Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов и сборов в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 21.01.2018

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Климкина И. В. Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов и сборов в Российской Федерации [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 105-107. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13651/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье рассмотрены поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за последние 13 лет. На основании представленной динамики проведен корреляционно-регрессионный анализ и выявлены факторные признаки, влияющие на динамику поступления налогов в государственный бюджет.

Ключевые слова: налоги, государственный бюджет, корреляционно-регрессионный анализ, доходы Российской Федерации.

Основное звено финансовой системы — государственный бюджет, объединяющий все финансовые категории. К ним относятся налоги, государственные кредиты, доходы и расходы. Под бюджетом понимается совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления [1].

Вопрос стабильного поддержания государственного бюджета является актуальным в настоящее время, т. к. его роль заключается в обеспечении и поддержании деятельности государства, реализации региональной и национальной политики, направленной на достижение стабильного экономического роста и удовлетворение потребностей различных экономических субъектов.

Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников, которые делятся на 2 группы: налоговые и неналоговые доходы. На сегодняшний день основным способом пополнения бюджета для всех без исключения государств являются налоговые доходы. Так, основу формирования федерального бюджета Российской Федерации составляют федеральные налоги и сборы, обязательные платежи юридических и физических лиц, устанавливаемые федеральными нормативными актами.

Согласно бюджетному законодательству России к федеральным налогам и сборам относятся: акцизы; налоги на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; государственная пошлина; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов [1].

Стоит отметить, особенность налогов заключается не только в представлении инструмента фискальной политики, но и метода косвенного регулирования экономических процессов на макроэкономическом уровне, вследствие этого они являются одним из основных инструментов государственного вмешательства в экономику страны.

Следует рассмотреть динамику поступления налогов и сборов в бюджет государства, представленную на рисунке 1.

C:\Users\Asus\Desktop\сессия\Безымянный.png

Рис. 1. Поступление налогов и сборов в бюджет Российской Федерации

Анализ скорости и интенсивности развития явления во времени осуществляется с помощью статистических показателей, которые получаются в результате сравнения уровней между собой, представленные в таблице 1.

На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что в течении периода с 2004–2016 г. поступления в Бюджет РФ от налогов и сборов имеет неравномерный характер. Наибольший прирост приходился на 2008 г. и составил 27,24 %.

Динамика, представленная на рисунке 1, свидетельствует о нестабильном поступлении налогов в бюджет страны. На уровень поступления денежных средств в государственный бюджет влияет множество факторов.

Для изучения взаимосвязи развития налоговых сборов следует провести полный корреляционно-регрессионный анализ [2]. Данный анализ позволяет установить и оценить значимые факторы на доходы Бюджета от налогов и сборов, на основе данных по Российской Федерации за период 2004–2016 гг.

Таблица 1

Динамика уровня величины поступлений налогов, сборов ииных обязательных платежей вбюджетную систему Российской Федерации

Год

Абсолютный прирост (убыль), млрд. руб.

Темп роста,%

Темп прироста,%

2004

19162,55

98,2

-1,8

2005

12915,00

67,4

-32,6

2006

17448,21

135,1

35,1

2007

18371,21

105,29

5,29

2008

23375,62

127,24

27,24

2009

15050,64

64,39

-35,61

2010

16995,03

112,92

12,92

2011

16692,91

98,22

-1,78

2012

10952,6

65,61

-34,39

2013

11327,2

103,42

3,42

2014

12670,2

111,86

11,86

2015

13788,3

108,82

8,82

2016

14923,65

108,23

8,23

Для проведения корреляционно-регрессионного анализа используем следующие факторные показатели: Y — доходы в Бюджет от налогов и сборов по РФ, млрд. руб.; Х1 — удельный вес убыточных организаций, %; Х2 — ВВП, млрд. руб.; Х3 — коэффициент текущей ликвидности, %; Х4 — коэффициент обновления основных фондов, %; Х5 — инвестиции в основной капитал в РФ, млрд. руб.; X6 — внешнеторговый оборот РФ, млрд. руб.

Параметры модели с включением фактора времени оцениваются с помощью метода наименьших квадратов (МНК). Матрица парных коэффициентов показывает факторы, которые могут быть включены в модель множественной регрессии (таблица 2). Корреляционная матрица получена с помощью табличного редактора Excel ХР в пакете анализа.

Таблица 2

Матрица парных коэффициентов корреляции

у

х1

х2

х3

х4

х5

х6

у

1

х1

-0,726219

1

х2

0,804848

0,8301990

1

х3

0,282511

-0,1767334

-0,3625487

1

х4

0,403469

-0,2584265

-0,4281604

0,88313255

1

х5

0,566746

-0,1489462

-0,5421837

0,18081882

0,12738

1

х6

0,153952

-0,0091034

0,0926429

0,4212289

0,090556

0,062973

1

Из корреляционной матрицы видна тесная взаимосвязь между результативным (y) и факторными признаками (Х1, Х2).

На основании полученных результатов корреляционного анализа уравнение регрессии и значения t-критерия Стьюдента имеет следующий вид:

(1)

В результате построения уравнения регрессии получены результаты, представленные на рисунке 2.

C:\Users\Asus\Desktop\сессия\Безымянный1.png

Рис. 2. Регрессионная статистика

Множественный коэффициент корреляции равен 0,76679, что свидетельствует о тесной связи между признаками. Коэффициент детерминации — равен 0,58675, следовательно, 58,7 % вариации уровня основных показателей в образовании государственного бюджета от налогов и сборов обусловлено факторами, включенными в модель (1).

Анализ полученного уравнения позволяет сделать выводы о том, что руководителям организаций необходимо обеспечить грамотный подход к вопросу управления предприятием. Внутренняя политика фирмы способствует снижению удельного веса убыточных организаций, что повлияет на финансовое состояние Бюджета страны.

Литература:

1 Тимофеева Т. В., Снатенков А. А. Практикум по финансовой статистике. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2009.

2 Снатенков А. А., Тимофеева Т. В. Статистическое исследование факторов формирования просроченной задолженности по кредитам российского банковского сектора // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2017. — № 7–1. С. 137–144.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный бюджет, Российская Федерация, сбор, налог, корреляционно-регрессионный анализ, РФ, поступление налогов, корреляционная матрица, динамик поступления налогов, удельный вес.

Ключевые слова

государственный бюджет, налоги, корреляционно-регрессионный анализ, доходы Российской Федерации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос