Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, декабрь 2018)

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 458 раз

Библиографическое описание:

Охотников, И. В. Концепция единого информационного пространства как основа повышения эффективности управления персоналом в условиях сетевой экономики и децентрализованного производства / И. В. Охотников, И. В. Сибирко, И. Н. Мухина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/317/14696/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье проанализированы особенности информационного взаимодействия в условиях глобализации. Сделан вывод о росте значения качества информационного взаимодействия в условиях формирования сетевой экономики.

Ключевые слова: информационные технологии, сетевая экономика, информационное взаимодействие, качество информационного взаимодействия.

Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют инфраструктурные возможности для реализации любых взаимодействий в режиме реального времени вне зависимости от географического положения предприятий и их сотрудников, способствуют росту взаимозависимости и позволяют достигать синергетического эффекта благодаря гибкому комбинированию индивидуальных способностей и компетенций персонала предприятий. В результате появления целого ряда новых разработок, в настоящее время существуют уникальные технологические возможности, реализуемые для развития различных форм сетевого взаимодействия компаний и их персонала.

Многочисленные эмпирические работы, появившиеся в последние десятилетия, указывают на наличие корреляции между внедрением ИКТ и изменениями в организационной структуре компаний, повышения эффективности управления персоналом. Современные ИКТ расширяют границы взаимодействия. Для эффективной совместной работы больше нет необходимости пространственно сосредотачивать персонал или активы компании в одном месте (например, в офисе, здании, городе или даже стране). ИКТ позволяет организовать совместную групповую работу в удалённом режиме и тем самым существенно повысить эффективность и качество информационного взаимодействия компании или цепочки поставок.

Такие группы (команды, фирмы) называют виртуальными или сетевыми. Виртуальными они становятся из-за того, что отдельные участники этой группы работают в удалённом режиме через электронное пространство, т. е. в режиме информационного взаимодействия. Изменяется и сам статус работника в компании: он уже рассматривается не с позиции занимаемой должности, не как функционер, а как потенциальный источник, ресурс, представляющий собой совокупность знаний и умений, доступный для всех в рамках компании или сети. Для виртуальной компании имеет значение только содержание ресурса и его доступность.

Известно два основных типа сетевых структур: внутри- и межфирменные. Второй подход к «сетеобразованию» основан на принципе аутсорсинга. Выбор аутсорсинга в качестве основной стратегии развития выводит на первый план не наличие собственных ресурсов, а способность организовать, задействовать доступные внешние ресурсы в рамках взаимовыгодного сотрудничества компании в цепях поставок. Эта тенденция отвечает закономерностям постиндустриальной экономики: дальнейшему углублению специализации, опережающему развитию сферы услуг. Аутсорсинг как особая форма деловых отношений порождает новый класс бизнес-систем — сети, отдельные элементы которых имеют прочные долговременные экономические связи, оставаясь при этом независимыми рыночными субъектами. При всей экстравагантности подобных управленческих решений рост их популярности привёл к тому, что современные учёные видят в них основное отличие нового этапа теории менеджмента. Говориться, например, о смене стратегического управления на стратегическое «сетеобразование»; об актуальности замены отраслевой и ресурсной концепций понятием стратегии как «портфеля межфирменных отношений» [1; 2; 7].

В связи с вышеназванной тенденцией значимость информационного взаимодействия, стремительно растет. Современные информационные технологии и новые коммуникационные возможности, предоставляемые информационными сетями, стимулируют появление нового вектора развития экономики. Формирование глобального информационного пространства, объединяющего значительное число торговых компаний, промышленных предприятий, государственных учреждений и общественных организаций по всему миру. Это вызвало спрос на новые виды услуг, которые предоставляются и реализуются в режиме реального времени; многие традиционные процедуры деятельности компаний не только автоматизируются, но и интеллектуализируются.

В условиях информатизации всех сторон экономической жизни взаимодействия между различными экономическими агентами осуществляются через распространение по пространству информационных потоков в виде сбора и обработки, поступающей информации и через прямой информационный обмен между ними. Данные процессы реализуются с помощью информационных сетей и информационных технологий, которые являются средствами взаимодействий. Высокий уровень информатизации внутренних функций компании способствует снижению непроизводительных издержек, открывает новые возможности развития бизнеса на основе оптимизации информационного взаимодействия в компании. При этом рационально организованное информационное взаимодействия внутри компании, сети или в цепочке поставок, на базе единого информационного пространства повышает согласованность процессов планирования, контроля и управления.

В настоящее время большинство фирм автоматизирует свои бизнес-процессы, интегрирует свои информационные потоки с целью формирования единого информационного пространства (ЕИП). Это является достаточно затратным мероприятием, что обусловливает необходимость тщательного экономического анализа вариантов, путей и масштаба внедрения концепции ЕИП на основе критерия «стоимость/эффективность». Для этого необходимо четкое понимание роли, места и механизма влияния на эффективность бизнес-процессов технологий ЕИП.

Источником окупаемости внедрения ЕИП является не сама технология и не внедрение систем как таковых, а качественное изменение рабочего процесса [5; 6]. Для получения экономического эффекта необходимо понимать, как информационные технологии повышают эффективность рабочих процессов. Главным недостатком традиционных специализированных информационных систем была информационная асимметрия между различными уровнями менеджмента. Особенно серьезной данная проблема являлась в случае географической распределенности производства, характерной для многопрофильных промышленных предприятий.

Ситуацию изменило появление технологий организации единого информационного пространства, основанных на системах ERP (Enterprise Resource Planning, система планирования ресурсов). Системы планирования ресурсов предприятий обеспечивают многопрофильным промышленным предприятиям интеграцию географически разделенных подразделений и функциональных областей, объединяют модели обработки деловых операций с системами производственного планирования и управления человеческими ресурсами. Таким образом, внедрение единого информационного пространства может создавать ценность различными способами.

Одним из главных преимуществ внедрения единого информационного пространства является повышенная степень интеграции видов деятельности многопрофильного промышленного предприятия, связывающая воедино информационные потоки различных бизнес-процессов и позволяющая повысить гибкость и эффективность использования производственного потенциала предприятия за счет перераспределения ресурсов между видами деятельности, унификации взаимодействия со складами, поставщиками, подрядчиками и клиентами. Это позволяет значительно сократить объем и номенклатуру товарно-материальных запасов на складах, сократить операционный цикл, повысить оборачиваемость капитала, что имеет следствием серьезные финансовые выгоды.

Поскольку в рамках единого информационного пространства данные о планировании и исполнении планов используют одну и ту же базу данных и формы представлении информации, это обеспечивает легкость и прозрачность контроля в реальном времени за степенью исполнения планов, местах возникновения отклонений и их масштабах. Единое информационное пространство обеспечивает информационную магистраль для организации взаимодействия и сотрудничества с другими организациями, что значительно облегчает процессы снабжения материалами, запчастями, а также может быть использовано для взаимовыгодного обмена бизнес-информацией (например, ведения объединенных кредитных досье, «черных списков» ненадежных контрагентов и т. д.) [3; 4].

Таким, образом, важным преимуществом внедрения единого информационного пространства на основе промышленных ERP систем является возможность использования интегрированных в них готовых бизнес-решений на основе «лучших мировых практик». Системы планирования ресурсов предприятий, такие как SAP R/3, вобрали в себя более тысячи лучших способов организации бизнес-процессов, адаптированных под условия конкретных отраслей. Эти практики могут быть использованы для улучшения работы отечественных фирм.

Литература:

  1. Барков, С.А., Зубков, В. И. Социология организаций. — М.: Юрайт, 2013.
  2. Барков, С. А. Сетевое мышление и социально-экономические инновации // Логистические инновации и социально-экономические эффекты. — М.: МАКС Пресс, 2013.
  3. Дорофеев, А. Проблемы информатизации транспортно-логистических компаний // Логистика. — 2013. — № 4.
  4. Ершова Т. Б. Основные направления повышения качества информационного взаимодействия территориально-распределительных предприятий. — М.: Стандартинформ, 2010.
  5. Лукинский, В. В. Оценка влияния информационно-коммуникационных технологий на логистические затраты [Текст] / В. В. Лукинский, В. В. Николаев // Логистика и управление цепями поставок. — 2012. — № 53.
  6. Попов, Н.И., Третьяк, О. А. Управления сетями: новые направления исследований // Российский журнал менеджмента. — 2008. — Т. 6. — № 4. — С. 55–82;
  7. Шерешева, М. Ю. Межорганизационные информационные системы в сетевом межфирменном взаимодействии // Российский журнал менеджмента. — 2006.-Т. 4.-№ 1. — С. 55–76.
Основные термины (генерируются автоматически): единое информационное пространство, информационное взаимодействие, ERP, реальное время, SAP, исполнение планов, сетевая экономика, система планирования ресурсов предприятий, удаленный режим, цепочка поставок.

Ключевые слова

информационные технологии, информационное взаимодействие, сетевая экономика, качество информационного взаимодействия

Похожие статьи

Определение места и роли современного предпринимательства в новой инновационно-информационной экономике

В статье раскрывается значение предпринимательства в условиях модернизации российской экономики, ее трансформации в инновационно-информационный тип. Представлены и проанализированы ее важнейшие элементы, необходимые для эффективного ведения бизнеса. ...

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики

В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Особенности развития цифровых экосистем в государственном и корпоративном управлении и перспективы государственно-частного партнерства

В статье раскрываются особенности создания и функционирования цифровых экосистем в системе государственного и корпоративного управления. Также в исследовании представлены перспективы государственно-частного партнерства в области развития цифровых эко...

Некоторые аспекты управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации

В статье рассмотрены современные тенденции цифровизации экономического сообщества, влияния цифровизации на процесс принятия управленческих решений, управленческий цикл и психологические аспекты управления человеческими ресурсами. Представлен сравните...

Проблемы и перспективы развития промышленных кластеров в условиях цифровой экономики

В статье рассматривается проблема развития промышленных кластеров горнодобывающей отрасли с учетом сложностей природы технологий Индустрии 4.0. Освещены проблемы, с которыми сталкиваются участники предприятий на разных уровнях в структуре промышленно...

Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики

Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая эконом...

Особенности и актуальность использования ERP-систем в современном бизнесе

Активное развитие и интеграция различных информационных технологий приводит к колоссальным качественным изменениям в профессиональных областях деятельности человека. Одним из актуальных направлений развития данного вопроса является цифровизация и пов...

Образовательные инновации как генератор нового знания и фактор развития творческого потенциала трудовых ресурсов страны

В статье проанализированы особенности образовательных инноваций как генератора нового знания и рыночного товара. Сделан вывод о необходимости интеграции науки, образования и бизнеса, обеспечивающих качественную и масштабную многоуровневую подготовку ...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...

Похожие статьи

Определение места и роли современного предпринимательства в новой инновационно-информационной экономике

В статье раскрывается значение предпринимательства в условиях модернизации российской экономики, ее трансформации в инновационно-информационный тип. Представлены и проанализированы ее важнейшие элементы, необходимые для эффективного ведения бизнеса. ...

Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций

Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...

Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики

В статье освещены вопросы влияния процессов цифровизации на процесс управления образовательным учреждением, приведены критерии эффективности управления образованием при переходе к цифровой экономике в России.

Особенности развития цифровых экосистем в государственном и корпоративном управлении и перспективы государственно-частного партнерства

В статье раскрываются особенности создания и функционирования цифровых экосистем в системе государственного и корпоративного управления. Также в исследовании представлены перспективы государственно-частного партнерства в области развития цифровых эко...

Некоторые аспекты управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации

В статье рассмотрены современные тенденции цифровизации экономического сообщества, влияния цифровизации на процесс принятия управленческих решений, управленческий цикл и психологические аспекты управления человеческими ресурсами. Представлен сравните...

Проблемы и перспективы развития промышленных кластеров в условиях цифровой экономики

В статье рассматривается проблема развития промышленных кластеров горнодобывающей отрасли с учетом сложностей природы технологий Индустрии 4.0. Освещены проблемы, с которыми сталкиваются участники предприятий на разных уровнях в структуре промышленно...

Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики

Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая эконом...

Особенности и актуальность использования ERP-систем в современном бизнесе

Активное развитие и интеграция различных информационных технологий приводит к колоссальным качественным изменениям в профессиональных областях деятельности человека. Одним из актуальных направлений развития данного вопроса является цифровизация и пов...

Образовательные инновации как генератор нового знания и фактор развития творческого потенциала трудовых ресурсов страны

В статье проанализированы особенности образовательных инноваций как генератора нового знания и рыночного товара. Сделан вывод о необходимости интеграции науки, образования и бизнеса, обеспечивающих качественную и масштабную многоуровневую подготовку ...

Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия

В статье рассматривается концепция построения внутривузовской платформы дистанционного и онлайн обучения, сформулированная в рамках НИР. Рассмотрены основные направления построения системы цифрового взаимодействия между обучающимся и преподавателем. ...