систем управления качеством, проведение сертификации продукции на соответствие международным стандартам;

- приобретение комплексов для проведения лабораторных тестов и испытаний, но не более 25 процентов налогооблагаемой базы.

Уменьшение налогооблагаемой базы производится в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором осуществлены вышеназванные расходы, а по технологическому оборудованию - с момента ввода его в эксплуатацию»

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 26.03.12 г. №ПП-1731 «О дополнительных мерах по усилению стимулирования предприятий-экспортеров и расширению экспортных поставок конкурентоспособной продукции»

п.7. Распространить на микрофирмы и малые предприятия действующий порядок уменьшения налогооблагаемой базы по единому налоговому платежу, предусмотренный при приобретении нового технологического оборудования, на сумму средств, направляемых на внедрение систем управления качеством, проведение сертификации продукции на соответствие международным стандартам, а также на приобретение комплексов для проведения лабораторных тестов и испытаний.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.07.2004 г. № 349 «О мерах по внедрению на предприятиях систем управления качеством, соответствующих международным стандартам»

«п.4. Установить, что налогооблагаемая прибыль юридических лиц при исчислении налога на прибыль уменьшается на сумму инвестиций, направляемых на внедрение и поддержку систем управления качеством, в порядке, предусмотренном законодательством.

п.5. Освободить предприятия, имеющие испытательные лаборатории, от уплаты таможенных платежей, включая налог на добавленную стоимость (за исключением сборов за таможенное оформление), при ввозе ими технологического оборудования в соответствии с перечнем, утверждаемым в установленном порядке, используемого при лабораторных исследованиях и тестировании продукции, а также комплектующих изделий и запасных частей при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования.»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан 19.06.2009г. №173 «О дополнительных мерах по расширению внедрения на предприятиях республики систем управления качеством, соответствующих международным стандартам» «п.5 При проведении тендерных торгов на закупку продукции для государственных нужд приоритет отдается при прочих равных условиях отечественным поставщикам, имеющим сертифицированную систему управления качеством.»

Таким образом, один из самых эффективных методов развития предприятия - это внедрение СМК, и ее сертификация на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001. Проходя процедуру сертификации по ISO 9001, предприятие не тратит деньги, а вкладывает их в самую ближайшую перспективу развития. Организации, вложившие деньги в сертификацию СМК, уже сейчас ощущают отдачу - это и преимущества при получении государственных заказов и тендеров, и возможности размещения заказов от иностранных фирм и, как следствие, материальное благосостояние предприятия.

Литература:

  1. Еженедельник «Деловой партнер Узбекистана». Рубрика «Стандарты и качество»; Суванов А. Особенности внедрения системы менеджмента качества на основе международного стандарта ИСО серии 9000 версии 2000 года (СМК на основе МС ИСО 9000:2000) в сфере телекоммуникаций. Еженедельник «НовостиУзбекистана», 19 сентября, 2003 г., № 37, с. 5. идр.
  2. International Organization for Standardizations – ISO 9001. Total Quality Management. Order. Geneva, 2000.
  3. Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации «УЗСТАНДАРТ». http://www.standart.uz/ru/page/view?id=43
  4. Стандарт O’ZDStISO 9001:2009 «Системы менеджмента качества. Требования».
Основные термины (генерируются автоматически): ISO, Узбекистан, качество, система менеджмента качества, стандарт, технологическое оборудование, TQM, налогооблагаемая база, предприятие республики систем управления, постановление Кабинета Министров Республики.


Похожие статьи

Актуальность внедрения электронного обучения в системе высшего образования Республики Узбекистан

В статье анализируется возможности улучшения качества образования на основе применения облачных технологий и системы электронного обучения для контроля основных направлений деятельности студентов в учебном заведении. Также рассмотрены преимущества пр...

Оптимизация системы управленческого учета в ремонтно-строительных организациях: методы и инструменты

В статье рассматриваются современные методы и инструменты управленческого учета, которые могут быть применены в ремонтно-строительных организациях. Особое внимание уделяется вопросам автоматизации учетных процессов и интеграции информационных систем ...

Формирование и развитие системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации (на примере ОАО «Завод бурового оборудования»)

В данной статье нами рассмотрены различные подходы к системе внутреннего контроля расходов на оплату труда персонала ОАО «Завод бурового оборудования» г. Оренбурга. Данные подходы рассмотрены с позиции организационной и методической составляющих, спо...

Совершенствование системы контроллинга оплаты труда (на примере предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»)

В данной статье рассмотрены элементы контроллинга в системе управленческого учета затрат труда, определены основные направления совершенствования данной системы и предлагаются практические рекомендации по совершенствованию системы оплаты труда на пре...

Совершенствование процессов организации на основе инструментов управления качеством

В данной статье будут рассмотрены способы и инструменты управления качеством, их роль в процессах на производстве и решаемые с помощью них задачи.

Разработка программы для процесса контроля качества целлюлозно-бумажной продукции

В данной статье рассмотрен анализ процесса контроля качества изготовленной продукции на примере целлюлозно-бумажного предприятия, в результате рассматриваются функциональные модели. Выявлены проблемы и определяются пути решения процесса контроля каче...

Совершенствование управления производственной деятельностью предприятия при внедрении принципа бережливости

В статье проанализированы особенности применения принципов бережливого производства в практике управления производственной деятельности предприятия. Рассмотрены примеры технологий бережливого производства, как система управления Just in Time и методо...

Развитие транспортной инфраструктуры в Узбекистане как фактор повышения конкурентоспособности экономики страны

В статье рассматривается как развитие транспортной инфраструктуры влияет на повышение конкурентоспособности экономики Узбекистана. Проводится детальный анализ текущего состояния транспортной инфраструктуры в стране. Выявляются возможности улучшения и...

Модель профессиональных компетенций эффективного консультанта

Автором статьи рассмотрены актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в сфере консалтинга. Предложена модель профессиональных компетенций эффективного консультанта. Описаны основные компетенции консультанта, связанные с мотивацией и...

Финансовая поддержка фермерских хозяйств в условиях либерализация экономики в Узбекистане

В статье изложены механизмы кредитования и финансовой поддержки фермерских хозяйств в Республике Узбекистан. А также, формированы научные предложения и практические рекомендации по улучшению финансового состояния фермерских хозяйств.

Похожие статьи

Актуальность внедрения электронного обучения в системе высшего образования Республики Узбекистан

В статье анализируется возможности улучшения качества образования на основе применения облачных технологий и системы электронного обучения для контроля основных направлений деятельности студентов в учебном заведении. Также рассмотрены преимущества пр...

Оптимизация системы управленческого учета в ремонтно-строительных организациях: методы и инструменты

В статье рассматриваются современные методы и инструменты управленческого учета, которые могут быть применены в ремонтно-строительных организациях. Особое внимание уделяется вопросам автоматизации учетных процессов и интеграции информационных систем ...

Формирование и развитие системы внутреннего контроля расходов на оплату труда организации (на примере ОАО «Завод бурового оборудования»)

В данной статье нами рассмотрены различные подходы к системе внутреннего контроля расходов на оплату труда персонала ОАО «Завод бурового оборудования» г. Оренбурга. Данные подходы рассмотрены с позиции организационной и методической составляющих, спо...

Совершенствование системы контроллинга оплаты труда (на примере предприятия ОАО «Завод бурового оборудования»)

В данной статье рассмотрены элементы контроллинга в системе управленческого учета затрат труда, определены основные направления совершенствования данной системы и предлагаются практические рекомендации по совершенствованию системы оплаты труда на пре...

Совершенствование процессов организации на основе инструментов управления качеством

В данной статье будут рассмотрены способы и инструменты управления качеством, их роль в процессах на производстве и решаемые с помощью них задачи.

Разработка программы для процесса контроля качества целлюлозно-бумажной продукции

В данной статье рассмотрен анализ процесса контроля качества изготовленной продукции на примере целлюлозно-бумажного предприятия, в результате рассматриваются функциональные модели. Выявлены проблемы и определяются пути решения процесса контроля каче...

Совершенствование управления производственной деятельностью предприятия при внедрении принципа бережливости

В статье проанализированы особенности применения принципов бережливого производства в практике управления производственной деятельности предприятия. Рассмотрены примеры технологий бережливого производства, как система управления Just in Time и методо...

Развитие транспортной инфраструктуры в Узбекистане как фактор повышения конкурентоспособности экономики страны

В статье рассматривается как развитие транспортной инфраструктуры влияет на повышение конкурентоспособности экономики Узбекистана. Проводится детальный анализ текущего состояния транспортной инфраструктуры в стране. Выявляются возможности улучшения и...

Модель профессиональных компетенций эффективного консультанта

Автором статьи рассмотрены актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в сфере консалтинга. Предложена модель профессиональных компетенций эффективного консультанта. Описаны основные компетенции консультанта, связанные с мотивацией и...

Финансовая поддержка фермерских хозяйств в условиях либерализация экономики в Узбекистане

В статье изложены механизмы кредитования и финансовой поддержки фермерских хозяйств в Республике Узбекистан. А также, формированы научные предложения и практические рекомендации по улучшению финансового состояния фермерских хозяйств.

Задать вопрос