Государственная поддержка инновационной деятельности в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дзуцева, Г. Н. Государственная поддержка инновационной деятельности в России / Г. Н. Дзуцева, Д. В. Ахполова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13340/ (дата обращения: 25.04.2024).



Переход России к рыночной экономике требует развития инновационной деятельности, а также иного подхода к нововведениям, объединяющим научные знания и технологии с рынком. Разнообразие видов собственности, и организационно-правовых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночным отношениям формируют плодотворную основу для стимуляции инновационной деятельности, способствуют внедрению новых технологий, увеличению уровня эффективности и конкурентоспособности. В статье рассматривается законодательная база, формы и принципы поддержки государством инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная поддержка инновационной деятельности, развитие инновационной деятельности

Одним из главных курсов государственной инновационной политики, которое служит немаловажным условием на пути инновационного развития общества, является поддержка инновационной деятельности.

Страны с высокоразвитой экономической системой своим опытом показывают, что главные успехи были достигнуты за счет непрерывного поиска инноваций и их внедрения. Ограниченность природных ресурсов, равно как и рост населения в некоторой степени ограничивают возможности дальнейшего развития производства путем расширения. Для многих стран мира единственным является путь развития инноваций, который направлен на переход на коммерческую основу и на использование результатов различных научных разработок и исследований для обновления и расширения ассортимента и усовершенствования качества выпускаемой продукции (будь то товары или услуги), улучшения технологий их изготовления с дальнейшим внедрением и эффективным сбытом на внутреннем рынке, либо за рубежом.

Вплоть до недавнего времени правовой фундамент поддержки государством инновационной деятельности в России составляли программные и стратегические документы, которые в правовой форме определяли перспективы и курс развития инноваций в Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”» [1], на пути совершенствования законодательства в сфере инноваций был сделан важный шаг.

Значительное внимание в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике”» отводится вопросу поддержки государством инновационной деятельности как одному из стратегически важных направлений государственной политики введения и поддержания инноваций.

Необходимо выделить тот факт, что законодатель определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности и субъектный состав, полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в сфере поддержки инновационной деятельности. Также, что немаловажно, закрепляет основы данного направления инновационной политики государства, выражающиеся в задачах и основах государственной поддержки.

Государственная поддержка инновационной деятельности в ФЗ № 254 определена как комплекс мер, принимаемых органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ с целью создания необходимых экономических, организационных и правовых условий, и кроме того стимулов для юридических и физических лиц, которые осуществляют инновационную деятельность.

В Федеральном законе представлена единая система форм поддержки государством инновационной деятельности, которая включает в себя:

1) льготы по уплате налогов, сборов и таможенных платежей;

2) образовательные услуги;

3) информационная поддержка;

4) консультационная поддержка и помощь в формировании проектной документации;

5) развитие спроса на инновационную продукцию;

6) финансовая гарантия (в том числе субсидии, кредиты, гарантии, гранты, займы, взносы в уставный капитал);

7) осуществление целевых программ и подпрограмм, а также проведение мероприятий в рамках государственных программ РФ.

Особое значение государства в поддержке и финансировании инновационной деятельности объясняется тем, что массивные и увеличивающиеся масштабы финансовых ресурсов, которые необходимы для учреждения исследований, ограничивают возможности инвестиций для частного капитала в различные сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Также, особая роль государства в субсидировании инновационной деятельности объясняется тем, что уровень формирования НИОКР и глубина проникновения научных разработок и идей в производственный процесс становится ключевым условием конкурентоспособности государства на мировом рынке, что со стороны государства требует активного участия путем финансирование этих процессов.

Финансирование государством инновационной деятельности позволяет реализовывать порой непосильные даже для крупного бизнеса научные исследования (фактическая значимость которых может обнаружить себя только в несколько отдаленной перспективе), разрабатывать принципиально новые направления технологий и науки в целом. Вследствие государственного финансирования появились как новые изделия и технологии, так и целые области экономики — биотехнологии, телекоммуникации и Интернет.

Говоря об инновационной деятельности, нельзя не упомянуть некоторые ее принципы, на которые она опирается и которые необходимы для освоения инновационного потенциала:

  1. Приоритет инноваций над традиционным производством. Этот принцип предусматривает признание за наукой главной роли в системе производительных сил. Можно обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции, а также хозяйствующих субъектов, только практически используя результаты научных исследований и приобретенные знания.
  2. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. Одной из самых важных функций государственного регулирования в среде рынка является ресурсное снабжение научных разработок и обозначение приоритетных направлений инновационной деятельности. На уровне государства данные направления определяются с учетом главных потребностей страны и ее инновационного потенциала.
  3. Масштабность. Масштабный охват инновационного потенциала означает, что чем больше важность итогов инновационной деятельности, тем больше побудительных рычагов необходимо использовать, чтобы результат от внедрения инновации удержался на той территории, где она была реализована.
  4. Обеспечение правовой охраны интеллектуальной собственности, а также свободы научного и научно-технического творчества. В контексте инновационной деятельности предполагается постановка некоторой прикладной проблемы, после решения которой, можно получить коммерчески результаты. Приобретенные путем использования научных методов, результаты должны быть защищены законодательством. Однако государство не должно интересовать то, какие именно научные методы были использованы в ходе исследований.
  5. Поддержка в развитии конкуренции в областях науки и техники. Это рациональное смешение государственного управления инновационной деятельности и функционирования инновационных структур в условиях конкуренции. Государство стимулирует деятельность новых и малых инновационных структур, сдерживает с помощью антимонопольного законодательства работу предприятий-монополистов, тем самым создавая условия для активизации инновационной деятельности в регионе или стране. Возрастает количество инновационных фирм, которые конкурируют между собой, что в свою очередь стимулирует научно-технический прогресс.
  6. Экономичность инновационных процессов. Данный принцип означает, что средства, выделенные на нововведения, оправданы только в том случае, если они приводят к коммерческому успеху.

В современных условиях рыночной экономики, где существенно возросла значимость инноваций, они являются эффективным средством конкурентной борьбы потому, что они ведут к наплыву инвестиций, созданию новых потребностей, открытию и захвату новых рынков (как внутренних, так и внешних), уменьшению себестоимости продукции, улучшению имиджа (повышению рейтинга) разработчика новых продуктов. Поэтому, на процесс инноваций могут воздействовать факторы, которые как способствуют развитию, так и препятствуют инновационной деятельности предприятия. Эти факторы подразделяются в свою очередь на препятствующие и способствующие [2].

Политико-правовые факторы. Препятствующие включают в себя ограничения со стороны патентно-лицензионного, антимонопольного и налогового законодательства; способствующие — законодательные меры, которые поощряют инновационную деятельность, а также государственную поддержку инноваций.

Экономические и технологические факторы. Препятствующие — нехватка денежных средств для финансирования проектов инновационной деятельности, отсутствие запасных мощностей, слабость научно-технической базы. Способствующие — наличие резерва материально-технических и финансовых средств, научно-технической и хозяйственной инфраструктуры, а также прогрессивных технологий.

Социально-психологические и культурные факторы. Препятствующие — сопротивление переменам, вызванным такими последствиями, как необходимость поиска новой работы, реорганизация устоявшихся методов деятельности, изменение статуса работников, нарушение стандартов поведения и сформировавшихся традиций. Способствующие — моральное ободрение участников инновационного процесса, предоставление перспектив самореализации, общественное признание, освобождение креативного труда. Нормальная психологическая среда в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие факторы. Препятствующие — чрезмерная централизация, традиционная организационная структура компании, ведомственная обособленность, сложность межорганизационных и межотраслевых взаимодействий, направленность на сформировавшиеся рынки, жесткость в планировании, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков данных, жесткость в планировании. Способствующие — преобладание горизонтальных потоков информации, гибкость организационной структуры, самопланирование, децентрализация, допущение корректировок, демократичный стиль управления.

Регулирование инновационной деятельности и исключение факторов, которые мешают инновационной деятельности, а также разработка и дальнейшее развитие факторов, способствующих развитию инновационной деятельности на предприятии, приобретают особую роль в современной жизни компании, оказывая существенное воздействие на цели, методы и стратегию управления предприятием. Инновационная деятельность порождает как будущий образ предприятия, выражая ее технологии, выпускаемые продукты, окружение, потенциальных потребителей, так и базу ее конкурентной и стратегической позиции на рынке. Эффективное руководство инновационной деятельностью требует использования современных эмпирических адаптивных методов, подходов и алгоритмов; изучения и обобщения опыта, благополучно действующих на глобальном рынке предприятий.

Продуктивная инновационная политика представляет собой мощный инструмент, благодаря которому государство может преодолеть стагнацию в экономике, сформировать работу внутреннего рынка и выйти на мировой рынок высокотехнологичных продуктов.

На уровне законодательства государственная инновационная политика, а также ее приоритетная направленность (например, поддержка государством инновационной деятельности) не смогли найти своего полноценного и соответствующего требованиям общественного развития правового обеспечения. Имеющаяся проблема в значительной степени объясняется несовершенством теоретической базы государственного регулирования инновационной деятельности, что затрудняет достижение стратегических целей и целенаправленное совершенствование инновационной экономики в Российской Федерации. Развитие и улучшение законодательства в области развития инноваций должно осуществляться лишь на основе научно обоснованных концепций и предложений. Данный подход даст возможность достичь существенных результатов на пути формирования государственной политики в сфере инноваций и системы ее нормативно-правового обеспечения.

Литература:

  1. Собрание законодательства РФ, 2011, № 30, Ст. 4602.
  2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. — СПб.: Питер, 2009. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационный потенциал, внутренний рынок, государственная инновационная политика, государственная научно-техническая политика, государственное регулирование, мировой рынок, Российская Федерация, рыночная экономика.

Ключевые слова

инновационная деятельность, развитие инновационной деятельности, государственная поддержка инновационной деятельности

Похожие статьи

Инновационная политика экономики России | Статья в сборнике...

Россия, инновационная деятельность, инновационная активность, российская экономика, государственная инновационная политика, инновационное развитие, Российская Федерация, область развития науки...

Государственная поддержка инновационной деятельности

инновационный процесс, государственное регулирование, инновационная политика, создание условий, государственная инновационная политика, инновационный механизм, контрактное финансирование...

О поддержке инновационной деятельности в субъектах...

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационный потенциал, Российская Федерация, мировой рынок, внутренний рынок, государственное регулирование, государственная...

Инновационная деятельность предприятия | Статья в журнале...

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационный потенциал, Российская Федерация, мировой рынок, внутренний рынок, государственное регулирование, государственная...

Цели и содержание государственной инновационной политики

...инновационная политика, инновационная стратегия, внутренний рынок, государственная инновационная политика, инновационная деятельность, моральный износ, инновационная политика Узбекистана, создание условий, хозяйствующий субъект.

Основные направления государственной инновационной...

инновационная деятельность, государственная инновационная политика, финансовое обеспечение, инновационная политика, научно-техническое лидерство, государственная поддержка инноваций...

Инновационная деятельность в российской экономике

Государственная поддержка инновационной деятельности.

...Россия, инновационная активность, инновация, инновационный процесс, инновационное предпринимательство, инновационная деятельность, научно-техническая деятельность, общее число, патентная...

Инструменты реализации инновационных проектов

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационный потенциал, Российская Федерация, мировой рынок, внутренний рынок, государственное регулирование, государственная...

Региональная инновационная политика: проблемы...

Региональная инновационная политика: проблемы государственного регулирования и зарубежный опыт.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, инновации. В последнее десятилетие инновационная деятельность из уровня...

Похожие статьи

Инновационная политика экономики России | Статья в сборнике...

Россия, инновационная деятельность, инновационная активность, российская экономика, государственная инновационная политика, инновационное развитие, Российская Федерация, область развития науки...

Государственная поддержка инновационной деятельности

инновационный процесс, государственное регулирование, инновационная политика, создание условий, государственная инновационная политика, инновационный механизм, контрактное финансирование...

О поддержке инновационной деятельности в субъектах...

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационный потенциал, Российская Федерация, мировой рынок, внутренний рынок, государственное регулирование, государственная...

Инновационная деятельность предприятия | Статья в журнале...

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационный потенциал, Российская Федерация, мировой рынок, внутренний рынок, государственное регулирование, государственная...

Цели и содержание государственной инновационной политики

...инновационная политика, инновационная стратегия, внутренний рынок, государственная инновационная политика, инновационная деятельность, моральный износ, инновационная политика Узбекистана, создание условий, хозяйствующий субъект.

Основные направления государственной инновационной...

инновационная деятельность, государственная инновационная политика, финансовое обеспечение, инновационная политика, научно-техническое лидерство, государственная поддержка инноваций...

Инновационная деятельность в российской экономике

Государственная поддержка инновационной деятельности.

...Россия, инновационная активность, инновация, инновационный процесс, инновационное предпринимательство, инновационная деятельность, научно-техническая деятельность, общее число, патентная...

Инструменты реализации инновационных проектов

инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационный потенциал, Российская Федерация, мировой рынок, внутренний рынок, государственное регулирование, государственная...

Региональная инновационная политика: проблемы...

Региональная инновационная политика: проблемы государственного регулирования и зарубежный опыт.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, инновации. В последнее десятилетие инновационная деятельность из уровня...